{"id":7301,"title":"\u041e\u0431\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7301&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305673-korotko-stat-it-nastavnikom-v-yandeks-praktikume&placeBit=1&hash=5591e8d5fc363bbaa8a8e7b0d32c598ff61e6e85d92efa116d2239cd70682d9f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Unicorn Search

Персонализированный подход или применение ИИ в кадровых процессах: как оставаться эффективными

Проверенных и безошибочных алгоритмов, которые гарантируют успешное закрытие вакансий, не существует. Стандартные концепции найма больше не приносят желаемый результат.

Современный мир требует гибких решений и новых форматов, многие специалисты считают, что применение технологий искусственного интеллекта ускорит кадровые процессы, но так ли это на самом деле? Дарья Баркова, соосновательница рекрутингового центра Unicorn Search, и Роман Доронин, CEO группы компаний EORA, специализирующейся на машинном обучении, рассказывают об изменениях в IT-рекрутинге, а также о преимуществах и недостатках высоких технологий.

Как меняются подходы к кадровым процессам

С каждым годом человечество потребляет и генерирует колоссальное количество информации: по данным Network World, к 2025 году количество мировых данных достигнет отметки в 175 зеттабайт, годовой прирост составит 61%. Автоматизация стремительно поглощает все сферы, и IT-рекрутинг не исключение. Высококонкурентный рынок стимулирует внедрение технологий машинного обучения: анализа данных, процессинга естественного языка и компьютерного зрения. Рекрутинг — трудоемкий и энергозатратный процесс. Крупные корпорации инвестируют в него не только время, но и средства — тогда анализ данных открывает широкий спектр возможностей, начиная от аналитики ключевых компетенций до формирования кадрового резерва.

Крупные игроки, такие как «Ростелеком», «Сбербанк», «Тинькофф», Х5 Retail Group, с энтузиазмом используют новые инструменты, поскольку нуждаются в найме массового персонала. Но такой подход эффективен только для больших корпораций и окупается при поиске специалистов широкого профиля, а не топ-менеджеров.

Google и Facebook уже давно используют все преимущества работы с Big Data: они постоянно проводят исследования поведения потребителей, их привычек, потребностей, составляют Customer Journey Maps, карты пользовательского опыта. С помощью новых технологий в Google выяснили, что сложные задачи на собеседовании не гарантируют дальнейшую эффективность, поэтому исключили ненужные фазы интервью.

Профессионалы осуществляют подбор сотрудников в индивидуальном режиме: для каждого клиента предлагаются нестандартные решения. С одной стороны, такая методика дает более точный результат, с другой — персонализированный подход занимает больше времени и не соответствует масштабным задачам.

Возможности технологий ИИ

Технологии машинного обучения позволяют подойти к вопросу целостно: проанализировать время на административные задачи, спрогнозировать выгорание и многое другое. Многие корпорации используют собственную базу данных и HR-аналитику в качестве вводной информации для технологий анализа данных, чтобы потом получить более точный результат. Системы предиктивной аналитики ускорят ручную сортировку и определят лучших соискателей.

Масштабы возможностей могут не только поражать, но озадачивать и даже пугать. Вы видите только вершину айсберга, очень часто технологии позволяют проследить невидимые на первый взгляд связи и выявить неочевидные закономерности, которые иногда удивляют и самих разработчиков. Такие модели машинного обучения прогнозируют увольнение сотрудников, определяют отношение к работодателям, снижают показатели общей текучки и даже предотвращают выгорание. HR-менеджеры же получают своевременные сигналы для оперативной реакции.

Персонализированный подход в IT-рекрутинге

При первичном взаимодействии с клиентом, важно детально выяснить не только список требований к будущему сотруднику, но и определить корпоративную культуру компании, ее ценности, роль кандидата в ней, а также личностные характеристики руководителя будущего сотрудника. Такой подход поможет составить идеальный портрет кандидата. Если клиент ищет разработчика в небольшой стартап, IT-рекрутер понимает, что нужен человек, готовый к ненормированному графику, нестабильности и риску, поскольку компания только находится в поиске масштабируемой бизнес-модели.

Зачастую проблема заключается в том, что заказчик не может выделить ключевые компетенции: клиент ищет идеального сотрудника, но это требует больших временных ресурсов. При поиске массового персонала отличные помощники — чат-боты, которые помогут автоматизировать процесс обработки откликов, проведут анкетирование, назначат собеседование, структурируют информацию и избавят от рутины.

Заданные алгоритмы и набор сценариев могут отличаться, но сам процесс взаимодействия с пользователем одинаков. Такой способ первичного скрининга позволит нивелировать человеческий фактор и сэкономит время для задач, требующих личной коммуникации или творческого подхода. Чат-боты можно адаптировать к поиску IT-специалистов, но в большинстве случаев технология работает не очень хорошо, хотя часть тестового задания можно добавить в сам бот.

В персонализированный подход также входит изучение всей доступной информации о разработчике — важно посмотреть конференции, в которых он принимал участие, прочитать его статьи и написать адресное письмо. Кандидат должен чувствовать, заинтересованность именно в нем, понимать какую ценность он представляет. Разработчики нещадно отклоняют большинство предложений о сотрудничестве, поскольку устали от ботов и спама.

Как привлечь и удержать внимание релевантного кандидата

В первое время Unicorn Search привлекала внештатных авторов и копирайтеров, которые могли создать цепляющий «продающий» текст вакансии, поскольку основная проблема объявлений — отсутствие конкретики и размытые требования. Первый абзац — это важный контакт с соискателем, он служит для «продажи» должности и компании, поэтому важно отразить культуру организации, выйти на целевую аудиторию и привлечь нужного кандидата. IT-рынок это не территория рекрутера — он полностью принадлежит кандидату, поэтому следует выделиться из потока вакансий, избегая канцеляризмов и продумав вводную часть. Лучше написать «поддержка сайтов компании на 1С-Битрикс», чем «работа над новым проектом», формулировка «молодая и амбициозная команда» также будет иметь противоположный эффект. Информационный шум, которым пестрят многие объявления, не только не способствует «продаже», а в большей степени затрудняет ее, поскольку вакансии сливаются в сплошной поток.

Не так давно была произведена новая технологическая революция в области обработки естественного языка — модель GPT-3, которая способна писать стихи и эссе, вести диалог, переводить тексты. Сбер решил доработать технологию и представил русскоязычные трансформерные модели ruGPT-3 Large и ruGPT-3 XL: большие корпорации могут использовать нейросеть, например, для генерации заголовков, дообучив модель на своих примерах. В IT-рекрутинге данные модели можно использовать для генерации описания вакансии и для любых текстов, все, что нужно — дать программе «затравку», т.е. незаконченную фразу, которую нейросеть дополнит.

Также многие IT-компании сокращают количество этапов собеседования и отказываются от тестового задания — опытные разработчики не готовы проходить многоэтапное интервью. Быстрая воронка найма — наиболее оптимальное решение при взаимодействии с разработчиком, особенно для малоизвестных компаний или стартапов: два или три этапа собеседования будет достаточно для компетентного рекрутера, а побеседовать с нанимающим техническим специалистом программист сможет непосредственно на интервью.

Робот-рекрутер: миф или реальность

По данным McKinsey (Global Survey on AI), 50% респондентов сообщили, что в их компаниях внедрили технологии искусственного интеллекта как минимум в один из бизнес-процессов. Компания Stafory на основе анализа данных и обработки естественного языка (NLP) разработала робота-рекрутера Веру, которая сокращает время на поиск сотрудников в 10 раз. Виртуальный робот отбирает кандидатов на профильных сайтах и находит подходящие резюме: в качестве входящих данных используются заявленные требования работодателя в вакансии. Виртуальный помощник полноценно проводит интервью: отобрать подходящих кандидатов, звонит им, отслеживает динамику разговора и эмоции, а также отвечает на простые вопросы.

Изначально создатели сервиса планировали работать с рекрутерами-фрилансерами — стать неким агрегатором массового подбора персонала, но бизнес-модель оказалась невыгодной и нежизнеспособной. На данный момент виртуального робота оценили в «МТС», «Ростелеком», «М.видео», IKEA. По подсчетам специалистов, только для компании «МТС» сервис провел около 100 видео-интервью, проанализировав 5 000 резюме.

Перспективы развития технологий ИИ

Согласно TAdviser и исследованиям консалтинговой компании Research and Markets, рынок аналитики больших данных в 2019 году составлял $41,85 млрд, по прогнозам специалистов, в период с 2020 по 2028 год, при средней тенденции роста в 11,9% он приблизится к отметке в $115,13 млрд. Пока автоматизация не может полностью заменить ручной труд из-за погрешностей и недоработок — рекомендательные системы берут на себя 80% рутинных бизнес-процессов, но окончательное решение всегда принимает человек. Соискатель всегда отличит живого человека от робота: многие респонденты утверждали, что при разговоре с виртуальным помощником чувствуют безразличие работодателя.

Еще одна проблема — рекрутер не всегда понимает логику технологий ИИ и работу их алгоритмов, некоторые процессы могут быть выстроены криво. В этом случае рекрутер не сможет аргументированно объяснить, почему компания остановила свой выбор на другом кандидате.

Также следует учитывать специфику рынка — в некоторых профессиях использование технических решений неуместно. Оставаться безучастным к новым технологиям не получится: Big Data, Data Science и Machine Learning развиваются в геометрической прогрессии, но полной автоматизации достигнуть пока не получится. На наш взгляд, максимально эффективным будет комбинированный подход к найму.

{ "author_name": "Unicorn Search", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 6, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 297780, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 25 Sep 2021 17:43:58 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Сегодня в канале Cyber Tree появилась офигенная цитата: 

Восстание машин: не взрыв, но всхлип

Восстание машин уже случилось, но мы его проспали. Не боевые роботы с шестиствольными пулеметами, а машинные алгоритмы, ИИ принимают решения, как нам жить.

Им поручено следить за тем, что нам смотреть и читать в интернете, а чего лучше не видеть. Они банят нас в соцсетях за высказывания и картинки, не соответствующие норме, которую неизвестно кто, когда и в чьих интересах установил.

Дополняют их многочисленные боты, которые общаются с людьми, накручивают трафик и генерируют контент. И в последние годы их стало так много, что уже не особо понятно, кому теперь принадлежит интернет.

В 2013 в YouTube произошла так называемая "инверсия" - объем трафика, сгененированного ботами, накручивающими просмотры, перевалил за половину всего трафика соцсети.

В 2016 году аналитики Imperva подсчитали, что интернет-боты владеют "контрольным пакетом интернета" - на них приходится 52% всего интернет-трафика, и с тех пор их количество только выросло.

В итоге сложилась ситуация, при которой алгоритмы, отвечающие за блокировку подозрительного трафика, все чаще стали блокировать людей, остающихся в меньшинстве, с их аномальным для нормальных ботов поведением,

Так что, можно констатировать, что идея интернета умерла.
А мы еще нет. 

4

Алгоритмы Гугла просто заранее перешли на сторону победителей)

2

Да нет никакой революции. У кого больше денег - то и правит балом. Это ещё до роботов было и после них будет.

1

"... роботы всё чаще стали блокировать людей, остающихся в меньшинстве, с их аномальным для нормальных ботов поведением". 

))) Хорошо сказано! 👍

0

ждем ИИ по написанию "проходных" резюме

вообще это уже попахивает ксенофобией.

компания указывает в вакансии требования и если кандидат им соответствует его должны рассматривать.

Система же класификации подразумевает, что будет учитываться значительно больше факторов, чем заявленно в вакансии включая персональные особенности кандидата включая возраст, пол, социальное положение и т.д.

3

Комментарий удален

Читать все 5 комментариев
Никто, кроме нас: TalkBank стал единственной российской компанией, вошедшей в глобальный рейтинг AIFinTech100

Глобальный рейтинг AIFinTech100 ежегодно публикует список самых инновационных поставщиков решений в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения для решения проблем финансового сектора. Россию представляла финтех-платформа TalkBank — единственная российская компания, попавшая в список 100 самых технологичных компаний со всего мира.

Оставил вещь в «Яндекс.Такси» — её отказались вернуть

07.10.2021 случайно оставил зарядный кейс для наушников в такси, заказанное в приложении «Яндекс.Такси». После обнаружения пропажи, позвонил водителю, на что он ответил, что находится на заказе и не может разговаривать.

Налоговый манифест креативных индустрий

В рамках «Недель российского бизнеса» прошел Форум по креативным индустриям и интеллектуальной собственности, на котором заместитель генерального директора «Газпром-медиа» Юлия Голубева сформулировала, при каких условиях может развиваться креативное предпринимательство в России.

Брендинг в fintech late 2021: от милых иллюстраций до премиальных 3D

Пока вы читаете эту статью, скорее всего, в мире родится еще один финтех. И чем больше их становится, тем важнее им отличаться друг от друга и разговаривать с клиентами не только на языке цифр, но и эмоций. Какие визуальные решения для этого используют финансовые продукты — мы решили выяснить и рассказать вам в этой статье.

Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Статьи редакции

88% кликов на неё поддельные, поэтому ключевое обещание программатика привлечь исключительно заинтересованную аудиторию — уже само по себе мошенничество. Почему рекламным агентствам невыгодно с этим бороться и что делают компании — рассказал профессор маркетинга Скотт Гэллоуэй.

Сравнение расходов на неалгоритмическую рекламу (белый) и «программатик» (чёрный) в США с 2011-го по 2021 год Emarketer & Digital Citizens Alliance
Запуск без денег и раскрутка через TikTok: как устроен магазин корейской косметики с выручкой 40 млн рублей за полгода Статьи редакции

Рассказывает Наталья Мичкаева, которая занялась продажей косметики, пока простаивал её канцелярский магазин.

Команда Hey Babes!
Куда утекли кадры?

Как сообщает издание “Коммерсантъ”, российские ретейлеры столкнулись с проблемой острой нехватки фронт-персонала. Причиной тому стал ряд обстоятельств, в том числе, массовый отток трудовых мигрантов и переход кадров в рынок онлайн-торговли.

Кошелек скажет спасибо: зачем банки заводят подкасты, а люди их слушают

Подкастинг – очень молодой (сам термин вошел в оборот в 2004 году с подачи британского журналиста), но стремительно развивающийся рынок. Его перспективы быстро оценили и в банках.

Меняем жизнь с ArchTech!
История инфографики в России: 2010 → 2021 год

Как в России появилась инфографика и что с ней стало за 10 лет. Рассказываем через призму развития нашего агентства.

Разворот из пятого выпуска «Инфографики». Чтобы понять, что здесь происходит, читателю нужно вчитываться и внимательно рассматривать каждый кусочек. Инфографика тут выполняет роль декорации, а не упрощает считывание информации
null