{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что делать если ценный сотрудник опаздывает?

Уточнение:

В этом кейсе я делаю акцент не на проблеме опоздания, а на всех возможных мелких проступках, которые может совершить ценный сотрудник. Поэтому, читая пост, вместо опоздания можете подставить любой другой проступок, который плюс-минус равносилен по значимости.

________________________________________________

Что для вас означает термин “опоздание”?

Для начала стоит разобраться с правилом, которое было нарушено. Итак, требование приходить на работу вовремя - это ваша шалость, система или обоснованная необходимость?

Если результативность сотрудника никак не зависит от времени прихода на работу, и компания никак не пострадает от свободного графика посещения, стоит ли на этом аспекте останавливать внимание? Хороший вопрос, на который вам нужно найти ответ.

Если все же для требования есть обоснования - идем дальше...

________________________________________________

Что для вас означает термин “ценный сотрудник”?

Это супер-эксперт, либо это человек, который вам приятен в общении, либо это обычный сотрудник, но вы от него зависимы и приходится идти на уступки? Это второй важный вопрос, на который стоит ответить.

________________________________________________

Почему он опаздывает?

Третий вопрос: “есть ли у этого ценного сотрудника объективные причины регулярных опозданий?”. Не удивляйтесь, даже регулярные проступки могут иметь объективную причины.

К примеру, в моей практике было два сотрудника, причины регулярных опозданий которых я считаю объективными и стоящими:

1) Сотрудник утром отводил ребенка в садик. Ситуация полностью была независима от него. Так, он мог прийти в садик раньше, но ему приходилось ждать воспитателя, который мог опоздать. Он всегда прибегал впритык и часто опаздывал.

2) Сотрудница хотела завтракать вместе с мужем и ехать на работу вместе с ним. Но, так как у ее мужа был более свободный график, он не спешил, и она из-за него опаздывала.

Второй пример может показаться достаточно сомнительным, но, во-первых, мы говорим про ценных сотрудников, и раз так, нам приходится рассматривать все их просьбы, независимо от глупости. Во-вторых, для сотрудника был важен аспект “семья” и “завтрак с мужем”, и для компании это очень дешевый способ мотивации (удовлетворить главный мотиватор сотрудника). В-третьих, эта причина совпала с моими ценностями: я за семью, за совместный завтрак, за крепкие отношения. Поэтому, мне не составило труда понять ее мотив и удовлетворить его. Я считаю ее опоздания оправданными и правильными.

Возможно вы сами спровоцировали сотрудника опаздывать?

Так, если в компании не было правила приходить вовремя, все приходили и приходят, как хотят, виноват ли сотрудник в его опоздании? Несомненно, его вина есть, но стоит ли начинать решение проблемы именно с его персоны.

Лирическое отступление

Как я писал в одной из своих предыдущих статей, руководителя иногда посещает просвещение, ему надоедает бардак, и он принимает решение жить по новому. Чаще всего это происходит на выходных… Он приходит в понедельник на работу, встает возле дверей и начинает ловить и вычитывать нарушителей. Так сказать, приводит их в тонус. Но, этот подход крайне неправильный и кроме как удивления и демотивации ничего не вызовет.

Поэтому, возвращаясь к теме вопроса, если ранее структура работала расхлябанно и люди приходили кто когда хотел, стоит начать с изменения действующих подходов и правил, а не с нарушителя...

________________________________________________

Выводим сотрудника из-под действия регламента

Несмотря на то, что я за систему, при этом я неоднократно использовал подход “вывод сотрудника из-под действия регламента”. То есть, я отменял для него какое-то правило, и оно больше на него не распространялось.

При таком подходе руководителя могут посетить такие опасения:

1) “Имею ли я на это полномочия?”

Я считаю, что руководитель имеет полный объем полномочий на определение условий сотрудничества со своими подчиненными. Он имеет право определять, кто и когда должен приходить на работу, кому и какое задание поручать, кого и чему обучать/развивать, … . Если у него таких полномочий нет - такой руководитель является неполноценным и не может на 100% нести ответственность за результаты вверенных сотрудников и структуры в целом.

Поэтому, если вы руководитель и вас терзает сомнение “могу ли я это решать”, ответ - “можете” (если вам это прямо не запрещено).

Но, допустим, что правило “приходить на работу вовремя” установлено директором и распространяется на всю компанию. Тогда, конечно, не стоит своим словом отменять это правило (этого делать нельзя). Но, и оставлять все как есть и отвечать сотруднику “ну, такие правила… ничего поделать не могу” - также нельзя. Так что же делать? Пойдите к тому, кто установил это правило и согласуйте индивидуальные условия для вашего сотрудника.

Важно! Подготовьте достаточно аргументов, чтобы ваши обоснования не звучали так: “он хороший сотрудник и я им доволен”. Вы должны на цифрах показать, чем именно он хорош, и как его работа влияет на результаты компании.

Не забывайте, что правила созданы для того, чтобы помогать компании достигать нужных результатов. Если правило оказывает на какого-то сотрудника прямо противоположный результат, это означает, что, либо правило неадекватно, либо сотрудника нужно выводить из-под него. Так, если для сотрудника важно завтракать в кругу семьи и этот сотрудник действительно ценный - компания должна пойти на уступки и для него отменить это правило.

2) “Остальные обидятся, что ему можно, а им нельзя...”

Да, если просто взять и, одних наказывать за опоздания, а других нет, сотрудники будут обижаться. Поэтому, мы не должны наши индивидуальные условия оставить в тайне от коллектива.

После того, как было принято решение об индивидуальных условиях одного из сотрудников, вам нужно провести небольшое информационное собрание, на котором вы:

- объявите об этом решении;

- объясните причины;

- объясните вашу логику.

Последний пункт самый важный. Вам нужно понятно объяснить людям, почему именно для Иванова вы готовы пойти на отмену правила. Вы должны рассказать: “так как Иванов идеально выполняет свою работу (и это должно подкрепляться цифрами), я для таких сотрудников готов на любые индивидуальные условия. И, если кто-то хочет такого-же подхода, его показатели должны быть такие же хорошие”.

P.S. Нужно постараться все рассказать как есть, но не обязательно. Так, к примеру, если сотрудник не хочет, чтобы причина по которой ему изменяют график, стала публичной, вы этот момент должны упустить. Ведь, не все ли равно для коллектива, почему ему нужно приходить позже/раньше, коллектив интересует почему вы идете на уступки именно ему, а всем остальным нет.

3) “Остальные также захотят опаздывать...”

Да, захотят. Но, давайте немного изменим терминологию и смысл. Мы не “разрешаем опаздывать” - мы “устанавливаем индивидуальный график” для сотрудника.

К примеру, у меня работал сотрудник, который всегда опаздывал и просто не мог не опоздать. Попытка сдвинуть график его работы на +1 час (начало рабочего дня сделать не в 9, а в 10) ни к чему не привела - он все равно опаздывал на стандартные для него 5-15 минут. Тогда, я пошел на более гибкий подход. Я ввел для сотрудника график отработки нужного количества часов и лишил его необходимости опаздывать (его функционал это позволял). Он мог прийти в любое время, но должен был отработать ровно 8 часов (плюс час обеда). Это сработало, вопрос был решен. И, что самое интересное, сотрудник начал приходить раньше, так как перспектива сидеть допоздна его не очень радовала.

________________________________________________

Вывод: если сотрудник ценен - он может быть избавлен от действия какого-либо правила и регламента, если это не повлияет на эффективность работы (его и структуры в целом).

Другие кейсы находите в telegram-канале: https://t.me/OS_management

Подписывайтесь! Далее будет...

.

.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Ефим Руберойдов

Статья хорошая, спасибо.
1. Если говтрить про опоздания: может просто регламент изменить ? Садик там или завтрак с мужем - смещается официально график на час вперед и все. С учетом временных зон, будет даже профитнее для работы с филиалами. С 9 до 10 прикрывает другой сотрудник, а ценный работает с 10 до 19.

2. В плане попустительств в мелочах наверное стоит брать пример с гугл.
Очень много трэшевых правил в России до сих пор существуют. Таких как дресс код к примеру. Конечно, шортах в офисе как то пошло, но, к примеру, если сотрудник не общается с клиентом, а работает в ИТ - на кой черт ему строгий костюм ?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Сижу в офисе в шортах. Из-за меня бизнес обречен?

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Руберойдов

Ну типа не порядок. Я сам претензий не имею. Разве что против коротких юбок, т.к. работать рядом с такими коллегами сложно )))

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Митрофанова

Хмм, а может просто перестанете смотреть на чужие голые коленки? Тогда и работать полегче будет.

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Руберойдов

Это вам в США. А любой нормальный мужик не может не смотреть на голые коленки. Это генетически заложено. Потому юбки на работе должны быть ниже колен. Офис не стрипклуб. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Митрофанова

"Генетически заложено" и "любой нормальный мужик", ну совсем немного осталось до пакета "стартовый кит крипера"
То есть вы криповый тип, который не может себя контролировать, а в чалму наряжать из-за этого нужно женщину.
Логика - класс.

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Руберойдов

Конечно, лучше пусть как проститутка одевается и спрашивает, почему на нее мужики смотрят. Точно в США Вам дорога, там как раз даже беглый взгляд на женщину - домогательство.

Феминистки все же такие феминистки. 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Митрофанова

Я вам кое-что открою: если вы не можете контролировать свои сексуальные фантазии в рабочих условиях, вы хреновый сотрудник.
Если вы настолько слабы, что не можете за себя отвечать при взгляде на женские коленки, к вам следует приставить кого-то, кто будет за вас ответственен, потому что вы приравниваете себе к собаке. У которой реакция на особей противоположного пола - это природная и естественная вещь, потому что собака - сюрприз! - животное, а не homo sapiens, у которого, по идее, разум должен преобладать над телом, инстинктами и поступками.
На сим я дискуссию заканчиваю, потому что вы скучный и убогий.
PS У вас в голове так проститутки и стрип-клуб засели, отмахиваетесь ими на любые слова. Это был единственный раз, когда женщина перед вами по своей воле разделась? Раз такой неизгладимый след у вас в памяти остался?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Это ужасно, отвратительно и жестоко!

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

А куда девать грудь и "попу как орех"? Да, есть вариант сутулиться (для груди) и носить мешковатую одежду унисекс (для всего остального). Кстати, к этому унисексу быстро привыкаешь - удобно же.
А потом претензии: "Ты чё сутулишься? Ты чё как парень одеваешься?" 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Офис офису рознь) У нас на службе чисто деловой стиль, либо кому положено форменное обмундирование. С людьми не работаем, но если кто придёт в шортах (даже "ИТ" отдел) их просто на следующий день не пустят на работу)) У нас даже к джинсам на работе относятся негативно, разве что в пятницу послабления есть по этому поводу.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Так это идиотизм самый обычный, в этом нет ни малейшего смысла. Я работал в лукойле, где в джинсах не пускали в здание, у меня была работа, где был строгий business attire с белыми рубашками (исключительно), и это без общения вне офиса. Больше у меня такой работы не будет. Разве что за совершенно безумные деньги

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда