{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Быть продактом. Выпуск #11. Из разработчика в продакт-менеджеры Aviasales

Полина Опарина, продакт-менеджер Travelpayouts — международной партнёрской сети от Aviasales, о насмотренности, критическом мышлении и том, как найти первую продуктовую работу.

То, что было до

Я училась в математическом классе. В университете — на прикладной математике и информатике. На первой работе писала бекенд веб-приложений для государственных заказчиков. Но через 2 года поняла, что разработка мне не по душе. Сменила позицию, и 5 лет проработала проджект-менеджером в той же компании. Я делала всё, что не делали программисты: общалась с внешними заказчиками, писала технические задания, руководила процессом разработки. Проекты, которыми занималась, нравились, но хотелось отойти от работы с государственным сектором и развивать продукт для открытого конкурентного рынка.

Первый продуктовый опыт

Меня приглашали на аналогичные прошлой позиции, но я не соглашалась. Хотелось заняться продуктовой разработкой. По счастливой случайности меня заметила рекрутер из Рамблера. В 2016 году компания создала отдел системного анализа. Специалисты там писали продуктовые требования и общались с продактами. Мне быстро сделали предложение о работе. Через четыре месяца отдел распустили. Часть народа сократили, часть — взяли младшими продакт-менеджерами. Я перешла на позицию менеджера проекта. Сначала я занималась мобильными приложениями Рамблера (Почта, Новости, Гороскопы), а потом перешла в Рамблер/кассу.

За время работы в Рамблере я влилась в коммьюнити продактов, и поняла что мне уже не достаточно просто деливерить продукт надлежащего качества в срок. Я хочу влиять на свойства продукта, на его вид, ценность и монетизацию. И попросила одного из опытных продактов стать моим ментором. Под его руководством начала прорабатывать фичи для мобильных приложений. Общалась с дизайнерами, разработчиками, разбиралась в аналитике. Чтобы получить работу продакта, теории недостаточно. Нужен практический опыт и полноценные продуктовые кейсы.

В Рамблере было круто, и я благодарна за отличный старт в карьере. Но договориться с руководителем о позиции продакта не получилось. В 2018 году я ушла в технологический стартап DocDoc (СберЗдоровье) на желаемую позицию.

Обучение

До того как я стала активно искать работу продакта, увидела вакансию в Skyeng. Меня собеседовал Глеб Кудрявцев. Я не прошла. Но получила от Глеба конкретную обратную связь по навыкам и компетенциям. Он рассказал, как их развивать. Посоветовал съездить на ProductCamp, пообщаться и послушать доклады.

Кэмп расширил мое представление о роли продакта, его компетенциях и задачах. Это помогло выстроит карьерную траекторию, подкачать навыки, научиться отвечать на вопросы. На интервью стала рассказывать о своём опыте через призму продуктовой теории. Это выглядело более профессионально и сильно лучше продавалось.

Задачи в DocDoc и Travelpayouts

В DocDoc я отвечала за мобильное приложение. Сначала у сервиса была только одна услуга — запись к врачу. Моей задачей было увеличить возвращаемость пользователей и повторные записи. После интеграции DocDoc со Сбером стратегия изменилась — сервис планировал стать медицинским маркетплейсом. Мы с командой занялись интеграцией услуг и разработкой новой навигации в приложении.

В 2019 году меня пригласил на работу Aviasales в международную партнёрскую сеть Travelpayouts. Компания развивается как стартап внутри Aviasales. Я стала первым сотрудником, которого наняли в компанию как продакта. В то же время менеджера проекта повысили до продакта, и мы вместе сформировали структуру и видение продукта и продуктовой работы. С ростом мы разделились на несколько продуктовых команд. Я стала руководить командой монетизации партнёрского трафика. Первой задачей была разработка стратегии развития направления. Для меня она стала вызовом, так как ниша партнёрского маркетинга непростая. Работа над стратегией и сейчас мне кажется одной из самых интересных задач.

Продакт-менеджер в Travelpayouts определяет, каким будет конечный продукт, какими будут функции и внешний вид. Для этого я погружаюсь в специфику бизнеса, общаюсь с пользователями, собираю обратную связь. Также изучаю индустрию, новые технологии и продукты. Исходя из этого формирую задачи для дорожной карты продукта.

Профессиональный рост и критическое мышление

Раньше я воспринимала отношения с руководством как «начальник-подчиненный». Это часто накладывало отпечаток на то, как меня воспринимали. Я хотела повышение — не давали. Вносила предложения — их не всегда слышали.

Сейчас руководителя воспринимаю как равного и как партнера. Я могу давать конструктивную обратную связь, подмечать нестыковки и нелогичности, задавать вопросы. Руководителям хотят получать фидбэк, но сотрудники этого не делают. У кого-то ломается на стадии критического мышления, и люди не понимают, что кто-то выше по иерархии может быть неправ. У кого-то ломается на стадии «заметил, но не скажу, потому что это мой босс».

Считаю, что продакту важно быть неудобным. Но с позитивным намерением и желанием сделать продукт и бизнес лучше.

Если хотите стать продактом

Продакт — это позиция, которая требует зрелости. Как правило, специалисты вырастают из другой роли — разработчика, маркетолога, аналитика, дизайнера. Новичкам советую идти в команды с продуктовым подходом. Понять, какая компания нравится и примерно представить, как можно перейти из своей роли в роль продакта.

Джуниоры часто попадают в стартапы, так как туда не всегда так хорошо собеседуют как в компании с развитой продуктовой культурой. Считается, что в стартапе можно всему и быстро обучиться. Но часто продакты делают не продуктовую работу, а затыкают дыры и тушат пожары.

Вакансий джуниоров в компаниях с сильной продуктовой культурой крайне мало. Поэтому советую рассмотреть вариант стажировки. Летом в Aviasales брали стажеров. Ребята проводили исследования, писали требования для разработки. Одного из участников по итогу взяли менеджером проекта с возможностью роста до продакта.

Вариант начать карьеру в продакт-менеджменте с нуля — школа менеджеров Яндекса. Знакомые, которые там учились, сделали успешную карьеру.

Где учиться

Курс Product Star для тех, кто хочет получить представление о профессии в структурированном виде.

Курс Ильи Красинского Product Heroes для тех, кто хочет понять юнит экономику и повысить насмотренность за счёт огромного количества кейсов.

Курс Вани Замесина для тех, кто хочет научиться custdev. Один из лучших тренингов, на которых я была.

Симулятор GoPractice! от Олега Якубенкова для тех, кто хочет прокачать аналитику и принятие решений на основе данных.

Бесплатные лекции школы менеджеров и школы продактов Яндекса.

Где брать опыт

Продакт — это практик. Я рекомендую не просто смотреть или слушать лекции, а применять полученные знания в деле. Попробовать на текущем месте работы найти незанятую нишу, где нужны компетенции продакта. И начать что-то делать. А потом это легализовать.

Либо сделать собственный небольшой продукт — исследование, лендинг на тильде, пользовательский флоу в airtable. Конечно, такой опыт не равноценен созданию продукта в компании. Но позволяет потренироваться и сделать хороший кейс для собеседования.

Самое сложное в работе

Переключать фокус внимания — zoom in/zoom out. Первый подход — смотреть сверху на то, что происходит в продукте, убирая при этом мелкие детали. Второй подход — смотреть детально на продукт. Переключаясь между этими подходами, продакт получает более актуальную и устойчивую позицию по отношению к продукту.

Три главных совета новичку

Быть любопытными. Чтобы сделать хороший продукт, нужно интересоваться, как устроен мир, куда он движется, что чувствуют люди и какие у них проблемы. Идеи приходят отовсюду. Многие компании рождаются тогда, когда человек пытается закрыть свою или чью-то боль.

Прокачивать насмотренность. Следить за технологиями, трендами и продуктами, которые приносят деньги.

Развивать эмпатию. Продакт, который сопереживает пользователю и хочет ему помочь, выполняет работу качественнее и с большим удовольствием.

Вместо вывода

Упражнение от Полины для подготовки к интервью.

0
53 комментария
Написать комментарий...
Екатерина Попова

Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика. Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры, ибо они все понимают, не говорят ерунды и чувствуют всю боль разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Mika
 Обычно в манагеры идут когда не вывозят работу разработчика.

Ахаха, ну, конечно, все руководители это неудавшиеся программисты, которые невывезли.

 Но из разработчиков обычно получаются лучшие манагеры

Продакт менеджер - это первую очередь про бизнес. Бизнес строиться вокруг болей пользователей, а не программистов. Он не крутиться вокруг проблем разрабов.
Теоретически при нормальных лидах в разработке, можно вообще не понимать, что там они делают, но вывозить другими скиллами. В продакты часто попадают из маркетинга, продаж, проектного менеджмента. 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Я очень рада, что вы разбираетесь в сортах менеджеров, но вы статью читали вообще? После 2х лет работы разрабом ушла в проджект менеджеры. Как ни странно да, зачем повышать человека, который прекрасно справляется со своими обязанностями? Пусть работает дальше))) Я б не назвала это повышением кстати, это вообще другая профессия. Повышение - это когда ты стал тимлидом, например. Ну может тут конечно исключительный случай, но мне интересно что движет людьми и почему они, имея соответствующее образование и все возможности работать, уходят в менеджеры, и я спрашиваю у них. Из знакомых мне перебежчиков все честно признаются: тяжело, ничего не получается или получается не так, как хочется, постоянно надо напрягать мозги и учиться, лучше уж чего-нибудь там поруководить))))

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Да, Екатерина, я читал статью. И в статье, я ни увидел ни слова про повышение, но увидел описание опыта перехода в продакты. И такое ощущение, что у вас с таких сценариев болит, толи от того, что человек ушел в руководители, толи от то того, что это и не повышение вовсе.
Я так понимаю, что вы к разработке какое-то отношение имеете, чувствуется этот душок элитарности присущий разрабам. Но знаете, мой опыт говорит о том, что даже от мыслей о том, что разработчик будет отвечать за денежные метрики и за стратегию развития продукта, разработчику мягко говоря становится очень некомфортно. Возможно вы конечно исключение.

 постоянно надо напрягать мозги и учиться, лучше уж чего-нибудь там поруководить))))

Кажется от таких бесед у вас сложилось впечатление, что менеджеру продукта голову включать надо не особо. Но знаете, если продакт добился того, что фин. модель продукта сходится, метрики растут и бизнес приносит деньги, то найти или поменять разработчиков не проблема. Если сложно содержать в штате, то аутсорс компаний полно.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Главное чтоб у вас ничего не болело и всегда была работа))) Открою вам секрет, большинство IT-контор умудряются как-то зарабатывать деньги и расти без продактов. С помощью маркетологов, например. А что, они меньше денег просят и может даже эффективнее работают))) Эта позиция скорее для улучшения чего-то там, так сказать вспомогательная, не ключевая, и появляется в компании только тогда, когда есть лишние деньги, ну или нужно куда-то пристроить бестолкового родственника. Вот чтоб без разрабов обходились такого ещё не видала. Мой опыт мне говорит о том, что разработчика можно искать полгода и потерять в один миг, тогда как руками водители до дрожи в коленях боятся за свое место, потому как случись что, везде ведь своих хватает, компетентных и не очень. Так что можете нанимать и менять кого угодно, главное чтобы это было в реальности, а не в мире ваших ощущений)))

Ответить
Развернуть ветку
Mika
 Эта позиция скорее для улучшения чего-то там, так сказать вспомогательная, не ключевая, и появляется в компании только тогда, когда есть лишние деньги, ну или нужно куда-то пристроить бестолкового родственника.

Не знаю, что у вас за компания, в которой проджекты работают потому что им кодить не нравиться, а продакты чья-то родня, но как и любая лягушка в болоте вы видимо не очень осознаете где берега и кто чем занимается. * facepalm 
Менеджер продукта это тот человек, который отвечает не за продажи, как продажник, и не за позиционирование на рынке, как маркетолог. Он в первую очередь отвечает за стратегию. С вас не спросят, почему все провалилось и почему продукт никому не нужен. Не спросят сколько еще надо денег и времени, чтобы было хорошо. Это спросят с руководителя продукта, потому что отвественность за это на нем. А вы просто делали то, что вам сказали делать. И если вы это нормально это делать не будете, то на ваше место прийдет другой человек. И уверяю, он прийдет.

Открою вам секрет, большинство IT-контор умудряются как-то зарабатывать деньги и расти без продактов. С помощью маркетологов, например. А что, они меньше денег просят и может даже эффективнее работают)))

Ну CEO же, ну никак не маркетологи. CEO выполняет роль продакта в небольших компаниях. Маркетологи отвечают за привлечение внимания к продукту, за его позиционирование на рынке, но никак не за ARPPU и LTV. Екатерина, вы секретами вашими лучше не делитесь. Ощущение, что вы как-то совсем не сильно осознаете, кто за что отвечает в компаниях. Не знаю, может в вашем стартапе и уборщица дизайн пилит, но это не норма.

Вот чтоб без разрабов обходились такого ещё не видала. 

Полно компаний без инхаус разработки, которые заказывают ее на аутсорсе. Даже Яндекс это делает. Думаете сложно поменять одну аутсорс студию на другую, если бабло капает? Пфф...

Мой опыт мне говорит о том, что разработчика можно искать полгода и потерять в один миг, тогда как руками водители до дрожи в коленях боятся за свое место, потому как случись что, везде ведь своих хватает, компетентных и не очень.

Ахаха))) Ну конечно, конечно, «Меня трудно найти, легко потерять и невозможно забыть». Спасибо, клево, правда посмеялся))
Один из моих лучших друзей начал свой путь в it на должности проджект менеджера, в одной небольшой питерской аутсорс студии. Сейчас он продакт менеджер в Facebook. Теряюсь в догадках, кто из вас "руками водитель", который свое место боится потерять. С него Цукерберг за KPI спрашивает, а с вас простите кто?

Екатерина, не обманывайтесь, вы не та самая незаменимая часть проекта. Вы наемный рабочий, которого бизнес, если надо заменит. И это не то чтобы проблема, это задача, которую надо решить, как и миллион других. 

Ответить
Развернуть ветку
50 комментариев
Раскрывать всегда