«Я бы уже разорился, если бы не фрилансеры». Как я создаю свою соцсеть с командой, которую ни разу не видел вживую

Биржа фриланса FL.ru продолжает серию публикаций, в которой представители малого и среднего российского бизнеса делятся кейсами по работе с фрилансерами. В этой статье свою историю рассказывает Аркадий Пастин — он запускает на рынок новую социальную сеть с помощью штата фрилансеров.

В статье расскажем:
- как создать команду, состоящую полностью из фрилансеров;
- как контролировать их работу и оплату их занятости;
- про подводные камни долгосрочной работы с “свободными” профессионалами;
- про кадровую конкуренцию с корпорациями.

Про себя и проект

Привет, меня зовут Аркадий Пастин. Сейчас я живу в Израиле. Моя компания занимается разработкой мобильного приложения — новой социальной сети, идея которой возникла у меня в 2017 году. Первые годы я предпринимал неспешные шаги в развитии проекта, поэтому текущая команда проекта в нынешнем её составе была сформирована лишь к концу 2019 года. Все, кто со мной работает — это фрилансеры, которых я нашел на вышеупомянутой бирже. И это специалисты, отбору которых я уделил особое внимание.

Но сначала про идею проекта InterGroup Social Network. Мы намерены конкурировать с классическими социальными сетями, такими, как ВКонтакте, Facebook и Одноклассники. Однако делать не копию, а свой продукт. Мы пытаемся найти "голубой океан" : создать проект таким образом, чтобы пользователь, зайдя в систему, понимал, что в первую очередь здесь думали о нём, а не о деньгах. Мы изучали бенчмарки, отзывы и критику пользователей существующих соцсетей, поэтому многие витальные функции, такие как музыка, фоновые режимы, у нас бесплатны. Мы также довели до совершенства систему безопасности — у нас невозможны накрутки, обходы блокировок даже при смене сим-карты и прочее; поработали над возможностью пользователя выбирать дизайн приложения.

В целом проект мне обошелся на данный момент в 8 миллионов рублей. Профита от него пока нет, потому что мы еще не на рынке. Сейчас мы делаем приложение только на одной платформе — Android, но даже при этом необходимо разрабатывать серверную и административную части, на что уходит большая часть расходов. В 2018-м мы выпустили пилотную версию, но не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы прощупать рынок и понять, стоит ли дальше инвестировать деньги. Тогда мы получили 10 тысяч скачиваний и немного даже заработали – и это при условии полного отсутствия функционала и монетизации. Но нас больше приободрили другие достижения — отзывы пользователей. Совсем скоро мы планируем выходить на рынок.

Итак, сейчас нас в команде 7 человек: я, юрист, дизайнер, два Python-разработчика и два Android-разработчика. Также мы привлекаем других специалистов на какие-то небольшие задачи благодаря фриланс-бирже. Ребята работают не только на меня: у middle-программиста есть основная работа, дизайнер иногда выполняет другие задачи, которые также находит через биржу (но я для нее — основной заказчик). Я не против совмещения и даю им свободу действий, если это не приносит вреда моему проекту.

Команда проекта, полностью состоящая из фрилансеров

Фрилансеры как бизнес-модель

Главная мотивация работать с фрилансерами — экономия. Я начинал проект сам, без инвесторов, и поэтому вставал вопрос: "Смогу ли я платить налоги государству и брать человека на постоянное место работы?" Я понял, что мой бюджет этого не позволяет.

Простая математика: у меня есть middle-разработчик. Зарплата такого специалиста в Москве на full-time в офисе в среднем — 160 тысяч рублей в месяц. Работодатель с этой суммы должен заплатить НДФЛ в размере 13%, до 40% потратить на страховые взносы и взять на себя косвенные расходы (аренда помещения, мебель, оргтехника, уборка помещения, счета за свет и воду, оплата ПО, обеды для сотрудников и многое другое). Получается, расход на одного человека ~250 тысяч рублей.

На фрилансе со мной работает тот же middle, но не full-time. Я не плачу за офис, но плачу минимальный налог. Почасовая ставка middle-разработчика — по нашей договоренности — 550 рублей. В день его занятость составляет 3 часа, в месяц — около 60 часов, а значит, мне он обойдется примерно в 37 тысяч рублей с налогами. То есть в 6,5 раз меньше, чем штатный сотрудник. А у меня 6 человек в команде. Думаю, что мы сэкономили за 5 лет минимум 25 миллионов, выбрав такую бизнес-модель. Если бы не фриланс, то, думаю, я бы уже разорился.

Контролировать нельзя доверять

Возникает вопрос: “Как контролировать качество выполнения и часы, которые тратит фрилансер на работу?” Изначально мы совершили ошибку — сотрудничали с исполнителями без договоров. Все это закончилось тем, что деньги исчезали вместе со специалистами.

Потом мы сформировали такой подход: новых фрилансеров я ищу на бирже и использую функцию Безопасной сделки, которая гарантирует заказчику возврат денег, если задача выполнена не в срок и/или не по техзаданию. Я плачу за это комиссию бирже, но также снимаю с себя головную боль по заключению договоров, составлению актов и закрывающих документов — это делает сервис. Исполнителей, которые добросовестно выполнили от 5 заказов, и для которых есть ежедневные задачи, в итоге я забираю к себе в команду. Разовые или проектные задачи продолжаю закрывать с помощью биржи.

Поначалу мы просили найденных фрилансеров фиксировать количество потраченных часов на работу в Google-таблицах, но модель изжила свое, ведь люди могли написать туда любую цифру. В конечном счете мы выбрали программное обеспечение и подключили TimeDoctor. Теперь я вижу, когда человек пришел на работу, сколько он отработал за день или период, над чем он сейчас конкретно работает. Могу посмотреть историю и по необходимости, скриншоты с экрана фрилансера. В этой же программе мы выставляем почасовую оплату по договоренности с конкретным специалистом. Но и здесь есть узкие места. Если мой специалист “вышел” поработать в выходные, то мне крайне сложно увеличивать его ставку за час. Я не могу использовать гибкую модель оплаты с мотивацией, например, увеличивать фрилансеру ставку в час, после того как за день он отработал более 4-5 часов. Также нет возможности задать сумму, которую я готов потратить на проект в месяц, и зафиксировать, сколько часов каждый сотрудник может работать, чтобы за этот бюджет не выходить. В общем, я считаю, что рынок нуждается в подобном ПО, которое бы предусматривало все особенности контроля работы и мотивации именно с фрилансерами.

Кстати, всем, кто работает с исполнителями, советую изучить, что такое NDA и передача интеллектуальных прав заказчику — это важные инструменты, которые не позволяют фрилансеру забрать ваши деньги и все наработки. В нашем случае мы составили собственное двуязычное соглашение NDA силами юриста Елизаветы, с которой познакомились через биржу, и если исполнителю не нравятся конкретные пункты, то мы открыты к диалогу. Если вы не хотите погружаться в детали, то опять же — можете закрыть проблему, пользуясь функцией Безопасной сделки на бирже.

Так выглядит контроль работы команды в TimeDoctor

Подводные камни долгосрочной работы с фрилансерами.

Поиском людей я занимаюсь сам и делаю это на бирже в 2 этапа.

  • Отсев по откликам.

Когда я начинал работать с биржей, я столкнулся с тем, что мне приходило много нерелевантных откликов. Теперь я пользуюсь лайфхаком — в описании проекта обозначаю структуру отклика, которая включает в себя 3 пункта (вопроса). Все отклики, составленные иначе, я отклоняю.

Что мне важно знать при выборе:

  • Образование. Я ищу фрилансеров только с высшим образованием, но мы берем и студентов, главное — отметить какие-то курсы, релевантные специализации.
  • Применяемый стек технологий. Лишняя информация об опыте, не касающемся задачи, меня только оттолкнет.
  • Ставку за час работы.

Я заношу данные в excel-таблицу, сортирую по цене, а затем оцениваю опыт и знания. У “финалистов” изучаю негативные отзывы, которые оставляли о них заказчики, и осознаю, насколько это критично для меня, однако на принятие решения это влияет максимум на 10%. Так формируется топ-10 кандидатов.

  • Тестирование навыков.

Далее я даю им тестовую задачу, где оцениваю скорость, качество, подход. Иногда, но реже, я создаю конкурсы — фрилансеры могут сделать для меня задачу, и тот, кто справится лучше всех, получит 10–20 тысяч рублей. Так я нашел дизайнера: нужно было отрисовать 1–2 окна мобильного приложения, призовой фонд был 10 тысяч рублей. Победительница Анна с тех пор работает со мной уже 2 года. На мой взгляд, она — мой самый продуктивный сотрудник, я периодически ставлю ее в пример другим членам команды и фрилансерам в компании. Более того, я даже уверен, что наш дизайнер — лучший относительно тех, кто работает у наших конкурентов.

Интерфейс нашего приложения, разработанный дизайнером

Подводные камни долгосрочной работы с фрилансерами

На своем опыте я доказал, что с фрилансерами можно создавать масштабные длительные проекты. Но компаниям нужно осознавать 3 нюанса.

  • Первое — выгорание.

Я обратил внимание, что большинство фрилансеров (но, возможно, и штатных сотрудников) начинают выгорать уже после первого года работы — эффективность начинает падать. В этом случае нужно хладнокровно решить, насколько ценен текущий человек, ведь “новичок” может обладать теми же навыками, но будет “поживее”.

  • Второе — мотивация.

Фрилансеров стоит регулярно мотивировать каким-то бонусом. В этом году я решил посмотреть по TimeDoctor, кто первым вышел на работу после новогодних праздников. Все приступили к работе 10 января, а один программист — 8-го. После этого я повысил его почасовую ставку. Также, посмотрев статистику за прошлый год лучшего фрилансера, дал ему бонус в виде перевода 40 000 рублей на покупку игровой приставки Xbox series. Периодически перевожу денежные бонусы за проявления нестандартных или сверх результатов. С выходом на рынок количество бонусов будет возрастать. Я постоянно мотивирую команду показывать сверх-результаты и проактивность.

  • Третье — необходимость свободы.

Фрилансерам необходимо давать свободу мысли и реализации, не контролировать каждый шаг. Конечно, окончательное решение за мной, но исполнители учились тому, что они делают, а я их специализациям нет. Я считаю, что работая с фрилансерами, можно перенять практики из классического управления командами, но давать большую свободу. Каждое утро мы созваниваемся на 10–15 минут всей командой, делимся результатами за вчера и планами на день. Затем заносим задачи в Trello. Когда я пишу техзадание фрилансеру, то не ставлю жестких рамок. Они готовят мне несколько вариантов, и мы вместе начинаем их корректировать, доводя до идеала. Если зажимать фрилансеров в тиски, это ни им, ни мне на пользу не пойдет. Позвольте своим фрилансерам проявить свой талант и будете вознаграждены.

Про заботу о команде и конкуренцию с Яндексом и Mail.ru.

Если вы — технологический стартап и ищете на рынке талантливых ребят для своей команды, то неизбежно столкнетесь с конкуренцией с корпорациями типа Яндекса и Mail.ru Group. Они привлекают не только брендом, но и большими зарплатами и различными “плюшками”, а в пандемию и вовсе перешли на «гибридную модель» занятости.

Один из моих сотрудников как раз предпочел стартапу корпорацию. Мой проект его многому научил. Мы дали ему исходный код, научили технологиям, но через полгода он прекратил с нами работать. Для меня это потерянное время, но, думаю, с этим нельзя никак бороться. Финансовый вопрос в этом случае не играет ключевой роли — мы пытались поговорить о повышении зарплаты и иных возможностях сделать работу комфортнее, но его решение не изменилось. Многие хотят говорить эту фразу друзьям: “Я вот в Яндексе (или в Mail.ru) работаю". И в этом смысле нам очень сложно найти специалистов на рынке по той цене, которую мы можем дать.

Но что точно необходимо делать, так это заботиться о благополучии своей удаленной команды, об их здоровье и образовании.

Как это работает у меня: Ребята знают, что в любой день, даже в рабочий, они могут взять отпуск, выходной — столько, сколько надо, по любой причине, будь то болезнь, дела или поездка к родителям. Я никогда не скажу им "нет". По поводу личной жизни и переживаний — если они хотят, то могут сами со мной поделиться. Я стараюсь помочь советом, ведь по образованию я психолог, да и жизненный опыт к 30 годам все-таки есть. Бывали случаи, когда ко мне обращались с жизненными проблемами и я помогал ребятам финансово.

Главное — я отношусь к команде как к своей семье и понимаю, что без них я свой проект не построю. Я хочу создать им максимально комфортные условия, которые я могу себе финансово позволить, и быть для них не начальником, не надзирателем, а другом, партнером и компаньоном.

Естественно, мой опыт, возможно, подходит не всем. Но для кого-то такой способ сотрудничества может стать единственно возможным для воплощения своих идей. И, могу сказать: не бойтесь довериться фрилансерам. Если вы воспользуетесь моими советами, которые были выработаны годами, вы поймете, что работа с фрилансерами — это огромные возможности и перспективы.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Георгий Хромченко

- Интересно,  какая мотивация "Android middle" разработчика работать сейчас за $500 в месяц.
- Очень странно в условиях ограниченного бюджета пилить нативный клиент, не React Native/Flutter.  Я думаю по сравнению с RN на одной публикации обновлений куча времени сожжено. 

А еще - если бы не экономия на разработке, то приложение гораздо раньше пришлось  бы выпустить в паблик, с меньшим набором фич. Пришлось бы думать о пользователях, фокусироваться на том что нужно пользователям, постоянно пробуя гипотезы.

А так это все выглядит как "я делаю игрушечку для себя, на fl.ru это подешевле"

Ответить
Развернуть ветку
11

1) нативный = максимальная гибкость, кастом. Используя Flutter вы неизбежно столкнётесь с проблемами, которых можно было бы избежать. Нет смысла создавать себе преграды осознано.
2) мотивация - сооснователь при условии соблюдения всех пунктов договора.
3) нет задачи выходить в паблик с малым набором фитч. Разработка ведётся с целью создания действительно новых возможностей и технологий.
4) игрушка для себя. Всё верно, если вы хотите замечательный продукт, первое это необходимо самому любить свой продукт.

P.S. разработка рабочего прототипа, это не тоже самое, что просто "White paper"
Инвесторы в том числе имеют возможность ознакомится с исходником, и принять решения более обдуманно. Хорошо написанный и продуманный продукт с "White paper" многократно увеличивает шансы привлечения инвестиций.

Также хочу заметить, автор статьи неразу не упоминал, что ему нужны советы. Статья предназначена исключительно для начинающих предпринимателей как инструкция к действию.

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда