{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Профессиональное выгорание в IT: модель, 11 негативных и 9 факторов профилактики, самодиагностика

Сегодня мы разбираем очень интересную тему — «Профессиональное выгорание в IT: модель, 11 негативных и 9 факторов профилактики, самодиагностика». В конце мы составим рецепт из 7 шагов, нацеленных на профилактику выгорания, чтобы повысить удовольствие от работы. Работа должна приносить счастье и удовлетворение — скорее всего, не каждый может похвастаться таким положением вещей. Сегодняшняя тема поможет исправить эту ситуацию. Мы поможем найти мотивацию, разобраться с эмоциональным и профессиональным выгоранием, найти его причины.

Как обстоят дела на самом деле?

Если попросить честно ответить на вопрос «Как вы оцениваете степень своего выгорания по шкале от 1 до 10?», мы уверены, что большинство ответов будет не ниже 5. Проблемы с выгоранием встречаются достаточно часто и могут серьезно сказываться на результате работы.

Как правило, мы часто сталкиваемся с такой ситуацией:

То есть, по факту, у нас есть достаточно энергии, внутреннего запаса мощности, желания двигаться дальше. Если происходит что-то экстраординарное, мы забываем об усталости, находим в себе резерв и мощно идем к цели. Осталось только разобраться, как отыскать эту резервную энергию и направить ее на решение повседневных задач и рабочий процесс.

Есть такая замечательная фраза, которая всем нам знакома, наверное, с детства:

Говоря о личном примере. Я — Севальнев Дмитрий, до 2010 года занимался физикой, закончил с красным дипломом МГУ, выиграл конкурс дипломов МГУ имени Р.В. Хохлова, сдал гос. экзамены на максимальное количество баллов, написал несколько научных статей и… выгорел! Пропал интерес, внутренняя мотивация, поэтому принял решение дальше в научной деятельности не двигаться. Но с 2008 года я начал заниматься SEO, в 2012 заинтересовался веб-аналитикой и интернет-маркетингом и в итоге нашел баланс, до сих пор горю своим делом, поэтому хотел бы поделиться своими наблюдениями.

Что такое выгорание?

Профессиональное выгорание — это нарастающее эмоциональное и физическое истощение человека, связанное с негативными переживаниями на работе.

Как правило, это:

Конечно, выгорание касается не только сферы IT, подобные ситуации часто возникают у педагогов, медиков, когда врач перестает смотреть на пациента как на личность, воспринимая его как некоторый «объект». В случае с SEO-специалистами и айтишниками клиент тоже превращается в некий «объект», с которым нужно работать. Один из признаков выгорания — ощущение того, что вы не делаете ничего особенного, от вашей работы не слишком зависит результат. Если вам знакомы эти ощущения, выгорание уже началось и нужно что-то с этим делать. Далее мы поговорим о моделях выгорания и их особенностях.

Базовая модель выгорания

Базовая модель достаточно простая. Для удобства ее можно визуализировать в виде сосуда. Сверху в него «наливаются» факторы, повышающие уровень. Есть некий краник, который этот уровень снижает, а отсечки на поверхности сосуда его измеряют.

Профессионалы выделяют не менее 7 стадий выгорания, мы же упростим их до трех, расскажем о симптоматике каждой. Также поговорим о том, как отличаются методы борьбы и профилактики.

Общее описание модели

В представленной модели есть четыре сущности:

  1. Напряжение (истощение).
  2. Негативные факторы.
  3. Профилактические факторы.
  4. Критические уровни.

Предполагается, что у человека есть некий внутренний уровень, который может понижаться и повышаться в зависимости от тех факторов, которые на него воздействуют. Усугубляют ситуацию задачи и процессы, которые повышают напряжение — конфликты, рутина, недостаток отдыха. Крайне важно заниматься профилактикой, предпринимать меры для снижения уровня напряжения — дать человеку интересную задачу, предложить повышение, предоставить отпуск и т.д. В худших случаях при отсутствии профилактики может наступить критическая отметка — апатия, раздражительность и т.д.

Выгорание наступает в результате непрекращающегося напряжения. Итоговый вопрос, на который нам предстоит ответить: «Как найти и поддерживать баланс факторов и не «закипать»?» Поиском ответов мы и займемся далее.

Негативные факторы

Речь идет о событиях, задачах, процессах, которые повышают уровень напряжения, негативно влияют на физическое и эмоциональное состояние, истощают и опустошают. Это может быть какое-то событие, произошедшее в бытовой жизни или на работе, которое добавляет градус кипения нашему «котлу», приводит к негативной эмоциональной или подсознательной реакции. Рассмотрим каждый фактор подробно.

1. Отсутствие результата

Формулировка часто звучит в таком виде — у меня не получается влиять на результат, нет ощущения достижения успеха, нет ожидаемого результата работы.

Здесь можно выделить три важных поинта:

  1. Если мы не влияем на конечный результат, то работа может терять смысл.
  2. Мы все любим делать то, что у нас хорошо получается, и не любим то, что получается хуже, чем у других.
  3. Если от нас зависит только часть результата, то важна работа партнера.

Работник должен ощущать результат своей деятельности, получать обратную связь — иначе выгорания не избежать.

2. Отсутствие интереса к работе

Это одна из наиболее мощных историй и ключевых причин профессионального выгорания.

Важные тезисы:

  1. Это связано именно с тобой, а не с задачей.
  2. Простые примеры, как сделать задачу более интересной — игровые механики, соревновательный дух (с конкурентами, коллегами), ставьте цель и станьте номером один в своем деле.

Например, мы знаем крутой кейс в «холодных» обзвонах — конкурс на первые жесткие десять отказов, победитель получает какой-то приз, это мотивирует быть более активным.

Отсутствие интереса к работе — тревожный фактор, поэтому дальше мы подробно будет останавливаться на том, как изменить взгляд на привычные задачи и вернуть ту самую заинтересованность.

3. Рутина — одни и те же задачи каждый день

Действительно, рабочий процесс часто предполагает повторяющиеся рутинные задач. Важно научиться относиться к регулярным задачам правильно. Это касается как бытовых, так и профессиональных моментов.

О чем нужно задуматься для решения ситуации:

  1. Можно ли внести разнообразие в те задачи, которые вы делаете?
  2. Можете ли вы делегировать выполнение этой задачи коллеге или помощнику?
  3. Можно ли автоматизировать? Что можно сделать для упрощения?

Нужно понимать, что делегирование задач — хороший опыт, который будет положительно оценен вашим руководителем, не нужно этого бояться.

4. Ваше отношение к негативному фидбэку

Работники часто сталкиваются с недовольством от клиентов и не получают ожидаемой реакции, которая должна быть пропорциональна объему приложенных усилий.

Что может произойти:

  1. Вы старались, но вместо похвалы получили «нагоняй» от руководителя или недовольство от клиента.
  2. Клиентский сервис предполагает регулярное общение с клиентами, что повышает риск выгорания.
  3. Деперсонализация фидбэка или положение «ну что я тут могу изменить?»

Конечно, работа с людьми — большой труд. Пользуясь случаем, хотим выразить глубокую благодарность всем специалистам, кто работает в клиентском сервисе, аккаунт-менеджменте, продажах. Ваша энергия и умение справляться со сложностями заслуживают похвалы.

5. Бесполезный труд

Бывает так, что вы делаете что-то, казалось бы, бесполезное, что нужно только вам и больше никому. Или вас просят выполнить какую-то задачу, но в результате даже не интересуются результатом. То есть, работник не получает объективную оценку своего труда, и это часто приводит к выгоранию.

Важные ремарки:

  1. Если руководитель поставил какую-то задачу, пусть даже устно, нужно обязательно интересоваться о результатах ее выполнения.
  2. Отсутствие интереса со стороны руководства может коррелировать с отсутствием результата.

Например, было озвучено предложение больше читать книги. Значит через некоторое время нужно спросить, какие книги читают сотрудники и читают ли вообще.

6. Недостаток отдыха

Статистический факт: человек, который полноценно отдыхает (как минимум, двухнедельный отдых в течение года), показывает лучшую эффективность и суммарный результат работы в сравнении с тем, кто не отдыхает совсем. Казалось бы, человек все время проводит на работе, не пропускает рабочие дни, крутится-вертится, но в итоге показывает меньший суммарный результат за год в сравнении с отдыхавшим коллегой!

Важные поинты:

  1. Результат работы = эффективность * время работы.
  2. Рост эффективности оказывается выше, чем потраченное время на отдых.
  3. Средний стаж работы в компании уменьшается при снижении отпуска.

Одна из важнейших задач руководителя — обеспечивать достаточный отдых для последующего комфортного труда и желания двигаться дальше.

7. Высокий уровень ответственности

По мнению многих сотрудников, большая ответственность приводит к большему напряжению.

Что можно отметить в этом пункте:

  1. Важна не сама ответственность, а ваше отношение к ней.
  2. В западных компаниях руководители получают дополнительные часы отпуска, что является достаточно неплохой практикой.
  3. Людям свойственно переоценивать свою значимость и роль.

Нужно понимать, что ответственность человек ощущает достаточно четко и ясно. Если она высокая, нужно задуматься об организации дополнительного отдыха и разрядки.

8. Токсичная среда и настрой

Данный поинт в меньшей степени зависит от вас в сравнении с уже рассмотренными факторами. Несмотря на то, что каждый человек сам несет ответственность за свои поступки и жизнь, окружающая среда является важным фактором, который так или иначе влияет на ваше настроение и продуктивность.

Признаки токсичной среды:

  • работники постоянно бубнят, вечно недовольны условиями, работой, начальством, жизнью;
  • негативное отношение к тем, кто пытается выделиться из общей массы, звучат фразы типа «Ты что, умнее всех?» и т.д.
  • издевательства, касающиеся коллектива, вас, руководства, игнорирование потребностей работников.

При долгом регулярном взаимодействии с токсичными людьми даже самый мотивированный сотрудник может начать мыслить негативно. Важно давать фидбэк негативно настроенному человеку, пытаться объяснить, что жизнь нужно воспринимать как возможности, а не как проблему. Нужно стараться исключить из круга общения людей, которые не могут изменить свою точку зрения на вопрос на работе или в жизни. Если в вашем окружении будет пять человек, которые будут говорить, что все плохо, начальник дурак, коллеги козлы, ровно так же будет и у вас. Окружающая среда действительно носит уничтожающий эффект, может погубить все ваши старания и начинания.

9. Перегруз и постоянная срочность

Если у вас постоянно в работе много задач с пометкой «срочно», крайне сложно что-то запланировать или предугадать. Конечно, такая ситуация сказывается на эмоциональном состоянии работника и может стать причиной выгорания.

Что тут нужно отметить:

  1. Повышенный риск «выгореть» на работе присутствует у людей, чья деятельность связана с общением — клиентский сервис, аккаунт-менеджеры и т.д.
  2. Часто срочность на бумаге и в реальности с — далеко не одно и то же.
  3. Большинству работников спокойнее и комфортнее находиться в такой среде, когда они могут спланировать свой день.

Хорошо, когда руководитель понимает эти поинты, не пользуется грифом «срочно» без надобности, дает возможность работникам планировать занятость и равномерно распределять нагрузку.

10. Неотлаженные процессы

Если «правила игры» постоянно меняются, часто вводятся какие-то нововведения и изменения, то работникам трудно приспособиться, а это сильно повышает уровень напряжения.

В чем заключается лайфхак:

  1. Вы можете самостоятельно описать бизнес-процессы для решения типовых задач. Как правило, такая инициатива хорошо воспринимается руководителями.
  2. Важно соблюсти баланс рутины и изменений в рабочих процессах.

11. Нет причастности к большой цели

Работник может не ощущать причастности к достижению общей цели, не чувствовать себя звеном команды, не разделять корпоративных интересов ввиду невовлеченности.

Что здесь нужно делать:

  1. Ценности и миссия компании должны существовать не только на бумаге, важно воплощать их в реальность каждый день.
  2. Разделяйте ценности, принятые большинством сотрудников вашей компании.
  3. У сотрудников должны быть личные цели.
  4. Следите за согласованностью личных и корпоративных целей работников.

На этом основные негативные факторы закончились. В конце обсудим и другие факторы, которые также могут деморализовать работников, приводя к их выгоранию. А сейчас перейдем к обсуждению 9 ключевых факторов профилактики, которые снижают уровень эмоционального истощения и выгорания.

Факторы выгорания

Речь идет о каких-то событиях, процессах, задачах, которые снижают эмоциональное напряжение, дают определенную разрядку. В первую очередь, речь идет о движении вперед и об умении избавляться от накопленных отрицательных переживаний, движении вперед.

Речь идет об имровизированной мензурке, сосуде, о котором мы говорили в самом начале. Действительно, если не давать выхода накопившейся отрицательной энергии, то «резьбу сорвет», другого варианта просто нет. Важно понимать, что избавляться от негатива, переживаний, напряжения нужно на ежедневной основе, иначе это не работает. Перейдем к описанию каждого фактора.

1. Интересные задачи и вызовы

Мы уже говорили об этом раньше. Ситуация следующая — вы на исходе, сил нет, но при появлении экстраординарной задачи бросаетесь в бой.

Здесь полезно задать себе вопросы:

  1. Почему вы выбрали эту работу? Чувствовали ли вы интерес к ней и к тому, чем занимаетесь? Очень часто возвращение к изначальным факторам позволяет вернут утраченный интерес к работе и вспомнить, что вы ее сильно любите.
  2. Наделите каждое действие смыслом. Например, «я делаю эту задачу, потому что помогаю конкретному человеку — владельцу бизнеса, клиентам».
  3. Подумайте о том, что вам действительно хочется, обсудите этот список с руководителем или партнером. Это может перейти в какие-то интересные задачи и новые идеи, которые нужны вам и компании, в которой вы работаете.
  4. Возьмите на себя новые задачи, не бойтесь двигаться вперед. Это часто приводит к тому, что можно пробить накопившуюся историю негатива, который у вас есть.

2. Спорт и физкультура

Цель спорта — полностью переключиться, выбросить отрицательные эмоции и переживания на какой-то промежуток времени.

Рекомендации следующие:

  1. Занимайтесь спортом регулярно — 3-7 раз в неделю. Чем чаще занятия, тем легче будет даваться каждое, вы будете получать удовольствие от физических нагрузок. Здесь важно сформировать привычку. Так же, как в случае с самодисциплиной — это способность, которую можно и нужно развивать.
  2. Хотя бы одно занятие в течение недели должно быть не менее 45-50 минут. Эффективное жиросжигание начинается с 20 минуты.
  3. Зарегистрируйтесь в STRAVA, купите пульсометр, чтобы фиксировать свою активность и численные результаты, которых вы добиваетесь.

3. Хобби и увлечения

В принципе, хобби может занять место спорта или стать его аналогом. Главное, чтобы это занятие вас затягивало, увлекало, позволяло полностью отключиться на 1,5-2 часа от всех рабочих процессов. Это может быть йога, ведение дневника, медитации, прогулки в тишине, дыхательные практики.

  • Это поможет профилактике выгорания, но не заменит необходимости наличия физических нагрузок для тела.
  • Найдите то, от чего вас «прет».
  • Если не знаете, от чего — пробуйте в неделю не менее одного нового занятия, пока не найдете «его».

Хобби и увлечения не заменят спорт, но станут отличным дополнением физическим нагрузкам или помогут начать заниматься.

4. Новые цели и ответственность

Постановка новых целей и расширение своей зоны ответственности — отличный способ избежать «рутины».

Здесь происходит следующее:

  1. Большинство руководителей будут рады делегировать часть своих задач вам.
  2. Вы можете просто подумать, чем вы хотели бы заниматься, и предложить это руководителю или компании.
  3. Не бойтесь брать на себя ответственность. Это ценится. Власть не дают, а берут!

5. Рост, обучение и развитие

Можно расти или падать, другого не дано. Нельзя закрепиться на каком-то уровне знаний, даже если вы эксперт здесь и сейчас — завтра может что-то изменится, и вы тут же потеряете свою экспертность. Любой эксперт понимает, что он многого не знает, что ему нужно постоянно учиться, чтобы поддерживать свой статус.

Действенные советы:

  1. Читайте книжки и смотрите обучающие видео «как не в себя». Возьмите одну бизнес-книгу, одну книгу по личностному росту, читайте одну книгу по Soft skills в квартал.
  2. Составьте персональную программу обучения для себя и коллег, которые находятся у вас в подчинении, можно использовать метод SCRUM.
  3. Эксперт, который сегодня знает все, завтра уже не эксперт.

Экспертом становится тот, кто не останавливается в своем развитии, учится, обучающий процесс непрерывный и постоянный. Есть правило 3%, которое гласит, что именно 3% от своего дохода нужно инвестировать в образование, чтобы доход ежегодно увеличивался. Есть разные кейсы — доход может вырасти и на 50%, все зависит от поставленных целей.

6. Команда и живые эмоции

Ощущение совместной работы, наличие комьюнити по интересам — всегда положительный фактор. Крайне важно работать на достижение общей цели, обмениваться живыми эмоциями, проявлять интерес к жизни коллег.

Чтобы избавляться от напряжения и не накапливать негативные эмоции, мы рекомендуем:

  • Проводить короткие проектные совещания (Daily Meeting): рекомендуемая длительность 15 минут.
  • Больше слушайте, чем говорите. Важно не просто делать вид, что слушаете, а действительно слушать.
  • Обращайтесь по имени и проявляйте искренний интерес к жизни коллег.
  • Всегда позволяйте людям сохранить лицо, никогда не самоутверждайтесь за счет унижения кого-то или за счет чужих ошибок

Даже если человек совершает ошибку, что-то делает неправильно, скажите об этом ему лично, а не публично. Унижение других настроит человека на негатив и не принесет вам никакой радости.

7. Самодисциплина и сила воли

Самодисциплина крайне важна, без нее никуда и никак. Нужно развивать силу воли, тратить на это время и усилия каждый день. Нужно ли «ломать себя через колено»? Нет, как правило, это излишне.

«Начинайте с малого и будьте последовательны» — книга «Магия утра», Хэл Элрод (настоятельно рекомендуем прочитать). Цитата из этой книги (перевод с английского): «Все мои планы на будущее строятся на том, что однажды утром я проснусь с невероятным уровнем самодисциплины и целеустремленности, которых у меня никогда в жизни прежде не было».

Чтобы добиться самодисциплины, чтобы ее развить, нужно «качать мышцы» каждый день. Нужно получать удовольствие от того, что вы учитесь дисциплине.

8. Радость от простых вещей

Нет ничего прекраснее простых вещей. Нужно научиться радоваться им каждый день. Здесь будет актуально такое высказывание: «Я был в обиде на Творца, что не имел сапог, пока не встретил человека, который был без ног».

Важные поинты:

  1. Большинство событий в нашей жизни — положительные! Вот только мы, почему-то, не получаем от них удовольствия.
  2. Откройтесь новым эмоциям, радуйтесь солнцу, природе, погоде, получайте удовольствие от общения с людьми, саморазвития, здоровью, энергии и других простым вещам.

Если вы научитесь находить время на радость от простых вещей, выгорание вас не настигнет или будет неизбежно отступать.

9. Полная увлеченность и цель

Каждый день нужно думать о главной высокоуровневой цели, к которой мы идем, и не сворачивать с курса. Необходимо научиться не сбиваться на злость, обиды и какие-то мелочи. Целью может быть ваше здоровье, получение удовольствия от жизни, крепкая семья, какой-то уровень финансового достатка и т.д.

Советы:

  • Ваша проблема может оказаться не такой страшной, или вовсе не быть проблемой.
  • Задачи нужно представлять в глобальном масштабе, используя высокоуровневое видение. Проанализируйте, на каком этапе находитесь вы, поговорите с руководителем или партнером.
  • Зафиксируйте цель на 1-2 года. Подумайте, на что вы готовы ради ее достижения?

Крайне важно получать удовольствие от самого процесса достижения намеченной цели и кайфовать от вовлеченности.

Стадии выгорания и самодиагностика

Разные стадии соответствуют разной симптоматике. Вначале это может проявляться каким-то противопоставлением, самокопанием, дальше симптомы нарастают и становятся удручающими.

Психологи выделяют 7 стадий профессионального выгорания:

1 стадия — начальная

Симптомы: потеря идеализма, концентрация на собственных желаниях, жажда признания, беспокойство.

2 стадия — снижение интереса

Упреки в адрес других людей, обвинение системы, негативное отношение и пресыщение работой.

3 стадия — негативные эмоциональные реакции

Жалость к себе, озлобленность, агрессия, неспособность к компромиссам, конфликты.

4 стадия — падение работоспособности

Неспособность к решению комплексных задач, ослабление внимания и памяти, неорганизованность, неспособность к принятию решений, пониженная инициативность.

5 стадия — снижение эмоциональных реакций

Равнодушие, избегание неформальных контактов, отказ от хобби, равнодушие и скука.

6 стадия — психосоматические реакции

Невозможность расслабиться во время отдыха, ослабление иммунной системы, нарушение сна.

7 стадия — негативное отношение к жизни и отчаяние

Чувство безнадежности, отсутствие смысла, мысли о самоубийстве.

Стадии выгорания в наглядном представлении

Можно упростить классификацию и сократить деление на три основные стадии, которые легко представить голове:

1 фаза — фокус на себе и противопоставление себя системе. То есть человек не чувствует себя частью прекрасного мира или команды, а начинает противопоставлять себя: «а вот я, а они…».

2 фаза — утрата интереса к работе, снижение эффективности, рост количества ошибок, сокращение числа контактов. Человек может избегать личного общения, не посещать конференции, вебинары. Единственное желание — чтобы от него отстали и оставили в покое.

3 фаза — доминирует пессимистическое настроение, утрачивается смысл жизни, проявляются нарушения на физиологическом уровне.

Возможна ли самодиагностика

Есть такой опросник профессионального выгорания Маслач (пройти тестирование). Вы можете его пройти самостоятельно и попросить сделать это своих коллег.

На скриншоте представлен мой результат:

По результатам теста видно, что эмоциональное истощение на 12 баллов из 50, деперсонализация — 9 из 30, редукция профессиональных достижений — 40 из 48, но она отображается зеркально, то есть это достаточно хороший результат.

Какие факторы оцениваются в тестировании Маслач:

  1. Эмоциональное истощение. Фактор рассматривается как основной при оценке выгорания и проявляется в утрате интереса, негативных переживаниях, ощущении «пресыщенности» работой и неудовлетворенностью жизнью.
  2. Деперсонализация. Проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания.
  3. Редукция профессиональных достижений. Показывает степень удовлетворенности сотрудника собой как личностью и профессионалом в работе. Часто, когда общаешься с людьми, которые действительно выгорели, они склонны недооценивать свои собственные результаты: «ну, на мое место придет кто-то другой, будет делать то же самое».

Мы хотели бы вас предостеречь:

Не пытайтесь искать ставить себе диагнозы по симпоматике с помощью интернета. Например, «У меня были проблемы со сном в среду, значит, у меня уже третья стадия». Это не совсем правильно и так не работает. Пройдите опросник, но не делайте его последней инстанцией. Очень важно привлекать коллег, чтобы вас оценили извне по каким-то параметрам.

Рецепт против выгорания

Обсудим с вами 7 ключевых идей, которые позволят составить свой рецепт профилактики профессионального выгорания и в противовес двигаться куда-то дальше.

Как выглядит наша цель:

Универсального рецепта, который сработает в 100% случаях, нет. Нельзя сказать «вот в понедельник нужно сделать это, во вторник — это» и т.д. Рассмотрим пошагово каждую идею, которая может помочь.

1. Фиксируйте все задачи

Чтобы избежать эмоционального перегруза, стоит придерживаться следующих правил:

  • Записывайте все идеи и задачи в одном месте (CRM) для разгрузки памяти и снятия постоянного ощущения, что нужно столько успеть, времени нет и вы точно не справитесь.
  • Составляйте план на каждый день/неделю/месяц. Это позволит контролировать нагрузку и ощущать видимый прогресс. Здесь вам поможет SCRUM.
  • Визуализируйте идеальный день утром.

Вы просыпаетесь утром и представляете, как пройдет идеальный день: как вы встаете, умываетесь, идете на работу, проводите блистательные бизнес-встречи, достигнете такого-то результата, будете улыбаться, потом увидите жену, уделите время ребенку и т.д.

2. Эта батарейка не сохраняется

Если вы сегодня не потратите энергию, которая у вас есть сейчас на достижение результата, то завтра этой энергии уже не будет. Часто люди относятся к работе, как к какой-то рутине, что в корне неправильно и нужно менять.

Нужно понимать, что организм отказывается от всего, что не востребовано на протяжении долгого времени:

  1. Мы забываем иностранный язык за пару лет без постоянной практики.
  2. Если вы не проявляете активность сегодня, то завтра этой энергии уже не будет, так как она оказалась, к сожалению, невостребованной.
  3. Больше проводите времени на природе.
  4. Занимайтесь спортом.
  5. Пейте больше чистой воды: 3-3,5 литра в сутки.

Старайтесь давать максимум сегодня, тогда завтра максимум станет еще выше. Если вы пришли домой уставший, значит нужно обязательно идти бегать, отжиматься, заниматься физическим трудом. Значит, у вас было мало сил, вы не смогли справиться с нагрузкой на сегодня, нужно сделать так, чтобы завтрашний запас сил стал еще больше.

3. Персонализируйте результат

Попробуйте задать себе такие вопросы:

  • Кто именно получает пользу от товаров и услуг, которые производит ваша компания? Если вы развиваете малый и средний бизнес, то это очень важная штука. Возможно, это лучшие люди в стране — они развивают экономику, создают рабочие места.
  • Как влияют на жизнь окружающих мои повседневные задачи и выполняемые обязанности?
  • Результаты твоего труда приносят удовольствие и радость окружающим? Кому именно? В случае с оптимизацией, это может быть улучшение сайта, пользовательского опыта, вы помогаете людям решать их задачи и т.д.

Рекомендуем прочитать книгу Робина Шарма «Кто заплачет, когда ты умрешь».

4. Удовлетворение в пути к цели

Конечно, иметь цель очень важно, но еще важнее получать удовольствие от ее достижения. Максимум эндорфинов вырабатывается не когда мы едим пирожное, а когда мы услышали запах любимой кофейни за углом и представляем, как сейчас туда пойдем.

Что здесь важно:

  • нужно отдаваться делу полностью;
  • осознать, что большее удовольствие вы получаете в начале пути, а не в конце;
  • цель крайне важна, но путь к ней еще более важен.

Рекомендуем книгу тонкого Лоретты Брайнинг «Гормоны Счастья».

5. Обретите смысл

Здесь, конечно, речь идет больше о философских вещах. Крайне важно найти свою благородную цель. Нужно понимать, что слепо гоняться за успехом нет смысла. Успех — всего лишь побочный продукт ваших усилий. Вы сможете достичь желаемого успеха, если будете помогать людям.

Попробуйте сформулировать благородную цель вашей компании:

  1. Напишите свою версию благородной цели. Какая она? На этот вопрос может дать ответ каждый сотрудник компании, чтобы обозначить цель, ради которой он работает здесь.
  2. После этого нужно задать вопрос, ради чего ты это делаешь? Например, сотрудник ответил, что работает ради денег. Ок, а для чего нужны эти деньги? Например, хочет купить новый автомобиль. Следующий вопрос «А для чего тебе нужен новый автомобиль?». Его покупка даст возможность ощутить признание окружающих, повысит комфорт передвижения и т.д. Можно продолжать углубляться дальше, интересоваться, а зачем тебе это и то — в результате можно докопаться до той самой истинной благородной цели.

«Смысл жизни — жизнь со смыслом» — очень емкая и правильная фраза, в которой так много заключено. После того, как вы определите свою истинную благородную цель, будет легче двигаться дальше, ваша деятельность обретет новый смысл.

Рекомендуем книгу Джона Пола Кинга и Дэйва Логана «Лидер и племя».

6. Полюбите свою работу

Хочется упомянуть замечательное высказывание великого Томаса Эдисона: «Я не работал в своей жизни ни одного дня. Это было сплошное удовольствие».

При этом Эдисон является автором более тысячи патентов — изобрел лампу накаливания, первый фонограф, кинетоскоп и многое другое.

Здесь порекомендуем книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

7. Начните действовать сегодня

Нет и не будет более удачного момента, чем начать действовать сейчас. Не стоит откладывать на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня.

Важные поинты:

  1. Радуйтесь мелочам.
  2. Уделите время себе: займитесь спортом, медитируйте, практикуйте дыхательную гимнастику.
  3. Проводите время с близкими и семьей, общайтесь с прохожими.
  4. Питайтесь с умом: попробуйте интервальное голодание, включите в своей рацион овощи и т.д.
  5. Сохраняйте баланс между разными делами.

Помните, что ничего не изменится само по себе, пока вы не начнете действовать. А начать можно только сегодня и только сейчас.

Чтобы выгореть, нужно сначала зажечься

Задумайтесь, а горели ли вы этой идеей полностью? Многие ассоциируют свою усталость и нежелание двигаться вперед именно с выгоранием. А вы действительно этим жили и горели? Прикладывали максимум усилий, чтобы достичь результата и стать номером один в своей профессии?

Если ответ положительный, возможно, у вас действительно профессиональное выгорание. Если же ответ негативный, то, скорее всего, мы говорим об отсутствии желания получать удовольствие от работы и жизни в целом. Поймите, что только вы решаете, каким будет ваше отношение.

Книги для профессионального развития

Мы подготовили список из 8 книг, которые рекомендуем для вашего профессионального роста и развития:

Эта та литература, которую можно много раз перечитывать и находить каждый раз новые полезные штуки. Данная литература может стать хорошим стартом, дать хорошую мотивацию, чтобы начать двигаться уже сегодня. Вы могли всю жизнь считать себя собой, вставать поздно, но, например, после прочтения книги «Магия утра» полюбить ранние подъемы и с удовольствием вставать в 6 утра.

Важный вывод

Из всего вышесказанного можно сформулировать один важный вывод:

Помните о том, что вы являетесь единственным ответственным за свое развитие, отношение к жизни, работе, и менять что-то тоже можете только вы, по собственной инициативе.

7 шагов ваших действий

Хочется сформулировать пошаговую инструкцию, так как именно четкий понятный инструктаж может помочь начать действовать:

  1. Возьмите лист бумаги, проведите линию, разделив его пополам.
  2. Слева напишите все факторы, которые сейчас вас деморализуют и повышают напряжение.
  3. Справа выпишите все факторы, которые положительно сказываются на вашем настрое и тонизируют.
  4. Подумайте и вычеркните не менее 2 негативных факторов, составив точную последовательность того, как вы от них избавитесь.
  5. Добавьте в позитивные факторы не менее двух, которые вы будете использовать на регулярной основе, начав с сегодня.
  6. Выберите 1 книгу из списка, которую вы прочтете в ближайшие две недели. Далее прочтите все 8 книг.
  7. Начните действовать прямо сейчас.

Уверены, что уже завтра каждый из вас будет лучше, чем сегодня, найдет баланс и сможет понять, как гореть, но не выгорать!

Вспомогательные материалы

Запись вебинара

Чтобы не пропускать наши новые видео, вступайте в Telegram-канал, подписывайтесь на YouTube-канал и добавляйтесь в друзья на FB.

0
3 комментария
vzlomcrypto

Очень интересная статья, легко читается. Черпнул для себя много полезного, выписал список книг.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Севальнев

Владислав, рады, что вам зашло! И большое спасибо за фидбэк =)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Севальнев

Проведите анализ себя! 
1. Как от 1 до 10 баллов вы оцените степень своего выгорания?
2. Какие лайфхаки и приёмы вы используйте для профилактики на каждый день? 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда