Из студентов в кадры: зачем ИТ-компаниям молодые специалисты из вузов
Ирина Карклинис, директор по персоналу группы компаний «Нетрика»
По данным Университета 2035, около 40% открытых вакансий в нашей стране направлены на специалистов в сфере технологий. В основном компании ищут ИТ-директоров и руководителей цифровой трансформации, экспертов по кибербезопасности, а также работе с большими данными и облачными системами.
Чтобы найти подходящего кандидата, иногда требуются месяцы — поэтому бизнес всё чаще останавливает свой выбор на молодых кадрах и начинает тесно сотрудничать с вузами. Какую пользу может принести такое партнёрство?
Крупными мазками
Сегодня технологии используются гораздо активнее — виной тому пандемия. Как результат, игроки отечественного ИТ-рынка стали усиленно бороться за высококвалифицированные кадры: именно они оказались залогом успешной работы. Большинство технологических компаний, опрошенных в апреле Forbes, повысили в этом году зарплаты ИT-специалистам. Среди них — Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», «Мегаплан», «Самокат», Joom и SkyEng.
Кроме того, и глобальным технологическим корпорациям сейчас не менее интересны российские таланты: они активно привлекают наших специалистов, предлагая им ещё более комфортные условия и высокую оплату труда. Еще активнее зарубежные ИТ-гиганты заинтересовались российскими кадрами во время локдауна, когда удалённый формат работы начал преобладать по всему миру.
Отечественные разработчики не отстают: помимо материальной мотивации и «чая с печеньками», они также предлагают интересные задачи и социально-значимые проекты. Однако в условиях роста конкуренции на рынке труда всем приходится использовать новые подходы. И один из них — акцент на молодёжи и сотрудничество с вузами.
Плюсы в копилку молодёжи
Заключая партнёрства с университетами, ИТ-бизнес получает сразу несколько преимуществ. Во-первых, выпускники специальностей, связанных с программированием, обладают фундаментальными математическими знаниями. У них развивается системное гибкое мышление, формируется хотя бы общее представление о профессии. Кроме того, студент любого вуза во время учёбы приобретает много полезных навыков: умение работать с литературой, в том числе на иностранных языках, быстро запоминать и обрабатывать большие объёмы информации, справляться с разнопрофильными задачами — порой в самые короткие сроки. А ещё студенты, как правило, имеют отличные коммуникативные навыки: ведь в университете нужно общаться с преподавателями и однокурсниками, в том числе в рамках коллективных проектов.
Во-вторых, принимая к себе выпускника, компания получает молодого специалиста. Это значит, у него практически нет опыта — и его работа не будет стоить слишком дорого. Конечно, его нужно обучать, что приводит к дополнительным затратам. Но время, которое потребуется для этого, сопоставимо с периодом поиска и найма более опытного коллеги. Да и адаптация вчерашнего студента порой проходит гораздо легче и быстрее: с возрастом людям всё сложнее сойтись с кем-то новым. Выращивая же специалиста внутри, компания не только получает лояльного компетентного сотрудника, хорошо знакомого со всеми особенностями её бизнес-процессов, но и даёт возможность уже сформировавшимся ключевым кадрам проанализировать и нарастить компетенции при передаче опыта. В результате увеличивается профессионализм всей команды.
Вся сила в бренде
При сотрудничестве с университетами компания укрепляет свой бренд работодателя среди молодых специалистов. Даже если выпускник устроится к конкуренту, у него будет приятная ассоциация с компанией: он сможет интересоваться её предложениями и советовать их своим друзьям и знакомым.
Конечно, выстроить бренд работодателя, который будет действительно близок молодым людям по духу, непросто — особенно если в самой компании работает немало более зрелых специалистов. С одной стороны, нужно быть в контексте, с другой — «не перегибать палку» и оставаться естественным и гармоничным в коммуникациях.
Именно постоянный контакт с университетской жизнью приближает компанию к юному поколению. Сегодня сами вузы, стремясь привлечь таланты, становятся более гибкими и говорят на одном языке со своими студентами. Так и компании могут перенимать самое лучшее от молодого поколения: лёгкость, неформальность, простоту в общении. Со временем это может положительно сказаться на всём корпоративном климате. Полностью же ограждая себя от выпускников, бизнес, напротив, может сильно закостенеть — и, порой, выйти из этого состояния очень трудно.
Глаз да глаз
Но и трудоустраивать выпускников нужно очень избирательно. Важно смотреть, насколько успешно специалист справляется с работой и развивается профессионально. Во многом это зависит от того, насколько правильно в компании построено обучение: в каких проектах участвует сотрудник, кто становится его ментором и насколько ответственно «учитель» подходит к этому процессу. Большую роль играют и личные качества человека — его целеустремлённость, активность, коммуникабельность и уверенность.
При этом никто не может дать гарантий, что молодой кадр надолго останется в компании. Как правило, он ещё не понимает, чего ждет от профессии и жизни в целом: в начале карьерного пути мало кто может сразу разобраться в себе. Так, в поисках лучшего он может перейти в другую компанию или вообще решить сменить специальность.
Личный опыт
Наша компания много сотрудничает с вузами, среди которых — СПбГУ, петербургский «Политех» и Университет ИТМО. Мы трудоустраиваем самых мотивированных и перспективных ребят после прохождения практики — чаще всего это студенты третьего и более старших курсов, у которых есть уже хотя бы небольшой опыт. В рамках практики можно заниматься системной и бизнес-аналитикой, участвовать в разработке и тестировании ПО. Помимо того, мы помогаем университетам в разработке образовательных программ, участвуем во встречах со студентами, абитуриентами и преподавателями.
В целом наша компания работает с госсектором — и здесь бытует немало стереотипов. Например, считается, что компании, ориентированные на государственных заказчиков, применяют устаревшие технологии, а их коллектив в основном состоит из представителей старшего поколения. Может, так и было раньше, но всё меняется. Именно в проектах, реализуемых для государства, сегодня используются самые современные технологии — BIM, AI, Big Data.
Подробнее о технологиях
Так, в марте 2021 года глава Правительства Михаил Мишустин подписал постановление, которое обязывает формировать и вести BIM-модели объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых с использованием бюджетных средств.
Активизируется и применение ИИ в госпроектах: в августе 2020 года был утвержден федеральный проект «Искусственный интеллект», на реализацию которого планируют выделить 24,6 млрд рублей. Он содержит планы по цифровой трансформации отдельных ведомств и предполагает внедрение ИИ в нескольких десятках российских органах власти. Например — ИИ-платформы поддержки работы экспертов при проведении экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий.
Что касается Big Data, то в обозримой перспективе в стране будет разработана единая информационная платформа национальной системы управления данными — её создание предполагает федпроект «Цифровое государственное управление». Основная задача — улучшить качество и доступность государственных и муниципальных услуг для граждан. Также новая платформа должна ускорить обмен информацией между госструктурами.
Вместо вывода
Использование современных технологий в госпроектах приводит к тому, что над их реализацией трудится немало молодых специалистов. Конечно, иногда в государственных проектах их привлекает также значительный масштаб и социальный эффект — в некоторых случаях для «зумеров» важно именно это.
В целом в ближайшей перспективе в вузах станет ещё больше студентов, которые способны внести значимый вклад в развитие ИТ-рынка и экономики в целом. В этом им активно помогает государство: по планам, реализация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведёт к росту бюджетных мест ИТ-специальностей в 2,5 раза.
А еще хочется надеяться, что со временем студенты станут лучше понимать те преимущества, которые им может дать работа в российских компаниях. Конечно, мировые ИТ-гиганты предлагают самые высокие зарплаты. Но уровень развития отечественных технологий уже довольно высок — и отечественные разработчики тоже предлагают очень заманчивые условия для технических кадров.
В будущем российские ИТ-компании станут ещё более пристально присматриваться к студентам вузов. Ведь сегодня рынок труда находится в ситуации, когда профессиональные кадры нужно создавать самим.
Некоторые стажёры даже сами платят работодателю чтобы их взяли на практику, особенно во всяких больницах в ординатуру.
Бесплатная рабочая сила. Можно ещё унижать всяко-разно что типа они не справляются чтобы они больше вкалывали.
По мне так чем моложе поколение, тем тяжелее с ними работать. Права качать их еще со школы учат, а вот вкалывать...
Да, новое поколение помаленьку учится любить жизнь и относиться с уважением к себе и собственному труду. Посему в...бывать за копейки его не заставишь. Что не может не радовать.
Уважаемый капиталист, перелогинтесь
"игроки отечественного ИТ-рынка стали усиленно бороться за высококвалифицированные кадры: именно они оказались залогом успешной работы"
Ага, знаем мы этих игроков. Как правило, это открытые после курсов БМ и подобных контор ООО-шки с уставным капиталом 10к и фронтами про настройку контекстной рекламы, которые пытаются найти профи с опытом 5-6 лет в коммерческой разработке, чтобы они приносили прибыль владельцам этих шараг.
Откройте hh. Что-то там не видео кучи вакансий в ИТ на начальные позиции и позиции стажёра.Компании просеивают рынок и выбирают лучших за меньшие деньги.
Открыл, вполне норм: https://hh.ru/search/vacancy?st=searchVacancy&text=&specialization=1&area=1&salary=¤cy_code=RUR&experience=doesNotMatter&employment=probation&order_by=relevance&search_period=0&items_on_page=50&no_magic=true&L_save_area=true
Работала в компании где старались развивать подобный проект, но на это уходили большие бюджеты и эффект был слабый.
Вопрос в оторванности образовательных программ от запросов бизнеса и в том, что процесс наставничества слишком долгий и затратный.
В новых быстро развивающихся специальностях должны работать молодые и прогоессивные люди, а не ретрограды.