Wildberries: как новые KPI становятся рисками для HR-репутации

15 сентября сотрудники Wildberries создали петицию с требованием пересмотреть новую систему мотивации и ввести график перерывов. За две недели обращение набрало порядка 40 тысяч подписей, а сами работники заявили о возможности забастовки. Давайте разберемся, как вводить KPI так, чтобы не превратить их в HR-скандал.

Небольшая предыстория: 1 июля 2021 года маркетплейс ввел новую систему оплаты труда и мотивации для сотрудников пунктов самовывоза. Ключевое значение в ней имеет скорость приемки товара: чем быстрее обрабатываются позиции, тем выше оплата труда.

Работников новые KPI не устроили. Основная претензия — слишком высокие требования, переработки и неравномерное поступление заказов. Как пишут в петиции, сотрудник часто одновременно выполняет функции кассира и кладовщика. В результате в зарплатах за август часть людей недосчиталась десятков тысяч рублей.

Стоит отдать должное WB: он не отказался от ответов и сдержанно прокомментировал конфликт. Маркетплейс сообщил, что большинство менеджеров ПВЗ получили повышенную премию. А кто работает медленно — тот и получает меньше.

Возникает интересная ситуация. C одной стороны, крупные бренды несут впереди себя тимбилдинг, онбординг и корпоративную культуру. С другой, HR-репутация по-прежнему разбивается о жесткую бетонную стену финансовой мотивации. Все по заветам пирамиды потребностей Маслоу.

Забастовки не редкость для российских компаний. Несколько примеров:

2021 год. Появились сообщения о забастовке членов экипажей «Аэрофлота». Причина — большая нагрузка и низкие ставки. Авиакомпания в результате повысила зарплату бортпроводникам.

2020 год. Курьеры Delivery Club устроили забастовку с требованием изменить систему мотивации. Компания пересмотрела назначение штрафов и запланировала ограничить вес заказов из продуктовых магазинов.

2019 год. Курьеры Ozon объявили забастовку в ответ на сбои в расчете вознаграждений. Маркетплейс признал претензии и погасил долг.

Бренды сталкиваются с ситуацией, когда оптимизировать бизнес необходимо, но это встречает яростное сопротивление коллектива. Можно не реагировать, но это чревато ухудшением репутации, низкими рейтингами работодателя и сложностями с набором штата в будущем. Большая текучка не приносила пользы еще ни одному бизнесу. Какие есть репутационные риски ввода новых KPI:

· Сложности с адаптацией сотрудников – «старожилов».

· Сложная атмосфера в коллективе: люди склонны воспринимать в штыки все новое.

· Рост числа увольнений и отрицательные отзывы в сети.

· Возникновение волны негатива. Как только инфоповод выходит в публичное поле, погасить конфликт в пользу работодателя намного сложнее.

· Стресс-тест для пресс-службы. Нужно выработать четкую позицию по управлению репутацией в интернете и транслировать ее в СМИ.

Нет, от ввода KPI отказываться не нужно. Однако можно свести репутационные потери к минимуму. Общие рекомендации для компаний, как это сделать:

· Выбрать период «тишины», когда в организации нет глобальных изменений или она не мелькает в заголовках СМИ. В случае с WB, еще не остывшего после информационных баталий с Visa, это был не самый удобный момент.

· Найти компромисс между оптимизацией и реализуемостью системы мотивации.

· Протестировать KPI на пилотных группах сотрудников в несколько этапов и выявить недочеты.

· Запустить систему постепенно: пока одни сотрудники будут противиться, другие успеют адаптироваться. Негатив перестанет расти, как снежный ком.

· Провести мониторинг репутации в интернете. Чтобы объявить забастовку, необходима кооперация. Важно находить недовольных активистов и гасить конфликты с отдельными группами.

· Не отказываться от комментариев и выходить на диалог, даже когда инфоповод стал вирусным.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Васильев

HR-репутации WB среди it-специалистов и так на дне.(последнее место в рейтинге работодателей на хабр карьере, хуже РЖД) Теперь и сотрудников ПВЗ щемить начали

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Рейтинг на хабре скрыт, комментарии отключены.
Я думаю,после той истории нанимать им приходится с диким оверпрайсом

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисеев

Если KPI составлен таким образом, чтобы максимальные показатели достичь невозможно даже в теории, то он будет работать ровно до тех пор, пока сотрудника устраивает размер ЗП.

Ответить
Развернуть ветку
Demaster

У нас офигенное трудовое законодательство, а по факту рабовладельчески строй. Почему не пользуется никто? Стоит трём работникам организовать профсоюз и все! Все трудовые вопросы через него, суды обычно занимают сторону работника. Я это говорю со стороны работодателя когда-то столкнулся , три человека организовали профсоюз, написали коллективный договор, я отказался подписывать, они жалобу в трудовую инспекцию и прокуратуру. Трудовая и прокуратура с проверкой объясните почему отказываетесь почему нарушаете ,законом не запрещены профсоюзные организации. Я говорю там прописано что увольнения только через профсоюз и много ещё чего с санкции профсоюза. они мне это все законно. В итоге подписал и геморрою огреб. Отчего же все возмущение заканчивается письмом в интернете. Жизнь война- суицид дезертирство!!!

Ответить
Развернуть ветку
Рекорд Надоев

Профсоюзы у нас в стране разрешены законом, но запрещены крупным бизнесом.
Сделать из трёх человек в конторе общей численностью 50 человек можно, пожалуйста.
В конторах 10000+ сотрудников как правило уже зарегистрирован свой профсоюз (жёны отвественных работников как правило), который ничем не занимается.
Попробуете создать свой, нормальный... ну хорошо, если просто уволят.

Ответить
Развернуть ветку
Demaster

Вот как раз у нас был карманный профсоюз, законом не запрещено несколько профсоюзных организаций

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда