Быть продактом. Выпуск #15. Из креативного стратега в менеджеры по продукту
Кирилл Шерстобитов, менеджер продукта в Fastuna.ru о социологических исследованиях, отказе от перфекционизма и том, как новичку получить продуктовый опыт
От социологических исследований к менеджменту продуктов
Я получил социологическое образование. Работал креативным стратегом в рекламном агентстве. Я делал глубинные интервью с аудиторией и сотрудниками компании, проводил исследования бизнеса, формулировал сообщения для креативной команды, создавал позиционирования для брендов. Каждый месяц новая сфера и новые вызовы.
Моя работа частично пересекалась с продуктовой работой. Только стратег не остается на проекте. Он погружается в историю, составляет видение и уходит. Меня это фрустрировало. После масштабных проектов ловил себя на мысли, что хочу остаться в продукте и наблюдать, как концепция живет в компании. Хотелось влиять на исполнение задуманного и разбираться, какие идеи работают и почему, а какие нет.
В агентстве я проработал 4 года, потом ушел на фриланс. Но все чаще ловил себя на мысли, что не хочу возвращаться к бесконечному потоку новых проектов. И стал искать работу. Когда листал вакансии, по выбранным навыкам наткнулся на вакансию продакт менеджера. Мне показалось это интересным. Так я стал ходить на собеседования уже как продакт.
Обучение
В середине 2019 года я начал ходить на собеседования и потихоньку изучать Python на Яндекс.Практикум, SQL на Udemy. Спойлер: ничего из этого мне не понадобилось. Оказалось, разработчикам удобнее, если я сформулирую задачу в тексте очень простым языком. А руководству предпочтительнее, чтобы я не занимался операционными вещами.
Самыми полезными для получения продуктовых знаний оказались конференции. Например, Product Camp — мероприятие для продактов, созданное самими продактами на волонтерских началах.
Задачи менеджера по продукту в Fastuna
Fastuna — первая компания, где я работаю продактом. Тружусь здесь уже два года: развиваю UI направление. За это время переделал сайт, написал с десяток технических заданий на разработку решений, контролировал разработку и запуск. Сейчас с интересом наблюдаю, как не существовавшие еще год назад инструменты приобрели форму, столкнулись с реальностью и начинают приносить прибыль.Мой типичный рабочий день на 80% состоит из решения текущих задач и на 20% — из общения с клиентами.
Сложности работы продакта
- Смириться с тем, что не все идеи работают.
- Признавать ошибки и делать из них выводы.
- Понять от какой задачи нужно отказаться в данный момент времени.
Какого продакта взял бы в команду
В Fastuna, например, помогает социологический бэкграунд. Я при найме менеджера исходил бы из актуальных задач компании. Но точны бы взял человека, который перекрывает навыки, которых у меня нет.Также важны мягкие навыки, желание учиться и какая-то основа — хардовый скилл или фундаментальное образование. Нужно что-то уметь или иметь некую оптику: философа, математика, историка, на которую уже нанизываются все остальные навыки.
Где новичку получить продуктовый опыт
Предлагаю подойти к поиску работы как продакт: сформулировать гипотезы и проверить их. Пусть каждый поход на собеседование дает ценную информацию и возможность внести улучшения.Можно начать со схожего опыта: найти работу аккаунтом или проджект менеджером. Поработать там год и идти в продакты. Еще один путь — запустить пет-продукт. Это даст понимание, в чем вы сильны и каких навыков не хватает.
Советы начинающим продакт менеджерам
Есть несколько правил, которые сформулировал для самого себя. До сих пор не всегда хватает воли им следовать. Но я стараюсь.
Фокусировка на одной задаче. Миф о многозадачности, к счастью, доживает свои последние дни. Человек не способен эффективно заниматься несколькими вещами одновременно. Выбираем приоритетную задачу и доводим ее до конца. Остальные мысли по возможности выбрасываем из головы.
Неприоритетное можно и не делать. Этот совет выходит из предыдущего. В рекламе я был человек «А давай». Соглашался на все инициативы, выступал за любые активности. В роли продакта я осознал, что активность сама по себе не имеет ценности и может быть вредна. Любое небольшое улучшение стоит времени разработки и денег. Большинство задач не приоритетны для выполнения ключевых целей. Их можно отложить до поры или не делать совсем.
Отказ от перфекционизма. Better done than never, лучшее — враг хорошего — называть можно, как угодно. Продукт не должен быть идеальным. Он должен работать и решать проблемы пользователя. И лучше запустить его на неделю раньше сырым, чем месяцем позже блистающим. Доработки в обоих случаях потребуются сопоставимые. А время и ценная информация будут упущены.
Запомнить
Воспринимайте собеседование на вакансию продакта как мини-коучинг и старайтесь максимально собрать обратную связь. В сети много бесплатной информации по продакт-менеджменту. Слишком много. Поэтому нужно понять, зачем это учить. Чтобы понимать пользователей, развивайте эмпатию.
Не понял... За пару лет всего около десяти ТЗ??? Типа, на проекте несколько продактов?
Считал именно масштабные ТЗ на исследовательские решения-продукты и изменения в сайте. В тексте это страниц на 8-10 каждое, требуют группового обсуждения и утверждения. Больше делать боже упаси.