{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Big Data как искусство: как в QIWI.DATA поддерживают креативность

Привет! Я Юлия Богачева, директор по данным и аналитике в QIWI, и отвечаю за направление Big Data. Алгоритмы – как вершина айсберга – только одна, видимая часть нашей работы. За кадром остается не менее важный этап – постоянная генерация новых идей, которая невозможна без поддержания креативной среды внутри команды. Сегодня я приоткрою эту завесу и поделюсь нашим опытом, как повысить градус креативности в работе.

Что такое и зачем нужна аналитика данных

Данные – такой же актив компании, как деньги и другие материальные блага. Еврокомиссия в своей программе Horizon 2020 даже назвала данные топливом для цифровой экономики. И для этого есть все основания.

Через любой бизнес ежедневно проходят гигантские массивы информации – ее собирают, обрабатывают, анализируют и используют для монетизации. Это общемировой тренд, ведь без глубокого понимания клиентов компании просто не смогут создавать и предлагать им подходящие сервисы и продукты. Этот тренд подтверждают цифры: в 2018 году объем глобального рынка Big Data и бизнес-аналитики достиг 168,8 млрд долл. и по прогнозам превысит 274 млрд долл. к 2022 году.

Бизнес открывает дата-подразделения не только для себя, но и предлагает услуги другим участникам рынка. Например, технологические гиганты Microsoft, Google, Amazon предлагают нефтегазовому бизнесу услуги по внедрению инструментов ИИ и машинного обучения в разных аспектах работы. Российские компании также активно следуют тренду и открывают внутри лаборатории и отделы по аналитике больших данных. Наш рынок становится все более зрелым, и в среднем уже 30% компаний внедряют ИИ (в мире, для сравнения, чуть больше 22%).

Data Must Work

В QIWI тоже есть отдельное направление бизнеса QIWI.DATA, основанное на аналитике данных. Любой бизнес хочет максимально полно понимать потребности и контекст жизни клиента, чтобы улучшать качество сервисов и UX – то есть делать жизнь пользователя проще и лучше каждый день. А знает о клиенте бизнес только то, что может вытащить из своих данных. Из-за этого общая картина может получиться однобокой и не отражать реальность в полной мере.

Мы покрываем своими сервисами 80% экономически активного населения, что помогает нам обогащать знание партнеров, например, через портрет клиента. Мы показываем, как мы видим наших общих пользователей, какая есть склонность к приобретению тех или иных продуктов или вероятность отклика на определенное предложение. Для эффективной работы нужно быть проактивным и предвосхищать потребности бизнес-заказчика. Подобный формат напоминает конвейер R&D и требует постоянной генерации новых идей.

7 способов прокачать свою креативность

Креативность можно и нужно прокачивать как мышцы. Вот что помогает нашей команде.

1. Общение

Продуктовым и проектным командам крайне важно встречаться и синхронизироваться. Когда мы уходили на удаленку, то быстро адаптировались к новым условиям. Однако полноценно заменить личное общение онлайном невозможно. Поэтому мы планируем возобновить регулярные офлайн-встречи, оставив на дистанционной работе только рутинные функции.

В пандемию многие технологические компании заметили, что при переходе на удаленку в первую очередь пострадало создание новых продуктов и сервисов. Ведь именно личное общение – вопросы, уточнения, обсуждения – один из ключевых факторов для рождения новых идей и решений. В инновационной лаборатории Массачусетского Технологического Института давно это поняли и расположили различные лаборатории рядом с друг другом, организовав зоны для свободного общения.

2. Погружение в работу других бизнесов

Это не обязательно должны быть смежные вашему бизнесу сферы. Будьте открыты новому и выводите себя из зоны комфорта, погружаясь в, казалось бы, далеко не релевантные вам области. Очень часто это помогает почерпнуть идеи и для своего рынка. Существует концепция сильных и слабых связей, согласно которой между людьми возникают сильные связи (дружественные, родственные), слабые (между знакомыми, коллегами, соседями) или почти отсутствующие (шапочные знакомые). И обмен уникальными идеями происходит именно через слабые связи. Общаясь с близкими, мы делимся ограниченным объемом информации – мы находимся в одном информационном поле и многое уже знаем.

3. Спорт

Наукой давно доказано, что спорт благотворно влияет на когнитивные процессы и улучшает память. Можно выбрать любое направление на свой вкус, главное, стараться поддерживать регулярность. Лично мне отлично помогают циклические виды спорта – несколько интересных идей пришли ко мне на дорожке в бассейне.

4. Не делаем креатив “на заказ”

Да, есть разные техники, которые повышают градус креатива в команде. Однако не нужно ставить генерацию новых идей в KPI. Почему? Команда работает на результат – внедрение новой фичи или запуск продукта, а идеи результатом быть не могут. Иначе очень легко можно погасить творческий запал способной команды и надолго отбить у организации желание заниматься R&D в принципе.

5. Доброжелательная среда в команде

Не обязательно быть идеальной бирюзовой организацией, но нужно поддерживать внутри команд благожелательность со стороны руководителя и коллег, здоровый соревновательный дух. Бывают ситуации, когда рабочая атмосфера сложилась благоприятная, инструменты для развития творческого потенциала активно используются, а креатива нет. В таком случае лучше переключить внимание команды на другие вещи, дать время на отдых, предложить людям новые функции.

Креативность – это не одна характеристика, а набор черт личности, и она во многом определяется генетикой. Ученые активно исследуют этот вопрос и уже нашли связь между креативностью (способностью придумывать новые, подходящие решения какой-либо проблемы) и генами, связанными с дофамином. Но эта тонкая надстройка легко подавляется, если базовые ценности человека находятся под угрозой или на первое место выходит потребность в выживании (вспоминаем пирамиду Маслоу). Возможно, у коллег есть сложности вне работы – в этом случае можно максимально деликатно узнать, в чем проблема, и предложить помощь.

6. Не боимся ошибаться

Поощряйте инициативность в команде и не бойтесь предлагать идеи, даже если они кажутся вам безумными. Позднее они могут натолкнуть на другие интересные мысли. Творческой атмосфере способствуют встречи, во время которых каждый участник может высказываться, не опасаясь критики со стороны коллег и руководства. Будет лучше, если к рабочим обсуждениям вы добавите встречи вне офиса, разбавляя их интеллектуальными или спортивными играми. И, конечно, не просто придумывайте идеи, а уточняйте и раскручивайте их дальше.

7. Не ограничиваем себя

Все течет, все меняется, и люди в том числе. У них появляются новые интересы и запросы, и не всегда они точно знают, чего хотят. Для продуктовой команды работа над новыми и текущими сервисами идет нон-стоп, а ведь нужно еще правильно подать готовый продукт и не спамить клиента. Так что пределов совершенства в разработке рекомендательных алгоритмов нет. Да, если вы внедряете рекомендательную систему впервые, то сразу заметите кардинальные изменения. А если улучшаете существующие алгоритмы, то этот долгосрочный процесс заметных wow-результатов не приносит. Однако это не повод останавливаться.

Вместо послесловия

Напоследок проверьте себя по небольшому чек-листу действий, которые помогут вашей команде реализовать свой творческий потенциал в полной мере:

  • Не давите на подчиненных формально через KPI или неформально, пытаясь подстегнуть их творческие способности.
  • Не критикуйте идеи, даже если на первый взгляд они кажутся вам абсурдными.
  • Не превращайте креативные сессии в принудительные.
  • Не ставьте генерацию идей как самоцель.
0
1 комментарий
Dimitry Who

🥝 🗑 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда