{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Xsolla: как непопулярные HR-решения вредят имиджу. И могут сделать его сильнее

Когда IT-компания Xsolla заявила об увольнении 150 невовлеченных сотрудников, она открыла ящик Пандоры. Рунет взорвался волной хейта, ситуацией заинтересовались трудовая инспекция и Прокуратура. Сотрудники осуждают, бизнес защищает. Можно ли восстановить HR-репутацию или она в целом и не пострадала? Давайте разбираться.

Коротко о ситуации. В сети распространился скрин сообщения основателя Александра Агапитова о массовых увольнениях сотрудников. Основание — анализ бигдата-командой низкой активности в рабочих чатах и приложениях. Позднее в Twitter он недвусмысленно и в нетривиальных выражениях высказался, куда идти тем, кто работать не готов. А затем рассказал «Медузе» о внутреннем рейтинге, пользе оптимизации для сотрудников и пиаре через страх.

Скандалы с массовыми увольнениями — не такая уж редкая история для бизнеса. Они ожидаемо активизируются и обсуждаются в СМИ в период кризиса и пандемии.

В 2020 WildBerries попала в скандал с массовыми увольнениями, но публично их так и не признала.

В 2019 «Nestle-Россия» столкнулась с массовыми протестами из-за незаконных увольнений и челленджем под названием #СтопНестле .

В 2020 Uber анонсировал сокращения 14 % сотрудников по всему миру в связи с финансовыми и репутационными сложностями.
Чем отличается история Xsolla? Своей неоднозначностью. В перечисленных случаях злостные капиталисты потеряли в репутации и были наказаны общественным мнением. Здесь ситуация несколько иная, потому что идея в целом-то больная для бизнеса — оценка производительности труда. Кроме того, еще и не новая. В Amazon есть электронная система контроля за сотрудниками. Не смог выполнить целевые показатели – автоматически выносится предупреждение и рассылается уведомление. Google практикуют оценку работы с помощью Project Oxygen, который объединяет статистический анализ и отзывы сотрудников. И бизнес, казалось бы, Xsolla отчасти поддержал. То есть проблема объективно назрела.

Так почему Xsolla в России столкнулся с таким яростным осуждением? Виноваты не только злосчастная бигдата и несостыковки с законодательством, но и целый ряд репутационных ошибок.

1. Tone of Voice. Глава компании сразу занял жесткую публичную позицию, начав реагировать грубо, резко и нецензурно. Неуважение — один из триггеров для волны негатива.

2. Отсутствие диалога. По мнению Агапитова, конференц-встречи не являются удобным каналом коммуникации. Поэтому сообщения об увольнениях были отправлены письменно. Кроме того, данные бигдата в российском правовом поле не являются основанием для увольнения. Не аргументировали решение и не предоставили подробные данные анализа.

3. Отсутствие политики коммуникации. Персонализировать кризис опасно. Когда глава компании лично реагирует на репутационные проблемы, это хорошо. Но если реакция неоднозначная и негативная, лучше, чтобы она исходила от обезличенной структуры – пресс-службы. Xsolla же объявил о поиске PR-специалиста только на следующий день после скандала. И опоздал. Нужно иметь четкую стратегию поведения на время кризиса, как минимум, без эмоциональных нецензурных твитов.

4. Нежелание искать компромисс. В интервью, которое Агапитов дал «Медузе», он обозначил дальнейшую готовность увольнять часть сотрудников каждые полгода при отсутствии роста. Что хотела увидеть аудитория? Если не раскаяния, то понимания и объяснения. Увидела? Нет.

Можно ли считать скандал хорошим PR-ходом? С большой натяжкой. «Страх продается лучше, а это страшная история», — прокомментировал Агапитов. Страх действительно продает лучше, но, к сожалению, недолго. Страх работает на привлечение внимания и узнаваемость, но не на долгосрочную репутацию.

Материалы об Xsolla действительно вышли в топ запросов, и все узнали о существовании IT-проекта с большими перспективами. Но HR-задача была провалена. Потому что соискатели на фоне шумихи дважды подумают, прежде чем идти в компанию, где «бигдата» решает вопросы об увольнении. И перед теперь узнаваемым в России брендом может встать проблема совершенно другого толка – кадровая.

Как можно восстановить HR-имидж? Закрыть инфоповод, поставить точку и доказать, что бигдата-оптимизация действительно принесла пользу если не в краткосрочной, то в долгосрочной перспективе:

· Раскрыть данные о росте производительности труда после увольнения

· Рассказать о трудоустройстве уволенных сотрудников (хотя повод уже использовала IT-компания «Промобот», которая опубликовала видео с предложением бывшим работникам Xsolla прийти на собеседование. Ситуативный HRM в действии)

· Рассказать, в чем выиграли эффективные сотрудники, которые остались в XSolla.

Когда-нибудь мы обязательно напишем о брендах, которые приняли непопулярные решения и смогли с достоинством выйти из репутационного пике. Но не сейчас. А пока ждем, когда XSolla найдет пиарщика и вернется в повестку c успешным HR-кейсом.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Anton Beloborodov

Если кратко, то увольняют программиста потому что он не читал внутренние обучающие материалы о маркетинге.  Увольняют маркетолога потому что не читал материалы по программированию.   Ну и баристу заодно потому что он ничего не читал.   Печально что хозяин этой комании так себя ведет.  Я недавно смотрел его интервью, вроде адекватный человек. 

Ответить
Развернуть ветку
Артем

Такое ощущение, что он самодур!

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Если человеку пришить третью ногу, то это снизит его эффективность, а после ее удаления можно говорить о повышении эффективности. Но тогда вопрос - какой дурак ее пришил и почему после ее ампутации стало лучше, ведь дурак остался? Иначе, как можно говорить об эффективности, когда отрезали одну из двух ног? 

И как бы там не было, карму они уже испортили. Если оставшиеся сотрудники из-за страха потерять работу начнут работать эффективней, то быстрее выгонят. И на фоне падения имиджа начнутся массовые увольнения. Нормальные верят ли захотят у них работать, поэтому новые сотрудники будут ещё хуже прежних.
Такой сценарий тоже возможен.

Ответить
Развернуть ветку
Артем

Правильно, хотите лучших из лучших, а получите хуже чем уволили. Придут, одни карьерные приспособленцы, а они работать не любят, только показухой занимаються.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey

Когда из 500 человек увольняют 150 это не обычные увольнения, а массовые или сокращения, как их по-другому называют, что весьма дорогостоящая процедура и на сколько известно из той инфы что есть только про выплату отпуска что-то.
А так, сотрудника надо предупредить за 2 месяца, потом еще есть выплаты, помимо взаиморасчетов, скажем на заводе фордсолерс выплаты достигали 12 окладов при сокращениях. Вот компании придумывают, как сэкономить, пишут разные формулировки по типу "низкая вовлеченность".

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

500 человек. Для таких случаев и нужен профсоюз.

Ответить
Развернуть ветку
Сан Саныч

Агапитов хоть и стал миллионером, но в душе остался обычным пермским гопником.  Ну и подход у него,  соответственно, специфический.  

Ответить
Развернуть ветку
LubovK

Я вот удивляюсь насколько ограниченные люди пишут статьи и комментируют действия этой компании.
Всё громко заявляют что уволить на основании данных бигдаты нельзя. 
Господа, а с чего вы решили, что руководитель такой дурак и в приказе будет фигурировать бигдата???
В первоначальном скрине сообщения рассылки сотрудникам было про 4-6 окладов. 
Это называется увольнением по соглашению сторон и вполне вписывается в тк РФ. 
Или вы считаете, что бариста и остальные откажется подписывать соглашение и будет не на жизнь а на смерть сражаться за рабочее место? 
Ну наверняка %%10 таких будет, и скорей всего их уволят через стандартную процедуру сокращения. Им ещё 2 месяца на работу придётся таскаться и все. А в итоге денег они получат меньше. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Z.

никому это не интересно, что там у него будет легально. всем хватило зашквара с массовыми увольнениями за плохую "вовлеченность" и неадекватность стиля общения владельца

Ответить
Развернуть ветку
Артем

Согласен полностью!

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда