{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Выживут только СТО-экстраверты: кодить уже недостаточно

Долгое время роль CTO была ролью исключительно технической компетенцией, а руководителями IT становились главные инженеры компании.

Сейчас, когда почти каждый бизнес нацелен на цифровую трансформацию, требования к CTO изменились. Кто он — эффективный CTO нового поколения? И как не ошибиться в найме такого человека?

Привет, меня зовут Лена, я — сооснователь стартапа Performetry, data science платформы анализа продуктивности команд.

Два года назад, когда мы только стартовали, то долго искали CTO. Пересмотрели сотни кандидатов, но не было уверенности, что среди них есть подходящий человек. Решение подсказала управляющий директор акселератора TechStars Lesa Mitchell: на одном из наших one-to-one она убедила меня, что стать CTO должна я. Тогда мне вспомнилась фраза Стива Джобса:

“Лучшими менеджерами становятся не те, кто хочет стать менеджерами, а те, кто готов взять на себя ответственность, потому что никто не выполнит эту роль лучше”.

Да, я инженер по образованию, но последние 10 лет работала на стороне бизнеса. Сегодня я хочу рассказать, почему CTO нового поколения больше не может оставаться исключительно техническим специалистом и почему старший инженер в компании не всегда подходит на эту роль.

Уйти из разработки, чтобы стать СТО

С самого детства меня интересовали технологии. В начале 2000-х был тренд на экономическое образование и, казалось бы, женщинам в IT тогда не было места. Но меня это не остановило. В секрете от родителей я поступила в ГУУ, где и стала разработчиком. Работать начала еще на втором курсе университета и в общем проработала в этой сфере около 5 лет, запустив несколько успешных проектов национального уровня.

В 2011-м я ушла из разработки в digital-маркетинг, чтобы быть ближе к бизнесу. Триггером стало осознание того, что в инженерной среде нет того лидера, у которого хотелось бы учиться и за которым хотелось бы идти до конца. Деньги были очень хорошие, но, как позже показал опыт Google, хороших специалистов не удержать одними деньгами.

Осознав собственную потребность в поиске лидеров, у которых можно учиться, я начала больше обращать внимания на происходящее вокруг меня. Помню, как одним пятничным вечером смотрела “Бизнес секреты с Олегом Тиньковым” — в гостях у него был Артём Агабеков. Всё, что он говорил, буквально каждая фраза, резонировала со мной.

Так я решила найти возможность поработать с Артемом. Его агентство Adventum предлагало роль стажера. Уйти с руководящей должности в разработке на роль стажера в агентстве было очень непростым решением, не говоря уже о потере в зарплате в десятикратном размере. Но желание развиваться превалировало. Артем стал для меня идейным вдохновителем. И этот принцип — работать напрямую с вдохновляющим лидером — остался со мной навсегда.

Новый путь я начала с погружения в незнакомую для себя web-аналитику в команде Adventum.ru. Разрабатывала и запускала digital-стратегии больших компаний, в том числе стратегию для первого на тот момент онлайн-банка — Tinkoff Bank. Огромное преимущество перед другими специалистами мне давал опыт в разработке. Фактически я стала первопроходцем во внедрении маркетинговых IT-инструментов в стратегии развития российского бизнеса.

Можно сказать, что я ушла из разработки, чтобы вернуться, но уже с бизнес-мышлением. Именно смена мышления позволила мне из классического разработчика вырасти в бизнес-оунера. Да, технический бэкграунд важен, но он не менее важен, чем понимание бизнес-составляющей.

Куда расти лидерам в эпоху новой нормальности

За последние несколько лет отрасль IT трансформировалась до неузнаваемости — как и роль технического директора. Еще в конце 1990-х инженерное образование и опыт разработки “руками” для этой позиции были основными требованиями, а руководителем IT по умолчанию становился главный инженер компании.

Бизнес-мышление и умение вдохновлять сегодня выходят на первый план. Когда почти каждая компания стремится к цифровой трансформации, СТО превращается в главного стратега, совмещающего разные роли — операционного директора, новатора, лидера, драйвера бизнеса, ускоряющего внедрение новых технологий.

Одним из главных качеств является умение привлекать инженеров высокого к себе в команду.

Деньги больше не являются ключевым фактором принятия решения для специалистов: люди должны хотеть с вами работать, должны верить в вас как в лидера.

Именно поэтому успешные технические директора, особенно в американских компаниях, инвестируют свое время и ресурсы в развитие эмпатии, в умение “заряжать” и выступать на публике. Всё это приобретает особенную важность с распространением работы из дома, так как конкуренция за хороших технических специалистов достигла критического максимума.

Вторым незаменимым качеством технического директора стало планирование. CTO — правая рука генерального директора. Хороший CTO должен общаться с клиентами, знать требования инвесторов, понимать, к какой цели стремится компания через 5 лет. На этой роли нужно уметь расставлять приоритеты и оценивать риски, чтобы обеспечить всю инфраструктуру, необходимую для достижения бизнес-целей.

Де факто СТО нового порядка — это главврач в технологической компании, который может определить, что не так в бизнес-модели: в технологиях, продажах, маркетинге.

Образ скромного инженера, гика, который прячется за мониторами и не показывается на свет, устарел безвозвратно.

СТО должен быть экстравертом, взаимодействовать с клиентами, понимать, какие вопросы им задавать и как трансформировать их ответы в язык инженеров. Это, пожалуй, главный барьер, который заставляет буксовать компании старой ментальности, в отличие от более продвинутых Google или Facebook.

СТО в Google — в первую очередь не технарь в самом дальнем кабинете, которого все обходят стороной. Это управленец, который беспокоится, чем сотрудники живут и интересуются, какие у них страхи и как развивать и мотивировать их. Он прекрасно знает своих клиентов, часто выступает на конференциях и является технологическим вдохновителем глобального масштаба. Эмпатия, управление людьми, знание бизнеса и искренняя забота о людях — это теперь главные инструменты СТО, без которых не построить эффективную систему.

Мышление СТО нового порядка

Полагаясь на тренды в индустрии, которые вижу я в технологических компаниях — от IT-гигантов до стартапов, составила собственный чек-лист для найма правильного CTO.

  • Делегировать и вдохновлять, а не программировать. Важно быть главным двигателем и вдохновителем всех бизнес-процессов, построить департамент так, чтобы каждый специалист эффективно делал свою часть работы и при этом осознавал свою мотивацию.
  • Оптимизировать. Все процессы, на которые тратится много времени, автоматизировать и подстроить под задачи бизнеса. Например, не тратить время на бесполезные встречи, но проводить регулярные обсуждения результатов и фокусироваться на ключевых задачах.
  • Досконально разбираться в бизнес-задачах и процессах на всех уровнях компании, не только в техническом департаменте. Нужно точно знать, как то, что вы делаете, влияет на бизнес-метрики, научиться замерять этот вклад самому и обучить команду мыслить как собственник бизнеса. Первое, что слышат новые люди в Facebook в свой первый рабочий день: “Теперь это ваша компания”.
  • Не изолироваться. Развивать эмпатию и умение общаться с людьми. Разговаривать с сотрудниками, понимать их запросы и потребности, помогать им решать их проблемы и формулировать цели. Больше общаться с клиентами и коллегами из других отделов. Учиться получать и работать с обратной связью.
  • Научиться объяснять сложные вещи простым языком. Помогает упражнение — рассказать родителям, чем занимаешься и какие проблемы на работе решаешь. Согласитесь, порой тот еще вызов!
  • Не стесняйтесь чего-нибудь не знать. Не бойтесь начинать изучение нового с нуля. Задавать вопросы — это нормально.
  • Планировать. Учитесь строить долгосрочные планы, оценивать риски и предоставлять несколько путей развития, основываясь на разных сюжетах развития событий.
  • Учитесь проводить интервью и нанимать людей. Это — ваша главная задача, привлечь лучших людей к себе в команду.

Согласны ли вы с пунктами в чек-листе? Что добавили бы? Как лично для себя проектируете ролевую модель сильного СTO-лидера, нужного менеджменту и собственным сотрудниками?

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Max B

Какие удивительные умозаключения!
Возьмем обычных инженеров, которые делают обычные скучные самолеты. Вот у них почему-то руководитель, как правило, очень неплохой инженер с хорошим опытом. И совсем не важно: экстраверт он или интроверт. Возьмем педагогическую среду. Руководитель, как минимум, хорошо разбирается в предмете, и как правило, сам продолжает преподавать. Возьмем врачей. Главный врач никогда не будет иметь авторитета среди подчиненных, если будет просто экстравертно про бузинес терки тереть. И, о чудо! В подавляющем большинстве главные врачи - хорошие и компетентные медики.
А вот ИТ-шникам почему-то, вдруг, экстравертного вдохновляющего оптимизирующего говоруна про бузинес подавай, иначе никто не выживет )))
ИТ, по крайней мере, разработка: не важно продуктовая или придворная - это обычная инженерная деятельность. Почему в ней все должно быть по-другому?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

В статье не говорится о том, что CTO - это веселый гуманитарий. Но то, что на позиции CTO кодить, это последнее, чем придется заниматься, это реальность. CTO с несколькими десятками разработчиков уже не сможет просто так открыть IDE...

Понятно, что он должен быть сам-с-усам. Просто ему не обязательно, а может быть даже противопоказано, быть самым лучшим программистом в комнате.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Tsvetkov

У нее стартап. Это другое)

Ответить
Развернуть ветку
Shmyax

Черт, я восхищен! Сколько раз Вы сдержались и не матернулись))

Ответить
Развернуть ветку
Shmyax

Конечно, техдир не должен кодить. Но, простите вот это «Эмпатия, управление людьми, знание бизнеса и искренняя забота о людях — это теперь главные инструменты СТО, без которых не построить эффективную систему» - да вы там пи3данулись чтоли?  Или это такой сарказм ущербный в статье?

Ответить
Развернуть ветку
Kinolog

это все веяния нынешней хипстеро-воуковской культуры

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artur Popov

Chief Technical Оfficer (тех. директор)

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

где вы видели CTO который программирует? это динозавры какие-то, статья ни о чем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеевич

Сейчас таких с руками отрывают, ведь они всем нужны. 

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Это значит что компании нужен не CTO, а скорее всего просто лид.

Хотя... Чисто для поднятия тонуса бодрости у сотрудника - можно его и CTO назначить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Shmyax

Ну ведь проще бухать, вместо учебы, торчать вместо лаб, а потом втюхивать такую дичь прибуханому hr, чтобы попасть в обойму 😂😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Serg Ignatov

Эта статья ваше резюме?)

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai
 Сегодня я хочу рассказать, почему CTO нового поколения больше не может оставаться исключительно техническим специалистом и почему старший инженер в компании не всегда подходит на эту роль.

Хватит придумывать и искажать смыслы. CTO никогда не был исключительно техническим специалистом, но всегда был и есть специалистом с техническим бекграундом (чистый менеджер не годится на эту роль, если он только не проработал в отрасли 20+ лет)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Danilov

Со статьей согласен, очень верные и правильные требования. Это если не придираться и переслать харасить.
Но есть один аргумент, вы пишете

>Досконально разбираться в бизнес-задачах и процессах на всех уровнях компании, не только в техническом департаменте.

Это уже супермен, зачем тогда другие сотрудники нужны, всякие там CPO, CFO, HRD, COO ?
Вы описали CEO с техническими бекграундом)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Plyonkin
>Performetry, data science платформы анализа продуктивности команд.

XSOLLA одобряет.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

Chief Technical Officer — представитель топ-менеджмента компании (помимо английской аббревиатуры, можно встретить название «технический директор»
(многим не понятно... кто это такой)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

На хабре надо было писать

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

В школьном возрасте я думал по-коммунистическому, что должен учить только то, что пригодится в жизни. Я сразу отмел литературу, иностранные и русский языки, гуманитарные науки, труды и так далее. Но когда я стал руководителем, то понял, что руководитель должен уметь и знать многое. И кодить тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
silentcastlevania

У гугла нет CTO.

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

https://www.linkedin.com/in/ben-mccormack/ ну ну, а это кто?

Ответить
Развернуть ветку
silentcastlevania

Technical Director, Office of the CTO в **Google Cloud**. Про OCTO: https://blog.google/products/google-cloud/octo-google-clouds-two-way-innovation-street/

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

А причём здесь станции тех обслуживания? 😆😆😆

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kiselev

Потрясающие выводы! Оказывается СТО это менеджер, а не технический специалист, и ему надо общаться с людьми! Сенсация и откровение ;)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Степанов

Во второй части автор раскроет, что же такое СТО? Очень заинтриговал текст, простите. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey KeyRoot

Статья - вода. В высоких сферах, где с ходу знают что-такое СТО, наверное, способна произвести впечатление. Но здесь, где побольше приземленных технарей, - сомнительно. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander D

Моя внутренняя Ванга подсказывает, что данная статья не найдёт поддержки, а её автор(ша?) не имеет ничего общего с настоящими инженерами.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Правдин

Господи, да платите как в американских стартапах для начала, что бы ссылаться, что сейчас деньги не достаточный мотиватор, у нас в регионах сеньер может 80к получать, когда цена на всемирном рынке 400к. У нас СТО в 80% это вчерашние джуны у которых язык, как на базаре. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Одинцов

Агась, а потом как всегда;
СТО, нам необходимо реализовать бла бла бла, сроки, бюджет и ресурсы какие надо?
СТО: "30 минут воды" и бла бла бла 
Я: так, 30 лямов хватит?
СТО: "снова 30 минут бла бла бла"
Идешь к ген диру, с фразой: надо сделать вот такую фигню, у СТО лапки, у меня  есть 2 команды сделают за месяц, т.е. минимум пол года до пилота, себестоимость 30 лямов, сверху еще 20 получим. Беремся?
ГД: делай. СТО позови.

Дальше обычно 30 минут мотивации и бизнесс тренинга, после чего СТО на неделю погружается в процессы и вспоминает что от него требуется

Ответить
Развернуть ветку
Vovan

У вас сферическая компания в вакууме. И есть только 2 кандидата на роль СТО: технарь без управленческого опыта и менеджер без технического опыта, кого вы выберете?

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда