{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Make it in Ukraine

Разбор полетов: как уволить сотрудников с помощью AI и уничтожить репутацию своей компании (да-да, снова о том же кейсе)

Поучительную историю о том, как не до конца продуманный менеджмент в сочетании с опрометчивым применением новых технологий AI может погубить компанию, разобрали на прошлой неделе наверное все карьерные, IT и бизнес-издания (статья на vc.ru №1, статья на vc.ru №2).

Зачем же поднимать эту тему снова? А вот зачем: когда страсти улеглись, можно разобрать ситуации уже не так эмоционально, и более четко разложить системные проблемы, которые поднял этот случай.

Что произошло (обратная перемотка)

В одном стартапе (ну уж нет, снова повторять название не будем, подробности - по ссылкам) руководство решило увольнять сотрудников с помощью Big Data. Авторы приводят скриншот письма СЕО компании сотрудникам офиса разработки. По ориентировочным данным так уволили уже почти 150 человек.

На что полагались при проверке?

Судя по тексту, AI анализировал активность сотрудников в Jira, Confluence, Google Docs, Gmail, на дашбордах и пометил их как невовлеченных и малопродуктивных сотрудников.

Основываясь на этом, руководство разослало этим сотрудникам письма об увольнении. Итак, начинаем разбор.

Алгоритмы эффективности и оценки предпосылок к увольнению — это вообще нормально?

В целом, предсказательные алгоритмы — сфера интересная. В том числе предсказание будущих увольнений и методики анализа и управления текучестью кадров в HR прорабатывается уже сравнительно давно. Для тех, кому интересно изучить тему подробнее, вот примеры наиболее емких публикаций по теме:

6 причин, почему нельзя делать так, как в этой истории:

Это то, о чем мы в Make it in Ukraine не раз упоминали в наших исследованиях по трендам:

1. AI, автоматизация, Data Driven HR, предиктивный менеджмент — это важно и полезно, но во главе этих процессов должен стоять Human Touch (об этом мы писали в украинском издании AIN). Если уж какие-то люди и процессы помечены как неэффективные, HR обязательно должен включиться в процесс и лично проверить, провести беседу, дать шанс исправить ситуацию.

Или тогда нанимайте роботов, и увольняйте тогда тоже с помощью роботов.

Авторитетный кадровый эксперт Грег Сэвидж кратко и емко упомянул об этом тренде в своем видеообращении. Вы не можете полностью отдать процесс найма искусственному интеллекту. ИИ должен быть лишь помощником. Обязательно нужно личное участие кадрового эксперта. Как минимум, это позволит принять правильное решение и улучшить опыт кандидата.

В исследовании Mercer содержится отличная лозунг-формула, описывающая важность такого баланса:

Informed by data, augmented by humans

Иными словами, привлечение, удержание и увольнение талантов базируется на анализе данных и доводится до успешного результата профессиональным рекрутером или менеджером по Talent Acquisition.

2. Эффективный менеджмент — это такой менеджмент, который не будет бросаться в крайности и испытывать непроверенные эксперименты на своих сотрудниках. Ведь важно помнить, что главная ценность компании — не интеллектуальная собственность, не имущество или разработки, а — сотрудники. Что даст компании ухудшение Employer Brand? Точнее, что это у нее заберет? Потеря репутации — это самое плохое, что может произойти с компанией.

3. Представьте ситуацию, что система анализирует работу сотрудников, которые настроили систему так хорошо, что активность упала. И… они будут уволены? А если бы бесполезные сотрудники наводнили указанные каналы связи бессмысленной спам-активностью, их бы наградили?

Это напоминает ситуацию, когда в каком-то штате/регионе/области/губернии/квартале снизилась преступность, из-за этого снизилась загрузка полицейских. И это тоже означает, что они плохо работают и их нужно уволить? На самом деле для руководителя это означает вот что:

  • Знай, что происходит
  • Знай причины этого
  • Знай к чему это приведет

4. Возможно, что глобальные причины увольнения (или причины увольнения именно этих людей) были совсем другими. Возможно даже ухудшение ситуации, когда команда не может позволить себе большой штат. Но не стоит врать своим сотрудникам и дезориентировать их — говорите, как есть. Правда и честность с командой — это обязательное требование.

5. Этот пункт будет кратким. А кто сказал руководителю, что эти скрипты или сервисы AI отработают корректно и не будут содержать логических ошибок в коде или в самих алгоритмах?

6. Даже если по результатам анализа данные подтверждены и эти сотрудники действительно подлежат увольнению, хороший руководитель не будет ограничиваться сбивчивым и по многим показателям обидным сообщением в мессенджере или емэйле. Такие вопросы нужно обсуждать персонально, возможно через HR-менеджеру. Это слишком важное решение, чтобы сообщать его небрежно.

Точка зрения руководства компании

Руководитель компании сделал по поводу данных постов заявление, что компания — это живой организм, которому необходимо постоянно быть в движении, чтобы выжить и стать лучше конкурентов. В условиях текущего рынка они не собираются тормозить развитие проектов, из-за чего приходится идти на непопулярные меры. Компания якобы много требует, но и много дает взамен.

Руководство ценит сотрудников, благодарит за работу, считает их классными специалистами и им больно расставаться с ними. Обещает, что уволенные сотрудники получат максимальный уровень поддержки от нас: от компенсационных пакетов до привлечения кадровых агентств для подбора им следующего места работы.

Однако это не может подсластить тот разрушительный эффект, который оказывают такие действия.

В общем, в данном случае не столько важны персоны и названия, а также — происходило ли эта история именно так, как ее преподносят или не совсем, факт остается фактом — это вполне возможно.

С одной стороны, переход компаний в VUCA-мире в состояние Remote или даже создание Remote-First-компании обнажило новые проблемы: сотрудники на удаленке могут быть неэффективными и тогда компания должна найти себе эффективных.

С другой стороны, так, как это делается в данном примере — жестко, неэтично и непродуманно.

На Habr также вышло несколько материалов, рассказывающих о ситуации более подробно, в том числе с мнением юристов (статья 1, статья 2, статья 3).

А что делается с увольнениями в мире?

Иногда можно услышать контраргумент, что в США сотрудник может быть уволен очень быстро, без отработок и периодов уведомления. Вот навскидку пара статей об этом:

Но то, что так делается, не говорит о том, что это правильно.

В общем, в любом случае стоит подумать: работал ли руководитель или HR с мотивацией сотрудников и вовлеченностью на удаленке? Уверен ли он, что результаты выборки верны? Понимает ли он влияние подобных действий на Employer Branding в долгосрочной перспективе? Взвел ли все плюсы и минусы таких поступков?

Вот лишь некоторые из вопросов, которые руководство компании должно задавать себе в таких важных вопросах, как найм и увольнение сотрудников.

P.S. А поскольку под оригинальными новостями в комментариях творилось эмоциональное торнадо, то под этой статьей хотелось бы увидеть вот что: как вы считаете, какие из современных методов автоматизации уместно использовать в HR, использование каких вас приятно удивило (ну и разные примеры из неудачных и глупых историй, подобной этому кейсу, тоже будет интересно почитать).

0
27 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Gulneck M.

Делаешь екзель с двумя колонками - фамилия и время в жире. Сортируешь по времени. 
Отматываешь вниз и выбираешь на глаз десятую часть, помечаешь их красным и шлёшь в hr делать приказы об увольнении. Вот ты и мамкин биг дата эксперт. 

Ответить
20
Развернуть ветку
Make it in Ukraine

Кстати, так и делается. Помню, в очень большой конторе у нас так было - анализировали дашборды, по сводному показателю (очень спорному) отбирали худшие 10%. Но потом с ними проводили работу функциональные менеджеры. Да, по сути, эта работа была выносом мозга и простым прессингом, но и на улицу сразу не выбрасывали. Но зато тоще менеджмент ощутил в своих руках великий карающий молот Тора. :(

Ответить
2
Развернуть ветку
Андрей Евгеньевич

Да вангую, что не было там ни AI ни Big Data. Так для красного слова написали. Скорее всего там был простой скрипт и всё.

Ответить
8
Развернуть ветку
Konstantin Prohorov

Скорее всего там была просто тпбличка в "Икселе" с автоматической сортировкой

Ответить
4
Развернуть ветку
Make it in Ukraine

Закралось такое подозрение, о чем я намекнул в одном из пунктов.

Ответить
0
Развернуть ветку
Юрий Колесник

Из личного опыта удаленки. На нашу группу целяком аж наехали что мы нифига не делаем два раза. Первый раз потому что ни кто не понимал специфику работы как выяснилось мы просто написали меньше писем по электронке, то что мы создали свою конференцию в скайпе и группу в вотсапе чтоб тратить меньше времени на срач в почте и работа делалась - оказалось открытием для глуповатых начальников. Второй раз когда мы выехали на объект устранять аварию, опять не отвечали на электронку для руководсва стало открытием что люди могут самоорганизовываться без балбесов в руководстве, и оказывается самостоятельно провести замену узла без назойливых "ну как, сколько требуеся времени, почему так долго?". Т.е. проблема была в том, что заметили аварию до того как великие кормчие о ней вообще узнали и решили её пока они думали насколько же быстро надо решать о чем изволили написать а им ни кто не ответил. 

Ответить
7
Развернуть ветку
Алексей Трубин

Главная задача руководства это не мешать работать;)

Ответить
5
Развернуть ветку
Артем Черных

И ещё решать поставленные командой, которая работает вопросы. Из личного опыта: был у нас как раз такой начальник, он не боялся нашей автономки, когда мы самостоятельно (двумя людьми сопровождающими объект) в рамках своих компетенций решали вопросы ни с кем не советуясь о необходимости работ или времени работ и только звонили начальнику и говорили "к такому то числу нам надо это, это и это и нам пох, как и где ты это достанешь, ты начальник, обеспечь нам работу, чтобы потом героически не преодолевать трудности, если мы это не сделаем и не получить по шапке всем". И он решал. Нас не интересовало где и как он купил/украл/занял/выменял то, что нам надо. Но к сожалению его "ушли". Сейчас на каждую операцию план в 20 пунктах со всеми рисками написать, согласовать у 20 человек, половина из которых вообще не понимает о чем речь. То, что можно было сделать за час с момента понимания проблемы делается через пару недель, так как подписантам то одно не нравится, то другое... 

Ответить
2
Развернуть ветку
Алексей Трубин

У меня в одной конторе был директор, который только за деньгами приезжал. Каждый в офисе мог поставить его подпись. За офисом присматривала секретарь, она же бухгалтер по совмещению. Все работало как часы само.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitry Kharkoff

Идеальный пример)

Ответить
1
Развернуть ветку
Артем Черных

А план написали? Согласовали? :-)  Напоминает работу в одной конторе. На "С" начинается, на"к" заканчивается

Ответить
0
Развернуть ветку
Dmitriy Prazdnikov

Вообще непонятны критерии принятия решения. Сотруднику ставятся цели и задачи. Он их выполняет? Если да, то пусть хоть вообще не открывает почту и таск менеджер. Не выполняет? Так он может создать такую ИБД, что никакой АИ не распознает. 

Ответить
7
Развернуть ветку
Иван Крючков

Почему вы пишите, что AI анализировал, если в оригинальном сообщении написано что команда Big Data проанализировала. Предполагаете, что их интеллект был не естественного, а искусственного происхождения?

По теме. Мне очень понравилась когда-то фраза в комментарии под темой про систему автоматического подбора сотрудников: "Когда вы возьмётесь разрабатывать эту систему, готовы чтобы она принимала решение о приеме на работу вашего ребенка?"

Ответить
6
Развернуть ветку
Make it in Ukraine

Вот кстати да, спасибо :)

Ответить
0
Развернуть ветку
Evgenii Safonov

В истории с увольнением много любопытных противоречий.

Команда BigData с помощью AI - отметили сотрудников как "невовлечённых". После этого сотрудников уволили как "не вовлеченных и малопродуктивных". Т.е. сотрудники помеченные ярлыком "невовлечённый", каким-то образом превратились в помеченных ярлыком "малопродуктивный".

Если бизнесу нужно уволить "лишних" сотрудников, это можно сделать разными способами, в том числе постепенно и не создавая шума, спокойно поговорив и все обсудив, многие уволятся сами и без обид. Но в данном случае, сделано было определённо не так. Возможно, чтоб продемонстрировать всем (и не только уволенным сотрудником) какую-то сверхидею. Например "ум и силу AI" (прогеры в курсе, зачем?). Или "резкость и смелость принятия решений руководством" (но кто бы сомневался?). Или, наоборот, "не умею увольнять людей, проще переложить ответственность на AI".

Ещё есть вариант что команда BigData так доказывает свою полезность. Наверняка в команде BigData тоже есть "невовлечённые и непродуктивные" сотрудники, интересно - их там AI "обнаружил" больше или меньше, чем в других командах?

Вобщем, вся эта история видится как результат работы бессознательных процессов в человеческом головном мозге, на который пытаются натянуть "AI" и "продуктивность". В то время как в авторе (или авторах) процесса увольнения - бурлят человеческие страсти: разборки внутри коллектива, разборки автора с самим собой, или даже человечеством в целом.

Интересная история будет если AI окажется хитрее всех сотрудников в компании, и в скором времени уволит Александра Агапитова (главу XSolla). А может это и есть цель коварного плана AI, и реализация этого плана уже началась.

Ответить
4
Развернуть ветку
Артем Яшин

ИИ и Статистика это конечно хорошо, но вот где подводный камень. Пускай ИИ распознает образы лучше человека, во многих других вещах он намного хуже. В том числе, ИИ упускает много контекста, а так же с ним отсутствует обратная связь. Когда эти два пункта не выполнены, работа ИИ может быть только рекомендательной. В том числе, главное преимущество человека - он может сомневаться. Он может проверять свой ответ на наличие ошибки. 

Ответить
3
Развернуть ветку
Дмитрий Красавцев

Прикольно, но странно оценивать и увольнять по каким-то косвенным признакам типа работа с почтой и передвижение задач.
Мы тоже разработали систему разделения выручки в агентстве недвижимости, определили порог убытков, при котором отношения с риэлтором разрываются. Решили, что система будет автоматически это делать. Но собственники так и не решились внедрить.
Был бы прикольный кейс, а так просто работа в стол)

Ответить
2
Развернуть ветку
Маратка Тотсамый

Вообще странно, у нас принято минимально отвлекать на всякие мероприятия разрабов, по этому у них в рабочих чатиках итд минимальная активность,  и почти всегда если нам нужно будет проговорить задачу, либо Дискорд, либо зум, а почта для всякого корпоративного спама

Ответить
3
Развернуть ветку
Make it in Ukraine

Да если бы просто в стол. А то ж - во вред.

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий Красавцев

Ну это у вас во вред, а у нас может быть и на пользу, но кто же теперь узнает.

Ответить
0
Развернуть ветку
Covid 19

Все эти разговоры о ии не особо уместны, главная причина всего этого шума - быдло. Именно быдло раздражает ранимую психику неокрепшего кодера, чего уж тут утаивать. Кодеры как дети, могут и заплакать, я такое видел и по незначительному поводу, когда работодатель не сразу согласился увеличить производительность рабочего места, слез было...

Ответить
2
Развернуть ветку
Vasya Koltaev

Столько инглиша, я будто гачи микс статьи смотрю

Ответить
2
Развернуть ветку
Non Existence

Режиссёр, который снял один фильм был уволен, а тот, который отснял пару кадров - остался. Такие компании, как правило тонут в собственном спаме.

Ответить
2
Развернуть ветку
Александр

Лiл . Разрабы написали ИИ, ИИ подумал и решил уволить разрабов, порочный круг.

Ответить
0
Развернуть ветку
Nan Nan

Вам не надоело обсасывать одну и ту же тему? 

Ответить
0
Развернуть ветку
Алексей Ширин

Вы там у себя в Make it in Ukraine работать не пробовали? А то такое впечатление, что вы решили инфлюэнсерством на рынок пробиваться, но тогда лучше ещё *опу инстаграм выкладывать сразу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Dan Priwalow

Не в почте и чатиках надо анализировать, а в одноклассниках, в контактике и в тиндере. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 27 комментариев
Специфика поиска работы на сайте hh

Такой же материал я писала в 2019-м году, но за последние годы произошли некоторые изменения, которые вызвали массу негатива на сайт со стороны работодателей. Поэтому я решила обновить статью. Но основополагающие мысли не изменились, поэтому я буду частично повторяться.

Статус бота Veles
12 млн проданных консолей и более сотни миллионов картриджей за первые шесть лет: почему была популярна Atari 2600 Статьи редакции

До её создания в 1977 году приставки выпускали только с одной предустановленной видеоигрой. Atari же придумала устройство, которое поддерживало cразу несколько игр. О производстве, первых играх компании и её конкурентах — в пересказе IEEE Spectrum.

Консоль Atari 2600
На метле и в ступе: как менялся образ Бабы-яги в российском кино

Третья часть «Последнего богатыря» — «Посланник тьмы» — собрала в прокате почти 2 млрд рублей. Секрет успеха картины не в последнюю очередь связан с персонажами, чьи трактовки сильно отличаются от традиционных. Такой Бабы-яги зрители точно еще не видели.

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

«Неправильно выбрали инвесторов»: сооснователь Viber Игорь Магазинник о продаже Juno и «стартап-чуде» в Израиле Статьи редакции

Главное из интервью сооснователя Viber и Juno проекту «Русские норм».

«Мог стать знаменитым танцовщиком, но поднимаю с земли какашки»: как устроена миллиардная индустрия выгула собак в США Статьи редакции

Новички получают по $20 за полчаса с собакой, а опытные выгуливают сразу по восемь псов и за год выручают сотни тысяч долларов. Так ли легко гулять с питомцами и с какими причудами ленивых собачников приходится мириться — в конспекте материала The Hustle.

Стюарт с питомцами. Источник: Grow from Acorns
Банкомат Тинькофф потерял деньги

28.12.2021 пополнял карту в банкомате Тинькофф, положить нужно было 60 тысяч. Выбрал на банкомате "Пополнить", положил в лоток 12 купюр по 5 тысяч, банкомат начал шуршать, через какое-то время на экране появилось сообщение типа "Заберите нераспознанные купюры", открылся лоток, в нем 5 купюр(25 тысяч), деньги забрал, на экране появилась сумма…

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

Как я адаптировал популярную игру и за неделю привлёк 100 тысяч пользователей без бюджета

За 6 часов сделал первую версию игры и ворвался в тренды Твиттера с одного твита. Привлек 100 000 пользователей за неделю, а также попал в более 50 СМИ страны. Как это было и что я для этого сделал можно узнать в статье.

null