Какие скиллы нужны для карьерного роста в 2021 году?

Маркетолог и автор телеграм-канала «Продуктовая прокачка мозга» Виктор Фомин делится простой инструкцией, которая поможет как полному новичку, так и зрелому специалисту.

Привет! Меня зовут Виктор, я маркетолог. Пару лет назад я написал на VC популярную колонку «Как перестать ныть и начать больше зарабатывать».

С тех пор я больше узнал про операционку и управление, и больше погрузился в наставничество. Потому что вопрос «где взять толковых и сообразительных сотрудников?» остается одним из самых больных на рынке. Приходится растить таких людей самостоятельно.

Как результат, мы с Александром Чижовым (предприниматель, автор тг-канала «Ленивый сммщик») объединили усилия и написали еще более продвинутую версию карьерных советов.

→ → →

Предыстория: в бизнесе по ряду причин сейчас происходит своеобразная инвентаризация, в рамках которой люди хотят разложить все процессы на составляющие, посчитать эффективность каждого этапа, а также посмотреть на КПД сотрудников, участвующих в этих процессах.

В общем, все подписать, пронумеровать, завести в большие бухгалтерские книги (аналитические системы, big data) и дальше ориентироваться на цифры. Поэтому для развития вашей карьеры нужно либо учиться аналитическому мышлению, либо… скорее всего, немножко страдать. Но это общий посыл.

В статье мы рассмотрим подробнее точки роста → направления, по которым желательно двигаться. Материал большой, поэтому будет лучше, если вы заварите кофе или чай ☕😀

📌 Быстро делать

Есть такой термин как MVP — minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт). Раньше компании делали что-нибудь месяцами и годами, а потом нередко оказывалось, что это мало кому нужно. Сейчас же, когда мир значительно ускорился, все стали стараться делать продукты и услуги «на коленке», чтобы быстрее выяснить — можно ли их продать.

Грубо говоря, связали два колеса, прикрепили руль — и назвали это велосипедом. Он кое-как едет. Если люди его покупают — отлично, значит можно еще поработать над ним отверткой, покрасить, привести в более симпатичный вид. Не покупают? Нафиг его, переключаемся на что-то другое.

Поэтому скорость выполнения чего-либо стала очень важна. И если вы делаете что-то вовремя и нормально (на четверочку), это часто важнее, чем если делать отлично, но долго.

Потому что когда вы что-то сделали на четверочку, это уже существует (как факт). С этим можно как-то работать. В конце-концов, ваш руководитель может поставить галочку «Сделано» в отчёте перед его руководителем — тоже довольно важная причина, особенно в корпоративных бюрократиях.

И когда вы сдаете работу вовремя, вы становитесь прогнозируемым. Другие люди знают, что могут строить какие-то планы, включая вас в них. И это хорошо.

В итоге, нужно научиться добиваться разумного компромисса между скоростью и качеством работы.

📌 Делать свою работу прозрачной

Руководитель или ЛПР (лицо, принимающее решения) обычно действуют так: приходят с определенной регулярностью и хотят узнать, «как у вас дела».

Они НЕ будут подробно изучать все ваши процессы, а хотят видеть самую верхушку (результаты), чтобы быстро охватить взглядом всю картину.

Как этого добиться: своевременным заполнением отчётов и прописыванием понятных статусов по задачам в системах типа Planfix, Trello и любых других — в зависимости от того, где вам ставят эти задачи.

Любой руководитель или ваш коллега, который захочет свериться с вашими процессами, должен быстро в них сориентироваться и понять, что у вас происходит.

Что имеется ввиду под понятными статусами (актуализацией) задач: представьте, что у руководителя в подчинении 10 человек разных специальностей, поэтому ему постоянно нужно переключаться между разными профессиональными сферами. Это довольно непросто.

И вот, заходит он к дизайнеру в одну из карточек задач, и там в последнем комментарии написано «Исправлено». И какие-то файлы прикреплены. Что исправлено, где, зачем? Человек уже все забыл, что с ним обсуждал специалист в последний раз!

Будет лучше, если дизайнер напишет примерно так: «Мы договорились на созвоне 4 марта, что я поправлю шрифт в логотипе по такой-то причине. Я сделал два варианта на выбор → посмотри пожалуйста».

Всегда помните, что другие люди заняты своими делами и обычно плохо помнят в подробностях все остальное. Помогайте им вспоминать.

📌 Строить системы

Нужно стараться учиться так организовывать процесс, чтобы он работал с вашим минимальным участием.

На условном примере организации редакции в СМИ. Есть главред, который работает с журналистами, выдает им темы, принимает статьи. Пока он на месте — издание работает.

Но если главред впадет в кому на 3 месяца, то процесс застопорится. Поэтому здесь нужно:

  • обучить журналистов, чтобы они сами предлагали темы интересных статей;
  • создать кадровый резерв или методики найма, чтобы издание могло откуда-то взять запасных журналистов, если текущие тоже заболеют, уволятся, зазвездятся и так далее);
  • составить редполитику, объективные критерии качества статей — что в них должно быть, а чего не должно. Чтобы журналисты могли, во-первых, сами себя проверять до определенной степени. А во-вторых, чтобы готовые черновики при отсутствии главреда могли принимать другие редакторы и среднее качество материалов при этом не сильно падало.

В жизни, к сожалению, все же редко встречается полное соответствие схеме «все работает без вас». Потому что конкретные люди — самая важная причина, по которой одни бизнесы взлетают, а другие нет. Команда рулит. Но здесь важно к то, что к этому идеалу нужно стремиться, иметь перед глазами цель.

Например, вы были тем самым главредом. У вас неплохо получалось развивать издание. Поэтому вас заметили и сказали: дорогой человек, теперь ты отвечаешь не за одно издание, а за три!

И если вы не умеете строить системы, работающие хотя бы частично без вашего постоянного присутствия, то вас будут дергать все подряд из всех задач и проектов, в которых вы участвуете: проверь это, подскажи то, посмотри вот эти черновики. Это путь к стрессу и безумию 🤯

В итоге: если вы научились что-то делать — вы должны думать, как можно взять этот процесс и научить ему других людей. Как можно взять этот процесс и повторить его в другом месте. Как можно его улучшить, чтобы сократить время и издержки. И так желательно думать про любой процесс.

📌 Презентовать результаты своей работы

Все люди на планете думают, в основном, о себе. Они не тратят время, чтобы попытаться понять, чем интересны вы и ваша работа. Поэтому вы должны говорить другим, что думать о вас и ваших результатах.

Если у вас что-то получилось, но вы молчите об этом — как окружающие об этом узнают? Они не телепаты 🙂

Ваши коллеги тоже часто заняты своим участком работы и могут совершенно не представлять, чем вы занимаетесь. В больших компаниях правая рука часто не знает, что делает левая.

Как пример, у меня был прекрасный тимлид Гоша, который так объяснял необходимость стендапов (ежедневные короткие встречи, на которых люди коротко рассказывают, кто что делал):

Вы слышите, что делает тимлид, так как чаще всего он не присутствует на совместных походах за чаем/кофе и может сложиться впечатление, что он занят чем-то бестолковым и не делает достаточно для развития проекта.

Когда вы новичок в компании — важно правильно представлять свою работу, чтобы доказать коллегам, что вы полезны.

Когда вы уже достаточно матерый волк — важно правильно представлять свою работу, чтобы доказать, что вы стоите тех ресурсов, которые на вас затрачивают.

В общем, это важно всегда.

📌 Работать в команде и общаться с людьми

Это строго обязательный пункт для любого человека, который стремиться к карьерному росту. Пройти мимо него тоже невозможно.

По этому поводу мне очень понравился рассказ одной девушки, которая была крепким техническим специалистом в компании N. Потом она уволилась, перешла в другую фирму и стала там руководителем команды — то есть, теперь она стала управлять другими техническими специалистами. Раньше у нее такого опыта не было.

И она думала, что просто раздаст всем задания и люди пойдут работать. А в реальности оказалось, что кто-то может сказать, например «А я вот это делать не хочу...»

И этой девушке пришлось учиться правильному делегированию, мотивированию людей, в общем — ряду психологических навыков. Сегодня такие навыки еще называются софт-скиллами.

Интровертам этот пункт должен не очень понравиться, я знаю 😎 Я сам интроверт. Это тема отдельной статьи.

Подытожим: что вышесказанное означает для человека, который ищет работу и хочет расти карьерно

1. Нужно учиться считать и быть системным менеджером

Во-первых, если вы работаете в небольшом бизнесе или стартапе, то вам жизненно необходимо уметь как-то извернуться, сэкономить каждую копеечку, чтобы иметь возможность как-то существовать, когда рядом есть ребята типа Ламоды, которые могут залить в любой рекламный канал много денег.

Во-вторых, если вы работаете в компании побольше, то крупные компании, несмотря на свою периодическую негибкость — они потому и крупные, что сумели построить работающие и достаточно эффективные процессы.

→ Возможности обойти цифры и менеджмент нет потому, что все всегда в итоге происходит по одинаковому сценарию.

Допустим, вы работаете [где угодно и на какой угодно должности]. У вас это хорошо получается: соответственно, на вас возрастает нагрузка. Больше людей хотят получать от больше единиц чего-либо.

Но ВЫ НЕ МОЖЕТЕ самостоятельно производить больше таких единиц. Вам приходится учиться делегировать, выстраивать процессы, нанимать людей и в итоге отвечать за какую-то работающую систему.

Производная вашей системы — это опять же процессы и цифры. Другого «языка общения» для бизнеса еще не придумали.

Все успешные предприниматели и руководители абсолютно «заражены» этим мышлением. Для них понятная табличка с понятными цифрами — единственное важное подтверждение чего угодно.

И таким образом они видят — вы «свой» человек или нет, вписываетесь ли вы в их парадигму, в их структуру бизнеса, или нет.

Не обязательно, чтобы такой навык «любви к цифрам» присутствовал сразу, этому учат. Но суть в том, что если видно, что вы не хотите этому учиться — скорее всего, вас сократят в любой компании, которая следит за своими процессами. А в условиях насыщения рынка, повторюсь, таких компаний и подобных требований к сотрудникам будет становиться все больше.

2. Нужно общаться

Деньги и возможности — это ресурсы. Они не берутся непонятно откуда, а переходят от одних людей к другим людям. Другого источника нет. Если вы выстраиваете с кем-то отношения, то можете стать получателем этих ресурсов.

Если не выстраиваете и сидите в одиночестве — к сожалению, не можете.

3. Нужно стараться перестать мыслить, как нанимаемый исполнитель, а стараться стать человеком, который говорит другим, что им нужно делать

Когда вы уже более-менее освоили работу с цифрами, менеджмент, умение общаться-договариваться, накопили определенный опыт — вы приходите к интересным вам людям / работе / проекту и рассказываете им, как вы будете действовать и какие вам нужны ресурсы. Именно этого хотят все адекватные люди в адекватных компаниях.

Никто из нормальных управленцев не любит заниматься микроменеджментом и постоянно прописывать своим сотрудникам, подрядчикам или партнерам задачи до каждой запятой. Наоборот, они рады, если кто-то заберет у них какой-то участок работы.

Конечно, для кого-то такой вариант развития не совсем комфортен. Не все люди любят брать на себя ответственность, быть на передовой, выслушивать критику своих идей. Но другого способа, в общем-то, и нет — если хочется расти. Кроме того, аппетит приходит с опытом.

У меня был в 2020 году интересный момент, когда мне пришла в голову идея, что той компании, в которой я работаю, было бы неплохо купить один проект. Я высказал эту идею и меня попросили подготовить более подробное обоснование сделки.

Я это все сделал. И люди обсуждали возможную сделку на [много] рублей. Для меня это был важный шаг в понимании того, насколько люди готовы выслушивать какие-то здравые предложения и довериться человеку, который решил выступить в роли впередсмотрящего.

Практически никто в мире на самом деле не знает, что будет завтра и как «правильно жить» или «как правильно делать бизнес». Когда мы являемся детьми, то нам кажется, что у взрослых есть ответы на все вопросы. К сожалению, это не так. Взрослые сами достаточно растеряны, просто научились это хорошо скрывать :).

Поэтому те, кто берет на себя ответственность и выступает лидером, драйвером каких-то проектов и идей — более успешны. Конечно, вы будете ошибаться. Но суть в том, что нужно пробовать, учитывать ошибки и пробовать снова.

Несколько советов от Саши Чижова

Со всеми пунктами полностью согласен, но хотел бы добавить несколько от себя по опыту наблюдения за командой Студии – кто вырос, кто нет и почему.

Будьте самостоятельными, а не проблемными

Представьте, что вы эсэмэмщик и вам поставили новую задачу, с которой вы ранее еще не сталкивались, например, подготовить медиаплан. Шаблонов нет, инструкций нет.

Вот тут все, абсолютно все люди делятся на два типа.

Первый тип – это «проблемные». Они, даже не приступив к задаче, возьмут пачку сигарет, скорчат гримасу, выйдут в курилку и всему агентству расскажут о том, что им дали какую-то дикую задачу, решить они ее сами не могут, не для того нанимались, не умеют и вообще не проходили курсов по разработке этих медиапланов.

Второй тип – это «самостоятельные». Они скажут начальнику и себе, что «ща разберемся», зайдут в интернет, наберут «как составить медиаплан», что-то сами сделают и придут с готовым, возможно даже с ужасным медиапланом в назначенное время.

«Проблемные» никогда не добиваются успеха. «Самостоятельные» становится основной успеха.

Почему?

«Проблемный» человек ничего не хочет решать и ничего не хочет приносить росту бизнеса. Он хочет получить четкую инструкцию, выполнить ее и уйти домой отдыхать. Нет инструкции – это нагрузка, держать это в себе – тоже нагрузка, поэтому он смело выплевывает все наружу.

Но вот что важно. Сначала в бизнесе появляется новая, сложная задача, а только потом на нее может появиться инструкция. Нельзя сразу иметь инструкцию на то, что ты еще не делал. Поэтому, если человек не может вывозить новые задачи – значит он не может помочь росту бизнеса — значит не нужен.

Не будьте «проблемными». Если вам поступила задача, вы с ней ранее не сталкивались, то это замечательно — прямо сейчас вы можете повлиять на развитие бизнеса и стать тем человеком, который выведет ее на новый уровень.

Смело хватайтесь, бейтесь, делайте и руководитель увидит, что вы тот самый человек, который поможет ему и бизнесу идти вперед.

Будьте приятным человеком

Современный человек проводит на работе больше времени, чем дома. Особенно, если речь о растущей компании или стартапе. Особенно, если речь о топ-менеджменте.

Поэтому, любая компания стремится к тому, чтобы создать у себя в офисе приятную атмосферу — чтобы все хорошо общались, помогали друг другу, ценили и были единым целым.

Поэтому совет простой – будьте хорошим человеком.

Если вы уже пришли в компанию, то по умолчанию с первой же секунды уважайте каждого коллегу, общайтесь дружелюбно, не плодите интриги, недовольства и нервотрепки.

У нас был случай. Пришла к нам работать девочка, навыки есть, работать умеет, работу свою знает.

Но с первого же дня началось «блин, почему он мне не предоставил!», «этот писать не умеет, поэтому и результата нет!», «Я вообще могу уйти и ничего не делать!».

Разошлись с ней в тот же день.

Потому что, да, в организации кто-то может ошибаться; кто-то может не успеть. Но мы все вместе, мы поддерживаем друг друга, помогаем друг-другу. Командное превыше индивидуального.

Делайте чуть больше, чем остальные

Ну и теперь простенький, но безумно эффективный лайфхак для тех, кто хочет стремительного карьерного роста.

Представьте, что вы работаете в компании. Она всем хороша, но вы, как специалист, видите, что все же в каких-то вещах она отстает в развитии, что-то делает хуже, чем могла бы.

Вот вам лайфхак – решите эту проблему и предложите это решение руководителю.

БОльшая часть топов в Студии Чижова стала топами в тот момент, когда мне или своему руководителю сказала «блин, Саш, у нас не оч хорошо работают воронки – я тут посмотрел курс, разобрался, давай у нас сделаем!».

Это волшебная фраза, это ключ, который превращает вас в топового специалиста.

Вот еще один случай из практики. Шесть лет назад я работал менеджером по продажам в курской компании. Мы занимались холодными звонками.

Я прозванивал тысячи номеров, получал в 999 случаях ответ «иди лесом». А один какой-то невероятный человек слушал.

Я не разбирался, но чувствовал, что мы что-то делаем не то. И подумал, что можно во ВКонтакте гораздо быстрее и проще написать тысяче ЛПРов в личку.

Идея оказалось глупой. Но через нее я вышел на книгу Румянцева о соцсетях. Изучил, предложил руководителю — он не заинтересовался, я ушел и стал тем, кто я есть.

Поэтому находите брешь, выделяйте час-другой в день на ее решение. И с найденным решением приходите к руководителю. Эффект будет головокружительным.

----------------------------------------------------------------

Если вам понравился материал — забегайте в мой тг-канал «Продуктовая прокачка мозга».

Есть вопросы или хотите обсудить какой-то тезис статьи? Напишите комментарий, постараемся развернуто ответить.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
s1mplar s1mplar

кем работаете вы? чего добились? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда