Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Полина Опарина, продакт-менеджер Travelpayouts — международной партнёрской сети от Aviasales, о насмотренности, критическом мышлении и том, как найти первую продуктовую работу.

То, что было до

Я училась в математическом классе. В университете — на прикладной математике и информатике. На первой работе писала бекенд веб-приложений для государственных заказчиков. Но через 2 года поняла, что разработка мне не по душе. Сменила позицию, и 5 лет проработала проджект-менеджером в той же компании. Я делала всё, что не делали программисты: общалась с внешними заказчиками, писала технические задания, руководила процессом разработки. Проекты, которыми занималась, нравились, но хотелось отойти от работы с государственным сектором и развивать продукт для открытого конкурентного рынка.

Первый продуктовый опыт

Меня приглашали на аналогичные прошлой позиции, но я не соглашалась. Хотелось заняться продуктовой разработкой. По счастливой случайности меня заметила рекрутер из Рамблера. В 2016 году компания создала отдел системного анализа. Специалисты там писали продуктовые требования и общались с продактами. Мне быстро сделали предложение о работе. Через четыре месяца отдел распустили. Часть народа сократили, часть — взяли младшими продакт-менеджерами. Я перешла на позицию менеджера проекта. Сначала я занималась мобильными приложениями Рамблера (Почта, Новости, Гороскопы), а потом перешла в Рамблер/кассу.

За время работы в Рамблере я влилась в коммьюнити продактов, и поняла что мне уже не достаточно просто деливерить продукт надлежащего качества в срок. Я хочу влиять на свойства продукта, на его вид, ценность и монетизацию. И попросила одного из опытных продактов стать моим ментором. Под его руководством начала прорабатывать фичи для мобильных приложений. Общалась с дизайнерами, разработчиками, разбиралась в аналитике. Чтобы получить работу продакта, теории недостаточно. Нужен практический опыт и полноценные продуктовые кейсы.

В Рамблере было круто, и я благодарна за отличный старт в карьере. Но договориться с руководителем о позиции продакта не получилось. В 2018 году я ушла в технологический стартап DocDoc (СберЗдоровье) на желаемую позицию.

Обучение

До того как я стала активно искать работу продакта, увидела вакансию в Skyeng. Меня собеседовал Глеб Кудрявцев. Я не прошла. Но получила от Глеба конкретную обратную связь по навыкам и компетенциям. Он рассказал, как их развивать. Посоветовал съездить на ProductCamp, пообщаться и послушать доклады.

Кэмп расширил мое представление о роли продакта, его компетенциях и задачах. Это помогло выстроит карьерную траекторию, подкачать навыки, научиться отвечать на вопросы. На интервью стала рассказывать о своём опыте через призму продуктовой теории. Это выглядело более профессионально и сильно лучше продавалось.

Задачи в DocDoc и Travelpayouts

В DocDoc я отвечала за мобильное приложение. Сначала у сервиса была только одна услуга — запись к врачу. Моей задачей было увеличить возвращаемость пользователей и повторные записи. После интеграции DocDoc со Сбером стратегия изменилась — сервис планировал стать медицинским маркетплейсом. Мы с командой занялись интеграцией услуг и разработкой новой навигации в приложении.

В 2019 году меня пригласил на работу Aviasales в международную партнёрскую сеть Travelpayouts. Компания развивается как стартап внутри Aviasales. Я стала первым сотрудником, которого наняли в компанию как продакта. В то же время менеджера проекта повысили до продакта, и мы вместе сформировали структуру и видение продукта и продуктовой работы. С ростом мы разделились на несколько продуктовых команд. Я стала руководить командой монетизации партнёрского трафика. Первой задачей была разработка стратегии развития направления. Для меня она стала вызовом, так как ниша партнёрского маркетинга непростая. Работа над стратегией и сейчас мне кажется одной из самых интересных задач.

Продакт-менеджер в Travelpayouts определяет, каким будет конечный продукт, какими будут функции и внешний вид. Для этого я погружаюсь в специфику бизнеса, общаюсь с пользователями, собираю обратную связь. Также изучаю индустрию, новые технологии и продукты. Исходя из этого формирую задачи для дорожной карты продукта.

Профессиональный рост и критическое мышление

Раньше я воспринимала отношения с руководством как «начальник-подчиненный». Это часто накладывало отпечаток на то, как меня воспринимали. Я хотела повышение — не давали. Вносила предложения — их не всегда слышали.

Сейчас руководителя воспринимаю как равного и как партнера. Я могу давать конструктивную обратную связь, подмечать нестыковки и нелогичности, задавать вопросы. Руководителям хотят получать фидбэк, но сотрудники этого не делают. У кого-то ломается на стадии критического мышления, и люди не понимают, что кто-то выше по иерархии может быть неправ. У кого-то ломается на стадии «заметил, но не скажу, потому что это мой босс».

Считаю, что продакту важно быть неудобным. Но с позитивным намерением и желанием сделать продукт и бизнес лучше.

Если хотите стать продактом

Продакт — это позиция, которая требует зрелости. Как правило, специалисты вырастают из другой роли — разработчика, маркетолога, аналитика, дизайнера. Новичкам советую идти в команды с продуктовым подходом. Понять, какая компания нравится и примерно представить, как можно перейти из своей роли в роль продакта.

Джуниоры часто попадают в стартапы, так как туда не всегда так хорошо собеседуют как в компании с развитой продуктовой культурой. Считается, что в стартапе можно всему и быстро обучиться. Но часто продакты делают не продуктовую работу, а затыкают дыры и тушат пожары.

Вакансий джуниоров в компаниях с сильной продуктовой культурой крайне мало. Поэтому советую рассмотреть вариант стажировки. Летом в Aviasales брали стажеров. Ребята проводили исследования, писали требования для разработки. Одного из участников по итогу взяли менеджером проекта с возможностью роста до продакта.

Вариант начать карьеру в продакт-менеджменте с нуля — школа менеджеров Яндекса. Знакомые, которые там учились, сделали успешную карьеру.

Где учиться

Курс Product Star для тех, кто хочет получить представление о профессии в структурированном виде.

Курс Ильи Красинского Product Heroes для тех, кто хочет понять юнит экономику и повысить насмотренность за счёт огромного количества кейсов.

Курс Вани Замесина для тех, кто хочет научиться custdev. Один из лучших тренингов, на которых я была.

Симулятор GoPractice! от Олега Якубенкова для тех, кто хочет прокачать аналитику и принятие решений на основе данных.

Бесплатные лекции школы менеджеров и школы продактов Яндекса.

Где брать опыт

Продакт — это практик. Я рекомендую не просто смотреть или слушать лекции, а применять полученные знания в деле. Попробовать на текущем месте работы найти незанятую нишу, где нужны компетенции продакта. И начать что-то делать. А потом это легализовать.

Либо сделать собственный небольшой продукт — исследование, лендинг на тильде, пользовательский флоу в airtable. Конечно, такой опыт не равноценен созданию продукта в компании. Но позволяет потренироваться и сделать хороший кейс для собеседования.

Самое сложное в работе

Переключать фокус внимания — zoom in/zoom out. Первый подход — смотреть сверху на то, что происходит в продукте, убирая при этом мелкие детали. Второй подход — смотреть детально на продукт. Переключаясь между этими подходами, продакт получает более актуальную и устойчивую позицию по отношению к продукту.

Три главных совета новичку

Быть любопытными. Чтобы сделать хороший продукт, нужно интересоваться, как устроен мир, куда он движется, что чувствуют люди и какие у них проблемы. Идеи приходят отовсюду. Многие компании рождаются тогда, когда человек пытается закрыть свою или чью-то боль.

Прокачивать насмотренность. Следить за технологиями, трендами и продуктами, которые приносят деньги.

Развивать эмпатию. Продакт, который сопереживает пользователю и хочет ему помочь, выполняет работу качественнее и с большим удовольствием.

Вместо вывода

Упражнение от Полины для подготовки к интервью.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Огурец Молодец

Плечо поднять, руку докрутить, вторую к голове, подбородок опустить. Будете пропускать - перестанете быть эффективным менеджером  :-|

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Ето работа на личный бренд девушка позирует, не отвлекайте).

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика. Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры, ибо они все понимают, не говорят ерунды и чувствуют всю боль разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Mika
 Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика.

Ахаха, ну, конечно, все руководители это неудавшиеся программисты, которые невывезли.

 Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры

Продакт менеджер - это первую очередь про бизнес. Бизнес строиться вокруг болей пользователей, а не программистов. Он не крутиться вокруг проблем разрабов.
Теоретически при нормальных лидах в разработке, можно вообще не понимать, что там они делают, но вывозить другими скиллами. В продакты часто попадают из маркетинга, продаж, проектного менеджмента. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Polina Oparina

Я искренне считаю, что из меня получился бы не самый лучший разработчик. Мне эта работа не подходит, в первую очередь, по темпераменту. Но мне не близка формулировка «кто-то что-то не вывез». По-моему круто находить роль, которая использует и развивает твои сильные стороны. И как правило, чтобы это сделать, надо разное попробовать. 

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

У многих разработчиков (которых я встречал, с которыми работал, работаю, с которыми дружу) притуплено чувство эмпатии. Продакт же совершенно другая профессия, ему не нужно все знать. Хороший продакт понимает две стороны и находит с ними общий язык. Это важно, остальное фигня. 

Ответить
Развернуть ветку
zxc cxz

Обычно в манагеры идут, когда хотят идти в манагеры, хотят командовать и чесать языком, и не хотят ничего делать руками. Разработка тут не при чем. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Екатерина Корчагина

Обычно в манагеры идут, потому что так хотят)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Федорец

не обязательно когда не вывозят. много где, к сожалению, воспроизводят советский стиль и работа поставлена так, что менеджер - это начальник разработчика. хочешь расти и сделать карьеру (и вырасти в деньгах) - нужно переходить в менеджеры.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Yevhenii Oliinyk

Хорошо когда у ПМ есть немного понимания о технической части, или есть бекграунд разработчика. Работа разрабом - это работа в большей степени с логичными вещами, код, данные. Работа ПМ это работа с людьми. Переметнутся с одной структуры в другую сложно с любой стороны. Но плюсы ПМ - чаще видел что они работают на процент, чем разработчики, поэтому теоретически доходы выше, но и стресс выше

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Николаев

Что за фанатизм по поводу работы продактом?! Это обычная профессия, алло

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Хирш

Ахахах вы что! У человека стокгольмский синдром! Не видите что ли!))

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Зашёл минусануть, ибо начало располагало, но в итоге понял что статья адекватная. Так что плюсану лол 

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Terentieva

так получилось конверсию в докдок увеличить? и если да то как?

Ответить
Развернуть ветку
Polina Oparina

Конверсию в первую запись – очень круто получилось. А вот повторные записи, к сожалению, не сильно. Но там были некоторые внешние причины, лежащие в плоскости взаимоотношений с клиниками. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mercator

Воспринимать руководителя на равных это, конечно, трешак. То-то он удивится, когда узнает. Ох уж эти молодые выскочки.

Ответить
Развернуть ветку
C D

Прекратил чтение на фразе «деливерить продукт». Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Очень странно считать что только продакт менеджер опредялять каким будет продукт. Это больше делает команда вроде как. Плохо нет про попытку сделать блокировку продакт решение своих механизмы.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Ну смутно. Во первых интересно что за стажёры продакты писали требования для разработки?

С учётом быстрых переходов между продукта, это худшее что может быть. Или как продакт в док док не устроил всех.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Targarien

Все так. Дополню, что необходимое условие, чтобы мочь работать продактом - быть целостной личностью. Психологически и эмоционально здоровой, причем. Без неврозов. Таких, увы, не много. 
Можно быть очень опытным, квалифицированным, со скиллами, но если на уровне психики есть недостатки - это делает человека профнепрегодным.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Это больше для проджект манагеров справедливо. Потому что постоянно сроки срываются 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Шеметов

@Инспектор доброе утро

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anatoly Sidorov

Хорошая статья Полина, заметил пару опечаток - возможно стоит перечитать и исправить.

Ответить
Развернуть ветку
Polina Oparina

Спасибо. Передадим редактору. Интервью было в устном формате :) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Шеметов

Написано, же, что это Полина, но насчёт внешности ты ошибаешься. 
Если бы Великий Гэтсби увидел Полину, то сразу бы забыл про Дейзи и жил себе спокойно) 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фомин

Интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вячеслав Каграманов

❤️

Ответить
Развернуть ветку
Belov Dima

Пофиг что написано не вчитывался, девушка красивая! 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander R

Пишите в личку. Дам кейс. Поговорим. Воскресенье актуально, понедельник может начнем.. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Cherepanov

Байраму привет! ;) 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Дмитрий

Все ждал конкретные цифры по зарплате)). В раздумьях стоит ли менять продажи, на it.  В продажах, вилка от 50 до 150. Есть перспективы до 200, руководители отделов получают от 250, ну и так далее. 
It привлекает тем, что там высокая умственная нагрузка, чего в продажах не достаёт. Плюс всегда восхищают специалисты из этой области, это всегда эрудированные, разносторонне развитые люди, а главное продвинутые во всем. 
Поэтому хотелось бы понимать среднюю температуру ,так сказать, так как понятно что руководителями стать дано далеко не всем. Сколько подобные специалисты зарабатывают. 

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Morozov

Очень интересно почему ваш коммент минусанули. Видимо он задел чьи-то светлые чувства. 

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда