{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как консультанту приручить драконов: коучинговый подход

Многие эксперты подумывают о частной практике. Как было бы здорово поначалу совмещать с работой, а потом и совсем уйти в личную работу с клиентами. Свобода и самостоятельность, возможность выбирать клиентов, специфику запросов, график и нагрузку. Применять свои знания и выстраивать работу с клиентом так, как нужно. Приносить пользу адресно. Менять жизни. Забыть про отчетность и бумажную работу.

Так из врачей рождаются консультанты по питанию и ЗОЖ, из финансовых аналитиков — финансовые консультанты, а из маркетологов — бренд-менторы.

Мы в Психодемии обучаем помогающих специалистов, и видим разные старты частной практики: и успешные, и не очень. Обучив более 2000 человек, мы заметили, что люди раз за разом сталкиваются с одними и теми же проблемами и вынуждены их побеждать ― как герои драконов.

В этой статье мы рассказали о таких драконах. Если и вы с ними столкнулись, знайте: вы не одни, так бывает, их можно победить. В конце статьи рассказываем, что помогло нашим студентам.

Пять драконов консультанта

Mixkit
  • Дракон-коротышка

Знакомо ли вам, когда на разовые консультации клиенты приходят, но долгосрочные контракты с этими клиентами не складываются?

Клиент приходит с проблемой, которую консультант раскрывает полно и системно. И...всё. Человек уходит, а вы не в курсе, применяет ли он эти знания и что вообще с ним происходит.

  • Дракон-потеряшка

Некоторые клиенты пропадают в процессе. Первые две консультации всё было нормально, а потом клиент пропал. И либо бегает, как от воспитательницы в детском саду, либо совсем игнорирует. Консультанта попеременно охватывает то раздражение на клиента, то мысли о собственной некомпетентности: а что если я сам сделал что-то не то и не так?

  • Дракон-младенец

Клиент вверяет себя консультанту, как родной матери, и ожидает, что тот сделает за него абсолютно всё: и придумает, и сделает, и внедрит изменения. Когда такой клиент узнает, что ответственность за результат всё-таки лежит на нем, он очень удивляется и даже злится. Это перевешивание ответственности, в свою очередь, злит и консультанта.

  • Дракон-лентяй

Консультант в поте лица дает целую систему рекомендаций, а клиент выбирает 1-2 (и то не самых ключевых), и потом приходит с претензиями, что результат не такой быстрый и впечатляющий.

  • Дракон-бесконечность

Еще один дракон, с которым сражаются консультанты, это длина самих консультаций.

Клиент сам не знает, чего он хочет, и консультант на всякий случай дает комплексную картину. В итоге консультация расходует все силы, а клиенту нужна была какая-то мелочевка.

Если вы узнали в этих драконах свои проблемы - это нормально.

Перед тем, как мы подарим вам особый инструмент для приручения драконов, давайте подумаем, что бы вы хотели вместо этого?

Как приручить драконов

Как консультанту приручить драконов Storyset

По нашим наблюдениям, эффективная и приятная частная практика выглядит примерно так:

  • Полноценное сопровождение клиента до результата.
  • Обратная связь от клиента: что внедрил, с каким успехом, что получается, а что нет.
  • Консультации эффективны, но при этом занимают не больше часа.
  • Клиенты понимают важность рекомендаций и замотивированы их выполнять.
  • Клиенты несут ответственность за свой результат.

Именно такая работа доставляет радость и удовольствие. Партнерство с клиентом, отношения «взрослого со взрослым» - это продуктивная и плодотворная работа. Это лучшее противоядие от выгорания и снижения профессиональной самооценки.

И как этого достичь?

Наш ответ - коучинговый подход. Тот самый волшебный инструмент для приручения драконов. Но будьте аккуратны: сам по себе коучинг не поможет решить все проблемы, но он позволит их заметить. Это своего рода лазерные очки.

Рассказываем о принципе работы этих очков.

Лазерные очки консультанта

Коучинговый подход - во многом антипод стандартного «экспертного». Он о том, как максимально исследовать ситуацию клиента, подсветить все слепые зоны, помочь клиенту самому выработать решение и претворять его в жизнь.

Если говорить конкретнее:

  • Выстраивание тех самых партнерских взаимоотношений, когда клиент во взрослой, а не детской позиции.

Что поможет: помнить (и, возможно, повторять про себя при необходимости), что у клиента есть все ресурсы для достижения цели и искренне интересоваться им самим и его ситуацией. Воспринимать клиента человеком, а не проблемой, которую нужно решить.

  • Умение правильно прояснять запрос клиента.

Что поможет: фокус на желаемом результате, а не текущей проблеме. Четкая формулировка цели поможет выделить самое важное для клиента, и за счет этого экономить время и силы на консультации.

  • Глубокое понимание, что происходит с клиентом и его мотивацией после окончания консультации.

Что поможет: знание кривой мотивации, этапов, через которые проходит клиент - это защита от синдрома самозванца и тревоги за клиента.

И экспертный, и коучинговый подход имеют свои плюсы и минусы. Мы предлагаем нашим студентам обогатить свою практику коучингом и смешать свой собственный микс. И видим, как у наших студентов растет уверенность в себе и эффективность частной практики.

Примерить лазерные очки

Сложность в том, что коучинг - это не про «почитать», а про «перенять опыт мастеров». Поэтому мы попросили нашего мастера поделиться своим опытом.

Татьяна Гординова, наш преподаватель,коуч PCC ICF с 2000+ часами опыта, автор и творец, тренер и ментор сертифицированных курсов по коучингу. Она помогает оттачивать мастерство и достигать расцвета нашим студентам-коучам. Татьяна расскажет подробнее, как именно встраивать коучинг в консультации на вебинаре «Коуч vs консультант: коучинговый подход в консультировании».

На нем будет не только рассказ о том, что такое коучинг, но и ответы на вопросы и разбор реальных кейсов. Это живое взаимодействие, возможность примерить лазерные очки и решить: нужны ли они именно вам?

А если у вас уже есть опыт использования коучинга в своих консультациях, поделитесь своим опытом в комментариях: что полезно, а что не зашло? Как вы приручали своих драконов?

0
1 комментарий
София Решетилова

А еще мы сделали чат к вебинару, и будем делиться там полезной информацией и нетворчить. Чат уже есть: https://t.me/coachingzoom
Но заработает завтра
Присоединяйтесь :)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда