«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

Три недели назад я опубликовал статью про «текучку» стажеров в МАКО и получил обратную связь от аудитории vc.ru. Делюсь от лица компании произошедшими после этого изменениями.

Всем привет! Меня зовут Михаил Дроздов, я бренд-менеджер performance агентства МАКО, и это я написал статью «Текучка кадров такая, что опускаются руки…Что случилось с людьми?», собравшую 135К просмотров за неделю, более 1000 полезных комментариев и много-много минусов в карму и хейта. Скажу честно, некоторая провокационность и сгущение красок вкладывались в публикацию изначально, потому что мне скучно писать не вызывающие отклик тексты, но такой реакции я, конечно же, не ожидал. Но, что не происходит - все к лучшему. Давайте разбираться в чем.

Текучка такая...

Если кто не читал или не хочет читать, то суть статьи в том, что агентство контекстной рекламы МAKO, пусть и не так бурно, как бы нам хотелось, но достаточно успешно развивается, и почти все нужное для этого есть: текущая база проектов, необходимое кол-во новых обращений от клиентов( мы много переварить не можем, потому что делаем большие аудиты на pre-sale); достойная система мотивации опытных специалистов, дружественная атмосфера в коллективе, либеральное руководство, свобода действий, корпоративы и тд.

МAKO - небольшая компания, но уже давно не стартап. Нас 24 человека. 52 проекта с бюджетами на рекламу от 200К. Специалисты работают с клиентами без аккаунтов, т.е напрямую. Обслуживание – бутикового типа. Каждый проект – любимый. Работать достаточно сложно.

Исторически так сложилось, что мы расширяем штат людьми без опыта, которых называем стажерами. Мы считаем эффективным обучение специалистов с нуля, с постепенной нагрузкой новыми проектами, и, соответственно, ростом дохода. На собеседовании мы проводим небольшое тестирование( с вариантами ответов) на счет, чтобы отсечь тех, кто не любит работать с цифрами( как, например, я).

Если сравнивать стажировку в МАКО с большинством платных курсов по контекстной рекламе, то получает стажер за то же время обучения гораздо больше. Курсы - это теория за деньги обучающегося, стажировка у нас – это теория, практика и доход. Разумеется, время молодого специалиста оплачивается, и мы не стали скрывать сумму – 30 000р в месяц. Так до первого проекта (2-3 месяца), дальше – больше. Через год любой наш сотрудник – эксперт с доходом 100К+

Раньше (два-три года назад) с набором все было хорошо. Настолько хорошо, что мы выбирали коллег из ведущих ВУЗов. Соискателей было достаточно, они учились и работают до сих пор.

Но за последние два года мы не нашли ни одного нового стажера, который проработал бы более 6 месяцев. Мы уже и на ВУЗ почти смотрим. 10 стажеров пришли, посидели какое-то время, и уволились. И это мешает нам расти, так как бутиковая схема работы с проектами подразумевает бОльшие временные затраты, а мы не хотим перегружать старых сотрудников и ухудшать качество своей работы

Такого точно не хочется....

Мы считали, что причина - в нежелании учиться мастерству ведения контекстной рекламы и/или развиваться в рамках нашего бренда. Возможно в смене поколений и ценностей. Чтобы в этом убедиться, я написал статью, и после сокрушительного фидбэка нам стало понятно, что причин гораздо больше.

В этой публикации я хочу показать, какие именно советы и утверждения изменили наше представление о себе и о будущем рабочем процессе. Для этого я свел в их дайджест и дал комментарии

Дайджест рекомендаций

ВУЗ не должен быть весомым показателем при выборе сотрудника. Образование сейчас ничего не значит. Контекстная реклама - это не программирование

  • Мы с этим согласны. Нам не так-то и важны знания, которые получены в институте. Хороший ВУЗ - маркер, что человек хорошо учил математику в школе, имеет большой процент по ЕГЭ и, как минимум, умеет решать линейные уравнения 5-6 класса.

Нужно больше платить денег, потому что на 30К в МСК приходится выживать. Не для этого люди учились хорошо, чтобы идти на такие унылые условия

  • Болезненно приняли это утверждение, но поняли и согласны. Поэтому готовы платить оклад на 20К больше, если соискатель-стажер будет из нужных нам ВУЗов. Ему будет комфортно среди коллег из таких же учебных учреждений, мы будем уверены в его знаниях. Но это не значит, что мы не будет рассматривать коллег с менее престижных институтов или вообще без ВО. Но условия для них останутся прежними.

Тестирование на собеседовании – это зло, неуважение к людям и гестаповские методы работы

  • Ну а как еще проверить человека, если опыта работы у него нет? Тесты легкие, с вариантами ответов. Даже я – гуманитарий, и то большую часть решил методом тыка. Там нет ничего сложного.

Те, кого мы считаем джуниорами в текущих реалиях - мидлы

  • Согласны, но отчасти. В реальности собственника компании, который берет на работу специалиста по контекстной рекламе, любой умеющий настраивать рекламный кабинет - уже профи. Но наша практика говорит, что для понимания специфики контекста необходимо успешно поработать с десятком проектов и разными бюджетами. Негативный опыт тоже будет полезен.

Нужны более частые переходы спеца по грейдам и понятная дорожная карта, чтобы он чувствовал рост и свою значимость, как профессионала

  • Согласны. Мы поняли, что упустили этот момент, думая, что только роста дохода-процента от бюджета и более сложных (интересных и прибыльных) проектов достаточно. Людям нужны карьерные цели и награда за их достижения. Сейчас мы разрабатываем схему грейдов с повышением окладной части при переходе с одного грейда на другой.

Нужно перевести всех на удаленку

  • Мы пробовали обучать стажеров удаленно и получили негативный опыт. Через полгода-год работы – всегда пожалуйста. У нас гибридный режим: можно в офисе, можно в бунгало на о.Бали.

Нужно открывать филиалы в регионах

  • Согласны. Но мы пока не можем найти человека, который смог бы организовать региональное подразделение. Если это вы, то пишите в личку.

Корпоративные ценности – это для наивных и совков

  • Когда я писал в статье про корпоративные ценности, которые были приняты в штыки, то имел в виду общую ментальность коллектива и стажеров, их взгляды на жизнь. Гимн компании мы по утрам не поем, логотипу не молимся, обязательные тимбилдинги на выходных не проводим. Хотелось бы просто понимания, что рост компании - это общий интерес всего коллектива

Нужно разрабатывать свои инструменты по эффективной настройке РК, чтобы люди к ним привыкали и не увольнялись, как пользователи айфона после привыкания к экосистеме Apple

  • Увы, все лучшее на текущий момент времени уже сделано не нами. Мы используем самые эффективные платные и бесплатные инструменты. Лучше нет.

Надо повышать стоимость услуг, чтобы находить больше денег на штат

  • Да, это правда. Рано или поздно весь рынок контекстной рекламы сдвинется вслед за растущими ценами. Но пока компании-гиганты с конвейерным обслуживанием и большим потоком клиентов этого не сделали, мы тоже не может так поступить. Наше предложение будет неконкурентоспособным. Пробовали уже.

Стажерам нужен ответственный за обучение наставник

  • Согласны. Уже открыли вакансию. Ищем опытного специалиста, который возьмет шефство над отделом контекстной рекламы, будет обучать и сопровождать новых сотрудников. Если этот человек вы, то пишите в личку или на почту с сайта. Условия - обсуждаемые.

Никаких переработок!

  • Хотелось бы сказать, что у нас такого нет. Но, увы, бывает. Пока сотрудник обучается, но уже имеет свои задачи и проекты, ему иногда приходится задерживаться, чтобы сделать ту работу, которую он не успел доделать в течении дня из-за недостатка навыков. Более опытные коллеги делают этого гораздо реже. Тяжело в учении - легко в бою.

Нужно нанять толкового HR «Судя по срокам ухода хромает либо онбординг, либо подбор. Проведите оценку реальных потребностей и инструментов, которые вы используете для оценки кандидата на входе. Возможно умение считать и аналитика не единственные сферы, которые для вас реально важны.»(с)

  • Мы пока не можем позволить себе топового HR. У нас не так много для него задач. Но сейчас мы нашли специалиста, который сделает аудит нашей системы подбора и покажет слабые стороны процесса.

Нужно проводить собеседования со всеми, кто увольняется, чтобы понять истинные причины ухода

  • Мы проводим. Если сотрудник увольняется, то для небольшой компании это – удар. Мы общаемся с каждый уходящим, но выяснить истинные причины получается редко.

Нужно брать на работу людей постарше. Они более усидчивые и ответственные

  • Согласны. Будем рассматривать людей 35+

Нужно сделать стажировку платной. Люди не ценят знания, за которые они не платят

  • Это правда, но мы так делать не будем.

Нужна нематериальная мотивация

  • Согласны. Но пока не понимаем какая. Напишете, пожалуйста, в комментариях, что может вас мотивировать работать плодотворнее из нематериальных поощрений. Очень поможете стать нам лучше. Спасибо!

Контекстная реклама – это скучно и рутина. Нужно обучать людей разным продуктам

  • Это правда. Но существует люди, которым нравится считать и анализировать. Также не стоит забывать, что контекстная реклама, в отличии от того же SEO, имеет очень быстрый отклик на действия специалиста. Особо не заскучаешь!

Нужно менять офис. М.Калужская – это клоака Москвы

  • Согласны отчасти. Район весьма приличный, офис комфортный, но планируем менять. Задача сейчас не первостепенная, но в планах переехать ближе к центру, чтобы удобно было ездить с разных концов Москвы.

Нужно проверять совместимость сотрудников с компанией по гороскопу, применять нумерологию, карты Таро и шаманские обряды

  • Обойдемся, пожалуй, собеседованием и небольшим тестированием. Пока еще никто не предсказал на картах, что будет с курсом доллара через месяц. Что уж тут про человеческие судьбы говорить?

Не должно быть контроля действий, а должен быть контроль результата

  • Согласны. У нас сейчас так и есть. Контроль после стажировки минимален.

Все, кто связан с рекламой должен гореть в аду

  • Мы тоже не любим навязчивую рекламу. Но контекстная реклама работает с уже сформированным спросом. Мы ничего никому не навязываем. Пользователь ищет то, что ему нужно, а мы только помогаем ему найти одно из выгодных решений.

Нужно жесткое руководство с кнутом и пряником. Русский любит тиранию, тульские пряники и царя

  • Это не про нас. Мы считаем, что работа должна нравиться. Катание на гормональных качелях с поощрениями и наказаниями хороши для курсов личностного роста, но не для работы в МАКО.

Не тех берете. Берите меня!

  • Приходите =)

Итоги

Несмотря на не самую приятную критику, мы сделали ряд важных выводов и изменений, которые, как мы надеемся, помогут нам сдвинуться с мертвой точки. Все это благодаря вам. Огромное спасибо за обратную связь!

Наши кейсы на VC

Наши статьи

0
432 комментария
Написать комментарий...
Сергей Подгорный

Нужно брать на работу людей постарше. Они более усидчивые и ответственные

Согласны. Будем рассматривать людей 35+

Вот уж пиздец :) Т.е. ты 5 лет учишься в универе и всего 10 лет работаешь? Куда катится этот мир... Может нахуй этот универ? Пошел работать в 18 и в 28 ты уже заслуженный старпер? Какой смысл тратить 5 лет - чтобы 10 порабоать? :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов
Автор

Сергей,  мне сейчас 37.  На собеседованиях раньше часто намекали, что пора к земле начинать привыкать. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подгорный

Ну я же говорю что это пиздец :) Я хз, может быть у них реально такие "старперы" тормозили бизнес :) Просто как по мне, в таком возрасте спецы самый сок, но есть конечно минус - 30к им только на обеды.

Ответить
Развернуть ветку
429 комментариев
Раскрывать всегда