Бизнес: чемодан без ручки - что это?
Помните загадку: и тащить невмочь – и бросить жалко? Думаете, чемодан без ручки? Это бы еще полбеды. Беда – не в отсутствии ручки. А в том, что набит чемодан старьем, которым никто уже не воспользуется. А ведь тащим, тащим.
Из квартиры в квартиру, с дачи на дачу, с чердака на чердак. Не про нас это? Не похожи мы на своих дедушек да бабушек? А уж менее всего похож на них современный бизнесмен? А если честно?
Люди – они и в бизнесе люди. Вот несколько зарисовок с натуры. Из «чемоданной» жизни бизнесменов. Многие розничные сети выросли когда-то на фундаменте дистрибуторского бизнеса.
Так было и с одной нашей клиентской компанией. Но через какое-то время родное, любимое, давшее начало всему, оптовое детище сделалось громоздким и убыточным, с вялой струйкой торговли, низкой маржой и разрастающимися залежами неликвидов.
Владельцы долго не верили, не хотели взглянуть на ситуацию пристально и непредвзято. А чтобы ничто не кололо глаза, опт был таким образом растворен в рознице и ее управленческом учете, что убытков можно было вроде как и не замечать.
Ни у кого не поднималась рука потрогать оптовое направление, обсчитать его, а уж тем более что-то поменять в нем. Так продолжалось более 4-х лет. Счастливое окончание.
Но настал-таки час расставания с чемоданом! В компанию пожаловал свежий, волевой (и очень любящий порядок в финансах) наемный управляющий.
Убедил владельцев, засучил рукава – и меньше чем за год и ручка к чемодану была приделана, и содержимое обновлено.
Владельцы получили самостоятельный и прозрачный бизнес с понятными финансовыми результатами. Да и облегчен чемоданчик был изрядно: на 70% складской и офисной площади и на 60% сотрудников!
И как ведь все вовремя было сделано: тут как раз и кризис подоспел... Счастливая альтернатива. Мы ни в коем случае не утверждаем, что каждый обречен тащить за собой свои чемоданы.
Есть много прямо противоположных примеров. Кто-то наделен и особым чутьем на устаревающие вещи, и даром без сожалений расставаться с ними.
Одна из дружественных нам компаний имела мощное бизнес-направление на рынке торговли трубами и металлопрокатом. Дела шли замечательно. Результаты колебались от года к году, но никогда не падали в минус.
Однако, как только владелец заметил первые симптомы устойчивого тренда на снижение маржи, он решительно закрыл этот на широкую ногу поставленный и еще прибыльный бизнес.
Вытащил деньги, вытащил кадровую гвардию и перенаправил все это в де- велопмент. Друзья недоумевали. Но прошло несколько лет, и им осталось лишь удивляться прозорливости бизнесмена.
Поставщик без ручки. Лидируя в своем товарном сегменте, торговая компания имела эксклюзивного поставщика стройматериалов.
«Вы такие большие и так много продаете, что мы согласны только вам и по самым низким ценам».
Товар ходовой, хорошего качества, улетал как пирожки. Владельцы радовались удаче и как-то перестали посматривать по сторонам.
Тем временем подросли другие производители, потяжелели кошельки у населения, вырос спрос, и ассортимент компании стал тесен для покупателей.
Конкуренты все громче заявляли о себе и уже предлагали много чего другого. Да и цены их потихоньку снижались, приближаясь к эксклюзивным возможностям наших героев.
Но владельцам так дорог был эксклюзивный контракт, что о других источниках поставок всерьез думать не хотелось.
Рынок стремительно рос, а товарооборот компании держался на том же уровне. Когда же и мощности поставщика выросли вместе с рынком, сбытовые возможности компании перестали устраивать его, и эксклюзивные отношения прекратились.
Компания осталась, что называется, у разбитого корыта. Счастливое окончание . Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Отрезвленные случившимся, владельцы стали стремительно наверстывать упущенное. Одновременно с поиском новых каналов поставок были сформулированы четкие правила, касающиеся широты ассортимента и круга необходимых поставщиков со всевозможными страхующими вариантами.
Своего лидерства компания не восстановила, но бизнес был сохранен, его положение на рынке стало прочным и устойчивым.
Другие разновидности чемоданов. Покопавшись в архивах, мы обнаружили там и другие распространен- ные виды бесполезного багажа. Как, скажем, «Подраз- деление без ручки» (потому что не привыкли доверять аутсорсингу, который кое-где не только в разы дешевле, но и надежнее). Или «менеджер без ручки» (потому что уникальный специалист, ветеран компании, да и просто замечательный человек, но никакой не менеджер). Ду- мается, однако, что читатель может дорисовать эти сю- жеты и сам. Нас же более всего обрадует, если каждый просто спросит себя: а что у меня, в моем бизнесе, «без ручки»? Где в хозяйстве притаился хлам? Не требует ли пристального обсчета то, что силой традиции возведено в сан священной коровы?
"оптовое детище сделалось громоздким и убыточным, с вялой струйкой торговли,", "Да и облегчен чемоданчик был изрядно: на 70% складской и офисной площади и на 60% сотрудников!"
И при этом " опт был таким образом растворен в рознице и ее управленческом учете, что убытков можно было вроде как и не замечать."
Это как вообще возможно? Там что, идиоты сидели?
Кстати, не та ли вы компания, которая предложила "гениальное" управленческое решение про собственников, которым стало "скучно"?
А, справедливости ради. Когда я работал советником руководства одной аптечной сети в Приволжье - там тоже был оптовый отдел. И его мне было НИКАК не расформировать, ибо руководитель - сестра одного из собственников.
НО! Да, он был убыточен, но там работало всего 8 человек и все в руководстве понимали про убыточность. Вот просто не хотели закрывать. Ну, хозяин - барин.
А в данном-то случае фишка в чем? Что пришел какой-то управляющий и отурыл колоссальную проблему, которую по какой-то причине годами не замечали?
Где вы таких клиентов берете? Я тоже хочу!
И тут такой котяра с лампой выглядывает.