{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Из юриста, бухгалтера и маркетолога в продакт-менеджера: как можно прийти в продукт и где учиться

Бывает, со временем карьера отклоняется от первоначального курса и уходит в другую, не менее интересную, сторону. Участники интенсива Валерии Розовой поделились историями, как пришли в продакт-менеджмент и где брали знания, помимо wannabelike. Некоторые из них росли по карьерной лестнице, а потом уходили из стабильной компании на фриланс. Кто-то работал за семь тысяч в месяц, чтобы собрать классное портфолио и попасть в продукт. Мы выпускаем эту статью, что убедить вас: «Да, и так тоже можно!».

Маргарита Беляева: из юриста в главного редактора, а потом в Head of product Restoclub.ru

До того, как прийти в продукт, я сменила несколько сфер деятельности. По образованию я юрист, закончила МГЮА с красным дипломом, несколько лет занималась юридической практикой. Это было интересно, я вела крупные сделки с недвижимостью, что требовало не только знание норм права, но и менеджерских скиллов. При этом я понимала, что мне чего-то не хватает в работе, но не могла это четко сформулировать.

Как-то раз знакомые пожаловались, что у них загибается журнал. Я поделилась с ними идеями, и они предложили мне их реализовать. Я придумала и запустила несколько новых рубрик и рекламных форматов, которые оценили рекламодатели, и продажи пошли вверх. Этот опыт дал мне понимание, чем я бы хотела заниматься. Мне всегда нравилось комплексно влиять на продукт, придумывать, каким он будет, и видеть результат внедренных изменений.

После этого я работала еще в нескольких издательствах и в итоге пришла в Restoclub.ru в качестве главного редактора. Довольно быстро мои полномочия стали выходить за пределы управления контентом.

Где бы я ни работала, самоходность и ownership у меня были на максималках. Я приходила к руководству с идеями, не боялась брать на себя новую ответственность.

В какой-то момент я поняла, что текущее ценностное предложение клиентам уже не заходит и с продажами начинаются проблемы. Я пришла к CEO c предложением, как его можно было бы трансформировать, мы реализовали эту модель, и она положительно сказалась на продажах. Далее я должна была запустить сайт партнерской компании, потом — вывести Restoclub в новый регион. Моя должность называлась сначала главный редактор, а потом — директор по развитию. Но по факту уже тогда я начала заниматься продуктовой работой.

Недавно мне на глаза попался пост Андрея Дороничева, Product Director в Google: «Забавный факт. О профессии Product Manager я узнал из объявления о работе в Google. До этого я делал стартапы. Мне нравилось делать всякие полезные штуки и зарабатывать на них деньги. С одной стороны, я вникал в потребности людей, с другой — в технологии. Оказалось, это и есть Product Management».

У меня в чем-то схожая история: о существовании профессии я узнала, когда искала инструментарий для решения текущих рабочих задач. И тогда я поняла: то, чем я занимаюсь, это и есть продакт-менеджмент, и есть различные фреймворки, которые могут сделать мою работу эффективнее. С этого момента я стала уже системно изучать весь классический продакт-менеджерский «стек».

Начала с курса Миши Карпова и Ромы Абрамова. Тогда он еще не назывался Product Star и структурно был по другому устроен. Это был цикл лекций по всем сферам продакт-менеджмента, их вели senior продакты из разных компаний. Курс дал общее представление о том, какие скиллы мне нужно развивать, и дальше я двигалась самостоятельно: собирала материалы по той или иной теме, общалась с другими продактами, применяла полученные знания на практике.

Из продуктовых курсов я также проходила Product University и Go Practice. Первый был полезен лекциями и практикой по юнит-экономике и анализу рынка. Второй выстроил системное понимание метрик и помог разобраться с AB-тестами.

Оксана Бакланова: из инвестиционного аналитика в дизайнера и, наконец, в менеджера продукта в Райффайзенбанке

Моя первая работа — инвестиционный аналитик в стартап-акселераторе на базе НИЯУ «МИФИ», где я получала высшее экономическое образование. Тематика проектов была связана с разработкой hardware устройств. В мои задачи входил расчет финансово-экономических моделей, взаимодействие с командой разработки и с инвесторами, участие в мероприятиях для продвижения проектов. За пять лет я успела получить инвестиции для десяти стартапов в области медицины и защиты информации, локализовать два проекта в Сингапуре и дорасти до заместителя руководителя отдела инвестиционной аналитики.

Чтобы получить опыт работы с крупными компаниями, я перешла в бутиковый консалтинг. Было интересно работать над стратегией для уже развитого бизнеса с выпущенным на рынок продуктом и сформированной базой клиентов. Продолжая расти по карьерной лестнице, я поработала в Правительстве Москвы, где занималась разработкой стратегии развития промышленных зон города.

У меня хорошо получалось работать над стратегиями для больших компаний, строить финансовые прогнозы и делать работу на «отлично». При этом мне остро не хватало возможности видеть результат. Было ощущение, что я не создаю реальный и полезный продукт. Именно поэтому я ушла с работы с жутким выгоранием и желанием найти область, в которой хотелось бы развиваться.

С того момента я начала интересоваться профессиями в мире digital. Мне безумно понравился продуктовый дизайн, возможность создавать полезный для людей продукт. После нескольких курсов и пары лет фриланса я попала в Райффайзенбанк на позицию junior-дизайнера.

За год я доросла до middle-дизайнера. Но в какой-то момент поняла, что дизайн — довольно узкая сфера, и захотела больше влиять на продукт на всех этапах его развития. У нас в компании открылась вакансия продуктового менеджера, и я прошла отбор. Экономическое образование и предыдущий опыт работы в стартапах и консалтинге помогли быстрее развиваться в этой профессии.

Я стала слушать курсы. Все знания, которые я получала из разных источников, были чем-то полезны. Например, на курсе Вани Замесина «Как делать продукт, который люди будут с удовольствием покупать» я научилась составлять базовый скрипт для интервью и проводить их самостоятельно. Благодаря онлайн-симулятору GoPractice мне удалось чуть глубже погрузиться в метрики. На курсе Product Heroes я научилась работе с Unit Economy на примере продуктов из разных индустрий.

Книги, статьи и telegram-каналы помогают находить ответы на точечные вопросы о продукте. В каналах «No Flame No Game» Ани Булдаковой и «Epic Growth» часто можно найти полезную информацию о том, как подходить к валидации гипотез, как использовать различные инструменты и фреймворки в развитии продукта, как работать с ментором и развивать навыки продуктового менеджера.

Ключевой проблемой всех этих источников знаний для меня стала фрагментарность. Мне очень сильно не хватало системных знаний об управлении продуктом. Зачастую в книгах и статьях можно встретить оторванную от практики теорию. Или даже устаревшие методики, которые не работают в быстро меняющемся мире технологий.

Иван Смирнов: из менеджера технических проектов в руководителя группы бэкенд-разработки Яндекс.Услуг, компания Яндекс

Сразу после универа через Школу менеджеров Яндекса я устроился на позицию менеджера технических проектов в команду Поиска. За пять лет, учась у старших коллег и вписываясь в разные инициативы, я дорос до роли продакт-оунера и попал в команду Яндекс.Мессенджера, где крупно провалился. После чего перешел в команду Яндекс.Услуг на роли руководителя бэкенд-разработки и продуктового менеджера.

Осваивая новый сервис, я много рефлексировал о предыдущих неудачах и решил проверить свою профпригодность. Я построил себе mind-map с навыками, необходимыми для продакт-оунера, и начал проходить соответствующие курсы.

У Вани Замесина я научился проводить глубинные интервью, поборол дискомфорт в общении с клиентами и узнал об инструментах исследований, которые использую до сих пор. Среди курсов были еще GoPractise, PMI, PMP и другие. Также я читал книги, которые мне казались фундаментальными: «Теорию игр» Диксита и Нейлбаффа, «Scrum» Сазерленда. Из книги про скрам я понял, зачем нужны разные типы ритуалов, которыми я раньше пренебрегал, и какие проблемы они лечат.

Еще я слушал в машине книги с более поверхностным содержанием, например, «Стратегию голубого океана». Книга научила: важно не просто постоянно улучшать текущий продукт, а делать продукт, который выделяется на фоне конкурентов.

Ключевые инсайты с интенсива Валерии:

  • Очень важно структурно мыслить. Я структурировал понимание продуктового процесса от сбора гипотез до проверки MVP.
  • Без стратегии нет смысла двигаться дальше. А понятные способы сделать это есть.

Наталья Чеботарёва: из рекламщика в менеджера по продукту Yota

Я окончила факультет интегрированных маркетинговых коммуникаций в Вышке. И, как и большинство моих одногруппников, начала работать в рекламных агентствах еще во время учебы.

Сначала я попала в креатив, потом поняла, что мне не хватает цифр, чего-то кроме слов, и решила пойти в медиа-агентство. Там я осознала, что недостаточно понимаю, что такое реклама в интернете, и ушла в диджитал-агентство. Можно сказать, что у меня всю дорогу выходит какое-то горизонтальное развитие: мне не хватает кусочка пазла — я иду его искать.

В рекламе я работала стратегом. До сих пор считаю, что это самое интересное, чем там можно заниматься. Стратег аккумулирует

всю полезную информацию: о рынке, трендах, конкурентах, самом клиенте, целевой аудитории и потребителях. И на основе этого выдает рекомендации, как лучше продвигать тот или иной продукт или бренд.

Когда я поработала во всех возможных сферах рекламы, поняла, что мне не хватает именно бизнес-составляющей: что происходит дальше, когда мы этот продукт или бренд запустили, как его развивать, почему иногда классные рекомендации стратегов не используются и кто принимает решение.

Все это скрестилось с моим желанием когда-нибудь уйти в классную техкомпанию. Тогда я и начала присматриваться, где вообще применим мой опыт.

Моя одногруппница запостила вакансию product marketing manager, и по описанию мне казалось, что я подхожу. У меня было где-то три собеседования, и я поняла, что не знаю абсолютно ничего. В компанию меня, конечно, не взяли, но я очень загорелась. Начала слушать каждый день подкасты Make Sense, подписалась на кучу телеграм-каналов, узнала про GoPractice и наконец начала понимать, что к чему.

Через полгода мне удалось устроиться продуктовым маркетологом. Я начала получать знания на практике, но мне все равно чего-то не хватало. За это время я смотрела какие-то занятия по Figma и Tilda, видео Школы менеджеров Яндекса, почитывала популярные в тусовке книги типа «Спроси маму». Самое полезное, что мне попалось после GoPractice — курсы Verbetcetera по техскиллам для продакт-менеджеров. Это было очень клево, у ребят был первый пилотный запуск, и я шла, чтобы закрыть дыры в знаниях по разработке.

Я бы не стала рекомендовать такой путь. Лера на интенсиве даже смеялась, что я просто фанат проходить курсы. Я абсолютно не фильтровала информацию и поглощала ее в огромных количествах, никак не структурируя. В итоге ничего удивительного, что в голове образовалась каша с bits and pieces обо всем, при этом у меня было ощущение, что я не знаю ничего.

Катя Зенкевич: из проджекта в Product Manager в Getsafe (Германия)

К окончанию магистратуры я точно знала, чем хочу заниматься на работе мечты: внедрять инновационные решения, напрямую влиять на выпускаемый продукт, с помощью релизов задавать стандартам рынка новую планку качества, видеть результаты своего вклада от идеи до реализации. В общем, очень хотелось работать в IT.

Но вот незадача: профиль «Международный менеджмент» отнюдь не подразумевает легкого и безболезненного входа в техническую отрасль. Тем не менее я нашла летнюю студенческую практику по душе, которая неожиданно обернулась оффером. Так я стала работать в Германии в сфере advanced analytics. Довольно быстро стало ясно, что наибольшей синергии между моими навыками и задачами компании можно достичь в высококонкурентной отрасли, где уже присутствуют сильные продуктовые бренды. Так я перешла работать в Getsafe. Это один из лидеров на рынке direct-to-consumer страхования. Сейчас я отвечаю за крупнейший acquisition channel на рынках Германии и Англии.

Официально я работаю продакт-менеджером лишь с февраля 2021 года. На деле, брать продуктовые задачи я начала, как только пришла в компанию, полтора года назад. Помимо этого мои обязанности включали и project management, и business ownership. За год мы прирастили выручку c канала в четыре раза, запустили второй географический рынок с нуля до стабильных бизнес-показателей, выстроили систему аналитики, сбора инсайтов от customer service, а также процессы разработки.

В 2021 пришла пора фокусироваться на качестве и более грамотной приоретизации фич, оставляя темпы роста стабильными. В компании появилось подразделение product & tech, а фокус команд сместился с sales- на market-driven. Сразу же возникла необходимость создать стратегию и системный подход работы с продуктом.

Раньше мои около продуктовые знания были довольно ситуативными. Возник вопрос по фреймворку GIST — подписалась на рассылку Itamar Gilad. Нужно провести структурированный брейншторм для определения границ MVP — прочла книгу «User Story Mapping» Джеффа Паттона. Для вдохновения я посещала Product Management Festival и локальные события Product Management Nights, лучшие практики “подсматривала” через призму телеграм-каналов (например, NFNG и Epic Growth) , а основные инсайты получала через общение с коллегами и нетворкинг.

Инсайты в области коммуникаций и карьерного развития с интенсива Валерии:

  • Любые фундаментальные знания (например, полученные в университете) нужно периодически «освежать» и накладывать на полученный практический опыт. «Упакованные» в более прикладную форму, они дают +100 к опыту и становятся драйверами системного развития как продукта, так и продакта.
  • Огромное количество ценной информации теряется просто потому, что люди не готовы воспринимать формат ее подачи. Договориться о форме репорта или ревью «на берегу» — кратно увеличить вероятность, что ваши рекомендации и предложения одобрят.
  • Составление своей «дорожной карты» (например, при помощи Personal Development Plan) помогает не только структурировано развивать soft & hard навыки, но и получить одобрение на покрытие любых связанных с этим расходов у руководства компании.

Женя Баранова: из бухгалтера через seo-специалиста в менеджера продукта Учи.ру

Ничто не предвещало, что я стану менеджером продукта, я не шла к этому целенаправленно и занималась всем подряд.

В 2011 году я училась на четвертом курсе факультета «Экономика и управление» и вышла на первую работу бухгалтером, где два года жонглировала балансами. Совсем не жалею об этом опыте, я до сих пор люблю считать и все систематизировать в табличках, это помогает мне и сейчас.

Помню слова своей преподавательницы: «Тот, кто выбирает работу, чтобы поближе к дому, никогда не сделает миллион». В общем, все и так знают — всегда нужно выходить из зоны комфорта. В какой-то момент я осознала, что рядом есть невероятно крутая сфера IT, в которой делают сервисы, меняющие жизнь миллионов людей, и я обязательно должна туда попасть.

Я шерстила разные джуновские вакансии на HeadHunter и в списках требований наткнулась на три загадочные буквы SEO. Мне показалось, что это не rocket science: я перекопала все профильные форумы, составила планы продвижения, семантические ядра для нескольких популярных сайтов и пришла на собеседование в небольшую студию заказной разработки с этими небогатыми наработками и горящими глазами.

Так сбылась моя мечта попасть в IT — я стала помощником SEO-шника с зарплатой семь тысяч рублей в месяц. Я помогала с cеошной рутиной, стараясь делать все максимально быстро, чтобы успеть взять работу по проектам, до которых ни у кого не дошли руки.

К 2014 году у меня было хорошее портфолио успешных проектов, и я пришла сеошником в крупный видеохостинг. Отдельных менеджеров там не было, руководил тот, кому в команде больше всех надо. А мне все было надо: перевести сайт на https, заредизайниться под мобильные, переделать структуру сайта, ввести систему рекомендаций, новые разделы и многое другое. Де-факто я начала заниматься продуктовой работой, хотя еще слов-то таких не знала.

Сайт бурно развивался, моя команда росла. Один из разработчиков как-то вскользь упомянул про agile, так я начала внедрять и осваивать эту методологию.

Тогда в работе мне часто не хватало знания матчасти. Для общего развития я прошла курс по верстке и JavaScript в HTML Academy, R programming на Coursera, слушала лекции про устройство сетей на YouTube.

На стриме мне задали вопрос: «Что самое сложное в работе менеджера продукта?». На мой взгляд, сложно все, но в этом весь кайф: значит, вы на правильном пути.

К 2016 году сайт вырос в несколько раз и вошел в тридцатку самых посещаемых в России по версии Alexa Rank, а я увидела объявление о наборе в Школу менеджеров Яндекса. И это серьезно изменило траекторию моей карьеры.

В тот год школами Яндекса руководила Лола Кристаллинская, и она сформулировала для нас эту готовность принимать вызовы: «Дали мяч — фигачь». Помимо лекций по исследованиям, метрикам, презентациям и экономике в школе было два практических этапа: личный и групповой проект со студентами школы дизайна и разработки. У нашей команды наставницей была Лиза Семяновская — руководительница и создательница приложения Яндекс.Транспорт, в котором я после и работала.

А теперь Женя Баранова делится how to для перехода в продакт-менеджмент:

  • Будьте готовы к значительному спаду дохода. Вас не будут покупать даже за большой опыт в нерелевантных областях.
  • Попробуйте начать со смежных специальностей, если не получается зайти сразу в менеджеры продукта. На мой взгляд, хорошо подойдут исследования, дизайн, digital-маркетинг и аналитика. Также знаю примеры крутых переходов из тестирования и разработки, хотя такое случается реже.
  • Занимайтесь управлением продукта по-взрослому:заведите пэт-проджект (проект, которым вы занимаетесь в свободное время), помогайте продактам в вашей компании, а может быть, и на вашей позиции можно как-то повлиять на продукт?
  • Подумайте об установке. У меня никогда не было задачи «стать продактом», но я всегда хотела делать продукты и влиять на них. Возможно, с такой постановкой вопроса будет проще найти путь к цели.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда