{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима

Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.

Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.

Maarten van den Heuvel | Unsplash

Co-founder EdTech-платформы для корпоративного обучения K-AMPUS , CEO просветительского медиа «Теории и практики», со-основатель Московской школы коммуникаций MACS, со-автор бизнес-книги по построению корпоративной культуры “Winning The Hearts: достучаться до сердец сотрудников”, адепт философии lifelong learning

Надежда Макова

Технократ, человек мира решений, основанных на данных, адепт образовательной аналитики и продуктового подхода к образованию. Заведует кафедрой в Институте Образования ВШЭ, автор провокационного телеграмм-канала «Образование, которое мы заслужили», CBDO университета рентабельных профессий Sky.pro, ex-content Director Skyeng.

Миша Свердлов

Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?

— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.

То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.

— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.

А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?

— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.

Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.

По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала

Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?

— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.

А как тогда пробить «стеклянный потолок»?

— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.

Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.

Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.

59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию.

Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?

— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.

Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.

Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.

65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.

По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.

Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.

— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.

Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека.

И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.

А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?

— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.

ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.

Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.

Если вы тоже любите цифры, хотели бы следить за трендами и происходящим на рынке образования, интересует EdTech, и по какой-то причине не подписаны на канал "Образование, которое мы заслужили", то он все еще бесплатен и ждет вас.

Ведь #lifelonglearning невозможен без понимания происходящего вокруг, да и тут информацию за вас уже бережно собрали и структурировли.

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Арслан Панаев

Кадровый голод есть только в среде качественных управленцев, потому что их мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым.
А удерживать качественных сотрудников надо деньгами. Качественный сотрудник безмозглым быть не можешь, на такого сказки про дружную команду и интересный проект не подействуют.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Арслан, а как вы понимаете, что кадровый голод есть "только в среде качественных управленцев"? 

Интересно ваше мнение про "мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым", просто всегда как раз качественных управленцев хантят только в путь, о чем вы сами заметили, но потом пишете, про некий обман. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Какой процент управленцев хантят, а какой нанимают другими менее радикальными способами? В этом и ответ - хантят единицы на сотни нанимаемых за потенциальную и реальную преданность, за безопасность и удобство и другие черты, скорее мешающие качественному управлению, чем хотя бы уживающиеся с ним.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А есть какая-то статистика или это ощущения? Вот опять некие суждения слышу: "за потенциальную и реальную преданность, за безопасность и удобство и другие черты". В каком сообществе вы столкнулись с этими ситуациями? Похоже на неудачный опыт работы в госструктурах? 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

А есть какая-то статистика подтверждающая, что хороших руководителей хантят только в путь, или это ощущения?
Нет не похоже. Это опыт большинств компаний с которыми приходилось иметь дело как с клиентами и их не одна сотня.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Подберу статистику, буду рад ответам на мои вопросы. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Аналогично.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

"Опрос hh.ru о том, в отношении кого чаще всего российские работодатели применяют агрессивный хантинг, показал: чаще всего смотрят в сторону конкурентов. Такой вид «поиска» нужных специалистов практикует более половины (54%) российских компаний. Хантят сотрудников у партнеров или клиентов 18% работодателей. А вот обоими видами агрессивного хантинга, то есть когда вербуют работников и у бизнес-партнеров, и у конкурентов, занимаются только около 11% компаний".

Извините, но источник вам может быть неприятен https://nn.hh.ru/article/26205

Так вот, буду рад ответам на мои вопросы:
1. Арслан, а как вы понимаете, что кадровый голод есть "только в среде качественных управленцев"? 

2. Интересно ваше мнение про "мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым". Мне немного странно и слышится противоречивым, что боятся нанимать качественных, так как боятся обмана. Или вы что-то другое имели ввиду? 

3. "хантят единицы на сотни нанимаемых" ну вот выше опрос и даже в разбивке по сферам. 

По опыту работы в 4 корпорациях в разных сферах бизнеса видел десятки кейсов хантинга топ-менеджмента и сотни хантинга мидл-менеджмента. 

Давайте подумаем, как найти эффективных сотрудников, если нет времени растить и они нужны в моменте? Кто же такого отпустит на рынок добровольно из другой компании?

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Он не неприятен, просто РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА, да еще и проведенныех hh, это не источник, это ОБС.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Кидайте ваши ссылки, на достоверные источники, я буду только рад

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Как я и сказал ранее - только после вас.

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А вот выше же. Или вы играете в игру "кто так обзывается тот сам так называется"?  

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Выше - опросы проведенные заинтересованным ресурсом. Искать для вас симметричные фейки не вижу смысла. Реальная статистика в ответ на реальную статистику. 

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Ваше право не искать. Хотел обратить ваше внимание, что вы не привели ни одного аргумента в обсуждении. Если это стиль - то вы его с честью поддержали. Жаль, что пользы от такого стиля мало как для вас, так и для читателей. 

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

Обращаю ваше внимание на то, что вы бредите. Какая польза читателям от вашего стиля они показали оценками вашиего бреда )

Ответить
Развернуть ветку
Арслан Панаев

=)

Ответить
Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда