{"id":9253,"title":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0430\u0440\u0438\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u043d\u0430\u0432\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u044c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=9253&url=https:\/\/vc.ru\/mos.ecology\/322605-chto-darit-klientam-sotrudnikam-i-partneram-chtoby-ne-navredit-okruzhayushchey-srede&placeBit=1&hash=f7f2e59c93d6bf99b4de7eb426299419c5e5dc01833ead4a2d9b746713d07b81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
WANNABELIKE

Из юриста, бухгалтера и маркетолога в продакт-менеджера: как можно прийти в продукт и где учиться

Бывает, со временем карьера отклоняется от первоначального курса и уходит в другую, не менее интересную, сторону. Участники интенсива Валерии Розовой поделились историями, как пришли в продакт-менеджмент и где брали знания, помимо wannabelike. Некоторые из них росли по карьерной лестнице, а потом уходили из стабильной компании на фриланс. Кто-то работал за семь тысяч в месяц, чтобы собрать классное портфолио и попасть в продукт. Мы выпускаем эту статью, что убедить вас: «Да, и так тоже можно!».

Маргарита Беляева: из юриста в главного редактора, а потом в Head of product Restoclub.ru

До того, как прийти в продукт, я сменила несколько сфер деятельности. По образованию я юрист, закончила МГЮА с красным дипломом, несколько лет занималась юридической практикой. Это было интересно, я вела крупные сделки с недвижимостью, что требовало не только знание норм права, но и менеджерских скиллов. При этом я понимала, что мне чего-то не хватает в работе, но не могла это четко сформулировать.

Как-то раз знакомые пожаловались, что у них загибается журнал. Я поделилась с ними идеями, и они предложили мне их реализовать. Я придумала и запустила несколько новых рубрик и рекламных форматов, которые оценили рекламодатели, и продажи пошли вверх. Этот опыт дал мне понимание, чем я бы хотела заниматься. Мне всегда нравилось комплексно влиять на продукт, придумывать, каким он будет, и видеть результат внедренных изменений.

После этого я работала еще в нескольких издательствах и в итоге пришла в Restoclub.ru в качестве главного редактора. Довольно быстро мои полномочия стали выходить за пределы управления контентом.

Где бы я ни работала, самоходность и ownership у меня были на максималках. Я приходила к руководству с идеями, не боялась брать на себя новую ответственность.

В какой-то момент я поняла, что текущее ценностное предложение клиентам уже не заходит и с продажами начинаются проблемы. Я пришла к CEO c предложением, как его можно было бы трансформировать, мы реализовали эту модель, и она положительно сказалась на продажах. Далее я должна была запустить сайт партнерской компании, потом — вывести Restoclub в новый регион. Моя должность называлась сначала главный редактор, а потом — директор по развитию. Но по факту уже тогда я начала заниматься продуктовой работой.

Недавно мне на глаза попался пост Андрея Дороничева, Product Director в Google: «Забавный факт. О профессии Product Manager я узнал из объявления о работе в Google. До этого я делал стартапы. Мне нравилось делать всякие полезные штуки и зарабатывать на них деньги. С одной стороны, я вникал в потребности людей, с другой — в технологии. Оказалось, это и есть Product Management».

У меня в чем-то схожая история: о существовании профессии я узнала, когда искала инструментарий для решения текущих рабочих задач. И тогда я поняла: то, чем я занимаюсь, это и есть продакт-менеджмент, и есть различные фреймворки, которые могут сделать мою работу эффективнее. С этого момента я стала уже системно изучать весь классический продакт-менеджерский «стек».

Начала с курса Миши Карпова и Ромы Абрамова. Тогда он еще не назывался Product Star и структурно был по другому устроен. Это был цикл лекций по всем сферам продакт-менеджмента, их вели senior продакты из разных компаний. Курс дал общее представление о том, какие скиллы мне нужно развивать, и дальше я двигалась самостоятельно: собирала материалы по той или иной теме, общалась с другими продактами, применяла полученные знания на практике.

Из продуктовых курсов я также проходила Product University и Go Practice. Первый был полезен лекциями и практикой по юнит-экономике и анализу рынка. Второй выстроил системное понимание метрик и помог разобраться с AB-тестами.

Оксана Бакланова: из инвестиционного аналитика в дизайнера и, наконец, в менеджера продукта в Райффайзенбанке

Моя первая работа — инвестиционный аналитик в стартап-акселераторе на базе НИЯУ «МИФИ», где я получала высшее экономическое образование. Тематика проектов была связана с разработкой hardware устройств. В мои задачи входил расчет финансово-экономических моделей, взаимодействие с командой разработки и с инвесторами, участие в мероприятиях для продвижения проектов. За пять лет я успела получить инвестиции для десяти стартапов в области медицины и защиты информации, локализовать два проекта в Сингапуре и дорасти до заместителя руководителя отдела инвестиционной аналитики.

Чтобы получить опыт работы с крупными компаниями, я перешла в бутиковый консалтинг. Было интересно работать над стратегией для уже развитого бизнеса с выпущенным на рынок продуктом и сформированной базой клиентов. Продолжая расти по карьерной лестнице, я поработала в Правительстве Москвы, где занималась разработкой стратегии развития промышленных зон города.

У меня хорошо получалось работать над стратегиями для больших компаний, строить финансовые прогнозы и делать работу на «отлично». При этом мне остро не хватало возможности видеть результат. Было ощущение, что я не создаю реальный и полезный продукт. Именно поэтому я ушла с работы с жутким выгоранием и желанием найти область, в которой хотелось бы развиваться.

С того момента я начала интересоваться профессиями в мире digital. Мне безумно понравился продуктовый дизайн, возможность создавать полезный для людей продукт. После нескольких курсов и пары лет фриланса я попала в Райффайзенбанк на позицию junior-дизайнера.

За год я доросла до middle-дизайнера. Но в какой-то момент поняла, что дизайн — довольно узкая сфера, и захотела больше влиять на продукт на всех этапах его развития. У нас в компании открылась вакансия продуктового менеджера, и я прошла отбор. Экономическое образование и предыдущий опыт работы в стартапах и консалтинге помогли быстрее развиваться в этой профессии.

Я стала слушать курсы. Все знания, которые я получала из разных источников, были чем-то полезны. Например, на курсе Вани Замесина «Как делать продукт, который люди будут с удовольствием покупать» я научилась составлять базовый скрипт для интервью и проводить их самостоятельно. Благодаря онлайн-симулятору GoPractice мне удалось чуть глубже погрузиться в метрики. На курсе Product Heroes я научилась работе с Unit Economy на примере продуктов из разных индустрий.

Книги, статьи и telegram-каналы помогают находить ответы на точечные вопросы о продукте. В каналах «No Flame No Game» Ани Булдаковой и «Epic Growth» часто можно найти полезную информацию о том, как подходить к валидации гипотез, как использовать различные инструменты и фреймворки в развитии продукта, как работать с ментором и развивать навыки продуктового менеджера.

Ключевой проблемой всех этих источников знаний для меня стала фрагментарность. Мне очень сильно не хватало системных знаний об управлении продуктом. Зачастую в книгах и статьях можно встретить оторванную от практики теорию. Или даже устаревшие методики, которые не работают в быстро меняющемся мире технологий.

Иван Смирнов: из менеджера технических проектов в руководителя группы бэкенд-разработки Яндекс.Услуг, компания Яндекс

Сразу после универа через Школу менеджеров Яндекса я устроился на позицию менеджера технических проектов в команду Поиска. За пять лет, учась у старших коллег и вписываясь в разные инициативы, я дорос до роли продакт-оунера и попал в команду Яндекс.Мессенджера, где крупно провалился. После чего перешел в команду Яндекс.Услуг на роли руководителя бэкенд-разработки и продуктового менеджера.

Осваивая новый сервис, я много рефлексировал о предыдущих неудачах и решил проверить свою профпригодность. Я построил себе mind-map с навыками, необходимыми для продакт-оунера, и начал проходить соответствующие курсы.

У Вани Замесина я научился проводить глубинные интервью, поборол дискомфорт в общении с клиентами и узнал об инструментах исследований, которые использую до сих пор. Среди курсов были еще GoPractise, PMI, PMP и другие. Также я читал книги, которые мне казались фундаментальными: «Теорию игр» Диксита и Нейлбаффа, «Scrum» Сазерленда. Из книги про скрам я понял, зачем нужны разные типы ритуалов, которыми я раньше пренебрегал, и какие проблемы они лечат.

Еще я слушал в машине книги с более поверхностным содержанием, например, «Стратегию голубого океана». Книга научила: важно не просто постоянно улучшать текущий продукт, а делать продукт, который выделяется на фоне конкурентов.

Ключевые инсайты с интенсива Валерии:

  • Очень важно структурно мыслить. Я структурировал понимание продуктового процесса от сбора гипотез до проверки MVP.
  • Без стратегии нет смысла двигаться дальше. А понятные способы сделать это есть.

Наталья Чеботарёва: из рекламщика в менеджера по продукту Yota

Я окончила факультет интегрированных маркетинговых коммуникаций в Вышке. И, как и большинство моих одногруппников, начала работать в рекламных агентствах еще во время учебы.

Сначала я попала в креатив, потом поняла, что мне не хватает цифр, чего-то кроме слов, и решила пойти в медиа-агентство. Там я осознала, что недостаточно понимаю, что такое реклама в интернете, и ушла в диджитал-агентство. Можно сказать, что у меня всю дорогу выходит какое-то горизонтальное развитие: мне не хватает кусочка пазла — я иду его искать.

В рекламе я работала стратегом. До сих пор считаю, что это самое интересное, чем там можно заниматься. Стратег аккумулирует

всю полезную информацию: о рынке, трендах, конкурентах, самом клиенте, целевой аудитории и потребителях. И на основе этого выдает рекомендации, как лучше продвигать тот или иной продукт или бренд.

Когда я поработала во всех возможных сферах рекламы, поняла, что мне не хватает именно бизнес-составляющей: что происходит дальше, когда мы этот продукт или бренд запустили, как его развивать, почему иногда классные рекомендации стратегов не используются и кто принимает решение.

Все это скрестилось с моим желанием когда-нибудь уйти в классную техкомпанию. Тогда я и начала присматриваться, где вообще применим мой опыт.

Моя одногруппница запостила вакансию product marketing manager, и по описанию мне казалось, что я подхожу. У меня было где-то три собеседования, и я поняла, что не знаю абсолютно ничего. В компанию меня, конечно, не взяли, но я очень загорелась. Начала слушать каждый день подкасты Make Sense, подписалась на кучу телеграм-каналов, узнала про GoPractice и наконец начала понимать, что к чему.

Через полгода мне удалось устроиться продуктовым маркетологом. Я начала получать знания на практике, но мне все равно чего-то не хватало. За это время я смотрела какие-то занятия по Figma и Tilda, видео Школы менеджеров Яндекса, почитывала популярные в тусовке книги типа «Спроси маму». Самое полезное, что мне попалось после GoPractice — курсы Verbetcetera по техскиллам для продакт-менеджеров. Это было очень клево, у ребят был первый пилотный запуск, и я шла, чтобы закрыть дыры в знаниях по разработке.

Я бы не стала рекомендовать такой путь. Лера на интенсиве даже смеялась, что я просто фанат проходить курсы. Я абсолютно не фильтровала информацию и поглощала ее в огромных количествах, никак не структурируя. В итоге ничего удивительного, что в голове образовалась каша с bits and pieces обо всем, при этом у меня было ощущение, что я не знаю ничего.

Катя Зенкевич: из проджекта в Product Manager в Getsafe (Германия)

К окончанию магистратуры я точно знала, чем хочу заниматься на работе мечты: внедрять инновационные решения, напрямую влиять на выпускаемый продукт, с помощью релизов задавать стандартам рынка новую планку качества, видеть результаты своего вклада от идеи до реализации. В общем, очень хотелось работать в IT.

Но вот незадача: профиль «Международный менеджмент» отнюдь не подразумевает легкого и безболезненного входа в техническую отрасль. Тем не менее я нашла летнюю студенческую практику по душе, которая неожиданно обернулась оффером. Так я стала работать в Германии в сфере advanced analytics. Довольно быстро стало ясно, что наибольшей синергии между моими навыками и задачами компании можно достичь в высококонкурентной отрасли, где уже присутствуют сильные продуктовые бренды. Так я перешла работать в Getsafe. Это один из лидеров на рынке direct-to-consumer страхования. Сейчас я отвечаю за крупнейший acquisition channel на рынках Германии и Англии.

Официально я работаю продакт-менеджером лишь с февраля 2021 года. На деле, брать продуктовые задачи я начала, как только пришла в компанию, полтора года назад. Помимо этого мои обязанности включали и project management, и business ownership. За год мы прирастили выручку c канала в четыре раза, запустили второй географический рынок с нуля до стабильных бизнес-показателей, выстроили систему аналитики, сбора инсайтов от customer service, а также процессы разработки.

В 2021 пришла пора фокусироваться на качестве и более грамотной приоретизации фич, оставляя темпы роста стабильными. В компании появилось подразделение product & tech, а фокус команд сместился с sales- на market-driven. Сразу же возникла необходимость создать стратегию и системный подход работы с продуктом.

Раньше мои около продуктовые знания были довольно ситуативными. Возник вопрос по фреймворку GIST — подписалась на рассылку Itamar Gilad. Нужно провести структурированный брейншторм для определения границ MVP — прочла книгу «User Story Mapping» Джеффа Паттона. Для вдохновения я посещала Product Management Festival и локальные события Product Management Nights, лучшие практики “подсматривала” через призму телеграм-каналов (например, NFNG и Epic Growth) , а основные инсайты получала через общение с коллегами и нетворкинг.

Инсайты в области коммуникаций и карьерного развития с интенсива Валерии:

  • Любые фундаментальные знания (например, полученные в университете) нужно периодически «освежать» и накладывать на полученный практический опыт. «Упакованные» в более прикладную форму, они дают +100 к опыту и становятся драйверами системного развития как продукта, так и продакта.
  • Огромное количество ценной информации теряется просто потому, что люди не готовы воспринимать формат ее подачи. Договориться о форме репорта или ревью «на берегу» — кратно увеличить вероятность, что ваши рекомендации и предложения одобрят.
  • Составление своей «дорожной карты» (например, при помощи Personal Development Plan) помогает не только структурировано развивать soft & hard навыки, но и получить одобрение на покрытие любых связанных с этим расходов у руководства компании.

Женя Баранова: из бухгалтера через seo-специалиста в менеджера продукта Учи.ру

Ничто не предвещало, что я стану менеджером продукта, я не шла к этому целенаправленно и занималась всем подряд.

В 2011 году я училась на четвертом курсе факультета «Экономика и управление» и вышла на первую работу бухгалтером, где два года жонглировала балансами. Совсем не жалею об этом опыте, я до сих пор люблю считать и все систематизировать в табличках, это помогает мне и сейчас.

Помню слова своей преподавательницы: «Тот, кто выбирает работу, чтобы поближе к дому, никогда не сделает миллион». В общем, все и так знают — всегда нужно выходить из зоны комфорта. В какой-то момент я осознала, что рядом есть невероятно крутая сфера IT, в которой делают сервисы, меняющие жизнь миллионов людей, и я обязательно должна туда попасть.

Я шерстила разные джуновские вакансии на HeadHunter и в списках требований наткнулась на три загадочные буквы SEO. Мне показалось, что это не rocket science: я перекопала все профильные форумы, составила планы продвижения, семантические ядра для нескольких популярных сайтов и пришла на собеседование в небольшую студию заказной разработки с этими небогатыми наработками и горящими глазами.

Так сбылась моя мечта попасть в IT — я стала помощником SEO-шника с зарплатой семь тысяч рублей в месяц. Я помогала с cеошной рутиной, стараясь делать все максимально быстро, чтобы успеть взять работу по проектам, до которых ни у кого не дошли руки.

К 2014 году у меня было хорошее портфолио успешных проектов, и я пришла сеошником в крупный видеохостинг. Отдельных менеджеров там не было, руководил тот, кому в команде больше всех надо. А мне все было надо: перевести сайт на https, заредизайниться под мобильные, переделать структуру сайта, ввести систему рекомендаций, новые разделы и многое другое. Де-факто я начала заниматься продуктовой работой, хотя еще слов-то таких не знала.

Сайт бурно развивался, моя команда росла. Один из разработчиков как-то вскользь упомянул про agile, так я начала внедрять и осваивать эту методологию.

Тогда в работе мне часто не хватало знания матчасти. Для общего развития я прошла курс по верстке и JavaScript в HTML Academy, R programming на Coursera, слушала лекции про устройство сетей на YouTube.

На стриме мне задали вопрос: «Что самое сложное в работе менеджера продукта?». На мой взгляд, сложно все, но в этом весь кайф: значит, вы на правильном пути.

К 2016 году сайт вырос в несколько раз и вошел в тридцатку самых посещаемых в России по версии Alexa Rank, а я увидела объявление о наборе в Школу менеджеров Яндекса. И это серьезно изменило траекторию моей карьеры.

В тот год школами Яндекса руководила Лола Кристаллинская, и она сформулировала для нас эту готовность принимать вызовы: «Дали мяч — фигачь». Помимо лекций по исследованиям, метрикам, презентациям и экономике в школе было два практических этапа: личный и групповой проект со студентами школы дизайна и разработки. У нашей команды наставницей была Лиза Семяновская — руководительница и создательница приложения Яндекс.Транспорт, в котором я после и работала.

А теперь Женя Баранова делится how to для перехода в продакт-менеджмент:

  • Будьте готовы к значительному спаду дохода. Вас не будут покупать даже за большой опыт в нерелевантных областях.
  • Попробуйте начать со смежных специальностей, если не получается зайти сразу в менеджеры продукта. На мой взгляд, хорошо подойдут исследования, дизайн, digital-маркетинг и аналитика. Также знаю примеры крутых переходов из тестирования и разработки, хотя такое случается реже.
  • Занимайтесь управлением продукта по-взрослому:заведите пэт-проджект (проект, которым вы занимаетесь в свободное время), помогайте продактам в вашей компании, а может быть, и на вашей позиции можно как-то повлиять на продукт?
  • Подумайте об установке. У меня никогда не было задачи «стать продактом», но я всегда хотела делать продукты и влиять на них. Возможно, с такой постановкой вопроса будет проще найти путь к цели.
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Сайты в 2021 году
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

Мой опыт общения с Почтой России

Первым делом хочу попросить прощения у всех граждан России. Благодаря моим действиям, описанным вкратце в этой статье, я получил некоторую сумму денег, которая иначе могла бы попасть в бюджет РФ. Но произошло это по вине сотрудников АО «Почта России». Учредителем и единственным акционером АО «Почта России» является Российская Федерация.

Российский сервис для онлайн-записи к врачу «НаПоправку» привлёк $5 млн на запуск новых продуктов в 2022 году Статьи редакции

Также компания планирует развивать маркетинг и продвижение в регионах.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

null