Что советуют опытные руководители начинающим и тем, кто хочет сделать карьеру
Летом мы провели опрос среди подписчиков нашей рассылки. Задали восемь важных вопросов о работе, карьере и саморазвитии. Получили 185 ответов от людей, которые либо сейчас занимают руководящие посты, либо были руководителями в прошлом.
Некоторые признания и советы нас удивили и снова подтвердили, что нет единого рецепта профессионального благополучия. Но мы все равно решили поделиться результатами.
Эта статья будет полезна тем, кто только привыкает к роли начальника и находится в поиске профессиональных ориентиров. Подойдет она и тем, кто решил уйти в самостоятельное плавание и начать свое дело. Вы только задумались, в какую сферу пойти, каких экспертов послушать и какую книгу прочесть перед сном, а мы уже собрали для вас дельные рекомендации.
Как правильно выбрать профессию
Первый вопрос, который мы задали нашим подписчикам, касался выбора профессии. Ведь это ключевой пункт в карьере, точка отсчета для будущих профессиональных успехов. Обычно этот сложный для многих вопрос возникает уже после школы, когда предстоит поступление в вуз.
Но иногда бывает, что выбор затягивается: юноши уходят в армию или решают взять паузу, потому что не чувствуют к чему-то склонности. Как выяснилось, больше половины опрошенных (56%) прислушивались к своему сердцу при выборе будущей профессии, остальные оценивали финансовые и карьерные перспективы.
Интересно, какие профессии выбрали наши подписчики и хотели бы они что-то поменять? Рассказываем. Оказалось, что многих все устраивает. А работают люди, которые получают полезную рассылку Мегаплана, в самых разных областях: от журналистики и IT-сферы до строительной отрасли и космической инженерии.
Есть и такие люди, которые хотели бы поменять профессию, но считают, что уже поздно. Кардинально что-то менять в зрелом возрасте действительно сложно, но все-таки можно и даже полезно. Поэтому вооружайтесь нашими советами и находите деятельность, которая будет приносить вам и удовольствие, и доход.
Как вести себя после повышения
Поговорим о том, как должен действовать сотрудник, дождавшись повышения или перейдя на руководящую должность в новый коллектив. Почти половина наших подписчиков (47%) считает, что, когда вас повышают, первым делом нужно рассказать подчиненным о своих планах и приоритетах в работе.
На новом месте тоже лучше сначала наладить с сотрудниками коммуникацию, а уже потом продумывать план действий и делегировать ряд задач подходящим для этого работникам. Однако 35% опрошенных, напротив, уверены, что необходимо сначала разобраться с собственными задачами, которые предстоит решать на новом месте, и только потом ближе знакомиться с коллективом.
К тому же не у всех оправдались финансовые ожидания. Некоторым оказалось сложнее управлять людьми, чем просто выполнять определенный круг обязанностей. Конечно же, среди наших подписчиков есть и счастливые успешные руководители. Один из них рассказал, что на новой должности он получил больше свободы в принимаемых решениях и наконец смог реализовать себя в роли начальника.
Где набираться опыта
Если вас повысили, а у вас пока нет соответствующего опыта, нужно чем-то или кем-то вдохновляться, чтобы реализовать себя на новом месте. Около 15% наших подписчиков считают, что нужно брать пример с бывшего шефа. Более 20% копируют известных предпринимателей. Примерно столько же людей обращались за помощью к консультантам. И почти четверть участников опроса полагает, что на новой работе стоит руководствоваться собственным чутьем.
Многие предложили свои варианты. Среди популярных рекомендаций — чтение специализированной литературы. Также советуют прислушиваться к своим подчиненным, непрерывно учиться и искать мудрого наставника. А вот новые знания лучше всего, по мнению участников опроса, брать из книг (38%) или получать, посещая специализированные курсы (32%) и конференции (16%). При этом многие написали нам, что хорошо бы использовать все источники сразу, но при этом важно учиться фильтровать поступающую информацию.
Какие книги читать
Мы попросили вас назвать любимые книги или авторов. В результате опроса выявились два абсолютных фаворита: книги «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки и «45 татуировок менеджера» Максима Батырева. Также в ответах вы неоднократно вспоминали Дейла Карнеги.
Наши подписчики, кроме книг, из профессионального интереса читают деловую прессу, а также получают информацию в специализированных группах и на каналах в соцсетях. Среди часто упоминаемых СМИ можно выделить «Коммерсантъ», «Ведомости», РБК, CNews, а также такие сайты, как vc.ru и habr.com. Что приятно, многие из вас отметили блог Мегаплана как источник полезных знаний и идей.
Как не ударить в грязь лицом
Начинающие руководители, как выяснилось, совершают одни и те же ошибки. Во-первых, попадая на руководящий пост, многие убеждены, что некоторые задачи лучше, проще и быстрее по-прежнему выполнить самостоятельно, вместо того чтобы делегировать сотрудникам.
В итоге новоиспеченный менеджер все делает сам, не делегируя задачи подчиненным. Бывают и обратные ситуации, когда новый шеф вообще не погружается в детали работы, перекладывая всю ответственность на подчиненных. Однако перед вышестоящим руководством отвечать придется в итоге не сотрудникам, а именно руководителю.
Еще одна типичная ошибка новичков в менеджменте — пытаться все контролировать. Сотрудники оказываются под колпаком, а сам начальник тоже не может расслабиться и сконцентрироваться на основных задачах. Нередко новоиспеченные руководители пытаются также подружиться с коллективом и поднять боевой дух. При этом босс хвалит подчиненных, а на их ошибки закрывает глаза. В итоге сотрудники не развиваются.
Нужно ли быть экспертом
Что любопытно, почти половина наших подписчиков считает, что, находясь на посту главы компании, совершенно необязательно самому быть экспертом в том, чем она занимается. Гораздо важнее показатели предприятия. Они, по мнению 48% участников опроса, и демонстрируют уровень компетентности директора. Впрочем, встречалось и мнение, что все зависит от ситуации.
Мы попросили назвать уважаемых отраслевых экспертов. Так как наши подписчики работают в самых разных сферах, то и имена были самые разные. Перечислять все мы не будем. Но, что интересно, кто-то вспомнил Иосифа Сталина и отметил Владимира Путина.
Также некоторые решили не называть конкретных имен, зато перечислили качества, которые могут свидетельствовать о том, что перед вами эксперт. Среди таких качеств, например, умение собирать хорошую команду и идти в ногу со временем. Кроме того, вы написали, что цените тех, кто достигает финансового результата, а также предпринимателей self-made.
А еще мы попросили назвать людей, которые повлияли на участника опроса как на профессионала. И снова десятки ответов. Впрочем, многие снова решили не называть конкретных фамилий, а сообщили, что вдохновлялись своими руководителями. Также некоторые назвали родителей. А кто-то набивал собственные шишки и считает, что это тоже полезно:
Нужно ли руководителю быть в соцсетях
Мнения разделились: большинство (60%) считают, что вести личный аккаунт в социальных сетях нужно, если это необходимо для работы. При этом некоторые написали нам, что эту обязанность лучше поручить профессионалу.
Мы также решили узнать, какими мессенджерами и социальными сетями пользуются руководители в повседневной жизни. Как оказалось, почти 60% наших подписчиков предпочитают WhatsApp и Telegram. А вот среди соцсетей
фаворитом оказался Instagram — его назвали 50% опрошенных. Еще 40% отметили, что используют Facebook и почти столько же (39%) VK.
Какие напутствия мы получили
Напоследок мы попросили участников опроса дать советы тем, кто только начинает профессиональный путь. Многие написали, что самое главное — ничего не бояться, но много трудиться и не забывать отдыхать.
Нельзя, по мнению большинства, также откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. А еще всем без исключения советуют постоянно учиться и развиваться. Кроме того, стоит больше слушать свое сердце.
Отдельно хочется выделить еще один комментарий. По словам этого подписчика, важно гореть своим делом и не отступать:
«Сейчас я РОП в IT. Мой путь начался от кальянщика в рваных, потому что единственных, штанах. Когда со смены я шел домой со стертыми в кровь ногами, я не думал о том, что пора остановиться, и шел дальше, пешком до дома голыми ногами по асфальту — просто обувь натирала. И я думал только об одном: „Сейчас мне сложно, больно... Но это закончится. Я перестану есть супы из пакета и куплю штаны. Главное — идти дальше“».
Выкидывавайте на помойку ваших 185 "икспертов", делайте опрос с чистого листа - с другими респондентами.
ps - просмотрел статью наискосок, бОльшей ахинеи я давненько не читал, вы где вообще нашли этих респондентов? Так, постойте, они сами вам "признались", что они занимают руководящие должности - и вы поверили им на слово, или вы делали какой-то background check?
pps - еще раз просмотрел статью, ору. Ну вы же собирались разместить это в категорию юмор, ну правда же? Ну не может же быть, что вы все это серьезно вот собирали, редактировали, и, не моргнув глазом, опубликовали?
А ведь когда-то (при ильяхове, вероятно) мегаплан был эталоном контент маркетинга и я зачитывался вашими рассылками
Eugene, полностью согласен. Когда прочитал про Киосаки обалдел. Это либо выборка не репрезентативная (настолько низкий уровень интеллектуального развития респондентов), либо все очень плохо с руководителями/управленцами. С таким же успехом Пауоло Коэльо можно было указать, как профессиональный ориентир для руководителей.
Статья действительно аналитически очень слабая. Я тоже заметил, что рассылки Мегаплана сильно оскудели на умные мысли. Для меня тоже это единственная рассылка которой я зачитывался и в закладки отправлял, и от которой я не отписываюсь уже 7 лет.
Надеюсь мой комментарий будет воспринят Мегапланом как обратная связь очень лояльного подписчика, а не как огульная критика.
Полезная статья. Спасибо.
Комментарий удален модератором