Как удержать талантливых сотрудников: миссия выполнима
Более 40% людей по всему миру рассматривают возможность смены работодателя в этом году. Высокий отток специалистов — дорогостоящая проблема для любого бизнеса. Расходы на привлечение нового специалиста составляют в среднем 50–60% от годового оклада, включая платное размещение вакансии на различных платформах, время, необходимое для адаптации и обучения, и промежуточную потерю производительности.
Вопрос о том, как сохранить талантливых специалистов, я решил обсудить с Надеждой Маковой. Мы поговорили о назревшей проблеме нехватки специалистов, демографическом кризисе и о том, что делать бизнесу, чтобы удержать лучших.
— Раньше бытовало мнение, что у нас незаменимых нет, в том числе и сотрудников, поэтому чаще люди сталкивались со страхом, что их уволят. Как ты думаешь, почему сейчас более остро стоит вопрос того, что компании будут терять специалистов?
— Главный актив любой компании — ее люди. Замена ключевого сотрудника — сильный стресс для работодателя. Нужно срочно перераспределять задачи между другими членами команды, параллельно искать нового человека, а с его приходом адаптировать и обучать, вводить в курс дела. Ситуацию осложняет тот факт, что вдобавок мы живем в эпоху демографического кризиса. Только за этот год в России ожидается снижение численности населения почти на 300 тысяч человек.
— То есть ты считаешь, что под воздействием глобальных демографических трендов меняется и рынок труда.
— Да, происходит это в первую очередь в результате старения населения. ООН прогнозирует, что к 2030 году количество людей старше 60 лет впервые в истории превысит численность детей до 10 лет. Если говорить о сотрудниках 20–24-летнего возраста, за последнее десятилетие их количество упало почти вдвое — с 12 до 7 миллионов. Это значит, что за джуниорские и мидл-позиции, на которых обычно работают люди этой возрастной категории, развернулась серьезная конкуренция.
— А что о можно сказать о людях, которые уже обладают опытом работы? Уже не джуниоры, но еще не старше 60 лет?
— Это еще один повод для волнения — снижение численности специалистов в возрасте 25–29 лет. Традиционно это люди с опытом, которых компании активно нанимают. Ситуацию усугубили пандемия и локдаун, в результате которых такие сферы, как услуги, общественное питание, торговля, туризм и развлечения, пострадали больше всего и, как следствие, потеряли большое количество сотрудников. Наем в этих сферах до сих пор проходит не так активно, поскольку ситуация на рынке до сих пор нестабильна.
Компании испытывают кадровый голод. Причем это проблема сегодняшнего дня, и времени на подготовку уже нет. По данным Work Institute, к 2023 году текучесть кадров по всему миру возрастет на 30%. Это означает, что компании всех рангов без промедления должны задуматься о сохранении персонала.
— Какие советы ты можешь дать владельцам бизнеса и руководителям, чтобы помочь удержать профессионалов?
— Во-первых, создавайте и поддерживайте благоприятные условия для карьерного роста в своей компании. Исследование Global Talent Monitor показало, что 40% сотрудников уходят из организаций из-за отсутствия перспектив карьерного роста. Если продвинуть ценных специалистов по карьерной лестнице пока не представляется возможным, подумайте о создании кадрового резерва или горизонтальном росте.
— А как тогда пробить «стеклянный потолок»?
— Это можно сделать с помощью программы развития внутренних экспертов. Талантливые и опытные сотрудники хотят получать признание и укреплять свой авторитет, делясь экспертизой с другими членами команды. Предложите им разработать авторскую программу обучения или проводить мастер-классы для сотрудников. Важно, чтобы внутренние эксперты обладали достаточным количеством времени, желанием создать такой корпоративный продукт и многократно повторять этот опыт.
Предложите сотрудникам стать менторами и наставниками. Такое взаимодействие подразумевает передачу знаний со стороны опытного специалиста младшим коллегам и отлично развивает коучинговые навыки. В будущем это может подтолкнуть экспертов к ведению научной или преподавательской деятельности.
Во-вторых, обучайте своих сотрудников. Корпоративное образование — это не какой-то тренд, а реальный запрос самих людей. 59% соискателеи с высоким карьерным потенциалом оценивают возможности обучения, предоставляемые работодателем, так же высоко, как и финансовую компенсацию. При этом они хотят учиться именно в контексте своего рабочего места, чтобы, «не отходя от кассы», приносить пользу компании.
— Можно ли обучать сотрудников, не имея больших бюджетов? Или это фишка больших компаний?
— Обучать можно коллектив любого размера с разным уровнем запросов, в этом помогают современные LXP-платформы со встроенной базой знаний. Например, с помощью искусственного интеллекта платформа выстраивает индивидуальные планы для каждого сотрудника, автоматизирует и ускоряет рутинные процессы, помогает в онбординге и адаптации, содержит необходимые в работе документы компании и обучающие материалы. По статистике, сотрудники тратят до 30% рабочего времени на поиск нужной информации. Платформа работает по принципу одного окна, в считаные секунды выдавая сотрудникам нужную информацию.
— Люблю цифры, и недавно нашел, что 65% опрошенных специалистов считают, что развитие технологий повысит их конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
— К мнению сотрудников начали прислушиваться работодатели. Объем дистанционного обучения начал расти, появилось все больше решений для проведения виртуальных классов и удаленного взаимодействия.
Поэтому третьим советом будет: мотивируйте своих сотрудников учиться, развивая инфраструктуру lifelong learning. 79% работодателей убеждены в необходимости вдохновлять команду постоянно развиваться, чтобы компания оставалась конкурентоспособной. Из них 44% создают такие условия для сотрудников.
По возможности сохраняйте удаленку или гибридный формат работы. После локдауна, охватившего весь мир, компании постепенно стали возвращаться в офлайн. Однако за сохранение гибкого формата работы выступили 73% опрошенных по всему миру работников. Российские цифры еще более высокие: продолжить удаленный или смешанный формат работы захотели 83% наших граждан. На первое место должна выйти работа на результат, а не на время.
— Кстати, одним из плюсов сохранения удаленной работы для бизнеса является расширение рынка талантов. 46% опрошенных сотрудников планируют в этом году переехать на новое место именно благодаря возможности работать удаленно, например мы с семьей уехали из Москвы за город, а еще за год успели пожить по неделе в 5 регионах России. И все это без отрыва от работы.
— Да, и эта мобильность — еще одна причина отказаться от возрастных и гендерных стереотипов в пользу закрытия вакансий. Берите пример с компаний из ИТ-сферы, которые нанимают людей самых разных возрастов и из разных точек мира.
Выбирая сотрудников, обращайте внимание на их гибкие навыки, а также на отзывы с прежних мест работы. Еще в 2015 году ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что гибкие навыки составляют 85% успеха человека. Повысить профессиональные скиллы сотрудников можно уже в процессе работы. Среди гибких навыков, которыми должны овладеть сотрудники к 2025 году, — критическое мышление, гибкость, стрессоустойчивость, умение анализировать и находить комплексное решение проблем и активное обучение.
И, наконец, автоматизируйте рабочие процессы. Компания Korn Ferry Hay Group прогнозирует, что к 2030 году дефицит квалифицированных кадров в России достигнет 2,8 млн человек.
— А с другой стороны, часто слышу ужастики, что нас заменит Скайнет. А в свою очередь эксперты Всемирного экономического форума говорят, что к 2025 году 85 млн рабочих мест перераспределятся между людьми и машинами. Как ты думаешь, стоит ли нам, человечеству, переживать?
— Технологии добавят компаниям конкурентное преимущество и избавят от многих рутинных процессов.
ВЭФ отмечает скорость, с которой Россия идет в ногу с мировыми тенденциями роботизации и автоматизации рынка труда. 47,2% опрошенных российских компаний в ближайшем будущем намерены ускорить автоматизацию выполнения рабочих процессов, 33% ускорят цифровизацию переобучения или повышения квалификации сотрудников.
Выбор, который мы сделаем сегодня, окажет непосредственное влияние на бизнес в будущем. Самое время уделить внимание главным действующим лицам компании — ее сотрудникам. А именно продолжить инвестировать в переподготовку и усиление специалистов, мотивировать их непрерывно учиться, упростить работу с помощью технологий, создать комфортную рабочую среду, развивать корпоративную культуру, а также прокачивать гибкие навыки сотрудников. И результаты точно не заставят себя долго ждать.
Кадровый голод есть только в среде качественных управленцев, потому что их мало кто хочет нанимать из страха быть обманутым.
А удерживать качественных сотрудников надо деньгами. Качественный сотрудник безмозглым быть не можешь, на такого сказки про дружную команду и интересный проект не подействуют.
Качественной сотрудник востребован на рынке, компании таким предлагают +\- одинаковое вознаграждение, поэтому выбирает он как правило именно по заинтересованности в сути проекта и близости корпоративной культуры.
Ключевое слово на рынке. Если обобщить экономику рф по отраслям, то рынка скорее нет чем он есть.
А выбирает сотрудник прежде всего по времени - удаленка, гибрид, гибкий график, ближе к дому.
Именно на корпоративную культуру глубоко плевать вообще всем. На человеческую культуры в коллективе многим не плевать, а корпоративная, это вообще маразм.
Ну конечно же есть рынок, может быть он не такой большой, как, например в Европе или США.
Интересно, что зарплата и карьерный рост, потом обучение и локация.
https://nn.hh.ru/article/1104
Ну конечно же его практически нет. Зачем ссылка на инфоцыганскую статью?
1. Давайте без расизма? Буду признателен. Есть термин инфобиз, если вы о нем.
2. Но не совсем понимаю, чем вас не устроила ссылка на исследование крупнейшего в России джоб портала?
1. Давайте без демагогии? Расизм это к расам, а не к нациям (цыгане), к коим к слову инфоцыганщина отношения не имеет. Стыдно, молодой человек )
2. Крупнейшего в РФ джоб портала, активно продвигающего эту самую ифоцыгащину, продающего курсы по ней. Его заинтересованность не устроила.
1. Я бы предпочел не оценочные суждения и отсутсвие эйджизма. К вопросу про демагогию.
https://rm.coe.int/-3-13-/16808b7675
https://en.wikipedia.org/wiki/Antiziganism
Я не доктор, но читать умею, хоть и немного
> Зачем ссылка на инфоцыганскую статью?Если это не ваши слова, то все ок, можем дальше не вести беседу.
2. Отлично, что мы сошлись на крупнейшем портале. А что он продвигает, что вас задевает. Какие курсы вас не устраивают и почему вы считаете производителей этих курсов инфобизнесменами?
А я бы предпочел, без инсинуаций, и попыток обвинять в расизме там, где о нем речи и близко не шло.
Как и приводить ссылки не на непонятные писульки на ноунейм сайте, а хотя бы на википедию
https://ru.wikipedia.org/wiki/Расизм
Или на словарь
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/201314
А вот про инфоцыганщину, если вы действительно в 21 веке не знаете значения этого слова то говорить действительно не о чем. Определение этого слова надеюсь сможете загугли сами.
Я понял, что для вас международные организации и терминалогия не указ. Как и ссылка на статью из википедии, где написано желтым по черному:
"antigypsyism is hostility, prejudice, discrimination or RACISM which is specifically directed at Romani people "
Но вы крайне избирательны в источниках.
Расскажите плиз, что такой инфоцыганщина и причем тут она в контексте всего обсуждения.
Вы это поняли после того как я прислал вам ссылку на словарь? ))
Рассказывать о том, что гуглится за минуту я вам больше не буду. Хватит и ссылки на медицинское образование, чтобы вы не ставили знак равно между ним и "образованием грузчика".
Занятный вы собеседник, Арслан.
А вы нет. Что стало понятно сразу после попытки подтянуть расизм к слову "инфоцыганщина". Штаны на лямках.
Ну если для вас международные классификации и статьи - натягивание, то ок.
Нет, натягивание - это ваши фантазии и очевидно неумелая подмена понятий.
Так в чем, все пытаюсь от вас получить ответ, но в ответ абстрактные абстракции
Забейте уже на свой вами же помянутый kpi статья сдохла давно.
Научите так изящно связывать абсурд в предложения? Платят за кол-во символов или сообщений?
Лениво ради вас знаки препинания расставлять ).