{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Формально ещё никого не уволили»: основатель Xsolla о внутреннем рейтинге, снижении роста выручки и возможных проверках Статьи редакции

Александр Агапитов рассказал «Медузе», как компания выбрала 150 человек на увольнение и почему он считает, что так лучше для всех.

В начале августа в соцсетях разошёлся скриншот письма основателя Xsolla Александра Агапитова около 150 сотрудникам пермского и зарубежных офисов компании: их увольняют после «анализа их активности» в рабочих чатах.

За причину сокращений и тон письма пользователи раскритиковали компанию, сама Xsolla обещала «максимальный уровень поддержки» работникам. В интервью «Медузе» Агапитов рассказал, что не ожидал утечки письма, поскольку компания строго следит за NDA, а также ответил на критику.

  • С точки зрения российского закона Xsolla формально никого ещё не уволила, рассказал Агапитов. На соблюдение трудового законодательства компанию обещала проверить прокуратура и госинспекция труда по Пермскому краю, писал «Новый компаньон».

Всем сотрудникам — тем, которые получили письмо — мы сказали, что компания вас не ценит, мы вам найдем работу получше. И с лучшей зарплатой. А вас будущее Xsolla тоже не интересует. Вот вам щедрые отпускные — удачи.

Если люди после этой беседы откажутся или ещё что-то, то тогда менеджеры будут решать, как их увольнять в соответствии с законодательством. Есть люди, которые уйдут, потому что им просто не нравится шумиха вокруг Xsolla.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, те, кого «уволили за безделье», не интересуются индустрией, продуктом компании и клиентами. «Многие просто равнодушны к этому, их это не волнует, у них другая страсть, они будут более успешными, создавая в “Альфа-банке” приложения для клиентов», — пояснил он.

О системе оценки сотрудников

  • Систему оценки сотрудников компания обсуждала больше года, смотрела на практики Netflix, Гарварда, «морских котиков» — «они постоянно убирают нижние 10% [по эффективности] и таким образом постоянно повышают качество человеческого капитала».
  • В Xsolla составляли рейтинги, но не увольняли нижние 10% каждые полгода, пока росли по выручке на 40% в год. Для системы оценки были разные вводные: чтение и создание заметок во внутренней «Википедии», создание, закрытие и комментирование тикетов, участие во внутренних встречах — всего около 30 параметров.
  • «Моя команда просто их взвешивала, учла, что в разных департаментах и разных ролях у людей есть разное понятие нормы, и отсортировала рейтинг. На выходе получился рейтинг по 100-балльной шкале от 100 до 0», — пояснил Агапитов.
  • Компания отслеживала логи рабочих платформ и не проверяла, занимаются ли сотрудники в рабочее время личными делами, важнее — насколько активно они вовлечены в работу.
  • В 150 уволенных человек попали программисты, PR-менеджеры, маркетологи, инженеры проверки качества и другие специалисты, которые при переходе на удалёнку «не оставляли совсем или оставляли наименьший диджитал-след».

Большие данные они как раз для принятия решений с большим числом сотрудников. Если у меня 50 менеджеров, то есть шанс оценить их, поговорить с ними, разобраться в них. А если нужно оценить 500 человек, то ювелирной работы не выйдет. В этом минус этого метода и неидеальность этого подхода.

Но любые сотрудники, в том числе и бариста, на мой взгляд, должны интересоваться планами компании, должны иметь представление, как мы работаем. Я не знаю деталей, что входит в обязанности баристы в Перми во время пандемии. Но факт, что они не сильно оставляли след в digital-среде. Возможно, они нам больше не нужны в новой реальности.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, сотрудники знали о внутреннем рейтинге. В планах Xsolla также было сделать «цифровое зеркало», чтобы работники могли посмотреть, как алгоритмы оценивают их действия. Этот проект пока в списке задач.

О замедлении темпов роста выручки и сокращении бюджета

  • Xsolla оценивает выручку каждую неделю, каждый месяц сравнивает год к году. В июле рост был 27% по сравнению с июлем 2020 года, шесть месяцев в 2021 году компания не растёт на 40%, сообщил Агапитов.
  • В 2020 году благодаря пандемии выросли игровые компании — клиенты Xsolla, сама ИТ-компания выросла на 80% за год, в некоторые месяцы рост был 130%. Выросли старые клиенты, но замедлилось подключение новых. В 2019 году компания в основном подключала новых клиентов через выставки, но в пандемию большие выставки отменились, а переключиться на виртуальные мероприятия Xsolla быстро не смогла.
  • Агапитов принял решение сократить 10% бюджета: «То есть я отсортировал людей по рейтингу и уволил столько низкоэффективных людей с конца рейтинга, чтобы получилось сокращение 10% бюджета».
  • В США в эту выборку попало шесть из 50 человек, в Азии — около двух из 12. В Перми работает больше человек, поэтому там сокращения больше.
  • При отсутствии роста Xsolla планирует и в будущем «увольнять по 10%». «Может быть, только не каждые полгода, а каждые 12 месяцев, потому что нужно ещё нанять людей, чтобы они въехали», — добавил Агапитов.

Конечно, такие выходки, которые я себе позволяю, пугают людей, у них есть ощущение незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Я в этом прекрасно отдаю себе отчет. Я прекрасно понимаю, что эмоциональный интеллект — это что-то, что мне тяжело дается, но я над этим работаю.

Но в то же время если вы спросите меня как владельца бизнеса — мне стоит защитить людей, которые пришли расти в компанию, или защитить людей, которые нуждаются в социальной защите? Для меня выбор очевиден. Я хочу работать с людьми, которые хотят расти, хотят растить свою зарплату. Их зарплата растет, когда компания растет.

Александр Агапитов, основатель Xsolla

Об ажиотаже в России

  • По мнению Агапитова, решение Xsolla могло вызвать такой ажиотаж из-за проблемы с удалёнными кадрами. Многим людям тяжело уже больше года работать из дома, а менеджеры не знают, как оценивать работников.
  • «Тут я вышел и сказал, что вообще искусственный интеллект может вас всех уволить, потому что есть достаточно данных для того, чтобы сделать эту аналитику. Многие примерили эту ситуацию на себя и разделились на два лагеря», — считает он.
  • Агапитов сказал, что получает поддержку от многих собственников бизнеса, часть из которых не решалась на подобные радикальные шаги по разным причинам. Он добавил, что PR-фирма в США не считает ситуацию кризисом: «Она мне сказала — Шурик, какую бы ты историю не рассказывал прессе, это две истории — либо страх, либо надежда. Но страх продается лучше, а это страшная история, которая продается очень хорошо».
0
427 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Копиев
Я не знаю деталей, что входит в обязанности баристы в Перми во время пандемии. Но факт, что они не сильно оставляли след в digital-среде. Возможно, они нам больше не нужны в новой реальности.

Кокс не кончился

Ответить
Развернуть ветку
Anton Aniskin

У баристы KPI - степень активности в дигитал среде. Логично. Можно не наливать кофе, а сидеть в джире, тогда не уволят ) Логично.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

И обязательно с кофе-ревью и полным покрытием юнит-тестами.

Ответить
Развернуть ветку
424 комментария
Раскрывать всегда