{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Формально ещё никого не уволили»: основатель Xsolla о внутреннем рейтинге, снижении роста выручки и возможных проверках Статьи редакции

Александр Агапитов рассказал «Медузе», как компания выбрала 150 человек на увольнение и почему он считает, что так лучше для всех.

В начале августа в соцсетях разошёлся скриншот письма основателя Xsolla Александра Агапитова около 150 сотрудникам пермского и зарубежных офисов компании: их увольняют после «анализа их активности» в рабочих чатах.

За причину сокращений и тон письма пользователи раскритиковали компанию, сама Xsolla обещала «максимальный уровень поддержки» работникам. В интервью «Медузе» Агапитов рассказал, что не ожидал утечки письма, поскольку компания строго следит за NDA, а также ответил на критику.

  • С точки зрения российского закона Xsolla формально никого ещё не уволила, рассказал Агапитов. На соблюдение трудового законодательства компанию обещала проверить прокуратура и госинспекция труда по Пермскому краю, писал «Новый компаньон».

Всем сотрудникам — тем, которые получили письмо — мы сказали, что компания вас не ценит, мы вам найдем работу получше. И с лучшей зарплатой. А вас будущее Xsolla тоже не интересует. Вот вам щедрые отпускные — удачи.

Если люди после этой беседы откажутся или ещё что-то, то тогда менеджеры будут решать, как их увольнять в соответствии с законодательством. Есть люди, которые уйдут, потому что им просто не нравится шумиха вокруг Xsolla.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, те, кого «уволили за безделье», не интересуются индустрией, продуктом компании и клиентами. «Многие просто равнодушны к этому, их это не волнует, у них другая страсть, они будут более успешными, создавая в “Альфа-банке” приложения для клиентов», — пояснил он.

О системе оценки сотрудников

  • Систему оценки сотрудников компания обсуждала больше года, смотрела на практики Netflix, Гарварда, «морских котиков» — «они постоянно убирают нижние 10% [по эффективности] и таким образом постоянно повышают качество человеческого капитала».
  • В Xsolla составляли рейтинги, но не увольняли нижние 10% каждые полгода, пока росли по выручке на 40% в год. Для системы оценки были разные вводные: чтение и создание заметок во внутренней «Википедии», создание, закрытие и комментирование тикетов, участие во внутренних встречах — всего около 30 параметров.
  • «Моя команда просто их взвешивала, учла, что в разных департаментах и разных ролях у людей есть разное понятие нормы, и отсортировала рейтинг. На выходе получился рейтинг по 100-балльной шкале от 100 до 0», — пояснил Агапитов.
  • Компания отслеживала логи рабочих платформ и не проверяла, занимаются ли сотрудники в рабочее время личными делами, важнее — насколько активно они вовлечены в работу.
  • В 150 уволенных человек попали программисты, PR-менеджеры, маркетологи, инженеры проверки качества и другие специалисты, которые при переходе на удалёнку «не оставляли совсем или оставляли наименьший диджитал-след».

Большие данные они как раз для принятия решений с большим числом сотрудников. Если у меня 50 менеджеров, то есть шанс оценить их, поговорить с ними, разобраться в них. А если нужно оценить 500 человек, то ювелирной работы не выйдет. В этом минус этого метода и неидеальность этого подхода.

Но любые сотрудники, в том числе и бариста, на мой взгляд, должны интересоваться планами компании, должны иметь представление, как мы работаем. Я не знаю деталей, что входит в обязанности баристы в Перми во время пандемии. Но факт, что они не сильно оставляли след в digital-среде. Возможно, они нам больше не нужны в новой реальности.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, сотрудники знали о внутреннем рейтинге. В планах Xsolla также было сделать «цифровое зеркало», чтобы работники могли посмотреть, как алгоритмы оценивают их действия. Этот проект пока в списке задач.

О замедлении темпов роста выручки и сокращении бюджета

  • Xsolla оценивает выручку каждую неделю, каждый месяц сравнивает год к году. В июле рост был 27% по сравнению с июлем 2020 года, шесть месяцев в 2021 году компания не растёт на 40%, сообщил Агапитов.
  • В 2020 году благодаря пандемии выросли игровые компании — клиенты Xsolla, сама ИТ-компания выросла на 80% за год, в некоторые месяцы рост был 130%. Выросли старые клиенты, но замедлилось подключение новых. В 2019 году компания в основном подключала новых клиентов через выставки, но в пандемию большие выставки отменились, а переключиться на виртуальные мероприятия Xsolla быстро не смогла.
  • Агапитов принял решение сократить 10% бюджета: «То есть я отсортировал людей по рейтингу и уволил столько низкоэффективных людей с конца рейтинга, чтобы получилось сокращение 10% бюджета».
  • В США в эту выборку попало шесть из 50 человек, в Азии — около двух из 12. В Перми работает больше человек, поэтому там сокращения больше.
  • При отсутствии роста Xsolla планирует и в будущем «увольнять по 10%». «Может быть, только не каждые полгода, а каждые 12 месяцев, потому что нужно ещё нанять людей, чтобы они въехали», — добавил Агапитов.

Конечно, такие выходки, которые я себе позволяю, пугают людей, у них есть ощущение незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Я в этом прекрасно отдаю себе отчет. Я прекрасно понимаю, что эмоциональный интеллект — это что-то, что мне тяжело дается, но я над этим работаю.

Но в то же время если вы спросите меня как владельца бизнеса — мне стоит защитить людей, которые пришли расти в компанию, или защитить людей, которые нуждаются в социальной защите? Для меня выбор очевиден. Я хочу работать с людьми, которые хотят расти, хотят растить свою зарплату. Их зарплата растет, когда компания растет.

Александр Агапитов, основатель Xsolla

Об ажиотаже в России

  • По мнению Агапитова, решение Xsolla могло вызвать такой ажиотаж из-за проблемы с удалёнными кадрами. Многим людям тяжело уже больше года работать из дома, а менеджеры не знают, как оценивать работников.
  • «Тут я вышел и сказал, что вообще искусственный интеллект может вас всех уволить, потому что есть достаточно данных для того, чтобы сделать эту аналитику. Многие примерили эту ситуацию на себя и разделились на два лагеря», — считает он.
  • Агапитов сказал, что получает поддержку от многих собственников бизнеса, часть из которых не решалась на подобные радикальные шаги по разным причинам. Он добавил, что PR-фирма в США не считает ситуацию кризисом: «Она мне сказала — Шурик, какую бы ты историю не рассказывал прессе, это две истории — либо страх, либо надежда. Но страх продается лучше, а это страшная история, которая продается очень хорошо».
0
427 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Stepnov

Он главное забыл сделать – направить такое письмо самому себе. Потому что CEO, который создает на пустом месте ладно что имиджевые, но и прямые юридические риски, а потом ищет вовлеченного пиарщика, чтобы тот постирал ему репу, для американской компании профнепригоден. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В чем именно юридические риски? Сокращать персонал имеет право любая компания, критерии для сокращения так же разрабатывает компания. 
Удивительно, какие мы все таки еще совки, раз у всех так бомбит от этой истории, как яростно негодуем, когда владелец и основатель компании просто решил уволить треть людей, которые по его мнению плохо работают.
Это его компания, он имеет право оценивать работу так как ему вздумается, даже если ошибается.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov

Юридические риски есть риски: а) получения исков от сотрудников  б) получения взысканий от регулятора в) получения люлей от инвесторов за нарушение их политик по работе с персом. Поскольку компания распределенная, непонятно сотрудников из каких юрисдикций коснулось увольнение, которого не было, но в российском правовом поле, например, все KPI и последствия их невыполнения должны быть заранее прописаны в ТД и подписаны сторонами. В ТК многих европейских стран (это к тому, какой лично вы совок), увольнение сотрудника за невыполнение KPI прямо запрещено. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ну Семен Семеныч, так у нас работает большая часть бизнеса, включая госкомпании, предлагают человеку добровольно уволиться, если не хочет, то сокращают, если все равно не хочет, ну пусть в суд идет, это обычные бизнесриски.
Он же это обращение не на vc.ru написал, а личным письмом, которое кто-то слил в сеть.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov

Ну вот "пусть в суд идет" это и есть юридические риски, о которых вы спрашивали :)) Которые даже в России для не госкомпаний частенько кончаются финансовыми потерями.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Так это рядовой бизнес риск, а не те юридические риски из-за которых по вашему мнению нужно CEO менять.
С этими рисками любая компания живет.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Вот только это IT. И тут во-первых достаточно тесное сообщество (скрыть не получится), во вторых это репутационный риск для найма новых.
Сделал бы аккуратно - и все бы разошлись по-тихому.
Но не сделал.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Сомневаюсь, что новые программисты к нему не пойдут, только из-за этого скандала, тогда как работая на западном рынке она легко предложит хорошую оплату нашим недооцененным местными компаниями кадрам.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Такие скандалы отлично характеризуют отношения внутри компании. Они при трудоустройстве имеют не последнее значение. При наличии равноценного по другим условиям выбора - я постараюсь попасть туда, где начальство "не мудаки". Даже не так - адекватное начальство это повод снизить свои зарплатные ожидания. (Но не наоборот - зачем мне нервы от общения с неадекватами лечить?)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Полагаю, на деле всех деньги интересуют, это только на словах готовы меньше получать за начальника душку, есть вообще такие?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Есть. После определённой ЗП - денег хватает на базовые вещи и начинаешь понимать, что ты тратишь больше трети жизни на работу. И работать в дерьмовых условиях уже не хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Что именно там дерьмового? Работать заставляют?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

мудак-начальник - этого разве мало?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Почему мудак, потому что честно сказал, что вы нам не подходите?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Почему мудак обсуждают уже третий день

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Тоже не понял, вижу лишь сплошную истерику.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

ну совет тот же, обратитесь к более умным родственникам

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вы три дня читаете обсуждения почему он мудак, а в двух словах сформулировать не можете?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

где я сказал, что не могу
могу, просто Вы снова зададите вопрос "почему"
а мне игра в "поговори с дебилом" не интересна

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Вы мне столько пустых комментов написали, что вас трудно заподозрить в лени написать еще один, но по существу. 

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

В вашем тексте есть ответ. Пустых комментов. А Вы хотите полный
да хоспади, уже все рассказали по этой ситуации в первый день. Да хоть почитайте Владимирскую, у нее достаточно кратко и по существу

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ясно, своего мнения нет, присоединились к истеричной толпе.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

Вам про меня так сразу ясно, а про мудака-директора не ясно несмотря на гору прочитанного
возникает закономерный вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Да нет никакой горы, одна истерика, сопли и слюни.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Такие же сопли и слюни, ничего там не увидел по существу, кроме того, что уволенным будет труднее устроиться из-за этого письма, тут согласен, полный список не стоило выкладывать.
Особенно повеселило:

решение об увольнении 150 человек вызовет кадровый дефицит и может сильно затормозить развитие компании в краткосрочной перспективе, прогнозирует Максим Антонов. По его оценке, на наем 150 сильных IT-специалистов потребуется минимум полгода.

Человек решил компанию сократить вместе с издержками явно не от хорошей жизни, а тут ему говорят, зря увольняешь, как потом нанимать будешь?

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

вот теперь да, расходы на найм вырастут

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Ему бы выжить для начала, треть компании просто так не сокращают.

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

да они сидят на подсосе, куда они денутся, я на прошлых выходных с этой иксоллой боролся, платеж у юбиков не проходил

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
424 комментария
Раскрывать всегда