Принцип «Всё смотрю», часть 1

Дисклеймер. Я подметил принцип, которым, как мне кажется, пользуются многие руководители проектов, продуктов, компаний. Решил записать своё наблюдение в виде наглого утверждения — мол, вот так вот всё устроено! — чтобы дать уважаемым читателям материал для обсуждения и узнать их мнение.

Поэтому приглашаю написать в комментариях, что вы думаете.

Виктор Палыч Говоров «Антибиотик», х/ф «Бандитский Петербург»

Стереотипный образ руководителя: серьёзный дядя или серьёзная тётя в костюме за большим столом принимает важные решения на совещании. Реальные руководители такое, конечно, тоже делают, но мне кажется, что довольно редко. Гораздо чаще хорошие руководители заняты непрезентабельной и весьма тяжёлой работой — они собственноручно следят за работой сотрудников, агрегатов, конвейеров, за финансовыми потоками, за соблюдением стандартов, короче — вообще за всей системой, за которую отвечают. Если свести всё к «тупому правилу», руководители применяют принцип «всё смотрю».

Зачем им это? А дело в том, что без постоянного контроля, проверок и в целом присмотра вообще за всем, система деградирует и в конечном счёте развалится. Люди начнут отступать от стандартов, станок погонит брак, поддержка начнёт хамить клиентам, крутыши станут работать налево или на себя. И... всё, капут.

Я даже имею наглость утверждать, что руководитель, которые не смотрит всё, не руководит. Либо кто-то другой делает это за него, либо всё просто плывёт по течению как сами знаете что.

Ну, окей, допустим, нужно всё смотреть. Но это же бред! В настоящих системах сотни и тысячи мест, за которыми нужен присмотр, — это невозможно охватить! Естественно, я не утверждаю, что хороший руководитель буквально смотрит всё своими глазами, но я утверждаю, что он так всё организовывает, что эффект получается такой, будто действительно он смотрит всё. А делает он это с помощью трёх компонентов: 1) метрик, 2) удобного интерфейса доступа к метрикам, 3) ритмичного процесса проверки.

Метрики: за чем смотрим

Итак, если вы хотите за всем смотреть (а вы должны хотеть :-), первым делом нужно понять, на какие показатели смотреть. Универсальных наборов я предложить не могу, очень уж всё зависит от вашего продукта, но вот несколько примеров.

Руководитель мебельной сети Хоф Михаил Кучмент рассказывает, что контролирует 200 бизнес-показателей (13:25):

Бигмани. Михаил Кучемент. Квантовый скачок бизнеса Хоф в кризис

«Король сырков» Б. Ю. Александров следит за цехами, рабочими, процессами, чистотой, качеством, выкладкой в магазинах. И это только то, что показано в интервью (2:55):

Герои РБК. Борис Александров о бизнесе «короля сырков»

А Виктор Палыч Говоров по кличке «Антибиотик» довольствуется ежевечерним докладом (0:42):

Фрагмент х/ф «Бандитский Петербург»

Искусство руководителя состоит в том, чтобы выбрать минимальный набор метрик, который позволит смотреть за всем и не сдохнуть от информационной перегрузки. Из ТРИЗа мы знаем, что идеальный набор метрик вообще не должен существовать, но его функция должна выполняться — это идеал, к которому должен стремиться руководитель.

Если уважаемым читателям будет интересно, в следующих частях напишу об интерфейсе доступа к метрикам и о ритме их «смотрения».

0
29 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
toverovskiy
Автор

Про делегирование у меня есть глава в книге. Правда в платной версии. Там секрет простой: делегирование почти механический чеклист!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Хан

К сожалению, должен констатировать, что это болезнь распространенная. Если в пятницу я выдал зарплату рабочим в цехе с расчетом на то, что они в пятницу же напьются, в субботу продолжат, а в воскресенье лишь опохмелятся))),то я всё равно ошибся! Потому, что в понедельник они все становятся примерными семьянинами (в отличии о своих жен)))-это шутка) и им надо вести ребенка в поликлинику, на какой-нибудь экзамен, у них появляется много домашних и неотложных дел. У меня по началу бизнеса на второй год, после выданной получки посреди недели, было такое, что я опоздав немного на работу, зайдя в темный цех, где у меня работали 40 человек я застал лишь одного в дальнем углу у батареи вдрызг пьяного!))) Я подумал - Ну, хоть у одного душа о производстве болит )))) Мотивация была, среднюю зарплату держал всегда выше по аналогичным производствам, за переработки всегда оплачивал в увеличенном размере. Есть много категорий людей, с которыми я столкнулся - алкаши, воры, уголовники, любители азартных игр, просто лоботрясы, ... Ведь в цехе мало работает людей с высшим филологическим и даже техническим образованием )) Вся эта "кухня" хорошо прописана в книге Дж.Лоуренса Питера "Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось". Поэтому руководитель малого предприятия - это батька Махно, который следит за всем, всеми и устанавливает правила и порядки, и конечно же, решает все семейные и домашние проблемы каждого своего работника! Некоторые из коллег, но не я, называют себя пастухом, а работников - ... ., которые без пастуха разбредаются и творят что угодно. Совещания у меня были каждое утро с каждой бригадой персонально в цехе под грохот и сверкание сварки, где выслушивались все пожелания и по работе, и личные на текущий день и на завтра. Как правило, здесь и принимались решения.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Так ты сам набрал алкашей, чего ты ждал ещё от них? 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хан

Что значит набрал? ))))) А по твоему в сварочной копоти бегут работать все эстеты с музыкальным образованием? ))) Не только алкашей, я ведь указал выше - уголовников, ... Для формирования костяка нужно было время и отбор.

Ответить
Развернуть ветку
toverovskiy
Автор

Ааа, так это даже не про делегирование, а про слабомотивированные кадры. Такая глава есть тоже! Один из разворотов на картинке. Книга электронная, вот она:
https://bureau.ru/projects/book-fff/

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

Куета, разгружать нужно людей, а не обьяснять васе почему он ебошит за троих.

Ответить
Развернуть ветку
toverovskiy
Автор

Сам Вася безвольный раб?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lena *

Возможно боссу "правильность" метрик кто-то внушил. Мне кажется(тоже по опыту, а он вещь субъективная), босс должен понимать суть таких вещей. И или правильно подходить к их выбору, или уметь скорректировать.
Такие случаи часто выливаются в нескончаемую текучку. А босс пытается найти очередного "коуча", который решит эту проблему..)) Плохой босс, короче, не стратег.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lena *

А Вы не рассматриваете вариант, что у них просто нет(низкая) мотивации? Почему филонят? Или что-то не устраивает, и высиживают время. Или им нет дела до работы. Форс-мажоры в расчёт не берём.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Хан

Так кто же мешает им создать эту мотивацию? У меня менеджеры по продажам "рвали" заказы друг перед другом и даже сами у себя! Чего я в открытую совсем не одобрял в беседах, но не пресекал в делах, чтобы не сбивать "кураж". Зато не было забытых и "пущенных на самотек" заказчиков. А филонят лишь тогда, когда просвета не видят никакого кроме оклада и нагибалова, о "сдельной" оплате результатов, превышающей оклад понятия не имеют.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Федянин
сотрудники расслаблялись из-за отсутствия контроля

Может и не прав, не буду утверждать, но мне кажется, дело в самих людях. Если сам человек не заинтересован работать работу хорошо, то даже при внешнем контроле он умудрится сделать всё плохо

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Если есть метрики, то рано или поздно работники начинают подгонять работу под метрики.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Тогда метрики не решают заявленных проблем: «поддержка начнёт хамить клиентам, крутыши станут работать налево или на себя». Метрики поддержки по случаям хамства? Крутыши выполняют свой KPI за 4 часа и дальше работают на себя - что тут выявили метрики?

Хотелось бы продолжения. А то пока что голимый ITIL выглядит более научным и охватывающим более широкие слои.

Ответить
Развернуть ветку
Причинно-следственная связь

"Метрики поддержки по случаям хамства?" - да. В чем проблема?
"Крутыши выполняют свой KPI за 4 часа и дальше работают на себя" - если KPI устраивает работодателя(количество/качество), то пусть "крутыши" работают на себя в остальное время (если это не несет убытки работодателю) или в инсте/фейсбуке/однокласниках/бухают сидят, какая разница?

Ответить
Развернуть ветку
RK

Классный был мужик Б.Ю., русский Вилли Вонка
Хочу у него работать дегустатором Б.Ю. Александров
жаль что я гуманитарий,
зато могу красочно описать вкус

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васин

Набор метрик зависит от скорости реагирования на изменения бизнеса, участников команды и стадии развития бизнеса.

В целом, это большая работа, которая будет состоять из следующих этапов:

1. Аудит метрик
Уточняем на этом этапе, что уже смотрим и на что хотим смотреть.

2. Классификация метрик по пирамиде
Наиболее универсальная пирамида будет:
- Бизнес метрики
- Финансовые/экономические метрики
- Метрики продукта
- Метрики взаимодействия с продуктом

3. Связи между метриками
На уровне умозрительных предположений ищем связи.

4. Обзор метрик
На основе текущего опыта и методологии Lean Analytics

5. Изучение метрик
На базовом уровне: распределение случайных велечин, соотношение метрик с рузьтатами следований

6. Проверка метрик
Проверка на жизнеспособность, на основе статистики и экспериментов

7. Построение дашборда.
Дизайн и отрисовка

Далее можно искать например точки роста, через анализ валовой прибыли и окупаемости мобильного приложения.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил _

На моей памяти ни одна падла не прислушивалась к отзывам на гугл плее у тех приложений которыми я пользовался.
Офигеть народ угарает, игнорят на маркетах просьбы пользователей, но дрочат на всякие метрики. 🤦‍♂️ Потом удивляются почему роста нет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анжелика Межецкая

Спасибо за статью! Возможно, только стоит уточнить, что Б.Ю. Александров уже не занимается данным проектом, но, безусловно, в своё время внёс существенный вклад.

Ответить
Развернуть ветку
toverovskiy
Автор

Он никакими проектами уже не занимается как бы, к сожалению. Для заметки вроде это не принципиально — примеру это не вредит

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Есть такая фигня, что руководитель, это не надзиратель, а ответственное лицо. И деградация происходит не из-за отсутствия надзора, а из-за отсутствия установленных норм производства.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Не вижу связи. Иначе, наличие милиции было бы залогом отсутствия преступлений. Но зато, кодекс и есть та норма, выполнение которой является показателем. Но результатом труда является что-то материальное, поэтому поддается измерению.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

или из-за проблем с кадрами, когда на должность руководителя назначают не по уровню интеллекта и опыту, а благодаря протекции и связям

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

"не сдохнуть от информационной перегрузки" - это да!

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда