{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Вебинары vs Онлайн-тренинги: в чем разница

В компаниях и вузах привыкли к удаленке и теперь ориентируются
на синхронный онлайн. Синхронный — это когда группа и преподаватель
или тренер находятся на занятии одновременно. Обычно используют
два формата: вебинары и онлайн-тренинги. ТренингСпэйс рассказали,
что и для чего подходит лучше. Читайте, чтобы не запутаться.

На самом деле в синхронном онлайне есть и другие форматы: стратсессии, фасилитации. В статье мы остановились только на тех, которые чаще сравнивают друг с другом.

По каким параметрам сравниваем

По пяти ключевым метрикам, показатели которых напрямую влияют
на результат обучения и выбор формата. Вот они.

  • Вовлеченность — как строится взаимодействие между группой
    и преподавателем (тренером, тьютором) и насколько учащегося заинтересует то, что происходит на занятии.
  • Масштабирование стандартов — как широко и одинаково точно доносится информация через разных преподавателей и тренеров.
  • Аналитика — какие цифровые данные доступны для изучения качества
    и эффективности обучения.
  • Требуемый уровень знаний и навыков — что должен уметь преподаватель, тренер или тьютор для работы в том или ином формате.
  • Цели и компетенции — какие знания или навыки можно развивать
    у обучающихся, для чего использовать.

Вебинары

Обучающие онлайн-занятия, которые по структуре похожи на очные лекции: взаимодействуют две стороны, спикер и участники, одна из которых рассказывает, а другая слушает. Все как в обычном учебном классе.

Вовлеченность в обучение

Хотя вебинар и напоминает очную лекцию, этот формат имеет особенности. Чаще на занятии показывает себя только спикер, а обратная связь
от участников не озвучивается голосом, а приходит в виде письменных вопросов и комментариев в чат встречи. Слушатели остаются как бы
за кадром, их не видно и не слышно. И даже если площадка поддерживает работу веб-камер для всех участников, большинство обычно отключают видео, когда говорит спикер.

«Пожалуйста, поставьте в чате плюсик, если вы меня видите
и слышите»

Понять заинтересованность и реакцию группы на ответы и учебные материалы так гораздо сложнее. Поэтому в ход идут опросы, квизы, лотереи, викторины — все, что поможет вовлечь участников. Если у площадки,
на которой проходит вебинар, нет таких инструментов, используются «костыли» — прикручиваются сторонние приложения. Это помогает усилить эмоциональную связь между сторонами, пусть и не до уровня живого общения в офлайне.

Масштабирование

Широта передачи стандартов. На профессиональной платформе вебинары собирают от 1 до 20 000+ участников. Еще больше — на стриминговом сервисе. Допустимое количество человек на занятии зависит от выбранной площадки и тарифа, если он предусмотрен.

Точность передачи стандартов. Жесткой структуры у вебинарного курса нет — когда выступление полностью ограничено заданным сценарием
как по времени, так и по изложению контента. Это оставляет место вольной интерпретации стандартов и авторской подаче информации, что, например, неуместно в масштабном корпоративном обучении.

Аналитика

В зависимости от сервиса или платформы, можно пользоваться сквозной аналитикой и собирать статистику с UTM-меток. Это помогает увидеть информацию о посещаемости вебинаров: сколько человек зарегистрировалось, кто заполнил форму, кто пришел, сколько вообще было участников, когда заходили-выходили.

Что нужно знать и уметь преподавателю

Глобально — достаточно пользоваться браузером и веб-камерой, набросать план лекции, собрать участников и запустить трансляцию на любом приглянувшемся сервисе. Но если хочется провести стопроцентно хороший вебинар, нужно еще и учитывать разницу между выступлениями в онлайне
и офлайне.

Главный конкурент онлайна — не офлайн, а соседние вкладки в браузере.
В них обучающихся всегда ждут рабочие задачи, сериалы, фильмы, статьи, чаты
и соцсети.

Как вести себя на виртуальной сцене, как подавать информацию,
как удерживать внимание группы — преподаватель должен знать эти нюансы, чтобы вебинар не превратился в унылую лекцию, с которой хочется быстрее сбежать.

Для чего использовать

  • Развивать hard skills («жесткие» навыки) — базовые профессиональные знания и умения.
  • Изучать продукты и программы.
  • Инструктажи.
  • Онлайн-лекции.
  • Онлайн-совещания.
  • Семинары.
  • Видеоконференции.

Где проводить

На профессиональных вебинарных платформах или просто стримить выступление на Ютубе или другом похожем сервисе.

  • Платформы обеспечат аналитикой по посещаемости и полным пакетом организационных услуг: формами для регистрации, рассылкой приглашений, напоминаниями о встрече, чатом для участников. А еще — инструментами для вовлечения: интерактивными досками, тестами, опросами.
  • Стриминговые сервисы позволят собрать больше зрителей.

Онлайн-тренинги

Навыковое обучение, которое по структуре можно сравнить с тренингами
в офлайне и практикумами в вузах. Здесь главная цель — сформировать умения, изменить поведение и установки. Тренеры и преподаватели дают знания и создают разные ситуации, в которых участники применяют
теорию на практике и сразу получают обратную связь. Это всегда активный формат, с непрерывным диалогом и высокой эмоциональной вовлеченностью.

Если говорить об онлайн-тренинге, то, чтобы на занятии оставалось больше времени на практику, теорию дают в до- и посттренинговых материалах. Участники изучают их самостоятельно в удобное время.

Вовлеченность в обучение

Основа хорошего практического занятия — активная работа всех участников. Здесь камера и микрофон должны быть включены у каждого пользователя
до конца занятия. Например, в профессиональных системах цифрового обучения — Training Management System (TMS) — можно установить запрет
на отключение, чтобы все оставались в фокусе и не отвлекались
на соседние вкладки и другие дела. Кстати, о вкладках —
если обучающийся переключится на другую страницу, в такой системе
это сразу будет видно.

Участник пытается незаметно перейти на другую вкладку, но все это видят

Чтобы вовлекать аудиторию и управлять групповой динамикой, нужны инструменты: квизы, тесты, социометрия, ролевые игры, кинометафоры, флипчарт, кейсы, опросы, аудио. Если обучение проходит в TMS, инструменты, скорее всего, уже будут зашиты в платформу. Если на вебинарной площадке или через систему видео-конференц-связи (ВКС), у которых нет таких активностей, некоторые из них можно прикрутить со стороны.

Масштабирование

Широта передачи стандартов. Рекомендуемое число участников онлайн-тренинга — от 6 до 20 человек. При этом можно дать сценарий разным тренерам и провести несколько одинаковых тренингов сразу. Так количество одновременно обучаемых пользователей увеличится в несколько раз.

Точность передачи стандартов. Онлайн-тренинги могут быть с жесткой структурой и нет. Мы придерживаемся мнения, что первый вариант предпочтительнее. Тренеры пошагово работают по эталонной учебной программе, от которой нельзя отступать. Это помогает снизить до минимума риск вольной интерпретации курса и одинаково точно доносить стандарты
до всех филиалов и подразделений.

Аналитика

В зависимости от платформы можно получить самые разные данные.
Они собираются автоматически.

  • Вебинарные платформы и ВКС-сервисы покажут информацию
    о посещаемости тренинга, личные параметры участников, результаты опросов. Если нет встроенной аналитики, вытаскивать данные
    нужно будет со сторонних сервисов.
  • В TMS, кроме этого, можно узнать о вовлеченности в обучение
    и поведении участников. Какую идею написали, на какие кнопки нажимали, как часто отвлекались, какую дали обратную связь.
    Или посмотреть на работу тренера: отклонялся ли от сценария,
    какие пропускал слайды, какие инструменты вовлечения задействовал, выключал ли камеру, как реагировал на сложности. Отследить,
    какие этапы тренинга вызвали отклик, а какие оставили пользователей равнодушными. Количество метрик может быть очень большим.

Что нужно знать и уметь тренеру и преподавателю

Минимально — работать в браузере, пользоваться наушниками, веб-камерой
и микрофоном. Знать, как решить базовые проблемы с подключением,
если занятия проходят без техподдержки, которая этим займется. Изучить работу онлайн-инструментов и активностей.

Важно уметь вовлекать участников и управлять групповой динамикой через окно браузера — энергетика онлайн-обучения отличается от офлайна. Даже самый опытный и харизматичный тренер может провалить занятие, если
не знает основ проведения онлайн-тренингов и диджитал-этикет.
Все это звучит сложно, но на деле, конечно, не так страшно:)

Для чего использовать

  • Тренировать навыки, как «жесткие», так и «мягкие», «гибкие» — hard skills
    и soft skills.
  • Формировать новые умения.
  • Менять поведение и установки.

До 2020 года считалось, что тренировать «софты»
в онлайне нельзя. Ведь они связаны
с личными качествами, которые сложно быстро проверить, еще труднее измерить и как будто невозможно отработать в окне браузера.

Массовый переход компаний на удаленку показал, что это не так.

Где проводить

В системах цифрового обучения (TMS), на вебинарных платформах
или с помощью ВКС-систем.

  • В TMS уже заложен набор инструментов и функций для вовлечения
    в обучение. Можно отследить данные не только по посещаемости,
    но и по работе каждого участника группы внутри занятия, включая тренера или преподавателя.
  • У вебинарных платформ и ВКС-систем может не быть нужных инструментов для вовлечения, некоторые прикручиваются
    со стороны. Аналитика покажет количество регистраций, личные данные участников, кто из них был на занятии до конца, а кто ушел раньше.

Итоги

Вебинар и онлайн-тренинг отличаются учебными целями, уровнем вовлечения и конечным результатом.

  • Вебинар — информирует, формирует представление о предмете. Состоит преимущественно из лекционного материала и вопросов участникам.
    Это теория.
  • Тренинг — информирует и формирует не только представление, но и умения. Здесь фокус идет на упражнения, с помощью которых участники будут получать опыт и переводить полученные знания в умения.
    Это практика.

При этом у вебинаров и онлайн-тренингов есть одна общая черта —
они обходятся бизнесу намного выгоднее живых мероприятий. Экономику цифрового обучения мы посчитаем в следующих статьях.

0
2 комментария
Евгений Барановский

Спасибо за статью! Было полезно. Хотелось бы побольше подобного рода материала про особенности различных форматов проведения обучающих занятий! :)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Волкова

Евгений, есть еще статья про форматы онлайн-обучения в блоге ТренингСпэйс - https://www.trainingspace.online/blog/kakie_byvayut_formy_onlajn-obucheniya и можно следить за новостями в группе на фейсбуке - https://www.facebook.com/trainingspace.online 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда