Мария Голяндрина, HR-директор Первой грузовой компании: «Твоя карьера — в твоих руках»

В 24 года она возглавила отдел, в 32 – стала топ-менеджером. Какие навыки и умения помогли в развитии карьеры, заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальной политике ПГК Мария Голяндрина рассказала в небольшом интервью. Она также дала несколько советов тем, кто хочет расти и развиваться.

– Вы — молодой топ-менеджер. Как считаете, какие личные качества вам в этом помогли?

– С одной стороны, я понимаю, что это стало возможным благодаря компании, где я впервые заняла топовую позицию. Культура была такова, что если в тебе увидели, несмотря на возраст, нужные качества, то дадут зеленый свет. С другой стороны, важно показать себя и результаты. Как правило, высоко ценится желание делать больше, чем написано в должностной инструкции или сформулировано руководителем в задаче, стремление проактивно развивать свою функцию. Важны также вовлеченность в рабочий процесс, умение слышать и слушать, ведь задача HR — помогать коллегам решать их бизнес-задачи через подбор и развитие сотрудников, формировать культуру.

Мне было интересно, как устроен бизнес, поэтому я впитывала все то, что говорили коллеги, и старалась стать для них настоящим партнером. Еще мне нравится вдумчиво экспериментировать. Я не гонюсь за всеми новинками, но если вижу, что разработка перспективная и поможет улучшить то, что я сделала, не боюсь ее использовать в уже устоявшихся процессах. Все меняется достаточно быстро, и те подходы, которые еще вчера были оптимальными, сегодня уже устарели.

– Вы говорили в одном из выступлений, что не планировали идти в HR. Что вас привело в эту сферу?

– Вообще, у меня экономическое образование, и я планировала работать в области маркетинга. Все изменилось, когда я решилась на 2-недельный контракт в HR, в рамках которого должна была автоматизировать ряд процессов и сверстать базу данных. У меня были технические знания, которые я смогла эффективно применить. Опытный HR-руководитель компании приметила меня. Мне тогда казалось, что управление персоналом — это про найм и кадровое администрирование, и там нет для меня чего-то интересного. Но она показала, каким разным может быть это направление. Меня перевели в подразделение компенсаций и льгот, где я смогла применить и экономические знания, и технические. Так я открыла для себя HR с новой стороны и поняла, что могу реализоваться здесь. С тех пор я считаю, что почти в любой функции есть направления, которые могут помочь сотруднику продемонстрировать свои сильные стороны. Неинтересных функций или направлений не бывает. Когда я общаюсь с молодыми специалистами, часто советую им пробовать разные области, причем как можно раньше. Это поможет сделать осознанный выбор через личный опыт.

– Какие навыки и умения нужно прокачивать, чтобы развиваться и расти в своей профессии?

– Те навыки, которые сейчас актуальны не являются сверхновыми, но их актуальность не снижается. Я выделяю:

1. Критическое мышление. Бизнес, который работает как отлаженный механизм, где лучше ничего не трогать, чтобы не испортить, встречается все реже. Чтобы двигаться вперед, необходимо постоянно переосмыслять происходящее, рассматривать процессы и задачи с разных сторон, задавать вопросы. Потребности рынка быстро меняются, нужно уметь реагировать на них, улучшать свою работу. Критическое мышление — хороший в этом помощник.

2. Креативность. В изменчивой бизнес-среде классические практики уже не всегда срабатывают. Безусловно, их нужно знать, как базу, но нужно уметь искать новые полезные для бизнеса решения.

3. Коммуникативные навыки. Когда в команде люди друг друга понимают, это помогает находить баланс интересов, доносить идеи, быстрее двигаться к цели и многое другое.

Уверена, что и сто лет назад эти три навыка были важны. Однако есть и нечто новое. Это понимание возможностей цифровых технологий и их применение в бизнесе. С каждым днем процессов, которые можно развивать через цифру, становится все больше, а продукты с цифровыми элементами или полностью цифровые являются нормой рынка. Нужно интересоваться IT-сферой и думать, как разработки применить на практике.

– Как специалисту с опытом работы «поймать свою волну» и вырасти в компании?

– Во-первых, нужно проанализировать себя. Что интересно, что мотивирует, а что — нет. Почему. В каких функциях знания и навыки могут быть полезны. Если не на текущем месте, то где я смогу вырасти. Если честно ответите себе на эти вопросы, выбор будет проще.

Во-вторых, нужно втягиваться в кросс-функциональное общение, смотреть, чем живут коллеги, что делают. Так вы наладите контакты и, возможно, найдете свой следующий шаг и более интересные вам задачи.

В-третьих, смотрите на те возможности, которые компания предлагает. Например, мы в ПГК делимся всей информацией на внутреннем портале. Здесь есть не только обучающие программы или ссылки на корпоративную библиотеку. Недавно мы запустили сервис «Карьерное консультирование», в рамках которого можно получить рекомендации от ведущих экспертов компании. Это передовая практика на рынке. Мы даем инструменты для развития, и каждый сотрудник может ими воспользоваться.

– Нередко люди боятся попросить о повышении или сказать о желании перейти в другую функцию. Как правильно себя вести?

– Нужно помнить, что твоя карьера – в твоих руках. Никто не придет и не отведет за руку на новую должность. Да, бывает страшно поговорить с руководителем, но это важно – обсуждать с ним свои карьерные планы. Вы — команда, и он рассчитывает на вас. Если вы хотите расти и видите возможности внутри компании, обязательно откликайтесь на них. Этот шаг за вас никто не может сделать, только вы сами.

– Если человек решил перейти в другую компанию, в которой увидел перспективу роста, как понять, что она — «та самая»?

– Постарайтесь больше узнать о компании. Почитайте новости, подпишитесь на кого-то из ключевых сотрудников в соцсетях. Задавайте вопросы на собеседовании. Нередко компания может раскрыться с неожиданной стороны. Например, ПГК работает в B2B-сегменте, и не все, что мы делаем, видно соискателям. Наш бизнес активно меняется, перед экспертами и профессионалами появляются новые задачи, особенно это касается IT-специалистов. Участием в уникальных для рынка проектах можно вписать себя в историю ПГК и индустрии в целом, получить отличные кейсы и опыт для следующих карьерных шагов. Хоть со стороны железнодорожная отрасль может выглядеть строгой, мы поддерживаем и удаленные форматы работы, и casual стиль. «Веди индустрию за собой!» – девиз для специалистов, которые готовы решать интересные задачи с ПГК. Это не просто слова, мы доказываем их реальными результатами.

0
5 комментариев
Александр Печерских

"Как правило, высоко ценится желание делать больше, чем написано в должностной инструкции или сформулировано руководителем в задаче, стремление проактивно развивать свою функцию."
Вот только выстреливает это далеко не всегда. Я бы даже сказал, почти никогда. Но может и повезти, да.

Ответить
Развернуть ветку
Первая грузовая компания
Автор

Александр, согласны с вами, что все индивидуально. Опыт Марии положительный, о чем она рассказала в своем интервью. 

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

В заголовке написано HRD, это опечатка или ещё одна новая должность? 

Ответить
Развернуть ветку
Первая грузовая компания
Автор

HRD - сокращение от HR Director, оно используется в бизнес-среде. Спасибо за ваш комментарий. Мы изменим формулировку, чтобы она не вызывала вопросов у читателей

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Впервые за много-много  лет увидел.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда