Исследования во внутренних коммуникациях

Автор: Анна Несмеева, Основатель Сообщества внутренних коммуникаторов.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое исследования как инструмент внутренних коммуникаций и почему именно с исследования нужно начинать работу по планированию и развитию внутренних коммуникаций в компании.

Для начала давайте разберемся, как устроены исследования в сфере коммуникаций, какие методы и технологии мы можем использовать и что нужно делать с полученными результатами.

Начнем с сакраментального вопроса: для чего мы проводим исследование?

  • Чтобы узнать что-то, о чем у нас нет точных данных
  • Чтобы измерить динамику по какому-либо показателю
  • Чтобы показать результаты своей активности
  • Чтобы обосновать изменения, которые мы планируем предложить

Словом, исследования проводятся перед началом любого проекта, во время его проведения, и конечно — по его результатам.

Пожалуй, проще собрать список ситуаций, в которых исследования противопоказаны. Перечень получится коротким. Исследования точно не стоит проводить тогда, когда цель и условия коммуникации заранее известны, и вам совершенно неважна реакция окружающих или возможный результат. Да, и так бывает. Но это отдельная грустная история.

Давайте вернемся к нормальному рабочему процессу.

Целью исследования является получение объективного и обоснованного ответа на вопросы, вызванные изменениями (в среде, в процессе, в компании и так далее).

Таким образом, применительно ко внутренним коммуникациям, задачами исследования являются:

  • Оценить состояние сотрудников (всех или отдельных групп)
  • Оценить качество коммуникаций
  • Оценить динамику каких-либо значимых факторов (лояльность, вовлеченность, восприятие бренда работодателя, разделение корпоративных ценностей, знание стратегии, клиентоориентированность, доступность информации, доверие к коммуникациям и еще десяток других)

По своему типу исследования делятся на количественные и качественные. А по задачам на:

  • Стратегические — отвечающие за изучение глобальных вопросов развития организации
  • Тактические — измеряющие реакцию сотрудников на те или иные изменения
  • Мониторинги — регулярные измерения какого-либо показателя
  • Исследования коммуникаций — измеряют качество и эффективность каналов коммуникаций в компании

Структура исследования

Схема проведения любого исследования состоит из нескольких последовательных шагов

  • Постановка задачи
  • Выбор инструментов и технологий
  • Полевые работы
  • Аналитика и подготовка отчета
  • Работа с результатами

И тут пришла пора сделать важную оговорку: каждое успешное исследование начинается с гипотезы. То есть с некого предположения, которое в ходе исследования вы будете подтверждать или опровергать. От того, насколько качественно была сформулирована исходная гипотеза, зависит половина успеха вашего исследования. Запомните: нет гипотезы — нет толкового исследования.

Ну что же, пора поговорить о теме, которая интересует всех: какие инструменты и технологии можно и нужно использовать при проведении исследования?

В общем случае в современных социальных исследованиях используются

  • Анкетирование / Опросы сотрудников
  • Экспертные интервью
  • Фокус-группы
  • Контент-анализ внутренней и внешней информационной среды
  • Наблюдения за поведением и местом работы сотрудников

Некоторые исследовательские компании строят социальные графы, выявляя взаимодействие между сотрудниками и группами внутри компании, но это, скорее, редкость.

Каждая технология хороша по-своему, и вместе они прекрасно дополняют друг друга.

Почему опрос не исследование?

Еще важная оговорка: исследование подразумевает использование нескольких, как минимум трех, различных методов исследований. Так что, если вы провели блиц-опрос после мероприятия, насколько сотрудникам понравился ваш event, это не значит, что вы провели исследование. Полноценное исследование подразумевает, что вы в такой ситуации, помимо фронтального опроса удовлетворенности, тщательно пронаблюдали, как вели себя сотрудники на площадке во время мероприятия, проанализировали записи и фотографии, опубликованные участниками и гостями в социальных сетях после мероприятия, провели серию проективных фокус-групп с сотрудниками, обсуждая направления трансформации мероприятия в будущем. И на основании этих исследовательских действий подготовили отчет о качестве прошедшего мероприятия и возможностях его развития.

Видите разницу? Опрос просто покажет вам, сколько людей удовлетворено прошедшим event-ом, но никогда не ответит на вопрос, почему они ответили именно так и какие шаги нужно предпринять, чтобы добиться поставленных целей.

Итак, повторю для надежности: опрос не равен исследованию. Если вы хотите получать качественные результаты, на основании которых можно делать выводы и принимать последующие решения, то потрудитесь провести полноценное исследование.

Говорите. И рассказывайте

В завершение теоретической части нашего разговора нужно упомянуть пре- и посткоммуникации, которыми обязательно должно сопровождаться исследование, как, впрочем, и любой другой коммуникационный проект.

Что я имею в виду? Затевая исследование — а это само по себе большой коммуникационный проект для компании — обязательно начинайте его с рассказа о том, что и зачем вы будете делать. Почему мнение и участие сотрудников важно для вас. И как они своим участием могут повлиять на дальнейшие планы развития компании.

Ну а завершая исследовательский проект, обязательно проведите отдельную коммуникацию о полученных результатах и принятых на их основании решениях.Исследования во внутренних коммуникациях

_______________________________

Внимание! Данная статья является выдержкой из главы "Исследования во внутренних коммуникациях" книги "Внутренние коммуникации. Перезагрузка". Если вам близка эта тема, рекомендуем ознакомиться с книгой целиком.

0
1 комментарий
Анна Несмеева

Хочется увидеть море комментов. но нет...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда