{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы внедряли психотерапию в компании: кейс Setters x YouTalk

Зачем нужна программа ментальной поддержки сотрудников? Что лучше: нанять одного психолога в штат или привлечь специалистов со стороны? И как мотивировать команду присоединиться к терапии?

В кейсе SETTERS и онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk рассказываем, как мы запустили корпоративную программу психологической поддержки, вовлекли в нее большую часть команды и улучшили процессы внутри агентства.

Зачем нужна корпоративная психотерапия

Мы давно собирались запустить программу психологической поддержки в агентстве — но хотели продумать ее так, чтобы она была максимально этичной, комфортной и действительно помогала. Когда в 2020 году сооснователь SETTERS Саша Жаркова стала соведущей первого сезона подкаста YouTalk «Спасибо, я в порядке», мы поняли, что нашли свой сервис и время пришло.

Несмотря на наши должности и зоны ответственности, мы в первую очередь люди. Мы не можем включать и выключать эмоции с помощью тумблера, когда нам это нужно. Наше ментальное состояние влияет на все сферы жизни, в том числе и на рабочую. Даже тот, кто является источником негативных эмоций, зачастую не знает, как с ними справиться, и не представляет, как сильно это влияет на людей вокруг.

Мне — как одному из сооснователей SETTERS — важно, чтобы в нашей компании атмосфера была максимально здоровой и комфортной. Поэтому мы не ждем, когда что-то сломается, а внедряем превентивные меры — заботимся об условиях работы и жизни команды заранее.

Александра Жаркова, Сооснователь SETTERS & генеральный директор SETTERS EDUCATION

Терапия в компаниях — часть глобального тренда на well-being («благополучие») сотрудников. Современный бизнес понимает: основной капитал — это не станки или здания, а люди. Программа психологической поддержки — одно из преимуществ HR-политики компании и ее бренда в целом по нескольким причинам:

  • Соискатели — особенно поколения миллениалов и зумеров — в равной степени оценивают материальные и нематериальные бенефиты: корпоративную культуру, причастность к особой миссии компании, групповые активности. Забота о ментальном здоровье — один из таких бенефитов, который может оказаться решающим в условиях борьбы за сильные кадры.

  • Новым сотрудникам поддержка психолога может облегчить процесс адаптации, ведь смена работы — стресс даже в том случае, если человека принимают тепло и у него есть наставник в виде эйчара или старшего специалиста.

  • Терапия помогает человеку решить свои личные проблемы, которые могут сильно мешать в работе. Все, что беспокоит его внутри, влияет на рабочий процесс: снижается качество и продуктивность, а на фоне этого зарождаются конфликты и растет недопонимание с коллегами.
  • Если проявление интереса к личной жизни может быть расценено неуместным в рамках корпоративной культуры компании, психолог поможет человеку проработать его тревоги, не вынося их на обсуждение с коллегами и руководством.

Важность психологической поддержки сотрудников понимают компании, которые активно развиваются, конкурируют за кадры. Им сложно находить и дорого терять талантливых сотрудников.

Если человеку плохо, он будет ошибаться, выгорать и увольняться — никакое обучение не поможет сделать из него креативного, высокопродуктивного профессионала. По статистике, в обычное время ментальное здоровье нарушено лишь у 25-30% сотрудников, но по закону Парето именно это меньшинство создает львиную долю проблем и может значительно влиять на атмосферу в компании и продуктивность команды.

Степан Лысаков, Директор по работе с корпоративными клиентами YouTalk

Как мы запускали программу в агентстве

Мы долго сомневались, как организовать программу психологической поддержки. Взять психолога в штат или на несколько часов в неделю? Нужен нам один специалист или несколько? Будут ли сотрудники ему доверять? Удобнее организовать отдельный кабинет в офисе или уйти в онлайн?

И хотя штатному психологу доступно больше информации о компании и ее внутренних процессах, есть ряд нюансов:

а) конфиденциальность: часть сотрудников не пойдут на терапию только потому, что будут переживать, что коллеги и руководство узнают, о чем они говорят с психологом;

б) этика: психолог в штате работает с коллегами, которые состоят в разных отношениях, и из-за этого может столкнуться с конфликтом интересов. Например, руководитель жалуется на подчиненного и наоборот. Психолог в таком случае должен оказать помощь так, чтобы не задеть интересы каждой из сторон;

в) профиль и методы: в штате, как правило, работает один психолог, а это один-два метода психотерапии и ограниченное количество специализаций. Например, психолог может профессионально помогать с депрессией, но не иметь квалификации для работы с запросами о семье и отношениях.

Екатерина Рудчик, HR-директор SETTERS

Корпоративная программа от сервиса YouTalk работает по иному принципу: каждому сотруднику подбирается специалист под его запрос, а все обращения — анонимные и конфиденциальные.

Мы стартовали с месячного пробного периода. С 7 декабря по 10 января команда получила неограниченный доступ к индивидуальным консультациям с психологами YouTalk. Это дало нам время разобраться, как работает сервис, понять его эффективность и пользу для сотрудников.

Ребята могли выбрать любой из четырех форматов: видео- или аудио-консультацию, синхронную или асинхронную переписку.

  • При видео и аудио-консультациях человек находится в непосредственном контакте с психологом, что создает эффект полного погружения. Одна сессия в среднем занимает 50 минут, а формат работы наиболее близок к классическому приему у специалиста.
  • Сессия синхронной переписки тоже длится 50 минут. Психолог списывается с клиентом в WhatsApp или Telegram и остается на связи в течение всего сеанса. Такой вариант часто выбирают те, кому некомфортно общаться тет-а-тет. Они отдают предпочтение сообщениям, содержание которых можно спланировать и отредактировать до, а иногда и после отправления.
  • Асинхронная переписка работает по тому же принципу, но занимает до семи дней. Клиент может писать психологу когда и сколько захочет, а получить ответы минимум один-два раза в день.

Кроме индивидуальных консультаций, в пробный период мы проводили групповые лекции и вебинары для всей команды, на которых рассказали, с какими запросами может помочь психолог, и как понять, что к нему стоит обратиться.

Что нам дал пробный период

После тестового периода мы собрали обратную связь команды, чтобы понять: есть ли в целом запрос на терапию, подошел ли формат и стоит ли продолжать сотрудничать с YouTalk.

В компаниях вроде SETTERS, где работает до 200 человек, бесплатными консультациями пользуются в среднем от 10% до 30% сотрудников в год. За пробный месяц к сессиям с психологами подключилось более 50% сотрудников.

Откуда такие результаты?

  • Лояльный к психотерапии коллектив: у SETTERS молодая, прогрессивная команда. По данным исследования ВЦИОМ, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет более склонны обращаться за профессиональной психологической помощью. И хотя многие сотрудники давно хотели попробовать терапию, мешали барьеры: отсутствие времени, страх не найти своего специалиста, не получить желанный эффект. Бесплатный период и готовая программа сняли это — на консультации записались как те, кто давно хотел, так и те, кто проникся инициативой и решил попробовать.
  • Команда нуждалась в дополнительной психологической поддержке. Работникам креативных сфер бывает сложно оставаться в ресурсе из-за высокой нагрузки, жестких дедлайнов, необходимости быть всегда на связи и в состоянии придумывать что-то новое и креативное.
  • Программу внедрили, когда многие находились в состоянии эмоционального истощения: конец года в рекламной индустрии традиционно очень напряженный период, а в 2020 году к этому добавилась пандемия.
  • Вовлеченность руководства: основатели агентства сами посещали индивидуальные консультации и активно подключались к групповым лекциям и вeбинарам.

С личным примером руководства все очень индивидуально. В SETTERS у нас изначально доверительные и честные отношения с командой. Поэтому то, что я, Женя, Алина и руководители отделов поддержали программу ментальной поддержки, сыграло важную роль в том, как быстро мы смогли вовлечь в это остальных ребят.

Если же пример руководителей искусственный, показной — люди это почувствуют, и тогда положительного отклика от них не получить.

Александра Жаркова, Сооснователь SETTERS & генеральный директор SETTERS EDUCATION

Самыми комфортными форматами общения с психологом сотрудники назвали видео- и аудио-консультации — за них проголосовали 93% опрошенных. Переписку — как синхронную, так и асинхронную — выбрали по 3,5%. Подобный разрыв связан с тем, что во время видео- и аудио-консультации человеку проще установить прямой контакт с психологом — увидеть, услышать и довериться ему.

Чаще всего сотрудники агентства обращались с запросами на темы самоопределения и самооценки, рабочих вопросов и выгорания. Руководству компании важно, чтобы в команде сохранялась здоровая и комфортная атмосфера. И корпоративная терапия может поддерживать сотрудников в моменты, когда эмоции берут верх, а из-за выгорания.

Главной причиной, почему мы запустили программу психологической поддержки в полную силу, стала обратная связь. Многие сотрудники SETTERS отмечали, что психолог помог им справиться со стрессом, разрешить внутренние конфликты, которые мешали жизни и работе.

Анонимная обратная связь сотрудников SETTERS по итогам пробного периода

Как работает корпоративная терапия сейчас

Каждому сотруднику доступны 10 бесплатных консультаций в год и скидка 10% на следующие сессии. К тем, кто опробовал консультации в течение пробного периода, уже присоединились новые люди — всего за полгода терапией воспользовались 122 человека.

Мы также запустили общую программу, чтобы просвещать команду в вопросах ментального здоровья. В нее входят вебинары, ссылки на полезные ресурсы по психологии и чек-листы, чтобы отслеживать свое состояние. Общий курс разделен на четыре тематических сезона: в первом, например, мы разбирались со стрессом, во втором — с эмоциями и управлением ими.

Все материалы хранятся в Базе знаний SETTERS

Для руководителей отделов и топ-менеджмента специалисты YouTalk проводят мастермайнды — групповые встречи, чтобы учиться справляться с профессиональными и личными трудностями. Мастермайнд-группа помогает отлаживать работу всей команды и каждого спеца в частности.

Кроме этого, у всех сотрудников агентства есть промокод на скидку 10% для близких, ведь мы не живем в вакууме из работы — у всех есть семьи и друзья, которых также хочется поддержать.

Как запустить программу ментальной поддержки в своем бизнесе: советы HR-директора SETTERS Екатерины Рудчик

Давайте команде базовые знания о психотерапии и развивайте конкретные навыки: эмпатию, стрессоустойчивость, умение оказать психологическую помощь.

Не оплачивайте работу с психологом бесконечно, чтобы не обесценивать терапию в глазах сотрудников. Лучше делать это частично — например, 5 сессий бесплатно и/или 5 сессий со скидкой 50%.

Если берете психолога в штат, организуйте его рабочее место вне офиса или дайте возможность работать с ним онлайн, чтобы сотрудники были уверены в конфиденциальности.

Объясните команде, почему важно подходить к терапии осознанно и ответственно: посещать занятия, выполнять домашние задания и стараться применять знания в жизни.

Все-таки полгода — слишком малый срок, чтобы говорить о результатах программы, но количественные и качественные улучшения в работе заметны уже сейчас. Я сама занимаюсь со специалистом каждую неделю и чувствую улучшения в жизни и ментальном здоровье.

Многие ребята в команде делятся со мной, что тоже используют возможности корпоративной психотерапии: продолжают заниматься, спешат на терапию, планируют, что будут обсуждать с психологом на очередной сессии. А ребята из YouTalk делились, что у них никогда не было такого высокого уровня вовлечения в корпоративную программу за такой короткий период.

Александра Жаркова, Сооснователь SETTERS & генеральный директор SETTERS EDUCATION
0
18 комментариев
Написать комментарий...
Николай Замотаев

Вот к психологу связанному с работодателем я бы обращаться точно не стал.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Жаркова

Частый стереотип) По-моему, многим компаниям нужно поработать над доверительной атмосферой в коллективе)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Не путайте доверие к конкретным людям из конкретной команды в которой работаешь (но даже там я бы разграничивал - "вот здесь кончается работа, а здесь начинается моя личная жизнь, не надо лезть дальше вот этой линии") и доверии к компании.
В случае с психологом - прямой конфликт интересов (платит психологу компания => психолог работает на компанию, а не на сотрудника).

Ответить
Развернуть ветку
Anton Samoylov

Так все анонимно же и конфиденциально, разве нет?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Жаркова

да) всё абсолютно анонимно)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

<режим параноика>А как проверить? </режим параноика>

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Lysakov

Так в этом и смысл, что это внешний психолог, который не имеет отношения к компании. Все конфиденциально 

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Тут двоякая история, конкретный специалист может не подойти кому-то просто. И наоборот, не все психотерапевты готовы работать с некоторыми запросами.
Лучше бы конечно было бы просто дать абонементы на занятия со специалистом, а специалиста пусть чел выбрал бы из нескольких доступных 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Сафронова

Как раз сотрудничество с сервисом позволяет каждому сотруднику подбирать подходящего специалиста. Сотрудник обращается в сервис самостоятельно по предоставленному промокоду, координатор подбирает психолога в соответсвии с индивидуальным запросом. Работодатель в этот процесс никак не вмешивается. 

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

А ну хорошо тогда 

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Я тоже немного не понял этот момент. Легко же может возникнуть конфликт интересов, ключевой сотрудник поймёт что его заебал евойный перфекционизм, и свинтит дауншифтить в бобруйск. Или ещё хуже, подумает что его не ценят тут и уйдёт к конкурентам на более высокую зп со всей базой клиентов или чо там у них.
Реакция руководства будет феерическая тогда.
Плюс постоянно в статье путаница между психологом и психотерапевтом, а это все же немного разные люди и процессы 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Если деньги, потраченные на всю эту психологическую муть, просто бы взяли, разделили на всех и раздали сотрудникам в качестве разовой премии "психологической поддержки", эффект был бы в 10 раз больше :)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Хуясе ты выдал )) И чего люди только тратят по 300-500 баксов в месяц на психотерапевтов, наверное дурачки и ничего не понимают, да? )) Наверное эффекта нет от этой психологической мути, лучше с друзьями побухать в баре да? ))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Александрович

Люди и в секты идут, и сливают там побольше чем 300-500 баксов в месяц. Наверное "Свидетели Иеговы" или саентология - крутая тема и реально помогает по жизни, раз у них столько адептов? :)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ну психотерапия имеет научно доказанную эффективность, во всяком случае КПТ.
Даже шизофреникам помогает.
А при депрессии вообще практика такова, что в основном только при эндогенной назначают вещества

Ответить
Развернуть ветку
Александра Жаркова

Это вы на себе проверяли?)))

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Душнилы окружают.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

Поддержу комментаторов - лучше бы деньги сотрудникам раздали, чем тратить их на шарлатанов псевдо-психологов, а потом еще тратить время писать бессмысленные отчеты

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда