{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Программисты из Яндекс, Газпром и Skyeng о своем пути, менторинге и успешных кейсах

Мы в Solvery тщательно подходим к подбору менторов. Считаем, что не каждый человек готов быть наставником. История каждого из наших менторов уникальна, но есть одна ключевая ценность: все наставники хотят и делятся знаниями, помогают развиваться своему менти.

Каждый день мы проводим собеседования с менторами, чтобы лучшие из них могли помочь вам в реализации ваших задач. Сегодня мы поговорили с топовыми менторами и разработчиками Яндекса, Skyeng и «Газпром нефть шельф» про их карьерный путь и успешные кейсы.

Александр Тармолов, руководитель отдела разработки веб-приложений Карт в Яндекс

Про карьерный путь

Пока учился в универе (МГТУ им. Н.Э. Баумана) подрабатывал системным администратором, потом разработчиком на фрилансе, а затем уже как штатный сотрудник в нескольких мелких noname студиях. Где-то в конце пятого курса устроился работать в Яндекс. Туда пришёл стажёром, тогда в компании ещё не было такого понятия и меня сразу взяли на должность «разработчик интерфейсов».

Далее был примерно такой путь:

— перед запуском первой версии нашего карточного JS API я обнаружил, что у нас не очень подробная документация и стал ее писать по своей инициативе. В итоге научился работать с текстом, мне предлагали остаться документатором, но разработка мне была милее;

— вначале я занимался техническим саппортом карточного JS API: придумывал разные примеры, реализовал их, а также помогал пользователям решать их задачи. В итоге мне удалось построить первые метрики по нашему саппорту, обучить саппорт ответам на базовые технические вопросы, после чего у меня освободилось много времени на дополнительную работу);

— разрабатывал внутренние инструменты;

— доверили делать небольшой внешний сервис, справился, получился успешный запуск (конструктор схем проезда живёт и сейчас, правда, его уже несколько раз переписали);

— далее подключился к разработке Яндекс.Карт;

— стал руководителем группы, потом службы, а потом и отдела (кем и работаю сейчас).

У нас в Яндексе не классический фронтенд. Фронтендеры умеют верстать, писать клиентский Javascript, серверный Javascript, работать с БД, проводить нагрузочное тестирование, деплоить в облако, настраивать графики/мониторинги/балансировку и т.д.

О том, как решил менторить

Когда становишься старшим разработчиком или руководителем, то уже по умолчанию становишься наставником. Поэтому можно сказать, что я стал ментором ещё до появления внутренней программы менторства в нашей компании.

Менторство — это взаимовыгодный обмен. Не только менти, но и сам ментор наращивает свой опыт на менторских встречах. Участие в программе менторства позволяет не только делиться опытом с более широким кругом коллег, но и раздвигать собственные границы понимания и экспертизы за счет обсуждения множества разнообразных кейсов.

И да, менторство — это очень интересно. Неважно с какой стороны ты участвуешь.

Про работу в Solvery

Руководитель нашей внутренней программы менторства знаком с основателями Solvery. Соответственно решил посмотреть, как работает внешняя программа.

Пока у меня был всего лишь один менти на Solvery. У вас, конечно, очень грамотный onboarding и ведение, как ментора (так и менти, полагаю).

Об успешных кейсах в работе с учениками

На Solvery пока не могу похвастаться успехами, но во внутренней программе нашей компании, на мой взгляд, есть прогресс.

Многим коллегам рассказывал про карьерное развитие и как можно выстроить свой путь. Давал некоторую систему координат. Это не готовый алгоритм, но хорошая шпаргалка. В целом фидбек — положительный.

Кто-то приходил ко мне повышать свою эффективность, в итоге ушёл работать над своим здоровьем/сном/хобби. После «фиксов» и эффективность на работе сама собой повысилась, да и уровень общего самоудовлетворения тоже.

Каждая встреча с менти — уникальная и по-своему запоминающаяся. Из последнего, наверное, самая запоминающаяся встреча с менти на улице через год после наших бесед.

Он рассказал, что успешно сменил свою парадигму в отношении сервиса, в котором он трудится. Много работал, помогал своей команде и команде смежников, вкладывал душу, так сказать, в свою работу. Результат не заставил себя ждать и в виде роста грейда, в росте ответственности влияния, а также в общем удовлетворении от проделанной работы.

Мне радостно осознавать, что я немножко причастен к такому ошеломительному успеху.

Артем Новичков, iOS-разработчик в Skyeng

Про карьерный путь

Я учился в Омске на специальности, связанной с информационной безопасностью. Если честно, когда я поступал, не очень понимал, кем в итоге буду. Ближе к третьему курсу понял, что по специальности работать вряд ли буду, поэтому решил искать что-то другое. Я выбрал для себя мобильную разработку. Мне она показалась перспективной, это был где-то 2013 год.

В начале встал вопрос: iOS или Android. Сначала я выбрал второе, даже купил книгу по Java и начал самостоятельно учить. Но потом при университете появились курсы по iOS-разработке. Ближе к их окончанию ребята, которые там учились, начали устраиваться в разные компании.

У меня образовалось свободное время, и я решил написать какой-нибудь проект и применить свои знания. У нас в Омске был один журнал и для него я решил написать мобильное приложение. Правда, дизайна у меня не было, да и разработчик я, наверно, так себе тогда был. В итоге за это приложение мне заплатили 100$. Подступил последний курс и мне нужно было определить, куда двигаться. Посмотрел, какие в Омске были компании, и мне понравилась компания Розберри, там я начал со стажировки и проработал там довольно долго.

О том, как решил менторить

Параллельно работе я начал заниматься менторством, и для этого выбрал онлайн-платформу Codementor. На текущий момент я провел около 35 сессий там.

В прошлом году всё у всех менялось, и я тоже решил что-то в своей жизни: ушел работать в Skyeng и начал менторить в Нетологии и Solvery.

Об успешных кейсах в работе с учениками

Главное для меня — прогресс. Классно, когда видно, что человек двигается, получает новые знания. В занятиях с менти я стараюсь не давать правильных ответов, мне важнее навести на правильный путь, чтобы ученик сам дошел до решения.

Константин Торновский, Руководитель направления — ООО «Газпром нефть шельф»

Про карьерный путь

С 3 курса университета начал работать в одном из крупнейших системных интеграторов в России. Там я работал с информационными технологиями. В компании у меня был наставник, который помогал мне разобраться в IT. Я с большим интересом вник во всё.

После 7 лет работы в Казани я решил переехать в Петербург. В этом городе первое время работал тестировщиком, но потом устроился в «Газпром нефть шельф» на позицию по защите информации. Здесь я очень много учился, прошёл большое количество курсов. Эта специальность зацепила меня тем, что она разносторонняя.

О том, как решил менторить

У меня всегда была тяга к обмену знаниями, очень люблю работать в команде. Нравится рассказывать то, чему я научился. Охотно делюсь знаниями с другими. Люблю смотреть, как люди растут.

Но конкретно сформированный цели у меня, конечно, не было, мол я хочу быть ментором. Просто на подсознательном уровне делился информацией, не жадничал тем, что тем я сам нашёл, сам выехал и на практике заработал. И как-то раз интернете мне попался Solvery, посмотрел, почитал и заинтересовался этим, после начал менторить.

Об успешных кейсах в работе с учениками

На самом деле я не так давно занимаюсь менторингом, но из успешных кейсов могу выделить учеников, которые уже выбрали направление для себя, изучают сферу, понимают, какие шаги дальше делать. Уверен, что они точно найдут работу в этой сфере. Также у меня есть опыт менторства, когда я создал команду ребят, которые выполняют разные практические задачи. Это, конечно, в формат just for fan. Но круто, что люди объединились. Кроме того, я создал свою небольшую команду, где мы разрабатываем микро-сервисы для своей работы.

Менторство для меня это не источник дохода точно, это просто одна из частей моей жизни. Можно сказать, это способ получить удовлетворение от деятельности. Обычно это не только приятно, но ещё и приносит новые знания.

Вместо заключения

Когда мы говорим об обучении, то стоит использовать все доступные ресурсы для своего развития: книги, бесплатные и платные курсы, стажировки, личные и рабочие проекты, помощь наставника.

Если рассматривать консультации с ментором, то стоит обратить внимание на то, насколько личный и рабочий опыт сопоставим с вашим запросом, насколько конкретно сформулирована ваша цель и в какие сроки вы ее хотите достичь. И самое главное, никогда не останавливайтесь в своем развитии.

0
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Инженер неоднозначное определение. Мне кажется, что инженер обязан иметь высшее, но не каждый фронтендер может им обладать. Тем не менее, его отсутствие не накладывают ограничения на способности программирования. И наоборот, диплом универа не является показателем уровня программиста.

И меня выбранная вами цитата тоже удивила. Чувство, что ее написал Джун из колхозной веб-сиудии. Возможно, автор не правильно сформулировал мысль. Типа, в голове звучало иначе.

Куда больше вопросов вызывает следующий герой, который после того как все понял и семь лет работал - устроился тестировщиком.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Они делают все чтобы их компанию не покинули!

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Давайте будем откровенны. Менторить направляют только малоопытных разработчиков, чтобы они повышали свою квалификацию. Те, кто действительно способен дать знаний больше чем стоковерфлов уже не хочет заниматься подобным. По факту, менторства, это как кодеревью - им никто не хочет заниматься, поэтому его всегда делают по очереди и в самое печальное время.
И ещё есть такая фигня, что хороший программист может никогда не стать хорошим менеджером. Но почему крутость преподавания оценивают по уровню программиста или менеджера? Программист и менеджер, это уже синоним педагога?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда