Как нанимать сильных IT-специалистов, если ваш HR-бренд не выдерживает конкуренции с другими компаниями

Привет! Я — Женя Пелевина, c 2014 я занимаюсь развитием HR-бренда крупных компаний. Первые проекты по employer branding и рекрутменту были в консалтинге — EY, McKinsey, а затем я перешла в сферу IT.

В статье я хочу поделиться наблюдениями, которые накопились у меня за время работы инхаус и за пределами корпораций. Больше полутора лет я развивала стартап Phoenix Education: мы помогали компаниям уровня Сбер и Avito привлекать подходящих IT-специалистов.

Кому будет полезна эта статья: HR-специалистам и нанимающим руководителям из средних и крупных компаний, которые:

  • Столкнулись с проблемами привлечения айтишников — кандидаты делают выбор в пользу других компаний.
  • Только начинают работу над брендом работодателя.
  • Видят, что бизнес не понимает, зачем работать с молодыми специалистами.

В чем проблема

В 2021 году не нужно быть эйчаром, чтобы заметить возросшую, даже несмотря на пандемию и freeze на наем, конкуренцию за IT-специалистов. Речь не о традиционной «войне за таланты», а о самом сильном перегреве рынка IT за несколько лет.

По данным ДИТ Москвы каждая 5-я вакансия в Москве — айтишная

После 2020 года компании стали практиковать дистанционный и гибридный форматы работы и начали нанимать на позиции головного офиса ребят из регионов. Это привело к тому, что зарплата IT-специалиста в провинциальных городах стала приближаться к зарплатам кандидатов в мегаполисах, а в последнее время бывает и выше.

Более того, компании со слабым HR-брендом теперь конкурируют не только с российскими гигантами, но и с западными компаниями и стартапами, которые еще чаще нанимают IT-специалистов из других стран на удаленку.

Согласно последнему отчету LinkedIn о самых востребованных профессиях в 2021 году, IT-специалисты по-прежнему попадают в топ. При этом за период с 2019 по 2020 год спрос на наем разработчиков вырос на 25%, на Data Science — на 46%, а на экспертов AI — на 32%.

IT-специалисты получают по несколько приглашений на работу каждый день. Битву за кандидатов выигрывают те компании, которые быстрее всего вернутся с оффером, могут предложить редкое сочетание высокой зарплаты, интересного проекта и современного стека технологий.

Что это значит

Компании с сильным HR-брендом могут позволить себе наем кандидатов на зарплату ниже, чем конкуренты. Компании, у которых неограниченные бюджеты на привлечение, могут позволить себе перекупить кандидата на финальном этапе.

Так что же делать, если перекупить специалиста вы не можете, а за HR Brand вы только планируете взяться? Нужно начать растить специалистов внутри

Если посмотреть на пример технологических российских компаний, которые имеют сильный HR-бренд среди digital-аудитории, то можно выделить две отличительные черты:

  1. Соотношение найма молодых специалистов к опытным у них примерно 50 на 50.
  2. Для развития HR-бренда и рекрутмента они запускают регулярные образовательные программы, через которые нанимают основную массу сотрудников.

Сводная таблица с примерами программ для привлечения и найма молодых IT-специалистов, которые запускают компании с сильным HR-брендом.

  • Крупные IT-компании давно поняли, что работать с молодыми специалистами выгоднее, чем нанимать на все позиции опытных. Они стоят на 30-40% дешевле рынка. Да, вам придется вложить свои ресурсы в их онбординг и обучение, но это все равно дешевле, чем по 3-6 месяцев сражаться за крепкого мидла и заниматься его последующим онбордингом.
  • Молодые спецы чувствуют привязанность к компании, которая их вырастила. Такие ребята реже уходят к другим работодателям. В результате это существенно влияет на текучку. КРОК, например, давно работает с молодыми специалистами и у большинства сотрудников является первым местом работы, больше 50% сотрудников работают в компании больше 5 лет.

Как эффективнее привлекать и нанимать молодых айтишников

Самые популярные форматы привлечения кандидатов (онлайн и офлайн) работают точечно на повышение узнаваемости hr-бренда, но не работают на системный долгосрочный рекрутмент сильных IT-кандидатов.

Конференции, лекции о компании, кейс-чемпионаты, двухдневные хакатоны и другие соревнования

Для компании:

  • Они не решают задачу системного привлечения, не создают постоянный поток кандидатов. В среднем конверсия в рекрутинг с соревнований или лекций до 7%.
  • Не помогают выделиться. Во-первых, на рынке уже много лекций, кейс-чемпионатов и подобных вау-форматов. Во-вторых, за короткий промежуток времени невозможно показать отличие вашего HR-бренда и корпоративной культуры от других компаний.
  • Несут высокий риск ошибки найма, потому что компания не может увидеть кандидата в работе, а специалисту недостаточно информации и коммуникации с работодателем, чтобы осознанно принять решение о трудоустройстве.

Для кандидата:

  • Не интересны сильной IT-аудитории, так как не несут практической пользы — не помогают прокачать скиллы и получить качественную обратную связь по текущему уровню навыков и тому, что и как нужно качать.

Образовательные курсы, точечные лекции, воркшопы

Для компании:

  • Требуют большого вовлечения экспертного ресурса от бизнеса на разработку специальной отдельной программы.
  • Не позволяют компании увидеть кандидата в работе.
  • Дорогое производство качественного образовательного контента (просто список видео в записи с вашими экспертами не выдержит конкуренции с внешними ресурсами).

Для кандидата:

  • Не помогают понять, чем компании отличается друг от друга.
  • Не позволяют получить качественную обратную связь от экспертов

Стажировки

Для компании:

  • Дорого обходятся — в среднем 110 тыс ₽ в месяц (за трехмесячную программу)
Средняя себестоимость молодого специалиста за трехмесячную стажерскую программу: от 330 тыс.руб.

Для кандидата:

  • Требуют осознанного комитмента. На стажерскую программу ребята готовы подаваться, когда уже приняли решение о месте для старта карьеры.

Симуляторы работы

На мой взгляд, самые эффективные форматы для привлечения и найма молодых специалистов — это симуляторы реальной работы. В Phoenix мы называли их "проектными школами". Только это не привычный для всех формат “школ".

В основе симуляторов лежит несколько принципов:

  • Работа над реальной бизнес-задачей компании. Подойдет задача из беклога нанимающей команды, которая является важной, но на нее у сотрудников пока не хватало времени.
  • Регулярная развивающая обратная связь участникам от ваших экспертов. Мне нравится принцип, по которому работает Phoenix — количество пользы на программе для молодого специалиста прямо пропорционально количеству обратной связи, которую он получает во время обучения. Так как общение с экспертами компании проходит вокруг бизнес-задачи, сотрудникам даже нравится делиться фидбеком с участниками по результатам проделанной работы за недельный спринт. Самое приятное - на подготовку ко встречам бизнесу не нужно тратить время.
  • Работа в группах — помогает участникам быстрее адаптироваться и вливаться в компанию, а также решать комплексные сложные задачи, которые невозможно за короткий срок затащить в одиночку.

Стоимость молодого специалиста для компании на такой программе будет ниже примерно в 2 раза. Она привлечет джунов с мотивацией прокачать навыки, погрузиться в культуру компании и осознанно выбрать работодателя для развития карьеры. Поэтому зарплата в течение программы не требуется. Компания примет в штат только тех ребят, которых отберет по итогу нанимающая команда из бизнеса.

Вы как бы говорите: «Ребята — вы начинающие, и нам это ОК. Мы не хотим затащить вас к себе любыми силами и не будем требовать от вас Х лет опыта в разработке. Приходите знакомиться, мы поможем вам получить практические навыки и дальше вместе решим, по пути нам или нет».

"Я работаю в КРОК уже больше 13 лет. Наша компания занимается проектами в области высоких технологий: от больших данных и машинного обучения до блокчейнов, роботов, интернета вещей и VR/AR. Проекты мы делаем в 42 странах мира и они бывают самых разных видов: от заказной и продуктовой разработки до полноценной системной интеграции и консалтинга.

В компании всегда было много молодых ребят. И многие нынешние руководители начинали еще студентами. Но талантливые студенты не приходят сами собой: чтобы вокруг компании было деятельное сообщество единомышленников, в котором можно найти подходящего человека, нужно это сообщество развивать. И в этом сообществе должны присутствовать сами сотрудники, быть экспертами и партнерами для активных молодых людей.

У нас есть отдельное направление по развитию IT-образования и суббренд BrainZ by CROC, в котором мы объединили все наши активности для поколения Z. В разных форматах, от профориентационных игр до тематических школ и акселераторов мы знакомим школьников и студентов с работой в отрасли.

Мы создаем и используем самые разные возможности для совместной содержательной работы наших экспертов и молодых ребят: приводим наших сотрудников как консультантов и экспертов на профориентационные игры и хакатоны, проводим регулярную кейс-лабораторию, где студенты делают свои проекты при наставнической поддержке наших сотрудников, организуем программу «Школа IT-решений», где команды старшеклассников под руководством студентов-менеджеров с поддержкой наших экспертов реализуют полезные IT-продукты. Есть Летняя школа в которой эксперты разных направлений выступают как авторы и ведущие собственных образовательных программ и курсы программирования, тоже разработанные нашими техническими экспертами.

В такой среде ребята из разных вузов и даже из школ не только учатся, но и знакомятся с компанией изнутри, проникаются нашим духом и ценностями. Далеко не все из них немедленно выйдут к нам на работу, но точно они расскажут про нас своим друзьям и порекомендуют отправить нам резюме, когда те будут искать работу.

Это работает и в обратную сторону — когда наши сотрудники работают со студентами и школьниками, они начинают лучше понимать молодое поколение, могут говорить на понятном им языке, успешно передавать свой опыт и навыки и видеть, что ребят на самом деле интересует и вдохновляет. И так наши сотрудники находят себе потенциальных будущих партнеров и коллег."

"В плане образовательных программ у Mail.ru Group уникальная экспертиза для рынка, в свое время мы пошли по экспертному сложному пути и помогаем вузам готовить кадры в соответствии с требованиями бизнеса. Ведущие университеты страны, с которыми мы сегодня работаем— своеобразные магниты: туда стекаются лучшие из лучших, самые умные школьники страны. В 2011 году мы открыли первый образовательный проект — Технопарк — в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Спустя 10 лет у нас есть совместные проекты с девятью ведущими техническими вузами страны. Наши программы дополнительного образования прошли уже больше 10 000 студентов.

Мы делаем упор на то, чему мало учат в университетах: на решение задач из практики компании, на развитие универсальных бизнес-навыков — презентации, умения работать в команде и расставлять приоритеты. И получается, что с одной стороны ребята на программе осваивают все, с чем им придется столкнуться в работе — к моменту выпуска у них уже уровень младших специалистов. А с другой стороны они знакомятся с задачами, которые решаются в нашей компании, c нашими технологиями, командой и культурой. Они могут выбирать, где им работать — и выбирают Mail.ru Group.

Два года назад мы также запустили серию проектов MADE — для людей, у которых уже есть опыт работы, и они хотят повысить квалификацию или сменить направление. Сейчас у нас два проекта MADE: Академия продуктовых менеджеров и Академия больших данных. Специалистов по этим направлениям в индустрии не хватает, и мы заполняем этот пробел — учим профессионалов для себя и для рынка."

"В BCG есть уникальное подразделение BCG GAMMA, которое работает на пересечении Data Science и бизнеса. Главная задача команды —трансформация бизнес-процессов с помощью анализа больших данных и искусственного интеллекта. С каждым годом подразделение GAMMA растёт, мы привлекаем все больше Data Science экспертов стать частью команды BCG и поработать над разнообразными проектами в консалтинге.

В этом году мы решили провести свой образовательный хакатон в сфере цифрового здравоохранения и помочь DS-специалистам погрузиться в то, как проходят DS-проекты в консалтинге. При разработке каждого проекта мы стремимся сохранить принцип value creation. Им же мы руководствовались и при создании хакатона. У нас была цель не просто привлечь потенциальных Data Science кандидатов на наше мероприятие, но и создать пользу для участников — дать им возможность получить практические знания и опыт во время работы над реальными задачами из сферы здравоохранения. В течение недели участники самостоятельно изучали профильные материалы в виртуальной базе знаний, встречались с авторами задач, работали на воркшопах с DS-экспертами BCG GAMMA и, самое важное, получали обратную связь от наших менторов."

Вместо заключения

С июня я больше не работаю в Phoenix, но по-прежнему разделяю подход к решению задач HR-бренда и рекрутмента через образовательные форматы, которые максимально симулируют реальную работу над проектами в компании. А еще, я считаю, что команда Phoenix создает одни из самых глубоких и полезных программ, как для работодателей, так и для кандидатов. Подробная статья CEO Phoenix Сережи Сочнева о том, как мы проектировали такие программы.

0
124 комментария
Написать комментарий...
Bulat Ziganshin
В 2021 году не нужно быть эйчаром, чтобы заметить возросшую, даже несмотря на пандемию и freeze на наем, конкуренцию за IT-специалистов. 

какой freeze? :) он кончился год назад, с тех пор все нанимают как бешеные

Речь не о традиционной «войне за таланты», а о самом сильном перегреве рынка IT за несколько лет.

и в чём же разница? :)

в результате пандемии:
1. вырос спрос на it-шников - и у нас, и на западе
2. часть it-шников перешла на удалённую работу. в результате стали легче относиться к найму работников из других локаций. и запад скомпенсировал растущий спрос наймом из развивающихся стран. таким образом, у нас дефицит кадров стал ещё жёстче
3. рубль просел на 20%

всё это вместе взятое привело к тому, что з/п программистов выросли в рублях процентов на 40. и кадров просто физически не хватает, я вижу как полгода не закрывают большинство вакансий, за которыми я слежу

зарплата IT-специалиста в провинциальных городах стала приближаться к зарплатам кандидатов в мегаполисах, а в последнее время бывает и выше.

в смысле? сильный кандидат из провинции теперь может получить больше слабого из столицы? вот это вау!!

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Но так не должно быть! (С)

Ответить
Развернуть ветку
121 комментарий
Раскрывать всегда