Как мы внедряли психотерапию в компании: кейс Setters x YouTalk
Зачем нужна программа ментальной поддержки сотрудников? Что лучше: нанять одного психолога в штат или привлечь специалистов со стороны? И как мотивировать команду присоединиться к терапии?
В кейсе SETTERS и онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk рассказываем, как мы запустили корпоративную программу психологической поддержки, вовлекли в нее большую часть команды и улучшили процессы внутри агентства.
Зачем нужна корпоративная психотерапия
Мы давно собирались запустить программу психологической поддержки в агентстве — но хотели продумать ее так, чтобы она была максимально этичной, комфортной и действительно помогала. Когда в 2020 году сооснователь SETTERS Саша Жаркова стала соведущей первого сезона подкаста YouTalk «Спасибо, я в порядке», мы поняли, что нашли свой сервис и время пришло.
Терапия в компаниях — часть глобального тренда на well-being («благополучие») сотрудников. Современный бизнес понимает: основной капитал — это не станки или здания, а люди. Программа психологической поддержки — одно из преимуществ HR-политики компании и ее бренда в целом по нескольким причинам:
Соискатели — особенно поколения миллениалов и зумеров — в равной степени оценивают материальные и нематериальные бенефиты: корпоративную культуру, причастность к особой миссии компании, групповые активности. Забота о ментальном здоровье — один из таких бенефитов, который может оказаться решающим в условиях борьбы за сильные кадры.
Новым сотрудникам поддержка психолога может облегчить процесс адаптации, ведь смена работы — стресс даже в том случае, если человека принимают тепло и у него есть наставник в виде эйчара или старшего специалиста.
- Терапия помогает человеку решить свои личные проблемы, которые могут сильно мешать в работе. Все, что беспокоит его внутри, влияет на рабочий процесс: снижается качество и продуктивность, а на фоне этого зарождаются конфликты и растет недопонимание с коллегами.
- Если проявление интереса к личной жизни может быть расценено неуместным в рамках корпоративной культуры компании, психолог поможет человеку проработать его тревоги, не вынося их на обсуждение с коллегами и руководством.
Как мы запускали программу в агентстве
Корпоративная программа от сервиса YouTalk работает по иному принципу: каждому сотруднику подбирается специалист под его запрос, а все обращения — анонимные и конфиденциальные.
Мы стартовали с месячного пробного периода. С 7 декабря по 10 января команда получила неограниченный доступ к индивидуальным консультациям с психологами YouTalk. Это дало нам время разобраться, как работает сервис, понять его эффективность и пользу для сотрудников.
Ребята могли выбрать любой из четырех форматов: видео- или аудио-консультацию, синхронную или асинхронную переписку.
- При видео и аудио-консультациях человек находится в непосредственном контакте с психологом, что создает эффект полного погружения. Одна сессия в среднем занимает 50 минут, а формат работы наиболее близок к классическому приему у специалиста.
- Сессия синхронной переписки тоже длится 50 минут. Психолог списывается с клиентом в WhatsApp или Telegram и остается на связи в течение всего сеанса. Такой вариант часто выбирают те, кому некомфортно общаться тет-а-тет. Они отдают предпочтение сообщениям, содержание которых можно спланировать и отредактировать до, а иногда и после отправления.
- Асинхронная переписка работает по тому же принципу, но занимает до семи дней. Клиент может писать психологу когда и сколько захочет, а получить ответы минимум один-два раза в день.
Кроме индивидуальных консультаций, в пробный период мы проводили групповые лекции и вебинары для всей команды, на которых рассказали, с какими запросами может помочь психолог, и как понять, что к нему стоит обратиться.
Что нам дал пробный период
После тестового периода мы собрали обратную связь команды, чтобы понять: есть ли в целом запрос на терапию, подошел ли формат и стоит ли продолжать сотрудничать с YouTalk.
В компаниях вроде SETTERS, где работает до 200 человек, бесплатными консультациями пользуются в среднем от 10% до 30% сотрудников в год. За пробный месяц к сессиям с психологами подключилось более 50% сотрудников.
Откуда такие результаты?
- Лояльный к психотерапии коллектив: у SETTERS молодая, прогрессивная команда. По данным исследования ВЦИОМ, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет более склонны обращаться за профессиональной психологической помощью. И хотя многие сотрудники давно хотели попробовать терапию, мешали барьеры: отсутствие времени, страх не найти своего специалиста, не получить желанный эффект. Бесплатный период и готовая программа сняли это — на консультации записались как те, кто давно хотел, так и те, кто проникся инициативой и решил попробовать.
- Команда нуждалась в дополнительной психологической поддержке. Работникам креативных сфер бывает сложно оставаться в ресурсе из-за высокой нагрузки, жестких дедлайнов, необходимости быть всегда на связи и в состоянии придумывать что-то новое и креативное.
- Программу внедрили, когда многие находились в состоянии эмоционального истощения: конец года в рекламной индустрии традиционно очень напряженный период, а в 2020 году к этому добавилась пандемия.
- Вовлеченность руководства: основатели агентства сами посещали индивидуальные консультации и активно подключались к групповым лекциям и вeбинарам.
Самыми комфортными форматами общения с психологом сотрудники назвали видео- и аудио-консультации — за них проголосовали 93% опрошенных. Переписку — как синхронную, так и асинхронную — выбрали по 3,5%. Подобный разрыв связан с тем, что во время видео- и аудио-консультации человеку проще установить прямой контакт с психологом — увидеть, услышать и довериться ему.
Чаще всего сотрудники агентства обращались с запросами на темы самоопределения и самооценки, рабочих вопросов и выгорания. Руководству компании важно, чтобы в команде сохранялась здоровая и комфортная атмосфера. И корпоративная терапия может поддерживать сотрудников в моменты, когда эмоции берут верх, а из-за выгорания.
Главной причиной, почему мы запустили программу психологической поддержки в полную силу, стала обратная связь. Многие сотрудники SETTERS отмечали, что психолог помог им справиться со стрессом, разрешить внутренние конфликты, которые мешали жизни и работе.
Как работает корпоративная терапия сейчас
Каждому сотруднику доступны 10 бесплатных консультаций в год и скидка 10% на следующие сессии. К тем, кто опробовал консультации в течение пробного периода, уже присоединились новые люди — всего за полгода терапией воспользовались 122 человека.
Мы также запустили общую программу, чтобы просвещать команду в вопросах ментального здоровья. В нее входят вебинары, ссылки на полезные ресурсы по психологии и чек-листы, чтобы отслеживать свое состояние. Общий курс разделен на четыре тематических сезона: в первом, например, мы разбирались со стрессом, во втором — с эмоциями и управлением ими.
Для руководителей отделов и топ-менеджмента специалисты YouTalk проводят мастермайнды — групповые встречи, чтобы учиться справляться с профессиональными и личными трудностями. Мастермайнд-группа помогает отлаживать работу всей команды и каждого спеца в частности.
Кроме этого, у всех сотрудников агентства есть промокод на скидку 10% для близких, ведь мы не живем в вакууме из работы — у всех есть семьи и друзья, которых также хочется поддержать.
Вот к психологу связанному с работодателем я бы обращаться точно не стал.
Частый стереотип) По-моему, многим компаниям нужно поработать над доверительной атмосферой в коллективе)
Не путайте доверие к конкретным людям из конкретной команды в которой работаешь (но даже там я бы разграничивал - "вот здесь кончается работа, а здесь начинается моя личная жизнь, не надо лезть дальше вот этой линии") и доверии к компании.
В случае с психологом - прямой конфликт интересов (платит психологу компания => психолог работает на компанию, а не на сотрудника).
Так все анонимно же и конфиденциально, разве нет?
да) всё абсолютно анонимно)
<режим параноика>А как проверить? </режим параноика>
Так в этом и смысл, что это внешний психолог, который не имеет отношения к компании. Все конфиденциально
Тут двоякая история, конкретный специалист может не подойти кому-то просто. И наоборот, не все психотерапевты готовы работать с некоторыми запросами.
Лучше бы конечно было бы просто дать абонементы на занятия со специалистом, а специалиста пусть чел выбрал бы из нескольких доступных
Как раз сотрудничество с сервисом позволяет каждому сотруднику подбирать подходящего специалиста. Сотрудник обращается в сервис самостоятельно по предоставленному промокоду, координатор подбирает психолога в соответсвии с индивидуальным запросом. Работодатель в этот процесс никак не вмешивается.
А ну хорошо тогда
Я тоже немного не понял этот момент. Легко же может возникнуть конфликт интересов, ключевой сотрудник поймёт что его заебал евойный перфекционизм, и свинтит дауншифтить в бобруйск. Или ещё хуже, подумает что его не ценят тут и уйдёт к конкурентам на более высокую зп со всей базой клиентов или чо там у них.
Реакция руководства будет феерическая тогда.
Плюс постоянно в статье путаница между психологом и психотерапевтом, а это все же немного разные люди и процессы
Если деньги, потраченные на всю эту психологическую муть, просто бы взяли, разделили на всех и раздали сотрудникам в качестве разовой премии "психологической поддержки", эффект был бы в 10 раз больше :)
Хуясе ты выдал )) И чего люди только тратят по 300-500 баксов в месяц на психотерапевтов, наверное дурачки и ничего не понимают, да? )) Наверное эффекта нет от этой психологической мути, лучше с друзьями побухать в баре да? ))
Люди и в секты идут, и сливают там побольше чем 300-500 баксов в месяц. Наверное "Свидетели Иеговы" или саентология - крутая тема и реально помогает по жизни, раз у них столько адептов? :)
Ну психотерапия имеет научно доказанную эффективность, во всяком случае КПТ.
Даже шизофреникам помогает.
А при депрессии вообще практика такова, что в основном только при эндогенной назначают вещества
Это вы на себе проверяли?)))
Душнилы окружают.
Поддержу комментаторов - лучше бы деньги сотрудникам раздали, чем тратить их на шарлатанов псевдо-психологов, а потом еще тратить время писать бессмысленные отчеты