{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как создать пул фрилансеров и выстроить систему мотивации. Кейс компании «Аравия»

Биржа фриланса FL.ru продолжает серию публикаций, в которой представители малого, среднего и крупного бизнеса рассказывают о кейсах работы с фрилансерами. В этой статье бизнес-советами поделилась Ирина Лубанец, HR-директор компании «Аравия» — российского производителя профессиональной косметики.

Наша компания — «Аравия» — российский производитель профессиональной косметики, лидер в своем сегменте. Изначально мы продавали наш продукт только экспертам бьюти-индустрии: косметологам, мастерам индустрии красоты. Сейчас мы также развиваем и розничное направление, выпустив для конечных потребителей отдельные серии косметики, и активно задействуем современные каналы продаж – российские и международные маркетплейсы. С открытием новых бизнес-направлений и активным ростом появилась необходимость усиливать команду новыми кадрами. Сейчас у нас порядка 470 штатных сотрудников и 18 внештатных единиц — фрилансеров. В основном мы отдаем им копирайтинг, дизайн, маркетинговые коммуникации и разработку.

Причины работы с фрилансерами

  • Во-первых, экономия. Это легко отметить на примере нашего пула копирайтеров. С нами сотрудничают более 10 фриланc-райтеров. Если бы они стали частью нашего штата, то нам нужно было бы выделить бюджет не только на налоги, но еще и на аренду площадей для рабочих мест, и на IT-коммуникации. Сегодня у нас в штате один главный редактор, который вычитывает тексты и взаимодействует с фрилансерами.
  • Во-вторых, срочность решения задач. Сейчас мы активно совершенствуем наш сайт, разделы, контент. Качественный подбор толковых сотрудников занимает время, которого нет: у нас динамичный бизнес. Поиск релевантного IT-специалиста в штат и вовсе может занимать месяцы. Поэтому мы закрываем конкретные задачи с помощью фрилансеров.
  • В-третьих, возможность найти редких профильных специалистов. Около 6–7 лет назад мы нашли талантливого PR-специалиста на фрилансе, знающего рынок СМИ и бьюти-блогеров, имеющего соответствующие кейсы в портфолио. Все эти годы мы работаем по договору и оплачиваем работу по факту выхода публикаций. Специалиста с такими компетенциями на тот момент было найти очень сложно, но, наняв его на фрилансе, мы обеспечили себе публикации в самых популярных медиа.

Как мы создали пул фрилансеров

Мы много работаем в сфере маркетинговых коммуникаций — часть функций этого направления решили первым отдать на фриланс и включили таких специалистов в свою бизнес-модель. Мы с нуля создали постоянный пул копирайтеров и работаем с ними уже 4–5 лет.

Что нужно учесть при создании пула? Важно понимать, что у каждого копирайтера свои сильные стороны: кто-то пишет быстро, кто-то больше погружен в бизнес-проблемы рынка, а кто-то хорошо разбирается в составах косметики и может написать живой обзор. Все эти навыки мы также заносим в таблицу, чтобы быстро сориентироваться при дедлайнах и иметь возможность распределить задачи на больших проектах с параллельной проработкой.

Выдержка из базы фрилансеров-райтеров

Позже мы расширили свой пул фрилансеров и стали привлекать их для задач разработки, дизайна, e-commerce-задач и подбора сотрудников (HR-функции).

Cейчас для нас самые действенные инструменты поиска фрилансеров — Facebook и Telegram-каналы. Мы сформировали список таких площадок, большинство публикаций на которых можно сделать бесплатно. Часть вакансий публикуем в карьерных группах и каналах, например в “Работа с диджитал и медиа” и “Норм работа”, а для поиска узконаправленных специалистов используем тематические, например “PR in Beauty” или “Job in IT&Digital”.

Чуть реже для поиска новых райтеров используем биржи Etext, Миралинкс. А для таких задач, как дизайн и разработка, мы пользуемся, например, FL.ru. Вот, например, логотип одного из наших ключевых брендов, который сделал фрилансер с этой биржи.

Логотип, выполненный фрилансером

Как фрилансер написал статью за 367 рублей, которая приводит нам лиды

Мы ведем свой канал в Яндекс.Дзен. Это небольшие статьи с советами и гайдами на тему ухода. Мы привлекли фрилансера для написания статьи. Стоимость составила всего 367 рублей. В результате мы получили более 1000 прочтений, 100 переходов на страницу с товаром. Таким образом, 1 просмотр обошелся в 36 копеек, а переход — в 3 рубля. Это отличный показатель, который мы взяли за идеал в дальнейшей работе.

Пример статьи, написанной фрилансером

В целом, что касается конверсии от фрилансеров, ее проще всего измерить именно по Яндекс.Дзену. Подобрал правильный заголовок и визуал, раскрыл тему – получил CTR и дочитывания. Практически сразу, без гаданий на кофейной гуще. Пик трафика на статьи Дзена приходятся на первые 3 дня публикации. Соответственно, если показатель хороший, логично, что этот автор будет получать от нас больше заказов и больше денег.

Опять же, по Яндекс.Дзену можно определить и пользу фрилансеров для бизнеса, сколько клиентов они привели. Например, в феврале с помощью фрилансеров на нашем канале было создано 19 публикаций. С них мы получили 56 подписчиков, 24082 дочитываний – это то количество потенциальных, «прогретых» покупателей, которых заинтересовала тема, наш канал и продукт в целом.

Сводка по текстам от фрилансеров - февраль 2021
Сводка по переходам на сайт компании с Яндекс.Дзена - февраль 2021

Как мы потеряли 15 000 рублей и сорвали сроки рекламной кампании из-за фрилансера

И почему такого с нами больше не произойдет

Однако не всегда опыт работы с фрилансерами так гладок, как в истории выше. В самом начале мы совершали ошибки. Однажды нам понадобилось провести предметную съемку новой продуктовой линейки. Мы нашли фотографа-фрилансера по знакомству, общались в социальных сетях. Специалист выехал в офис на тестовое задание, отснял кадры, и нам понравилось их качество. Он предложил работать не по договору, мы просто обсудили при личной беседе стоимость, после пару раз списались в мессенджере. Остальные кадры продуктов он должен был сделать дома, мы отправили их курьером. После этого на связь фотограф не вышел и продуктов, соответственно, не вернул.

Доверчивость стоила нам порядка 15 000 рублей предоплаты фотографу и около 5000 рублей за стоимость продукции, но главное — нам пришлось экстренно искать нового фотографа и откладывать сроки запуска рекламной кампании. Так мы убедились в значимости договорных обязательств с четким обозначением сроков, ТЗ, условий отгрузки и возврата продукции.

Контроль и поиск фрилансеров — главные проблемы

Многие компании по-прежнему отказываются от привлечения фрилансеров, так как считают, что не смогут проверить их качество. Для себя мы нашли решение. Мы разработали внутренний регламент. Его цель — четко прописать все этапы сотрудничества.

Регламент включает в себя:

  • Договор. Мы работаем в юридическом поле — заключаем с фрилансерами классические договоры подряда (ГПХ). Договор включает в себя сроки и условия оплаты. В большинстве случаев мы оплачиваем работу по факту ее выполнения.
  • Установленную форму ТЗ. Существует одна общая форма, которую используем как образец и адаптируем для каждого отдела, учитывая специфику задач: для маркетинговых коммуникаций оно свое, для HR — свое, для программистов — свое.
  • Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации (NDA). Поскольку мы разрабатываем бьюти-продукты, нам важно, чтобы фрилансер не мог предать огласке составы средств, дизайн упаковок или в целом позиционирование новой линейки до ее появления на рынке.

Многие начинающие работу с фрилансерами компании не знают всех нюансов сотрудничества, в особенности — документального сопровождения. В этом случае можно воспользоваться функцией Безопасной Сделки, если вы работаете на бирже. Главные возможности — возврат денег, если работа выполнена не по ТЗ или не в срок, а также автоматическое составление договора, актов и прочих закрывающих документов.

Анатолий Орлов, Генеральный директор фриланс-биржи FL.ru

Поиском фрилансеров на биржах и внутри своего пула у нас занимаются руководители тех подразделений, которые хотят усилить направления. Публикацией объявлений и вакансий в соцсетях занимается HR-подразделение.

Выбор добросовестных фрилансеров мы осуществляем по чек-листу:

  • После отклика проводим видеовстречу в Zoom, Skype или Google Meet, чтобы понять уровень компетентности специалиста и обозначить пул задач и условия сотрудничества. Важно, чтобы совпали два фактора: наши желания должны соответствовать возможностям фрилансера, а подход фрилансера к работе должен быть нам близок и понятен.
  • Далее запрашиваем портфолио и рекомендации от предыдущих заказчиков — их проверке мы уделяем особое внимание.
  • Если поиск происходит через биржу, мы оцениваем рейтинг, дату регистрации, скорость ответа.
  • Тестовое задание — обязательный этап при отборе.
  • Финальный этап — заключение договора, в котором мы детально прописываем задачи, сроки, этапы работ, условия о неразглашении информации и передачу авторских прав

Работа с фрилансерами — партнерские отношения

Важно понимать, что для компании работа с фрилансерами — отдельный процесс, требующий усилий и вовлеченности для эффективного результата.

Необходимо найти грань, чтобы, с одной стороны, фрилансер работал в комфортном для себя режиме, а с другой – соблюдал четкое ТЗ, регламенты и дедлайны. Опять же, можно бесконечно проверять уровень квалификации и требовать ежедневную поминутную отчетность, но мы стараемся не усложнять процесс: ведь мы понимаем, что фрилансеры тоже выбирают нас.

Также мы уделяем внимание удержанию фрилансеров. Всех, кто сотрудничает с нами более года, мы зовем на корпоративные мероприятия и дарим подарочные сертификаты на продукцию ко дню рождения, а также отправляем курьером/почтой лимитированные партнерские подарки на Новый год. Многие становятся «амбассадорами» нашего бренда, рекомендуют его друзьям в соцсетях и лично. Попадая в наш пул, фрилансеры понимают, что их ждут не только интересные задачи, но и мотивация и уважение.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Инна Петрова

Товарищи! ..Особенно тех, кто за 360 рублей приводит вам лидов на пару сотен тысяч. Хорошая редковстречающаяся практика описана тут, похвально компании

Ответить
Развернуть ветку
Александр Львов

Ну тут наверно вопрос к тем, кто позволяет себе работать за такие деньги. Исполнители сами должны поднимать цены на свои услуги, но и про качество не забывать при этом. 

Ответить
Развернуть ветку
Инна Петрова

Судя по последнему разделу и в целом по подаче текста кажется, что компания не жадная, наверняка не демпинговала цены, раз так рассуждает про труд фрилов. В сфере красоты простой текстик про уход за собой наверное столько и стоит, но ХЗ. Все равно несоразмерно выхлопу бизнеса. Реально надо прекращать этот рынок все по триста

Ответить
Развернуть ветку
Марина Рытикова

Грамотно поступают, что ведут такую базу. Нагрубил, не сдал вовремя работу или кинул - ты в блеклисте. А то фрилансеры нынче любят чуть что, так в соцсети разгромные посты писать, зная, что через год могут вернуться, потому что менеджер ушел, а значит про них никто и не помнит

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ну на самом деле разгромные посты в соцсетях - это реакция на подобные блек листы. Потому что нагрубить и кинуть на бабки для работодателей в этой стране - практически норма.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Рытикова

Ну это рынок такой. В общем сделала вывод, что и фрилам и компаниям надо вести подобные "пулы", чтобы не работать с кидалами. И передавать по наследству)) Просто на биржах есть рейтинги, можно хоть как-то косвенно оценить карму, а если общаешься в соцсетях - там просто чисто интуиция

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Для меня необходимость такого ведения была очевидна сразу. Обычный учет производственных ресурсов. Постом я просто объяснил причины появления разгромных постов в соц сетях и наличием кучи сайтов с отрицательными отзывами о работодателях.

Ответить
Развернуть ветку
Alex
Контроль и поиск фрилансеров — главные проблемы. Многие компании по-прежнему отказываются от привлечения фрилансеров, так как считают, что не смогут проверить их качество.

Это не проблемы. Проблемы - это хотеть "добросовестных фрилансеров" по цене грязи))

Офис, стол стул, кулер, специалист на зарплате 100к, налоги. Отобранный нормально 1 раз. И который будет нормально работать ну год точно. а то и 2 и 3...

Ответить
Развернуть ветку
Инна Петрова

Что-то мне подсказывает, что вы никогда не обучали миленького специалиста, покупали ему стул стол и компьютер, а он спустя 3 месяца говорил вам "пока". Вот тогда бы на фрилансеров молились) 

Ответить
Развернуть ветку
Alex

я в it с 2005 года деточка. обычная галера в ебетнях (пермь тверь киров) маленький офис на 2-3 девочки со знанием англ языка, пишут за зп 40 тысяч рублей в месяц, с утра до вечера статьи под бурж финансовый трафик. и админ на зп. это продолжается второе десятилетие. 30 серверов. ок кто-то ушел, тут же кто-то пришел.

но не уходят. для ебетней это космическая зарплата.

В статье речь про такую же галимую ферму контента (mfa, паблики, каналы в телеге). Никому не нужна "карусель из фрилансеров" перед глазами, со всеми вытекающими проблемами "выбирать-тестировать-координация-отсев-собеседования-метрики"... Достаточно обычной человеческой зарплаты чуть выше рынка, и обычный рабочий процесс

Ответить
Развернуть ветку
Pan Ami

Опыт из реальной жизни российского бизнеса, поэтому плюсую для работы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Меркурьев

Зачастую работать с фрилансерами- это неизбежная специфика бизнеса, поэтому информация полезная, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Kulinicheva

Спасибо, полезно! Дзен понравился, подписалась 👍

Ответить
Развернуть ветку
Benz.inn

Хорошая девочка

Ответить
Развернуть ветку
Мария Рыжакова

Что-то в статье не дописано. Вы серьезно все эти ТЗ, договоры, созвоны, тесты ... делаете за постик в 350₽?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда