iPhone 13 Pro уже в продаже
Пространство возможностей
ООО «Портативная техника», юр.адрес: 190031, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.109, литер А, пом. 13Н, ОГРН № 1057811930296
{"id":6525,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0431\u044f \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 vc.ru","url":"\/redirect?component=advertising&id=6525&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/292716-yandeks-vyhodit-iz-spyachki-alibaba-portit-nastroenie&placeBit=1&hash=7519bee6efc23ae5d635bf3098f678add4979d572b9f05b21135900c9688d27b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
aim digital

Быть продактом. Выпуск #12. От пет-проекта до продуктового консалтинга

Сергей Колосков, продакт-менеджер OZON о Ремарке, создании собственных проектов и том, где получить первый продуктовый опыт.

Делать то, чем пользуются люди

Первой моей работой была аналитико-проджектовая деятельность в системном интеграторе IBS Group. Я занимался проектами для сферы образования. Иногда попадались задачи, связанные с продуктовой аналитикой. Когда компания запускала мобильную экосистему для университетов, я общался со студентами и преподавателями, будущими пользователями, чтобы понять, как сделать продукт интересный им.

Работа менеджера проекта — комфортная. Есть техническое задание, запланированный бюджет, сроки. Они оговорены и приемлемы для всех участников. Работа продакта более непредсказуемая и нелинейная. Тут приходится думать, исходя из вызовов рынка и трендов, а не исходя из техзадания. Необходимо планировать, как запуститься с текущими ресурсами и как правильнее их потратить. То есть не запустить сразу ракету, а запускать по ступеням. Такая деятельность казалась мне комфортной. Я искал профессию, в которой смогу делать три вещи: помогать пользователям, помогать бизнесу и запускать фичи и продукты не по техзаданию, а по продуктовому видению.

На пути к продакт-менеджменту

В IBS Group был проект с серьёзной аудиторией, были задачи по кастдеву. Но я понял, что постоянно заниматься продуктовой деятельностью не получится, и начал исследовать рынок. С момента, как я принял решение уйти, до получения предложения о работе в продуктовую компанию прошёл год. Было 100 откликов, 70 интервью и 2 оффера. Один из них — Литрес.

У меня был собственный книжный пет-продукт, поэтому Литрес заинтересовались и позвали меня в команду. Проект был связан с выбором книг по фрагментам. Не скажу, что сильно продуктово делал. Но в тот момент хотелось решить боль выбора книги по обложке. Мне в свое время подсунули отрывок Ремарка. Понравилось так, что прочитал пять книг. А раньше думал, что этот автор пишет любовные романы.

Еще сыграл фактор того, что с продактом Литрес у нас возникла деловая химия. Позже он стал моим ментором и многому научил.

Не скажу, что мой путь в продакт-менеджеры был целенаправленный. Скорее, стечение обстоятельств. Я жил в рутине: проект, смета, тз, зарплата. И вот появилась задача, где нужно делать продукт, которым будут пользоваться и которому будут рады. А от результата, от обратной связи пользователей я получил сильный драйв. Дальше было одно из самых сознательных решений — менять работу и идти в продуктовую компанию.

От Литрес до OZON

В Литрес была небольшая консолидированная команда. На проекте работало три продакта, поэтому мы могли влиять на весь продукт. Тот период стал для меня становлением — много продуктов запустил с нуля, делал интересные мне фичи. В Литрес по части продуктовой деятельности были неограниченные возможности.

Я получил много инсайтов, отзывов пользователей и разработчиков на свою работу. Но в какой-то момент я устал от контекста продукта. Захотелось большой продуктовой команды и большого рынка. Так я оказался в OZON, который больше Литреса в 50 раз. А в плане выручки и контекста раз в 500. В OZON продакты отвечают за маленькие домены. Один из моих — избранные товары.

Это огромный продукт, в котором заскучать гораздо сложнее. Но есть и обратная сторона — нас много и приходится договариваться о запусках и приоритетах.

В моей работе от 40 до 60% времени — история с коммуникациями. На работу «руками» — техзадание, дизайн, бэклог, юнит-экономика — уходит меньше половины рабочего времени. Но работа продакта в одной компании отличается от работы продакта в другой. Не стоит принимать мой опыт за истину.

Зато те пять минут, когда смотрю на дашборд или читаю отзывы о продукте, — лучшие минуты работы.

Сложности продуктовой работы

Самое сложное в начале пути — уметь отказываться от своих идей и мыслей, думать показателями бизнеса и доверять аналитике. Приходится делать то, что нужно пользователю, а не то, что кажется правильным. Ситуации, когда желание аудитории и личные желания совпадают, крайне редки. Нужно быть готовым, что крутые, на ваш взгляд, идеи могут быть отвергнуты.

Самое сложное сейчас — ждать. Хочется быстро получать результаты и быстро понимать, как дальше двигаться. В больших компаниях реализация фичей длится неделями. Сложно быть к этому терпимым.

Если хотите стать продактом

Всем, кто думает о продуктовой деятельности, советую начать на текущем месте работы искать возможности. Например, пойти к генеральному директору, продактам, инвесторам и предложить задачу. В любом случае первый шаг на пути смены профессиональной деятельности, на мой взгляд, должен начинаться с поиска возможностей на текущем месте работы.

Другой вариант — делать свой продукт. Вы ищете какую-то боль на основе своего или чужого опыта. Думаете, чем можете с точки зрения продукта помочь людям, и решаете эту боль.

Третий вариант — образовательная история. Курсов по продакт-менеджменту сейчас много, но базовый вещи — A/B-тесты, юнит-экономика, кастдев — везде примерно одинаковые. По контенту нужно выбирать комплексный фундаментальный курс, в котором вы сможете наработать продуктовые кейсы. Ищите курс, который предполагает запуски фичей, продуктов, стартапов.

Навык продакт-менеджмента — это про то, что вы улучшали и что благодаря вам изменилось. Умение запускать A/B-тесты несильно интересно работодателю. А вот то, что тест повысил конверсию в покупку на 15% и это принесло компании дополнительный 1 млн рублей компании за счет простого теста — рабочий кейс на собеседовании.

Начинающему продакту лучше браться за простые и прозрачные продукты, например, интернет-магазины. Там логика такая: корзина, товар, пользователь покупает товар. А такие продукты, как фриланс биржи, читалки, трекеры с точки зрения монетизации сложные. Работая с ними, тяжело сконцентрироваться именно на продуктовых навыках, а не на контексте.

Где искать первую работу

Лучше всего работает персональное общение. Нужно искать вакансии с личными контактами — много подобных в телеграме или фейсбуке. Пишите кастомные письма про опыт, чтобы повысить шансы попасть в воронку.

Советы продактам

Тем, кто ищет первую работу — не сдаваться. При должный усилиях в конце ждёт оффер.

Тем, кто только начинает — отключить рефлексию. Делать то, что нужно, а не то, что кажется нужным. Не принимать решения ради принятия решения. Говорить на языке бизнеса и цифр.

Тем, кто хочет вырасти — прокачивать насмотренность. Что делаю я — консультирую продукты, помогаю стартапам и сложившимся средним бизнесам. Когда развивается насмотренность, становится проще принимать решения и на текущих проектах.

Вместо вывода

Телеграм-канал с моими заметками, продуктовыми инсайтами, кейсами.

{ "author_name": "aim digital", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 26, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 237374, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 27 Apr 2021 09:17:13 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Статья в точку, хотя без дополнительных деталей вроде звонков шефа по ночам и выходным, командировок на повышение собственного уровня образования (внутри и заграницу), а так же возможностей заведения множества знакомств. Про расширение собственных возможностей даже и не упоминаю, так как этот вид деятельности стимулирует развитие, гибкость и стратегическое мышление, коим дорожат владельцы бизнеса, и в будущем вы точно не останетесь не у дел - любому бизнесу интересны воплощения (а не только идеи) прибыльных вложений как в текущем контексте специфики бизнеса, так и вне него. ред.

2

"В больших компаниях реализация фичей длится неделями. Сложно быть к этому терпимым." - один из минусов больших компаний, к сожалению. Слишком много людей, от которых зависит подтверждение верных решений. Иногда время играет не в пользу, но зато дается шанс маленьким компаниям занять свою нишу:)

1

А/Б тесты и кастдев... Бле, вы серьезно? Это ли базовые навыки продакта? А как на счёт начать с основ маркетинга и математики? Если в озоне продакты больше кастдевом заняты, то это многое объясняет.

1

Если в треде есть продакты, то скажите: вы тоже считаете A/B тесты супер важным навыком? И как часто их проводите? 

0

Вообще не всегда можно использовать а/б. Допустим, вы в B2B. У вас 500 жирных клиентов, за счёт которых вы процветание. Но реально ли на них сделать а/б? Да, но это займет примерно год, чтобы получить значимые данные. А при существовании гугль оптимайза и другого софта для тестов, навыка там и нет. Нужна только гипотеза типа "красная кнопка работает лучше".

1

Здорова, отец

0

Сергей Колосков дал советы новичкам: не покупать Playstation 5 на Ozon.
А то забанят. А за Xbox Series S тем более забанят, нефиг баловаться.

0
Русский рубин

Всё-таки пора на vc полноценную песочницу вводить как на хабре: одна вода.

0

напишите лучше

0
Читать все 9 комментариев
Я задолбался искать нормальную девушку и создал Lovely Bot

Как Tinder, только знакомит на основе взаимных увлечений

Голые короткие продажи: как манипулировать рынками и продавать акции, которых у тебя нет

В данной статье рассматривается устройство программы заимствования акций DTCC, благодаря лазейкам в которой можно осуществлять манипуляции ценами акций любой компании и даже всего рынка через naked short selling. И как возникают ситуации, что у одной акции может быть 2+ владельца.

«На новую систему потратили не более 1 млн рублей»: баттл предпринимателей о том, какая модель управления бизнесом лучше

Владельцы «Перилаглавснаб», Gartel, Compleader и «Архитектуры благополучия» — о том, почему модные «бирюзовые организации» не для всех, как выдержать трёхкратный рост бизнеса и не работать по 14 часов в день.

Из жизни клуба
За 100 лет до МММ: как рязанский банкир построил финансовую пирамиду в 19 веке и обманул вкладчиков на 12 млн рублей Статьи редакции

Когда в скопинском банке оказалось недостаточно денег, чтобы выплачивать проценты по вкладам, директор Иван Рыков «нарисовал» баланс и привлёк новых вкладчиков. На их деньги он отдавал проценты — так и зародилась первая в России финансовая пирамида, которая просуществовала 15 лет.

Здание Скопинского банка Архив Скопинского исторического общества
Как мы проводили командную ретроспективу в Minecraft

Рассказываем историю, на что стоит обратить внимание при проведении командного мероприятия в игре Minecraft, какие грабли могут быть, как организовать онлайн- и офлайн-участие.

Волки в овечьих шкурах: 4 скрытые угрозы современного рынка инвестиций

Исторически сложилось, что фондовый рынок всегда был игрой для профи. Для обывателей этот мир был недоступен из-за финансовых и информационных барьеров, но бурное развитие технологий на фоне пандемии буквально взорвало рынок частных инвестиций. Современные приложения позволяют простому пользователю из любой точки мира открыть брокерский счет и…

Как традиционному малому бизнесу превратиться в стартап: план действий

Сейчас в России предприниматели переходят из традиционного малого бизнеса в стартапы очень редко — меньше чем в 0,02% случаев. Это не больше 1 000 стартапов из около 6 млн предприятий малого бизнеса. Поговорим о том, что мешает предпринимателям и как действовать, если есть желание создать стартап.

Переход бизнеса на Apple: нет причин отказывать себе в удовольствии

Работать на устройствах Apple – это просто, удобно, приятно, современно. А еще, как продолжают считать некоторые – дорого и не для всех. Однако это не так: хотя «яблочные» устройства и работают в каждой международной корпорации из Fortune 500, сегодня они доступны практически любой SMB-компании, стартапу, и даже общеобразовательной школе. Причина кроется как в самих технологиях Apple, так и в выстроенных вокруг них сервисных программах.

Нужны ли в России сити-фермы

И появятся ли грядки на крышах пятиэтажек.

re-thinkingthefuture.com
Компонент в Figma с нулевыми размерами. Приёмы и фишки

Как сделать компонент с размерами 0 на 0 пикселей, и где это можно применить.

Готовы выбрать победителя премии «Экспортер года eBay — 2021»?
null