Как сделать классное резюме и привлечь внимание рекрутёров из Apple, Google и Facebook

В последнее время всё чаще я слышу одни и те же вопросы от знакомых про трудоустройство и написание резюме. После того, как я поняла, что отвечаю примерно одно и то же уже на десятое сообщение, я решила собрать мысли и сообщения в кучу и рассказать, как же сделать хорошее резюме.

Моё резюме претерпело несколько итераций и сейчас после многих лет работы, сотен просмотренных CV и десятков рекомендаций, я могу рассказать про основные вещи, на которые стоит обратить внимание, чтобы рекрутёры в свою очередь обратили внимание именно на вас.

Ещё в университете нам рассказывали, как сделать хорошее резюме, и оно выглядело в общем-то нормально, но сейчас я понимаю, что специалисты по подбору персонала такое резюме могли бы просто пропустить, так как оно не выделялось и в нём присутствовали простые недочеты: неправильная форма документа или слишком подробные личные данные.

Сразу оговорюсь, что под хорошим резюме я подразумеваю резюме, которое ждут в крупных международных американских и европейских компаниях. В разных регионах и компаниях может быть своя специфика и разные требования.

После университета, когда я начала искать работу, резюме чуть видоизменилось, но не сильно, а вот когда после нескольких лет работы и второго высшего образования я переделывала своё резюме и помогала делать резюме супруга, то у меня уже сложилась картинка того, что и в каком порядке нужно делать, чтобы тебя заметили рекрутёры Apple, Google и Facebook.

1. Структура

Большим подспорьем здесь может служить LinkedIn, который подробно объясняет что и в каком разделе нужно написать. Поэтому я рекомендую в первую очередь сделать резюме на этой платформе. Вы можете начать с русского языка, а потом перевести на английский и другие необходимые вам языки.

Для кадровика важно быстро понять, подходите вы ли нет, поэтому структурируйте резюме, так, чтобы было сразу понятно, где вы получали образование, где работали, а где раздел с увлечениями. Что такое “быстро” — согласно исследованию Ladders Inc., в котором они отслеживали поведение рекрутёров с помощью окулографии (трекер глаз), среднее время на просмотр одного резюме составляет 7.4 секунды.

2. Введение

Не забудьте про введение или секцию "обо мне": многие рекрутёры обращают внимание на фото и введение прежде чем решить, нужно ли им углубляться в детали вашего резюме. Если у вас сложности с характеристикой себя как профессионала — не бойтесь поспрашивать у друзей и коллег, за что они вас ценят и какие качества по их мнению, вас выделяют. При описании себя и своих достижений заглядывайте на странички своих однокурсников, коллег и людей, которые вас вдохновляют — у них можно будет подчерпнуть новые идеи и включить в свой профиль те пункты, о которых вы даже не задумывались или просто забыли.

3. Достижения, а не обязанности

Нанимающей компании не интересно описание вашей прошлой работы, им интересны ваши результаты.

Не описывайте свои должностные обязанности, а сделайте акцент на своих достижениях: напишите, какие проекты вы реализовали, как улучшили рабочие процессы, что привнесли в компанию. Ценятся более точные формулировки: вместо "мы расширили своё присутствие на международном рынке" — напишите "мы открыли офисы в Лондоне, Цюрихе и Берлине", вместо "руководил маркетинговой командой" — напишите "наш маркетинговый отдел под моим руководством достиг 18% роста при сокращении бюджета на 23%".

Не забывайте подкреплять свои заслуги ссылками.

4. Адаптируйте резюме

Адаптируйте резюме под конкретную вакансию и не забудьте про сопроводительное письмо. Как показывает практика, рассылка одного и того же резюме без изменений под конкретную вакансию, приносит довольно мало результатов. Смело убирайте лишний опыт и нерелевантные заслуги, и добавляйте даже незначительные достижения, если они будут совпадать с тем, что хочет увидеть в будущем работнике нанимающая сторона.

5. Рекомендации

Не пренебрегайте рекомендациями. Если у вас есть кто-то знакомый в компании — попросите этого человека отправить ваше резюме по реферальной программе. В европейских и американских компаниях — это довольно популярный метод рекрутинга, и сотрудникам выплачивают бонусы за успешных кандидатов. Не стесняйтесь, зачастую ваш знакомый будет рад вас порекомендовать и получить пару тысяч евро в качестве бонуса.

Здесь, кстати, очень пригодится LinkedIn, который подсказывает, кто из знакомых работает в компании, в которой вы заинтересованы.

Детали, которые имеют значение:

  • Фотография — только на LinkedIn. Выбирайте не очень формальную фотографию, в которой кадровик сможет разглядеть приятного человека, а не просто ещё одну фотографию на паспорт.
  • Всегда пишите важные вещи в начале и вверху секции — зачастую у рекрутёра может не быть времени на прочтение всего резюме при начальном отсеве, поэтому если вы решите поставить в хронологическом порядке работу и учёбу, то в некоторых местах вас просто отсеют по банальной невнимательности.
  • Постарайтесь уместить резюме на 1 странице: вы не поверите, какое количество людей могут не распечатать, потерять или забыть про вторую страничку.
  • Всегда отправляйте резюме в формате pdf, чтобы резюме выглядело именно так, как вы его сделали, а не как его откроет установленная у рекрутёра программа.
  • Не забывайте ссылки на сайты, резюме на LinkedIn и важные для вашей специальности ресурсы: портфолио, репозиторий и тд.
  • Не забудьте привести в порядок соц сети: согласно Career Builder около 70% рекрутёров просмотрят соц сети заинтересовавших их кандидатов, из которых более половины получают отказ именно из-за контента на их социальных страничках.
  • Проверьте названия: ссылки со странными названиями, резюме без фамилии и тп. И не забудьте про адрес электронной почты: очень часто кандидаты забывают про эту деталь, а HR не всегда горят желанием приглашать на собеседование “[email protected]".
  • Уберите ненужные детали: пол, возраст. В международных компаниях считается неприемлемым учитывать такие вещи при рассмотрении кандидатов, и резюме в котором эти вещи есть усложняет жизнь рекрутёру.
  • Продублируйте все контакты, по которым с вами могу связаться: email, телефон, в некоторых странах и для некоторых вакансий — почтовый адрес.
  • Не забывайте про ваши хобби и увлечения. Зачастую эти вещи влияют на выбор кандидата гораздо больше, чем вам кажется.

Что если я только что закончил университет и у меня нет опыта работы?

Даже без опыта работы можно сделать классное резюме: вместо опыта работы опишите свои навыки и расскажите о проектах, сделайте акцент на образовании вместо опыта работы. Уделите большое внимание вступлению, где постарайтесь описать себя и свои умения, мотивацию и интересы. Вспомните всё, что было в университете — проекты, курсовые, защиты и тд. Во-первых, это сразу разные навыки: написал курсовую — умение находить и систематизировать информацию, презентовал работу — навыки публичных выступлений и тд.

Укажите, чем вы ещё занимались помимо учёбы: в каких кружках и организациях вы состояли, какие проекты у вас были, где проходили стажировки, занимались волонтёрской работой. Может, вы проходили дополнительные курсы, изучали иностранные языки или живопись? — Это всё немаловажные моменты, на которые обращают внимание рекрутёры.

Что ещё можно сделать на LinkedIn, чтобы повысить шансы заинтересовать рекрутёров?

  • Добавьте знакомых, однокурсников, коллег на LinkedIn — так вы повысите свои шансы быть рекомендованным в интересующую вас компанию.
  • Навыки - попросите коллег поставить вам плюсики, или просто поставьте плюсики им и ожидайте этого же в ответ.
  • Попросите преподавателей, коллег и работодателей написать рекомендацию.
  • После этого добавьте рекрутеров из тех компаний, которые вам интересны и укажите в профиле, что ищите работу.
  • Публикации, сертификаты, выступления — всё, что показывает вас как активного, умного и разносторонне развитого человека — не стесняйтесь показать.
  • Погуглите себя — возможно, вы участвовали в каких-то проектах, о которых уже забыли, но гугл помнит.

И напоследок — полезный документ от Гарварда с рекомендациями и примерами, как сделать сильное резюме.

И стучитесь ко мне и Гоше в LinkedIn.

0
63 комментария
Написать комментарий...
greg chudnoff

Кто о чем, а ... эйчары о резюме. Мы, специалисты, все как один, дружно ненавидим эйчаров. Они поверхностные, ограниченные люди. Они ни на йоту не разбираются в специфике специальности. Они, в конце концов, торгуют людьми. Вообще, люди их интересуют лишь постольку, поскольку их можно загнать на собес и забыть.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

1) Во-первых, вы говорите не про HR, а про рекрутеров. HR все-таки пошире: там и оргструктура, и comp&ben, проблемные вопросы, риски, HRBP, развитие и обучение и тд и тп
2) Если компания позволяет рекрутеру систематически через жопу затыкать вакансию абы как, то проблемы не у рекрутера, а у всей компании
3) HRы бывают разные: бывают ограниченные, а бывают шикарные. Собственно, как и представители любой другой функции. Вы не назовете мне ни одной функции, где я не смогу привести +- такой же тезис про ограниченность
4) В целом выглядит так, что вас когда-то оправданно или не оправданно не оценил по заслугам рекрутер. Так бывает

З.Ы. Я не из HR

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

эскобар 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

мне на Р? Равиоли!

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

эскобар 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

какая-то замысловатая игра

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

не игра, а аксиома
PS: задумайтесь над собственной ограниченностью

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

1) человек обобщает и пишет, что все представители конкретной функции ограниченные (при этом путает функцию)
2) тот же человек пишет мне, чтобы я задумался над собственной ограниченностью 

Ну-ну :)

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

в ваших претензиях немного ущербная логика, а так все ок

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда