Дефицит ИТ-специалистов: кто виноват и что делать

По прогнозам экспертов, в России к 2027 году дефицит ИТ-специалистов может достигнуть 2 млн человек. Директор по персоналу компании «Цифра» Валерия Миненкова рассказывает о том, откуда этот дефицит берется, что можно сделать для решения проблемы и что уже делается.

Согласно недавнему опросу MAXIMUM Education и портала «Навигатор поступления», треть выпускников школ в 2021 году собирается поступать в ВУЗы на ИТ-специальности. Учитывая, что у нас в этом году около 697 тыс. выпускников, это около 230 тыс. человек, и этого количества российской экономике, которая с каждым годом становится все более цифровой, недостаточно. Согласно Минцифры, сегодня дефицит ИТ-кадров составляет от 500 тыс. до 1 млн человек, и, как прогнозируют эксперты, может увеличиться до 2 млн к 2027 году. Отсюда два извечных русских вопроса: кто виноват и что делать.

Откуда берется спрос на ИТ-специалистов

Я занимаюсь подбором специалистов для технологической сферы уже почти 20 лет — с тех пор, как стала бизнес-партнером по HR ИТ-департамента в «Филип Моррис». До 2010 года в этом направлении все было спокойно, потом спрос начал постепенно нарастать — за цифровизацию взялись банки, открывая центры разработки в России. К ним присоединилась розница, «Яндекс» и Mail.ru начали строить свои экосистемы, чтобы диверсифицировать бизнес. В результате мы сегодня имеем банки, ритейлеров, телеком-операторов и пару многопрофильных ИТ-гигантов с масштабными ИТ-экосистемами, требующими специалистов для развития новых сервисов и техподдержки.

Медленно, но верно в новом десятилетии цифровизация захватывает промышленные предприятия, и им тоже нужны, или в скором времени будут нужны, ИТ-команды для реализации проектов цифровой трансформации и создания прикладных сервисов. Как это водится у нас в России, каждый стремится проводить цифровизацию собственными силами, инвестируя в создание собственных ИТ-команд. Это не баг, это фича, часть нашей культуры — каждый строит свою лавку. Этому есть две причины: безопасность и тот факт, что в развитии ИТ наши предприятия видят залог укрепления конкурентоспособности и роста бизнеса, а все, что связано с этими двумя понятиями, принято держать под собственным контролем.

В ближайшее время спрос на ИТ-специалистов будут формировать промышленники и ИТ-компании, с ними работающие, причем не редко за пределами Москвы и Петербурга. Таким образом, стоит задача не только завлечь людей в ИТ, обучить и удержать в профессии, но и заманить их на работу в промышленные регионы. «Цифра» — как раз из числа ИТ-компаний, чьи продукты ориентированы на промышленность, и у нас открыты вакансии бэкенд, фронтенд, тестировщиков DevOps. К этому списку добавим нехватку кадров не ИТ-специальностей, но с хорошим знанием технологий и производства. Например, нужны менеджеры по продуктам со знанием ИТ и производственных процессов (Product Manager) и инженеры, готовые взяться за масштабные проекты роботизации промышленности (например, беспилотный карьер).

Осложняет ситуацию тот факт, что на ИТ-рынке нет границ, поэтому международная конкуренция за кадры всегда была и будет. Многие, что вполне логично, хотят работать на раскрученных ИТ-гигантов — Google, Apple, Microsoft. Если оттуда поступит предложение, вероятность того, что российский ИТэшник согласится, весьма велика: там интересные проекты и интересные зарплаты. Хотя, согласно тому же опросу MAXIMUM Education, в списке привлекательных работодателей для будущих ИТ-специалистов есть и российские компании — «Яндекс», Сбер, Mail.ru. У них конкурентная зарплата, интересные задачи, проекты и современная корпоративная культура.

Где взять 2 млн ИТ-специалистов

Чтобы обеспечить приток людей в отрасль, о востребованности и крутости ИТ-профессий уже вещают по всем каналам и представители правительства, и зарубежные и отечественные ИТ-селебрити. Но на одном хайпе далеко не уедешь. Во-первых, ИТ — это сложная дисциплина, требующая определенного склада ума и сильных математических знаний. Те, кто приходит на ИТ-факультеты на хайпе, думая, что это легко и просто, отваливаются уже в процессе обучения. То есть нам определенно нужно начинать привлекать в профессию тогда, когда дети впервые начинают задумываться о выборе жизненного пути — в 9-10, а то и в 5-7 классах, или даже раньше — рассказывать о профессии, объяснять, почему это круто и что нужно изучать, чтобы стать вторым Илоном Маском. На это хорошо работают музеи робототехники и интерактивные профориентационные центры для детей, и, возможно, мобильные компьютерные игры (подрастающее поколение не выпускает мобильники из рук). Во-вторых, ИТ-профессии все еще не слишком популярны среди девушек из-за устойчивого гендерного стереотипа. Женщин и мужчин в ИТ примерно равное количество, но программист, инженер, разработчик и другие технические профессии обычно достаются мужчинам, тогда как женщины в ИТ в основном работают в маркетинге или в дизайне, часто не в разработке, а в тестировании. Родители в три раза чаще ИТ-профессию рекомендовали бы сыновьям, чем дочерям. То есть, требуются активности по разрушению стереотипа, что ИТ — не для девчонок.

О качестве образования можно спорить сколько угодно. Но, думаю, спорить о том, что студентам нужно больше практики во время обучения и что специалистов нужно готовить на опережение — то есть учить будущим технологиям, а не нынешним, — никто не будет. У нас есть мощные образовательные центры как в столицах, так и в регионах, их и нужно развивать: усиливать финансирование, насыщать программы практикой, приглашать преподавателей с богатым практическим бэкграундом и мировыми именами, давать студентам больше свободы в выборе дисциплин и форматов обучения. Я лично с большой симпатией отношусь к идее позволить студентам посещать курсы за пределами ВУЗа в рамках программы обучения, в том числе корпоративные курсы. Например, «Цифра» уже третий год ведет онлайн-практикум «Цифровое производство» для промышленников и студентов технических специальностей, на котором практики делятся своим опытом по цифровой трансформации различных отраслей промышленности. Так мы стремимся не только просветить нашу аудиторию в области цифровых технологий, но и показать, что работа ИТ-специалиста в промышленности может быть не менее увлекательной, чем в «Яндексе» и Google.

Также на качество образования положительно повлияет сотрудничество технологических компаний с ВУЗами: открытие новых кафедр, создание корпоративных центров при учебных заведениях, привлечение сотрудников для практической подготовки студентов. Так, например, налажено сотрудничество «Яндекса» с Высшей школой экономики, у той же ВШЭ есть магистерская программа, разработанная совместно со Сбером. Если вернуться к промышленности, то «БелАЗ» создает инновационный центр компетенций на базе Санкт-Петербургского горного университета, где большое внимание будет уделено информационным технологиям. В рамках стратегического партнерства «Цифра» предоставит для этого центра свои ИТ-разработки для горной промышленности.

Кроме того, чтобы учить студентов будущим технологиям, нужна сильная научная база, которая и будет эти будущие технологии развивать. Wifi, Bluetooth, VPN, распознавание лиц, искусственный интеллект — всего лишь несколько технологий, которые вышли из научных центров и лабораторий и широко используются сейчас. Впереди квантовые компьютеры, другие прорывы, которые изменят жизнь многих людей. Их авторами станут нынешние студенты и школьники, те, кого мы сегодня заинтересуем профессией и наукой, в том числе благодаря тесной коллаборации научных центров, ВУЗов и бизнеса.

0
234 комментария
Написать комментарий...
Stan Smith

Глупо зомбировать детей на предмет "востребованности и крутости ИТ", это путь к выгоранию лет через 10-15 после окончания вуза. Бизнес в РФ такие мелочи не волнуют, разумеется.
Хорошо, если успел реализовать цели получения профы(если таковые были) и успел завести трактор туда, где есть возможности самореализации без оглядки на потенциальную нищету.

Кто виноват? Ответ, помоему, очевиден. Комплексная проблема, сделавшая РФ абсолютно непривлекательной для специалистов. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
  это путь к выгоранию лет через 10-15 после окончания вуза.

Можете объяснить почему? Не человек ли определяет, как и с чем ему работать?

Ответить
Развернуть ветку
Stan Smith

Выгорев-определяет, конечно)
Причин может быть несколько. Выбор профессии и учебного заведения родителями, которые хотят безбедного существования своему ребёнку, зомбирование селебритями и СМИ, как в сабжпосте - и тогда человек сам делает ошибку. Но самое злоебучее, имхо - отсутствие в РФ обязательного work-life balance, контролируемого работодателем. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Выгорев-определяет, конечно)

Да нет, идёт по той же программе, то есть он не защищён от последующего выгорания. Будь в этой сфере или какой-либо другой. Проблема (их может быть много и они между собой переплетены) кроется внутри самого человека, а какая из них точно - работа психолога, при желании самого человека понять причину.

 отсутствие в РФ обязательного work-life balance, контролируемого работодателем.

Переложение ответственности за выгорание сотрудника на работодателя не самая лучшая идея. Есть специальности, где требуется внимание и концентрация, там имеет смысл разрабатывать метрики и устанавливать продолжительность работы.

У нас проблема в России в другом:

 «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, - это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере - работающие бедные», - жаловалась в 2017 году занимавшая тогда пост вице-премьера Ольга Голодец.

У нас нельзя работать кассиром в "Пятёрке" или в "Азбуке вкуса" и иметь нормальную зарплату, то есть той, что хватает на потребности и съём жилья. В Испании, Израиле, прости господи, даже в Болгарии можно. Это происходит из-за того, что наблюдается сильное расслоение между бедными и богатыми в пределах одного региона (про страну вообще молчу).

Поэтому в 00-ых все шли в экономисты и юристы, а в 10-20-ых - в IT. Сейчас найти толкового электрика или сантехника, умеющего не только в своей узкой специализации, крайне трудно и стоят они плюс-минус также.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Smith

-идёт по той же программе
Возможно, но маловероятно. К 30-40 обычно уже определяются с призванием, либо скопили достаточный капитал для реализации своих идей, либо пошли вверх по проф. лестнице, либо научились избегать руководителей-самодуров.

-Переложение ответственности за выгорание сотрудника на работодателя не самая лучшая идея.
Снятие ответственности с работодателя тоже. Когда он, к примеру вынуждает выжигать кодом глаза по 10-12 часов 7 дней в неделю - виноват работник?

-нельзя иметь нормальную зарплату
Ну и я о том же. Когда при выборе профы руководствуешься исключительно уровнем возможной ЗП, с очень большой долей вероятности наступает выгорание. Если расслоение минимально - на передний план выступают таланты\призвания\предрасположенности при выборе профы. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Возможно, но маловероятно.

А-ха-ха...

 Когда он, к примеру вынуждает выжигать кодом глаза по 10-12 часов 7 дней в неделю - виноват работник?

Да, работник, потому что не знает своих прав.

 Когда при выборе профы руководствуешься исключительно уровнем возможной ЗП, с очень большой долей вероятности наступает выгорание.

Сомнительно. Офигенные спецы получаются обычно не из тех, кто обожествлял профессию, а кто относился к ней скептически. Они не выгорают, так как хорошо работают, но есть более интересные вещи в их жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Smith

-потому что не знает своих прав.
Качать права? В РФ? При наличии карательного инструмента в виде серой ЗП, или потенциального шанса получить ярлык "ненадёжного", сужающего перспективы? 

-обожествлял профессию
Это как раз из класса зомбированных, например. Причинами их обожествления может быть неверное представление о профе, лёгкости, но высокой зп. Что тут сомнительного? 
- более интересные вещи в их жизни.
И мы вернулись к work-life balance.
Существуют и такие, но с хрена ли они не выгорают? Откуда такая категоричность? Владеете секретной статистикой? 

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Качать права? В РФ? При наличии карательного инструмента в виде серой ЗП, или потенциального шанса получить ярлык "ненадёжного", сужающего перспективы?

Качать права? Это последнее, что нужно делать. Правильнее искать лучшее место. Эмоции надо оставить за бортом.

 Это как раз из класса зомбированных, например. Причинами их обожествления может быть неверное представление о профе, лёгкости, но высокой зп. Что тут сомнительного?

Нет, я не про это. Есть фанатики своего дела. Да, они много знают и умеют, но работа это не совсем про умения и знания, а про умение применить знания. Причём большая часть работы даже кодера является рутинные действия, отвлекающие от процесса творчества. Вот вам и выгорание.

 Существуют и такие, но с хрена ли они не выгорают? Откуда такая категоричность? Владеете секретной статистикой?

С того, что они относятся к работе, как к работе. Вот и всё. Надо сделать это - делают, а не пытаются доказать всем, что можно сделать иначе и лучше, убив кучу своего времени. Трудоголизм обычно от того, чтобы не остаться не у дел в прямом смысле. Трудоголик уйдя с работы уходит в депрессию, так как ничего, кроме работы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Stan Smith

-Правильнее искать лучшее место.
В курсе, что есть специальности, у которых на российском рынке не так много вариантов? Например, feature film анимация. 
К чему тогда пассаж о правах? Работник может не знать, что он не крепостной? 

-относятся к работе как к работе. 
И эта работа 5х8 часов в неделю их может заебать до тошноты.  Потому что не существует точного рецепта избежать выгорания, ИРЛ все люди разные. 

Ответить
Развернуть ветку
231 комментарий
Раскрывать всегда