{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Не открывайте эту статью, если не хотите креативно мыслить

Сегодня мы расскажем о 3 методах, которые помогут взглянуть на ваши задачи под другим углом и прийти к нестандартному решению. Предлагаем начать без прелюдий: ТРИЗ, Латеральное и дизайн-мышление ждут вас ниже. Начнем?

ТРИЗ

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — методы решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход.

Методологию создал Генрих Альтшуллер, после того как изучил приемы решения задач, используемые изобретателями.

Генрих Альтшуллер — советский писатель-фантаст и изобретатель. Автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и ТРТЛ (теории развития творческой личности).

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

Но это не значит, что мы откопали динозавра, который в 2021 году никому не нужен. Сейчас ТРИЗ применяют во всем мире.

Ведущие компании используют инструменты ТРИЗ в своей работе, например:

  • Samsung;
  • Gillette;
  • Intel;
  • Toyota;
  • Johnson&Johnson и другие

А теперь переходим к сути. Смотрите, основа ТРИЗ — противоречия. Всего в этом методе их три:

Административное противоречие, когда нам нужно что-то улучшить, но пока непонятно как или мы не имеем на это права.

Техническое противоречие, когда улучшение одного элемента приводит к ухудшению другого.

Физическое противоречие, когда, например, для улучшения системы какая-то из ее частей должна находиться в разных физических состояниях одновременно.

Как вы поняли, все начинается с анализа ситуации и поиска в ней противоречия.

Приемы ТРИЗ

Всего Альтшуллер выделил 40 приемов. Мы раскроем 3 из них:

Принцип дробления:

  • разделить объект на независимые части;
  • выполнить объект разборным;
  • увеличить степень дробления объекта

Принцип объединения:

  • соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
  • объединить во времени однородные или смежные операции.

Принцип самообслуживания:

  • объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;
  • использовать отходы (энергии, вещества)

ТРИЗ сначала применялась для решения технических задач, поэтому изобретатели создали специальную таблицу. По вертикали в ней располагались технические характеристики, которые нужно улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые при этом нельзя ухудшить.

На пересечении граф указывались номера приемов, которые могут устранить противоречие.

Одним из примеров решения в ТРИЗ можно назвать беспроводную мышь от Apple — Magic Mouse. Задача: убрать кнопки и колесико, но оставить их функции. Решение нашлось действительно креативное, ведь поверхность их мышки это и есть сплошная кнопка и колесика. Вот вам принцип объединения во всей красе.

Латеральное мышление

Эта концепция введена психологом Эдвардом де Боно. По его определению, латеральное мышление (от лат. lateralis — боковой) — это мышление, которое ищет решения, смещенные относительно шаблонных мыслей.

Она помогает вырваться из паттернов и найти в голове крутые идеи. Чтобы использовать эту концепцию, нужно выполнить три простых шага:

Шаг №1. Выбор фокуса

Нужно выбрать уже существующую идею в области деятельности, в которой находится задача. Чем уже фокус, тем проще создать новое. Да, вы можете придумывать хоть 1000 идей в час, но какой в них толк, если 999 из них не соответствуют ТЗ от клиента или начальника? Должен быть спрос.

Шаг №2. Латеральный разрыв

Нужно нарушить логику выбранной идеи, стерев привычный шаблон. Сделать это можно, например, с помощью:

  • дополнений;
  • исключений;
  • гиперболизации;
  • замены;
  • изменения порядка.

Пробуйте извращать шаблонный метод решения. Доводите до абсурда, преувеличивайте или, наоборот, преуменьшайте. Побудьте детьми, которые всего лишь дурачатся и поверьте, спустя несколько попыток решение отыщется.

Даже незначительное изменение подхода может привести к ошеломляющим результатам. Одно из наиболее поразительных открытий в медицине было сделано в результате того, что Эдвард Дженнер вместо вопроса о том, почему люди заболевают оспой, попытался выяснить, почему доярки не подвержены этому заболеванию.

Шаг №3. Установка связей

В представленных на предыдущем этапе решениях выделите основной принцип, который вы сформулируете в виде новой логичной идеи. Затем установите связь с реальностью: покажите отличия от привычной идеи и докажите, что новая — гораздо эффективнее.

Дизайн мышление

Дизайн-мышление — практика создания новых полезных решений, которая исходит из важных, но не всегда очевидных потребностей. Термин «дизайн-мышление» так или иначе встречался в научной литературе еще до 1969 года, но широкую известность получил после того, как Хассо Платтнер (SAP) и Дэвид Келли (IDEO) упаковали принципы в единую методологию, создали дизайн-школу и стали распространять и развивать ее принципы.

Дизайн-мышление делится на 5 этапов:

1. Эмпатия

Погружение в опыт пользователя. Тут важно как можно четче построить портрет целевой аудитории. Познакомиться с ее страхами, интересами, потребностями и ценностями. Не пытаться придумать за них, а просто узнать.

Сделать это можно с помощью интервью, опросов, наблюдения и т.д.

2. Определение проблемы

Тут вы обрабатываете информацию, которую собрали во время первого этапа. Главное — попытаться определить проблему как постановку проблемы с точки зрения конечного пользователя.

3. Генерация идей

Время мозгового штурма. У вас есть портрет пользователей и их потребности. Задача поставлена, поэтому наступает поиск решений. Старайтесь не маскировать проблемы пользователей, а действительно устранять их.

4. Прототипирование

Ключевой этап дизайн-мышления — создание простых прототипов. Можно устроить ролевую игру, слепить модель из пластилина, собрать макет или сделать зарисовку процесса.

5. Тестирование

Или проверка ваших гипотез. Созданный вами прототип передается в руки конечного пользователя. Чтобы он попробовал новое решение и дал обратную связь, указав возможные недостатки. Этот этап позволяет избежать лишних затрат, перед тем, как вы покажете готовое творение миру.

Надеемся, материал был полезен для вас! Напоминаем, что ваши лайки и комментарии — лучшая благодарность и мотивация для нашей команды.

В телеграме ловите подборку книг для развития креативности и творческого мышления ^_^

0
3 комментария
Andrew Simon

Ну я бы не говорил про полную забытость триза. Есть довольно приличное сообщество некромантов - старых пердунов, которые получают друг у друга "степени" мастеров триз. Сидят как правило на бесполезных должностях в конторах вроде газпрома, норникеля и северстали, занимаются там примерно ничем.

Ответить
Развернуть ветку
Caes .
Одним из примеров решения в ТРИЗ можно назвать беспроводную мышь от Apple — Magic Mouse. Задача: убрать кнопки и колесико, но оставить их функции. Решение нашлось действительно креативное, ведь поверхность их мышки это и есть сплошная кнопка и колесика. Вот вам принцип объединения во всей красе.

И получилось невероятно неудобное убожество.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Я конечно могу ошибаться, но мне кажется, что если тебе не дано мыслить, то ни одна система и методология в этом не поможет.
 Эмпатия - ключ к пониманию. Развитие за постоянным процессом моделирования. Мысли в голове всегда отличаются от их визуального представления в виде диаграмм/зарисовок и прочего. Визуализация = рефлексия для идеи. 

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда