{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Формально ещё никого не уволили»: основатель Xsolla о внутреннем рейтинге, снижении роста выручки и возможных проверках Статьи редакции

Александр Агапитов рассказал «Медузе», как компания выбрала 150 человек на увольнение и почему он считает, что так лучше для всех.

В начале августа в соцсетях разошёлся скриншот письма основателя Xsolla Александра Агапитова около 150 сотрудникам пермского и зарубежных офисов компании: их увольняют после «анализа их активности» в рабочих чатах.

За причину сокращений и тон письма пользователи раскритиковали компанию, сама Xsolla обещала «максимальный уровень поддержки» работникам. В интервью «Медузе» Агапитов рассказал, что не ожидал утечки письма, поскольку компания строго следит за NDA, а также ответил на критику.

  • С точки зрения российского закона Xsolla формально никого ещё не уволила, рассказал Агапитов. На соблюдение трудового законодательства компанию обещала проверить прокуратура и госинспекция труда по Пермскому краю, писал «Новый компаньон».

Всем сотрудникам — тем, которые получили письмо — мы сказали, что компания вас не ценит, мы вам найдем работу получше. И с лучшей зарплатой. А вас будущее Xsolla тоже не интересует. Вот вам щедрые отпускные — удачи.

Если люди после этой беседы откажутся или ещё что-то, то тогда менеджеры будут решать, как их увольнять в соответствии с законодательством. Есть люди, которые уйдут, потому что им просто не нравится шумиха вокруг Xsolla.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, те, кого «уволили за безделье», не интересуются индустрией, продуктом компании и клиентами. «Многие просто равнодушны к этому, их это не волнует, у них другая страсть, они будут более успешными, создавая в “Альфа-банке” приложения для клиентов», — пояснил он.

О системе оценки сотрудников

  • Систему оценки сотрудников компания обсуждала больше года, смотрела на практики Netflix, Гарварда, «морских котиков» — «они постоянно убирают нижние 10% [по эффективности] и таким образом постоянно повышают качество человеческого капитала».
  • В Xsolla составляли рейтинги, но не увольняли нижние 10% каждые полгода, пока росли по выручке на 40% в год. Для системы оценки были разные вводные: чтение и создание заметок во внутренней «Википедии», создание, закрытие и комментирование тикетов, участие во внутренних встречах — всего около 30 параметров.
  • «Моя команда просто их взвешивала, учла, что в разных департаментах и разных ролях у людей есть разное понятие нормы, и отсортировала рейтинг. На выходе получился рейтинг по 100-балльной шкале от 100 до 0», — пояснил Агапитов.
  • Компания отслеживала логи рабочих платформ и не проверяла, занимаются ли сотрудники в рабочее время личными делами, важнее — насколько активно они вовлечены в работу.
  • В 150 уволенных человек попали программисты, PR-менеджеры, маркетологи, инженеры проверки качества и другие специалисты, которые при переходе на удалёнку «не оставляли совсем или оставляли наименьший диджитал-след».

Большие данные они как раз для принятия решений с большим числом сотрудников. Если у меня 50 менеджеров, то есть шанс оценить их, поговорить с ними, разобраться в них. А если нужно оценить 500 человек, то ювелирной работы не выйдет. В этом минус этого метода и неидеальность этого подхода.

Но любые сотрудники, в том числе и бариста, на мой взгляд, должны интересоваться планами компании, должны иметь представление, как мы работаем. Я не знаю деталей, что входит в обязанности баристы в Перми во время пандемии. Но факт, что они не сильно оставляли след в digital-среде. Возможно, они нам больше не нужны в новой реальности.

Александр Агапитов, основатель Xsolla
  • По словам Агапитова, сотрудники знали о внутреннем рейтинге. В планах Xsolla также было сделать «цифровое зеркало», чтобы работники могли посмотреть, как алгоритмы оценивают их действия. Этот проект пока в списке задач.

О замедлении темпов роста выручки и сокращении бюджета

  • Xsolla оценивает выручку каждую неделю, каждый месяц сравнивает год к году. В июле рост был 27% по сравнению с июлем 2020 года, шесть месяцев в 2021 году компания не растёт на 40%, сообщил Агапитов.
  • В 2020 году благодаря пандемии выросли игровые компании — клиенты Xsolla, сама ИТ-компания выросла на 80% за год, в некоторые месяцы рост был 130%. Выросли старые клиенты, но замедлилось подключение новых. В 2019 году компания в основном подключала новых клиентов через выставки, но в пандемию большие выставки отменились, а переключиться на виртуальные мероприятия Xsolla быстро не смогла.
  • Агапитов принял решение сократить 10% бюджета: «То есть я отсортировал людей по рейтингу и уволил столько низкоэффективных людей с конца рейтинга, чтобы получилось сокращение 10% бюджета».
  • В США в эту выборку попало шесть из 50 человек, в Азии — около двух из 12. В Перми работает больше человек, поэтому там сокращения больше.
  • При отсутствии роста Xsolla планирует и в будущем «увольнять по 10%». «Может быть, только не каждые полгода, а каждые 12 месяцев, потому что нужно ещё нанять людей, чтобы они въехали», — добавил Агапитов.

Конечно, такие выходки, которые я себе позволяю, пугают людей, у них есть ощущение незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Я в этом прекрасно отдаю себе отчет. Я прекрасно понимаю, что эмоциональный интеллект — это что-то, что мне тяжело дается, но я над этим работаю.

Но в то же время если вы спросите меня как владельца бизнеса — мне стоит защитить людей, которые пришли расти в компанию, или защитить людей, которые нуждаются в социальной защите? Для меня выбор очевиден. Я хочу работать с людьми, которые хотят расти, хотят растить свою зарплату. Их зарплата растет, когда компания растет.

Александр Агапитов, основатель Xsolla

Об ажиотаже в России

  • По мнению Агапитова, решение Xsolla могло вызвать такой ажиотаж из-за проблемы с удалёнными кадрами. Многим людям тяжело уже больше года работать из дома, а менеджеры не знают, как оценивать работников.
  • «Тут я вышел и сказал, что вообще искусственный интеллект может вас всех уволить, потому что есть достаточно данных для того, чтобы сделать эту аналитику. Многие примерили эту ситуацию на себя и разделились на два лагеря», — считает он.
  • Агапитов сказал, что получает поддержку от многих собственников бизнеса, часть из которых не решалась на подобные радикальные шаги по разным причинам. Он добавил, что PR-фирма в США не считает ситуацию кризисом: «Она мне сказала — Шурик, какую бы ты историю не рассказывал прессе, это две истории — либо страх, либо надежда. Но страх продается лучше, а это страшная история, которая продается очень хорошо».
0
427 комментариев
Написать комментарий...
Nikita Stepnov

Он главное забыл сделать – направить такое письмо самому себе. Потому что CEO, который создает на пустом месте ладно что имиджевые, но и прямые юридические риски, а потом ищет вовлеченного пиарщика, чтобы тот постирал ему репу, для американской компании профнепригоден. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

В чем именно юридические риски? Сокращать персонал имеет право любая компания, критерии для сокращения так же разрабатывает компания. 
Удивительно, какие мы все таки еще совки, раз у всех так бомбит от этой истории, как яростно негодуем, когда владелец и основатель компании просто решил уволить треть людей, которые по его мнению плохо работают.
Это его компания, он имеет право оценивать работу так как ему вздумается, даже если ошибается.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Stepnov

Юридические риски есть риски: а) получения исков от сотрудников  б) получения взысканий от регулятора в) получения люлей от инвесторов за нарушение их политик по работе с персом. Поскольку компания распределенная, непонятно сотрудников из каких юрисдикций коснулось увольнение, которого не было, но в российском правовом поле, например, все KPI и последствия их невыполнения должны быть заранее прописаны в ТД и подписаны сторонами. В ТК многих европейских стран (это к тому, какой лично вы совок), увольнение сотрудника за невыполнение KPI прямо запрещено. 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
В ТК многих европейских стран

Так это лютый совок. 

Человек неудовлетворительно работает? А давайте мы напишем такой закон, что его или уволить нельзя будет, или он должен будет получать парашют в 3 оклада. 

получения исков от сотрудников

Какие иски? Их увольняют по гендерному или расовому признаку? Нет. Следовательно и никаких исков быть не может. 

Ответить
Развернуть ветку
Орден Чистых Штанов

Вообще прикольно получается, если в компании аж 150 человек неудовлетворительно работают, возникают вопросы как минимум к отделу HR и процессу найма. Либо уже на рабочем месте такие условия что треть компании не имеет мотивации (денежной или моральной) перформить

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Пешков

Наказание децимация известно с Древнего Рима. Казнить каждого десятого нетрудно. Абсурдно ожидать, что выжившие рабы на галерах вдруг станут работать более заинтересовано и лояльно к данной компании.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslavna Medvedeva

А мне вот просто интересно, почему возникают вопросы к HR и найму (начало работы сотрудника), а не к их руководителю и управлению перформингом (процесс и результат работы?) 

Ответить
Развернуть ветку
424 комментария
Раскрывать всегда