{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Возможно ли долгожительство компании в условиях резких изменений внешней среды?

Максимизация прибыли или долголетие – какая цель для компании важнее?

«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье…»
«Гамлет» У. Шекспир в переводе Б. Пастернака

Знаменитая фраза из монолога Гамлета «Быть или не быть» имеет прямое отношение к бизнесу. Продолжительность жизни компаний, прошедших этап стартапа, постоянно сокращается. Это верно как для малоизвестных компаний, так и для попавших в мировые рейтинги.

Яркий пример - компания «Дженерал электрик». До 2000-х годов о ней писали статьи и книги. Описывали применяемые инструменты управления и рекомендовали для обязательного использования. Компания занимала первые места в рейтингах Forbes и Fortune 500. Несколько лет тому назад у нее начались серьезные проблемы.

Любимый детский вопрос – ПОЧЕМУ?

Недавно перечитал книгу. «ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. Рост, научение, долгожительство в деловой среде». Автор Ари де Гиус.

Часть ответов на вопрос ПОЧЕМУ? в ней точно есть.

Книга начинается с описания исследования по изучению долгожительства организаций в деловой среде, которое было проведено компанией RoyalDutch/Shell Group. Автор книги длительное время работал в ней на топ-менеджерских позициях и был участником этого проекта. Хотя книга написана давно, ее актуальность в наше время только возрастает.

Книга меня сильно зацепила - моя практика бизнес-консультирования согласуется с ее основными идеями.

Я выбрал несколько моментов, которые дают пищу для размышлений руководителям и собственникам относительно потенциала долгожительства их компаний и возможных, в связи с этим, действий.

Момент 1. Живая компания

«Идея живой компании означает, что в соответствии с изменениями, происходящими в мире, вам придется постоянно вовлекать людей в непрерывное развитие компании. Степень, с какой люди проявляют заинтересованность, доверяют и отдаются работе, оказывает не только прямое влияние на финансовые результаты, но и самое прямое влияние, большее, чем все другие факторы, на предполагаемую продолжительность жизни компании»

Как все организмы, живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно»

(«ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. Рост, научение, долгожительство в деловой среде». Автор Ари де Гиус.)

Если воспринимать компанию как живой организм, то какой образ можно использовать, как противоположность?

Два образа, которые часто используют при описании компаний.

  • Компания-механизм
  • Компания-организм (живая компания)

Компания-Механизм

Люди рассматриваются как один из активов компании. Жесткая иерархическая система управления. Контроль – один из ключевых инструментов менеджмента. Основной фокус руководства на текущих задачах. Ключевое понятие – производительность. При приеме на работу, в первую очередь, рассматриваются профессиональные навыки и опыт работы. Нацелена на удовлетворение ожиданий собственников/акционеров и узкой группы топ-менеджеров.

Компания-организм/ Живая компания

Люди находятся в центре компании. Корпоративная культура – один из ключевых инструментов управления.

Компания представляет сообщество, объединенное целями, смыслом деятельности и ценностями. Ориентировано на реализацию ожиданий большинства членов сообщества. Руководство находит разумный баланс между операционными и стратегическими задачами. При приеме на работу первичный отбор происходит по ценностям. Ключевое понятие – эффективность. Ценности компании согласованы с системой управления.

В чем между ними принципиальная разница?

Ответ в старой притче. Трех человек, которые работали на стройке и выполняли одну работу спросили, что они делают. Один ответил, что носит кирпичи, другой, что зарабатывает на содержание семьи, а третий сказал, что строит храм.

Принципиальное отличие между этими типами компаний – отношение людей к своему делу.

В одном случае сотрудники, которые «работу работают», выполняя инструкции и распоряжения и, в другом случае, люди, которые понимают смысл своих действий и осознают себя частью целого организма.

В компании-организме (живой компании) руководители абсолютно уверены, что успех в бизнесе, в первую очередь, зависит от людей. Они твердо знают, что бизнес-делают люди.

В компании-механизме руководители считают, что людей легко заменить.

Факт из практики бизнеса.

Подобные исследования проводятся постоянно и все они показывают одну тенденцию. После того, как компании покидают соответствующие рейтинги, многие из них разоряются, или поглощаются более успешными бизнесами. Оставшаяся часть существенно снижает показатели своей деятельности. То есть вместо долгожительства занимаются выживанием.

На вершине славы ограждений нет (неизвестный автор)

Что же принципиально отличает компании-долгожительницы?

Момент 2. Факторы, выделяющие компании-долгожительницы

В результате проведенных в компании RoyalDutch/Shell Group исследованиях были выделены 4 ключевых фактора, отличающих компании-долгожительницы.

(«ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. Рост, научение, долгожительство в деловой среде». Автор Ари де Гиус.)

  1. Чувствительность к окружению. Представляет способность компании учиться и приспосабливаться.
  2. Сплоченность и идентичность. Являются аспектами врожденной способности компании создавать общность и собственную индивидуальность
  3. Терпимость и ее естественное следствие, децентрализация. Являются проявлением осведомленности компании о ее окружении. Ее способность строить конструктивные отношения с другими сущностями внутри и во вне себя.
  4. Консервативное финансирование. Как очень важный элемент корпоративного качества: способности эффективно управлять собственным ростом и эволюцией.

Момент 3. Выбор главной цели существования компании

Казалось бы, ответ очевиден. Максимизация прибыли или максимизация стоимости компании.

Однако при возникновении острого кризиса для многих компаний эти цели уходят на задний план. В ситуации, которую можно описать поговоркой «не до жиру, быть бы живу» внезапно возникает другая задача – ВЫЖИТЬ.

Цитата

«Управление ради прибыли или долговечности: есть ли выбор?» Сегодня существуют два типа коммерческих компаний, различающихся по главной причине пребывания в бизнесе. Компании первого типа предназначены для чисто экономической цели: максимальный результат с минимальными затратами. Экономическая компания существует ради прибыли. Люди рассматриваются как «активы» - продолжение капиталов фирмы Компании второго типа, напротив, организованы с целью увековечивания себя Они ориентированы на выживание в долгосрочной перспективе. Их цели - долговечность и развитие собственного потенциала. В такой компании возврат на инвестиции важен. Для них прибыль – это средство достижения долговечности.» («ЖИВАЯ КОМПАНИЯ. Рост, научение, долгожительство в деловой среде». Автор Ари де Гиус.)

На стратегических сессиях с топ-командами разных компаний я задаю вопрос:

В чем смысл деятельности вашей компании?

Часто получаю ответ: написано в Уставе компании - получение прибыли. Другие ответы, в которых отражался бы смысл деятельности компании, мне встречались редко.

Может быть, ЦЕЛЬ – ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО всегда должна быть перед глазами собственников и топ-менеджеров?

И тогда кризисы будут переноситься компанией легче?

Из моего опыта как бизнес-консультанта. Я более 30 лет в бизнесе и из них около 20 лет занимаюсь бизнес-консалтингом. Перед глазами прошло много компаний и,к сожалению, успешных примеров гораздо меньше, чем хотелось бы видеть. Один из наиболее значимых для меня консалтинговых проектов был с компанией, которая в этом году праздновала свое 25-летие.

Наша совместная работа началась в 2007 году с формулирования Миссии, Видения и ценностей.

Генеральный директор привлекала меня в ситуациях, когда на очередном этапе развития в компании назревала необходимость серьезных изменений.

Суть моей работы заключалась в поддержке усилий топ-менеджмента по выработке соответствующих стратегических решений и определении шагов по их реализации. В своем развитии компания прошла через 3 кризиса и не только выжила, а стала еще сильнее. За это время изменились ее продукты, понимание потребностей своих клиентов, бизнес-стратегия и бизнес-процессы. Это привело к серьезным изменениям в позиционировании компании. От компании, которая позиционировалась как «оптовый дистрибьютор» на своем рынке к «экспертному консалтингу по развитию бизнеса» своих клиентов.

За все время нашего сотрудничества поменялось многое. Практически неизменными остались сформулированные собственниками и топ-менеджерами Ценности и Миссия компания на первой сессии в 2007 году. Ядро топ-команды также осталось прежним. Идеология в этой компании является ключевым элементом управления. На мой взгляд, компания точно соответствует основным критериям компаний-долгожительниц.

Из моего опыта как клиента. Сейчас публикуют много опросов российского малого и среднего бизнеса. Одна из проблем, которая фигурирует практически всегда на первых местах – трудности с получением кредитов в принципе и/или условиями получения кредитов. Другими словами, нехватка денежных ресурсов для поддержания операционной деятельности компании и/или для развития бизнеса. Безусловно, деньги для бизнеса важны.

Однако возникает вопрос: Нехватка денег - это проблема или это следствие более глубоких проблем в этих бизнесах? На мой взгляд, это следствие.

Гораздо чаще, чем мне бы хотелось, я встречаюсь с ситуацией, когда мне готовы продать то, что у компании есть, а не то, что мне нужно.

Самое забавное заключается в том, что то, что мне нужно у компании тоже есть. Однако продавцам нужно совершить дополнительные усилия для продажи. Я, как клиент, признаю необходимость дополнительных усилий со стороны компании и готов за это платить. Однако встречаюсь с тем, что они готовы продавать дешевле и не готовы сделать усилия и продать дороже. Меня, как клиента, готовы заманивать скидками и акциями, и редко готовы привлекать заботой о моих потребностях.

Вопросы

  • Обладают ли эти компании чувствительностью ко мне, как клиенту?
  • Можно ли говорить о долгожительстве с таким подходом к ведению бизнеса?

Почему они так себя ведут уже отдельная тема. Может быть много причин, связанных с внутренним устройством компании.

Более подробно об этом я писал в статьях

Выбор, который всегда стоит перед собственниками:

  • Быть или не быть бизнесу?
  • Выбор в качестве главной цели долголетия или максимизации прибыли?
  • Какую компанию строить: механизм или организм?

Важно

  • В центре живых организаций находятся люди. Они приводят бизнес в движение
  • Для живых организаций ИДЕОЛОГИЯ КОМПАНИЯ стоит на первом месте
  • Живые организации способны изменяться сами. Они постоянно ищут разумный баланс между внешней и внутренней средами своей организации
  • Устойчивый рост бизнеса показатель жизнеспособности организации
  • В основе устойчивого роста лежит концепция стейкхолдеров и позиционирование компании
По вашему мнению, Вы работаете в компании-организме (живой компании) или компании-механизме?
в компании-организме
в компании-механизме
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Александр Тимошин
Team-партнер компании "TeamMotion"

Читайте так же:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Малахов

Все таки жизнь биржевых и внебиржевых компаний очень разная.
Семейные бизнесы часто работают столетия - просто там часто мотивация отнюдь не в максимизации прибыли

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Дмитрий, согласен, что жизнь биржевых и внебиржевых компаний разная.
И сейчас много пишут о том, что требование акционеров  от компаний, размещенных на бирже, по максимизации прибыли в короткий промежуток времени приводит к существенным рискам для компаний.
Поэтому, на мой взгляд, базовый вопрос: максимизация прибыли или долголетие актуален для  компаний обеих типов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Дмитрий, спасибо за обсуждение
До следующих встреч на просторах VC!:)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

На мой взгляд, в статье поднят важный вопрос, но...
"Живая организация" существует, скорее, для развития и достижения цели, а выживание, совершенствование и рост только средства для этого.  (рост не равен развитию)

Отличия и особенности "живой компании" и "компании-механизма" описаны противоречиво. Разве в "живой компании" нет контроля, не бывает иерархий, при найме сотрудников не важен профессионализм? В "компаниях-механизмах" не бывает "механистической" корпоративной культуры и людей с подходящими для неё ценностями?

"Долгожительство", на мой взгляд, не может быть целью. Оно средство и следствие.
Пример, у компании была цель - максимальная прибыль в этой нише. Пока рынок был не насыщенным помогала высокая маржа, покрывала всю неэффективность, наполняла карманы собственников. Потом рынок стал быстро насыщаться, маржа падает, собственники могут спокойно "закрывать лавочку" и идти в следующую маржинальную нишу. Компания реализовала цель.
Другой пример, собственники создали компанию с долгосрочной целью (чуть большей, чем просто "озолотиться"), тогда и прибыль встаёт на своё место (как кровь в живом организме, важна для жизни, но не цель) и долгожительство возможно. Эта компания так же закончит своё существование, когда действительная цель будет достигнута.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Валерий, Ваши  вопросы справедливы. Размер статьи и так получился большой, поэтому какие-то моменты я сознательно пропускал.
Цитата из Вашего поста.
"Разве в "живой компании" нет контроля, не бывает иерархий, при найме сотрудников не важен профессионализм? В "компаниях-механизмах" не бывает "механистической" корпоративной культуры и людей с подходящими для неё ценностями?"
Безусловно, контроль есть и в компании-организме  и в компании-механизме.
Вопрос в том, как он осуществляется.
В компании-механизме за счет инструкций и жестких процессов.
В  компании-организме за счет системы ценностей. Хотя и инструкции и процессы тоже есть.
Это как у человека.
Какой бы системы ценностей не придерживался, скелет есть у каждого:)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

Александр, из прочтения статьи у меня сложилось ощущение, что признаки перечислены как исключающие. Уточнения вроде "инструкции и процессы тоже есть" важны для смысла статьи, на мой взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Валерий, согласен.  Спасибо!
На будущее учту

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Валерий, по поводу долгожительства.
Здесь уже выбор конкретных собственников и руководителей.
Они сами чего хотят?
Создать бизнес, который будет долгожителем или максимизировать прибыль за определенный период времени и закрыть компанию?
Или максимизировать прибыль за счет ее продажи и открывать новую компанию.
На мой  взгляд в этом и заключается одно из отличий собственника от предпринимателя.
Развивать одну компанию или  успешно продавать бизнесы.
Ваша цитата.
"Другой пример, собственники создали компанию с долгосрочной целью (чуть большей, чем просто "озолотиться"), тогда и прибыль встаёт на своё место (как кровь в живом организме, важна для жизни, но не цель) и долгожительство возможно. Эта компания так же закончит своё существование, когда действительная цель будет достигнута."
Вопрос:
У человека есть желание прожить как можно более длинную жизнь?
Оно может быть осознанным и эти люди предпринимают конкретные шаги для этого.
МОжет быть неосознанным.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

На мой взгляд, исходное состояние вашего вопроса, связано со "старыми добрыми" стратегией и тактикой.
Как цели и ценности разворачиваются в стратегию, она разворачивается в план и тактические действия. Как всё это сочетать лучшим образом?
Ведь возможна ситуация, когда максимизация прибыли на конкретном участке времени - это часть стратегии, способствует продвижению к ключевой цели (и вполне способствует долголетию).
***
Вы имеете ввиду отличие собственника, который ценит конкретную свою компанию, от серийного предпринимателя, который просто "штампует" компании и спокойно расстаётся с ними?
***
Ответ:
Желание жить (и подольше) это базовый инстинкт. Но сам по себе он не цель жизни, не смысл деятельности.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Валерий, да.
На определенном этапе развития максимизация прибыли будет способствовать долголетию. Главное, чтобы максимизация прибыли не стала единственным критерием принятия стратегических и тактических решений.
—--—--
Вы имеете ввиду отличие собственника, который ценит конкретную свою компанию, от серийного предпринимателя, который просто "штампует" компании и спокойно расстаётся с ними?
—--—-
Да, именно это.

—--—--—-
Желание жить (и подольше) это базовый инстинкт. Но сам по себе он не цель жизни, не смысл деятельности.
—--—--—
Как только мы начинаем говорить о живой компании, то мы отчасти можем привлекать биологию.
С этой точки зрения согласен, что долгожительство можно считать инстинктом.
Если это инстинкт, то он автоматически влияет на выбор решений.
Так кАк это происходит  у живых существ.
Может быть я не точно выразил одну из основных мыслей в статье.
Ее суть:
Одно из отличий  живой компании от механизма в том, что долгожительство будучи целью или инстинктом или еще чем-то влияет на выбор принимаемых решений.
Валерий, спасибо за возможность уточнить мысль!

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

Александр,
"Главное, чтобы максимизация прибыли не стала единственным критерием принятия стратегических и тактических решений."
Это да.
***
"Одно из отличий живой компании от механизма в том, что долгожительство будучи целью или инстинктом или еще чем-то влияет на выбор принимаемых решений."
Согласен, что это важное отличие.
***
Александр, пожалуйста. Тема действительно интересная и обширная, особенно в условиях засилья "механистического" подхода ко всему вокруг (в том числе и к самому человеку).

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Валерий, спасибо за продуктивный обмен мнениями
До следующих обсуждений!:)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда