{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Онбординг в вашей компании: чек-лист для пошаговой интеграции сотрудника

Привет! Меня зовут Владислав, я руководитель WikiWorks – онлайн-сервиса для адаптации, обучения и мотивации сотрудников.

Делюсь опытом и рассказываю, как превратить нового сотрудника в лояльного и эффективного члена команды. План поможет не потерять нового сотрудника, познакомить его с компанией и постепенно погрузить в работу.

Ключевые роли в онбординге

Процесс онбординга в рамках испытательного срока состоит из 5 этапов. В каждом – свои участники со своей зоной ответственности:

  • эйчар – внутренний специалист по персоналу, который управляет процессом онбординга
  • адаптатор – коллега нового сотрудника, который помогает ему интегрироваться в компанию
  • наставник – коллега нового сотрудника (чаще всего, ведущий, более опытный специалист), который помогает ему эффективно выполнять рабочие задачи
  • руководитель – непосредственный руководитель компании, который получает отчеты, беседует 1:1 и принимает решения в рамках работы с самим сотрудником

Начало онбординга: 0 день

Онбординг начинается еще на этапе рекрутинга. Вы должны подготовить сотрудника, снабдить нужной информацией и подготовить коллег к его приходу.

Эйчар:

  • Отправляет сотруднику необходимую информацию

А именно: адрес компании, информацию о парковках рядом с офисом, описание дресс-кода, время прихода в первый рабочий день, контакты встречающего, нужные документы для трудоустройства, точки общепита поблизости, фото офиса, соцсети компании и список программ, которые компания использует в работе.

  • Назначает адаптатора

Зачастую им становится эйчар, партнер или коллега нового сотрудника. Основная функция адаптатора – помогать ориентироваться в компании: например, объяснить, к кому и по какому вопросу обратиться и где получить доступы.

  • Отправляет информацию о выходе нового сотрудника в его отдел

Отдел, куда выйдет сотрудник, с помощью АХО-шника или офис-менеджера готовит для него рабочее место. По итогу сотрудник попадает в подготовленную для него среду: это делает предсказуемым первый день его работы и снимает лишние переживания.

Вас готовили к началу работы еще до выхода?
Да, полностью
Частично подготовили
Вообще нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Знакомство с компанией: 1 день

В тот момент, когда сотрудник попадает к вам офис впервые, нужно познакомить его с коллегами, оформить и снабдить всем необходимым для работы.

Эйчар:

  • Подсказывает, где посмотреть список коллег
  • Объясняет кадровые детали: уточняет график работы, отвечает на вопросы про отпуск и ДМС
  • Оформляет трудоустройство
  • Отдает первичные задачи на заполнение документов

Эйчар серьезно облегчит себе жизнь, если будет держать списки коллег в одном месте: так новому сотруднику не придется путать коллег, запоминать их по полгода и уточнять информацию у эйчара с адаптатором. Список сотрудников с контактами можно хранить в WikiWorks – онлайн-платформе для онбординга.

Адаптатор:

  • Прикрепляет наставника, который будет помогать новичку в работе
  • Выдает доступы к корпоративным сервисам
  • Знакомит с коллегами

Уделите отдельное внимание знакомству сотрудника с коллективом. Это часто упускают, хотя знакомство – важная часть онбординга, которая укрепляет HR-бренд и отражает культуру компании.

Руководитель:

  • Объясняет сотруднику свои ожидания по выполнению задач и требуемый результат
  • Определяет KPI в рамках испытательного срока
  • Дает базовую информацию об основных бизнес-процессах компании

Сотрудник, который знает цель своей деятельности, планируемый результат и свое место в компании, будет работать эффективней. Рекомендую даже самому занятому руководителю организации проводить такие получасовые беседы с ключевыми сотрудниками: например, с командой центрального офиса. При всей занятости я всегда выделяю хотя бы 15-20 минут на общение с новым сотрудником – это и правда снимает тревожность и помогает понять, "бьемся" ли мы друг с другом.

Генрик Мкртчян, СЕО агентства веб-разработки Кодеры

Если же штат компании исчисляется тысячами людей, с новыми сотрудниками будет беседовать линейный руководитель.

Погружение в деятельность: 1 неделя

Здесь сотрудник вступает в игру и погружается в рабочие обязанности. Предупреждаю, у него будет много вопросов. Общая задача всех, кто участвует в процессе онбординга – оперативно, подробно и внятно ответить на них.

Эйчар:

  • Финализирует и утверждает процесс онбординга
  • Составляет список задач для каждого участника процесса онбординга
  • Отправляет ссылки на необходимую информацию: регламенты, инструкции, документы

Повторюсь – если делать это вручную и не автоматизировать процесс, эйчар сломается на третьем сотруднике. В компаниях с отлаженным процессом онбординга корпоративную информацию держат в базе знаний. Крупные корпорации разрабатывают свою собственную, маленькие пользуются сторонними ресурсами. Вновь советую WikiWorks – это удобная площадка, чтобы хранить регламенты, рабочие инструкции и нужные документы. Эйчару останется просто отправить сотруднику ссылку на них.

Адаптатор и наставник:

  • Собирают обратную связь, отвечают на вопросы
  • Обеспечивают дополнительной информацией о внутренних процессах
  • Оказывают поддержку для эффективного выполнения рабочих задач

Если не интересоваться делами сотрудника и отпустить его в свободное плавание, все проблемы он будет носить в себе. Помните: важно делать регулярные срезы по его работе, спрашивать о сложностях и оценивать качество коммуникации с коллегами. Большинство проблем можно решить за один короткий разговор, и вы должны быть его инициатором.

Руководитель:

  • Проводит интервью 1:1, сверяет взаимные ожидания
  • Собирает обратную связь, отвечает на вопросы
  • Планирует индивидуальную траекторию развития в компании

Обратите внимание на интервью в формате 1:1 – важный шаг, который многие пропускают. Это может быть короткий диалог на обеде или запланированный 10-минутный звонок, но он должен состояться. Такая беседа – сильный инструмент для развития и построения доверительных отношений в работе, который нужно использовать каждую неделю.

В рамках интервью 1:1 сотрудник и руководитель:

  • сверяют взаимные ожидания

Ваши ожидания живут только в вашей голове, если вы не озвучиваете их другим. Сотрудник должен озвучить, чего ждет от руководителя, и наоборот. Новичок, который носит ожидания в себе, довольно скоро обманывается в них, расстраивается и уходит.

  • узнают, как на самом деле обстоят дела

На вопрос “Как дела?” сотрудник должен дать развернутый и понятный ответ. Заботится об этом руководитель, который раскрывает сотрудника и выясняет, комфортно ли ему, нет ли сложностей и что можно улучшить.

  • определяют успехи

У нового сотрудника есть KPI – цель на испытательный срок. Чтобы он действительно достиг этой цели, нужно сверять часы – узнавать, как далеко он сейчас от выполнения плана и почему.

Перед тем, как назначить такую встречу, определите повестку, чтобы сотрудник не волновался и точно знал, что вы планируете обсуждать.

Оценка адаптации: 1 месяц

Здесь сотрудник погружается в деятельность компании, может показать первые результаты своей работы и получает более реалистичное представление о своих карьерных возможностях.

Задача эйчара – организовать промежуточный опрос с коллегами нового сотрудника, адаптатором и руководством. Цель опроса – выяснить, нет ли у новенького проблем, связанных с корпоратом: все ли доступы он получил, нет ли проблем с оформлением, смог ли оформить себе место на парковке. Нужно выяснить, как прошли первые этапы онбординга, есть ли у сотрудника успехи и как он в целом прижился в коллективе.

Адаптатор:

  • Проводит анализ работ по адаптации сотрудника

Все люди разные: один уже освоил больше, а у другого до сих пор остались белые пятна. Чтобы вы смогли сформировать индивидуальный план онбординга и вовремя его корректировать, надо провести анализ работ по адаптации.

Руководитель:

  • Получает отчеты по выполненным задачам
  • Проводит интервью 1:1, чтобы откалибровать ожидания
  • Получает результаты опроса по адаптации сотрудника

Месяц – это срок, в рамках которого можно делать первые выводы и корректировать действия нового сотрудника. Это полезно: если какие-то задачи подвисают, можно сразу выявить проблемы в коммуникации или недостаточную информированность сотрудника. Кроме того, результаты опроса сразу дадут понять, какие критические уязвимости появились в процессе онбординга, и вовремя их устранить.

Завершение испытательного срока: 3 месяц

Заключительный этап и конец испытательного срока. Здесь вы подводите итоги онбординга, оцениваете эффективность и качество выполненных работ, а также определяете прогресс адаптации сотрудника в новом коллективе. Цель этапа – принять решение относительно нового сотрудника и создать план его развития / вхождения в должность с индивидуальными рекомендациями.

Адаптатор:

  • Организует опрос 360° про сотрудника
  • Корректирует процесс онбординга
  • Отправляет руководителю финальный отчет

Опрос 360° (360 performance review – обзор качества работы) сегодня используют свыше 90% компаний из Fortune 500, чтобы оценить компетенции сотрудников. В ходе опроса подчиненные и коллеги нового сотрудника рассказывают, хорош ли он в работе и насколько подходит на должность. Результат похож на NPS – индекс удовлетворенности клиента, только опрос 360° вы проводите внутри компании. Проводить его долго и дорого, но оно того стоит. На основании результатов эйчар корректирует процесс онбординга и оценивает самого сотрудника.

Руководитель:

  • Получает отчет по выполненным задачам
  • Проводит интервью 1:1, финализирует взаимные ожидания
  • Получает финальный отчет

На этом этапе онбординга дальнейший процесс строится на обратной связи от всех участников процесса, а также на финальной корректировке взаимных ожиданий сотрудника и руководителя.

После прохождения всех этапов онбординга нужно оценить его эффективность. В заключение эйчар составляет для руководителя финальный отчет.

В финальный отчет входит:

  • информация о том, как сотрудник прошел все этапы онбординга
  • результаты онбординга
  • подведение итогов по новому сотруднику + рекомендации по процессу онбординга

Как автоматизировать процесс онбординга

Процесс онбординга можно частично автоматизировать и сильно упростить. Чтобы облегчить себе выполнение задач (и неважно, кто вы – эйчар, руководитель, адаптатор или наставник), рекомендую пользоваться этими инструментами:

Все контрольные точки процесса онбординга лучше сразу планировать в календаре: рекомендую использовать общий Google Календарь, который интегрируется с вашими контактами, почтой и облачным диском.

Документацию, регламенты и доступы к внутренним сервисам лучше хранить в одном месте. Чтобы не полагаться на папки, бумажки и свою память, можно пользоваться облачными платформами. Для этой цели мы сами сделали WikiWorks – онлайн-сервис по онбордингу, адаптации и обучению сотрудников. Помимо всего перечисленного, там даже можно обучать сотрудников и проверять их знания с помощью тестов.

Обучение выручает, когда у нового сотрудника на работе есть свободное время (а поначалу оно точно есть). Так он не будет нервничать и сидеть просто так

Фиксировать цели и обратную связь от сотрудника на испытательный период, ваши действия в рамках онбординга и прочие задачи стоит в таск-менеджере. Так вы ничего не забудете, сможете отслеживать динамику выполнения и понимать, кто и где испытывает сложности. Trello позволяет отслеживать, на каком этапе онбординга находятся сотрудники, и составлять чек-листы с задачами для работника и адаптатора. Здесь же можно назначить ответственных и указывать сроки.

Для рабочих коммуникаций, включая общение в рамках онбординга, удобней завести единую площадку, где ответственные за процесс смогут решать вопросы и собирать обратную связь в одном канале. Для этого подходит корпоративный мессенджер Slack, в котором можно создавать каналы под разные группы сотрудников.

Проводите онбординг правильно: этот гайд поможет построить ясную систему адаптации сотрудников, снизить текучесть кадров и повысить лояльность у новоприбывших.

Спасибо, что прочитали! Этот гайд – выжимка, которую я собрал, исходя из своего опыта, опыта сильных HRD-коллег и клиентов. Буду рад, если поделитесь в комментариях – как вас адаптировали в новой компании? И да, welcome по любым вопросам :)

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Максим Шелюто

Отличная статья, доступно, понятно, все по полочкам) Вносит ясность для новых сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Тутушин
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
QUICK 24

Владислав, спасибо за статью! А мы обучаем своих сотрудников) Т.е. сначала они проходят бесплатное обучение, причем серьезное и полное, а потом могут решить: пойти на работу к нам или уйти в свободное плавание. Как итог, собрали сильную и супер-лояльную команду.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Тутушин
Автор

Вы молодцы! А что у вас за предприятие? Знаю, что Даблби делали такую историю, но у них обучение было бесплатным только при условии дальнейшего трудоустройства. Нет – 60 или 80к)

Ответить
Развернуть ветку
QUICK 24

Ведем селлеров на маркетплейсах, помогаем им продавать) Т.е. почти всегда нужны технические специалисты и менеджеры по маркетплейсам. На рынке дефицит, поэтому только так решили эту проблему

Ответить
Развернуть ветку
Вера Пугачева

Очень круто конечно, но никогда не сталкивалась с онбордингом по всем правилам, а жаль...

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Тутушин
Автор

Мало кто сталкивался, на самом деле) Но по-хорошему новому сотруднику должно быть максимально комфортно

Ответить
Развернуть ветку
Вера Пугачева

полностью согласна)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Beleva

Помню самую крутую свою адаптацию. Когда стала работать руководителем по маркетингу в латвийском центре диетологии, меня первым делом саму посадили на программу, хотя я занимаюсь спортом и лишнего веса у меня нет. Как итог: за пару дней перезнакомилась со всеми – от горничных до массажистов и тренеров и побыла в теле клиента. Ну и кайфанула, конечно)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Тутушин
Автор

Это прям здорово. Кто б так адаптировал))

Ответить
Развернуть ветку
Testograf

На Тестографе есть отличный шаблон опроса по онбордингу - https://www.testograf.ru/ru/blog/onboarding-survey-template

Ответить
Развернуть ветку
Lyudmila Lisnyak

Отличная статья! Велосипед не изобретен, но очень здорово все структурировали

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Кучинская

На мой взгляд размыта оказалась роль наставника, его по сути заменил адаптатор, хоты в начале четко написано, что он помогает освоиться и этакий "справочник", а по итогу он и проводит оценку и анализирует степень овладения знаниями. Это роли наставника, но точно не адаптатора

Ответить
Развернуть ветку
Тоже хочу

Сами то живы еще?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда