{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Куда движется российская гиг-экономика и почему она рискует погрязнуть в судах

Протесты профсоюза независимых рабочих Великобритании во время судов по делу Uber, 30 октября 2018 г., Лондон Фото: Паула Митчелл

Гиг-экономика – одна из самых крупных, самых перспективных и при этом самых неоцифрованных и нерегулируемых сфер экономики России. В марте 2021 года ФНС объявила, что рынок самозанятых составляет 2 млн человек и прирастает на 5 000 ежедневно. Согласно исследованию PwC, к 2025 году объем выручки фрилансеров увеличится до 13,84 трлн долларов. При таких темпах роста отсутствие законодательного регулирования может обернуться крупными неприятностями для всех участников рынка. Недавно мы запустили в РАЭК кластер Gig-economy, чтобы оцифровать отрасль и начать решать накопившиеся проблемы, и в этой колонке я расскажу подробнее о том, что всем грозит (спойлер - британский сценарий Uber) и о том, как выйти из сложившегося положения.

Каждый из нас регулярно пользуется агрегаторами такси, принимает посылки и еду от курьеров, заказывает услуги на YouDo или Profi.ru. Компании без проблем поручают разные задачи фрилансерам, более того – большинство из офисных сотрудников так или иначе сами хоть раз побывали фрилансерами. Многие ритейлеры уже используют сервисы вывода самозанятых part-time исполнителей, где всё та же модель убера разворачивается в направлении “синих воротничков”. Все это – гиг-экономика (Gig-economy, от Gig - подработка).

Термин “гиг-экономика” c одной стороны, новый, а с другой - ровесник iPhone 3G. То есть с одной стороны, 13 лет – очень короткий срок, с другой – с точки зрения технологий мы шагнули далеко вперед. Суть гиг-экономики гениальна и проста: с помощью цифровых платформ бизнес находит исполнителя и заключает с ним краткосрочный контракт, и платит не за человеко-часы, а по факту выполненных задач. Так компании могут привлекать неограниченное количество сотрудников под проекты, не раздувая штат. При этом привлекать можно как неквалифицированный труд, так и высококлассных специалистов, обладающих уникальной экспертизой, которых просто нереально нанять в штат.

Огромный плюс гиг-экономики состоит в том, что она не вытесняет классическую модель полной занятости, а дополняет ее. Как ни крути, людям нужен стабильный доход, а цифровые платформы, при всей своей крутости, не могут этого обеспечить. В то же время платформы дают миллионам людей возможность заработать больше, с умом распоряжаясь своим временем. А увеличение благосостояния, соответственно, стимулирует рост экономики в целом.

Несмотря на то, что у гиг-работников нет социальных гарантий, как у штатного персонала, многие люди выбирают именно этот способ заработка, так как в центре гиг-экономики находится человек, а не бизнес. Люди ценят то, что они сами выбирают, когда работать и откуда работать. При этом весомый вклад в развитие гиг-экономики добавляют и подрабатывающие время от времени в дополнение к основной работе. И число людей, занятых в гиг-экономике, постоянно растет.

Гиг-экономика захватывает мир

Исследование PwC на основании данных Forbes, 57 Million U.S. Workers Are Part Of The Gig Economy (данные на конец 2019 г.)

Гиг-экономика появилась в США еще в середине прошлого века вместе с первым агентством по найму временного персонала. С запуском технологических платформ Uber и Lyft гиг-экономика пережила настоящий бум: за короткое время она выросла в сотни раз. Сейчас модель Uber тиражируют многие успешные сервисы в США и Европе. Количество гиг-работников в США согласно исследованиям Small Business Labs, Gallup, Statista и Upwork составляет около 59 млн, в Европе по подсчетам Fortune – 24 млн. По прогнозам MBO partners к 2023 уже более половины населения США будут вовлечены в гиг-экономику.

Gig-экономика в мире: процент людей, которые регулярно пользуются цифровыми платформами (верхняя диаграмма) и пользовались цифровыми платформами в принципе (нижняя диаграмма) по странам По данными исследования Хартфордширского университета

Бурный рост гиг-экономики в отсутствие законодательных норм ожидаемо привел к катастрофе. В 2016 году водители Uber подали на компанию в Верховный суд Великобритании с требованием официально признать их работниками. В качестве доказательства водители привели трудовой договор с Uber, который допускал вольность трактовки. В феврале 2021 года суд вынес решение в пользу истцов и обязал компанию выплатить пострадавшим компенсацию. В очереди на рассмотрение в Верховном суде сейчас около тысячи подобных исков, которые, скорее всего, Uber также проиграет.

Фото: BBC news

Компания несет колоссальные убытки, и все из-за того, что юристы допустили неточность в договоре - но в 2016 году никто не понимал, как работать с самозанятыми. На тот момент законодательных норм, которые могли бы подсказать верное оформление просто не существовало.

Проигрыш Uber в лондонском суде стал переломным моментом в развитии отрасли. В Европе сейчас всерьез обсуждают уравнивание прав гиг-воркеров с работниками, при этом зачастую используют популистскую риторику в духе “гиг-экономика отбрасывает трудовое право на 100 лет назад» (то есть такой формат занятости преподносится априори как навязываемый гиг-работнику, а его использование бизнесом – как заведомая эксплуатация). По “британскому” пути развития уже пошли Канада, Австралия, Чили и большая часть Европы.

Альтернативный вариант развития событий продемонстрировал Uber в США. В 2019 году в Калифорнии был принят закон, который приравнивал водителей к наемному персоналу. Uber не стал сидеть сложа руки и совместно с сервисом Lyft разработал регуляторную инициативу, которая предусматривает минимальную почасовую оплату и страховку для водителей, но при этом сохраняет за ними статус подрядчиков. Поправка в законопроект была вынесена на голосование и получила поддержку среди жителей штата. Таким образом, водители Uber остались в статусе самозанятых на законодательном уровне.

С одной стороны, Uber победил, и это круто. Однако на продвижение законопроекта компания потратила около 200 миллионов долларов. Чтобы возместить убытки, Uber повысил тарифы в Калифорнии на 20%.

Регулирование гиг-экономики в России: на грани кризиса

Поразительно, но в России, несмотря на активное продвижение темы самозанятых, до сих пор нет устоявшегося понятия, кого же считать гиг-работниками. В Википедии даже нет соответствующей страницы! А если нет четкого определения, то непонятно, как оцифровать рынок. Так, даже в исследовании PwC о гиг-экономике в расчет берут только фрилансеров, а ведь курьер Delivery, водитель Uber и даже выгульщик из Собаки-гуляки также являются ее непосредственными участниками.

Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).

Давайте попробуем прикинуть, сколько всего человек задействовано в гиг-экономике в России.

Согласно исследованию PwC на фрилансе работают 14 млн россиян. Объем выручки оценивается в 41 млрд долларов, страна входит в десятку экономик с крупнейшим в мире рынком фриланса. Кроме того, по итогам свежего исследования Avito и Data Insight на рынке частных услуг задействованы 9,4 млн человек, а объем рынка составил 6,2 трлн рублей. По данным ФНС от марта 2021 года количество самозанятых составило 2 млн человек, а ежедневный прирост - 5 000. Так что на сегодняшний момент их должно быть уже почти 2 млн. То есть мы уже насчитали около 25,4 млн человек, это более 17,6% всего населения страны. Впечатляющая цифра, не правда ли? Однако это еще не все!

Рынок услуг с апреля 2020 по март 2021 Исследования Avito и Data Insight

Владельцы крупных сервисных платформ не раскрывают данные о количестве задействованных исполнителей, ссылаясь на коммерческую тайну. Даже по самым приблизительным подсчетам, сейчас цифровые платформы используют миллионы людей. При этом количество технологических платформ постоянно растет, а с ним увеличивается и число гиг-работников.

Гиг-экономика составляет огромный сегмент рынка, однако правительство, активно продвигая идею самозанятости, никак не оцифровывает эту сферу и не дает никаких определенных законодательных норм для регулирований, и это огромный риск для бизнеса.

Юридически отношения между самозанятыми и цифровыми платформами регулируются очень поверхностно. То есть в теории работник несет все риски, а агрегатор ни за что не отвечает, но на практике все ровно наоборот. Вспомните скандал с Яндекс.Едой, когда у курьера не выдержало сердце во время долгой смены. Теоретически, с точки зрения закона Яндекс.Еда вроде как не несет ответственности за самозанятых курьеров. В то же время я как клиент совершенно справедливо жду, что компания возьмет на себя заботу о здоровье и благополучии работников. И компания оправдала ожидания: ввела минимальную оплату труда, контроль за количеством смен у курьеров и обязательные медицинские осмотры.

Или взять, к примеру, такси. Предположим, водитель крупного агрегатора решил перед праздниками заработать побольше, и уснул за рулем в конце 12-часовой смены. Произошла авария. Кто виноват – водитель или агрегатор? Юридически ответственность за произошедшее ложится на водителя или таксопарк, подключённый к платформе, но клиент наверняка пойдет с претензиями именно к агрегатору. И, вероятно, суд встанет на его сторону.

Прогноз PwC на основании данных SIA. The Human Cloud, the Gig Economy & the Transformation of Work, (данные на конец 2020 г.).

Сейчас рынок гиг-экономики в России растет, как на дрожжах, и при этом никто, ни сами гиг-платформы, ни работники не понимают в полной мере зону своей ответственности, слабо осведомлены о своих правах и обязанностях. Если в ближайшее время отрасль не будет сформирована, через пару лет количество ошибок достигнет критического предела и тогда нас всех ждет история Uber. Поэтому для компаний, задействованных в гиг-экономике, так важно консолидироваться и предложить адекватные меры регулирования.

Может ли рынок регулироваться сам

Фото: ТАСС

Платформы такси сейчас самостоятельно, без указки законодателей, вводят страхование жизни водителя и пассажиров для того, чтобы повысить уровень доверия к сервису, и это хорошая практика.

В Яндекс.Такси пошли еще дальше и в марте 2021 года предложили водителям программу страхования здоровья, в рамках которой компенсирует оплату больничных и оплачивают 50% страхового полиса. Теперь водители могут спокойно болеть дома, не опасаясь потерять заработок, а клиент не рискует заразиться гриппом от водителя, который вышел на смену, не желая терять деньги.

Яндекс.Такси – показательный пример самостоятельного регулирования отрасли, который наверняка будут перенимать и другие участники рынка. И это хорошо демонстрирует, что от этого выигрывают все — водители получат оплату «больничных», клиенты – гарантию качественного сервиса, а компания – позитивный имидж и рост выручки. Более того, с учетом количества занятых в гиг-экономике людей, рынок страхования тоже взлетит. Это один из множества примеров того, как от развития гиг-экономики выигрывают и другие сферы.

Однако для того, чтобы подобные инициативы стали золотым стандартом отрасли, важно оцифровать и консолидировать рынок. Игроки гиг-экономики – агрегаторы такси, сервисы доставки, джобборды, маркетплейсы услуг – должны собраться вместе и разработать методы внутреннего регулирования самостоятельно, либо в диалоге с государством для того, чтобы предотвратить надвигающийся кризис.

Гиг-экономика – это не просто тренд, это глобальное изменение в экономике.

У отрасли большое будущее, и мы готовы участвовать в его создании.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

 Яндекс.Такси (да и не только такси) – показательный пример как можно ставить раком всех кроме самого яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда