(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91535427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91535427, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/aJIN', text: 'Повысим продажи с оплатой за результат', button: 'Начнём', color: '#cbe7f6', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Как административное планирование победило демократию в нашем агентстве

История про то, как шипастый кнут оказался эффективнее нежных слов в дрессировке дедлайнов и людей, да вот только пряник в этом деле подействовал куда лучше

Привет! На связи Михаил Дроздов, компания МАКО, а это очередная история о трудовых буднях бутикового performance агентства и нелегком искусстве настройки рабочих процессов. В этот раз взялись за дедлайны предпродажных аудитов, которые, к нашему стыду, мы нередко срывали.

Первые мысли, которые возникли бы у меня, если бы я увидел подобное чтиво – «А нафиг мне это надо? Зачем вы это пишете?» Поэтому я отвечу сразу. То ли мы копнули золотую жилу, то ли нам как-то еще повезло, то ли это какая-то витиеватая стратегия, которая мне непонятна, и никто про нее не рассказывает, чтобы я не слил, но в последние полтора года невозможно не отметить превращения гадкого лебедя от контекстной рекламы в Миг-25: мы даже не успеваем находить в штат толковых ребят под новые проекты, поэтому вынуждены брать в работу не всех клиентов. Не видел бы я все это своими глазами и услышал бы — я б не поверил!

Еще «вчера» мы писали про алый океан, в котором хрен знает, как выживать маленькому агентству без пухлых инвестиций, как пускать себе кровь во время чумы, а тут – бах! – все резко изменилось. Разумеется, это не только удача, а кот MAneki neKO, которого я один почему то вижу в названии агентства, тут тоже не сильно-то помог своей мистической лапкой. Не кошки горшки обжигали… Все это сделали люди.

Наши статьи — это типа ситком, в сериях которого мы показываем, как именно добиваемся тех или иных результатов или обломов без всякой утайки. Может быть это выглядит глупо, может быть даже наивно, но, блин — это работает! Бери, да применяй.

Какие у нас были сложности в дрессировке дедлайнов – в тексте ниже. Получилось или нет – в конце статьи. Но сперва немного вводной и очень полезной информации.

Про МАКО

Интернет-агентству MAKO более 5 лет. Мы закрываем маркетинговые задачи 62 клиентов, 75% клиентского портфеля – контекстная реклама с оплатой за KPI, 10% — SEO и 15% — таргет. Входной бюджет от 200К/мес. Обращения клиентов мы получаем инструментами контент-маркетинга и силами платного продвижения публикаций на VC. Для этого мы пишем кейсы и экспертные статьи. Иногда очень откровенные. Но так как они все про контекстную рекламу, то 10 из 10 обратившихся в агентство хотят сперва получить именно эту услугу, а SEO и таргет становятся частью performance стратегии сразу, либо апсейлятся отдельными услугами позже.

Про наши особенности и УТП

Наше главное УТП – в компании все умные. Серьезно. Я – единственное исключение, потому что для копирайтерской работы большого ума не нужно. Сиди, да пиши…

Летом я уже писал, что в МАКО набираются сотрудники только после хороших ВУЗов, прохождения нескольких этапов тестирования и неподдельного интереса развиваться в той отрасли, которую мы представляем. Шквал критики был нереальным, что вынудило осмыслить происходящее под другим ракурсом: сперва снизить планочку требований, расширить зону поиска на всю Россию, а потом и вовсе отказаться от набора стажеров. Оказалось, что за МКАДом действительно предостаточно хороших специалистов с опытом, радиация не превышает норму, каннибализм на уровне Санкт-Петербурга, да и ВУЗы приличные тоже присутствуют. Мы расширились и не собираемся останавливаться. Всем спасибо за мнение! Не устаю благодарить.

Наше второе УТП – оплата за выполненные KPI. Это не значит, как подумает ушлый коммерсант, что мы работаем без комиссии вообще, а платят нам только с объема заказов. Нет. Есть небольшая комиссия за средний (читай текущий) результат, а вот превышение его оплачивается отдельным чеком. Какой именно KPI – выбирает клиент: объем лидов, цена лида, ДРР, доход, ROI… да что угодно, лишь бы это можно было измерить. Мы в любом случае подскажем.

Из первого и второго УТП происходит эманация особенностей агентства:

- У нас очень подробные и вдумчивые аудиты, которые нужны в первую очередь нам. Чтобы оценить вероятную прибыль, необходимо понимать, как именно мы ее получим и какими путями достигнем результат с клиентскими РК.
Клиент получает скорее визуализацию аналитического и визионерского умственного труда, в котором медиаплан с цифрами – его квинтэссенция, а не выдуманная левой пяткой аудитора информация, которую необходимо вносить в договор и счет.

- Мы не берем проекты без накопленной статистики. Точнее берем, если клиент изначально понимает, что это значит для его финансового будущего, но очень редко и не c оплатой за KPI. Подкопим стату – велком на Олимп.

- Мы честные, искренние, светлые люди, которые за пять лет не потеряли интерес к тому делу, которым занимаемся. Наоборот — нас прет.

Про демократию

Наше агентство за 5 лет прошло 2 стадии и сейчас находятся на третьей.

Первая стадия – автократия. Компания строилась вокруг одного предприимчивого пассионария с большим запасом личной энергии, поэтому процессы были выстроены так, как это происходит в кровеносной системе. Пока сердце стучит – система работает.

Через несколько лет компании стало нужно расти, произошел неприятный случай с отвалом крупного клиента и спецов стало сложнее удержать в рамках организации небольшим рублем и лайтовой деспотией. Форма управления сменилась на демократическую. Идеологией же стал либерализм. Специалисты стали сами определять, как им удобнее работать, какие должны быть дедлайны, с чего они будут зарабатывать, что есть совесть и ответственность. Контроль снизился до минимума, результативность резко подскочила, а в воздухе запахло свежими идеями, смелыми гипотезами и креативом.

Но сейчас, после очередного взлета и среза данных по эффективности работы мы поняли, что что-то идет не так. Надо разбираться.

Но сперва еще немного предыстории

Картинка из статьи по ссылке. Она мне очень нравится

Я уже писал вот тут, что в МАКО около года не было продавцов кроме самих собственников, потому что:

а) Отдел продаж был в лютом минусе — один договор обходился компании в космические суммы. Договоров было мало. Кого-то уволили, кто-то уволился.

б) Мы не смогли построить отдел холодных продаж. Все же это достаточно жесткая система, а как я писал выше — у нас процветал либерализм.

в) С прямой контекстной рекламы приходили клиенты с маленьким бюджетом.

г) Поток входящих обращений с контент-маркетинга вполне могли обработать и собственники. Мы тогда не понимали, каким именно должен быть этот контент, в каком объеме, где размещен и как его раскручивать. Не знали, что читатель должен ассоциировать себя с кем то из рассказанной истории, чтобы ему зашел даже кейс о контекстной рекламе. Но мы разобрались. Кол-во обращений стало в 2-3 раза выше, качество лучше, входные бюджеты больше.

В марте мы наняли директора по продажам, все лето конверсия обращений в договора была шикарная( как нам казалось), но к осени ощутимо провисла.

В сентябре в компании появился директор клиентского сервиса, и он стал разбираться в причинах снижения конверсии.

Причина и…

Разбираться долго не пришлось, так как у нас не так уж много обращений для анализа и гипотез. Цикл сделки осыпался на проектах, в которых затягивались сроки проведения аудита и подготовки КП. В МАКО этот срок — 5 дней. По рынку в среднем 2-3, потому что чаще всего аудит вообще не делают, либо ведется шапочная проверка рекламного кабинета по чек-листу. Сегодня, предположим, поступила заявка, клиент брифуется, дает гостевые доступы и если загрузки у pre-sale менеджера нет, то он делает КП с медиапланом в тот же день за час-два, или, если нагрузка присутствует, то на следующий. Прирост показателей в большинстве случаев – фантазия и средняя температура по больнице. Как это происходит можно почитать тут. Этот парень за 13 лет 7 агентств сменил, и он знает о чем говорит.

В МАКО не так. Стратегию, технический и аналитический аудиты делает сам специалист, который будет работать с проектом. Он же его защищает перед клиентом. От достижения спрогнозированных в предложении KPI сильно зависит доход спеца, а так как кол-во проектов на одного контекстника ограничено, то ему нет смысла лукавить и завышать прогноз. Скорее есть смысл признаться, что он не сможет увеличить показатели так, как этого хочет клиент, чтобы получить на анализ другого потенциального клиента.

Проекты передаются на подготовку КП в порядке очереди. 5 рабочих дней – это много. Откуда тогда просрочки? Тем более, что 5 дней – это срок с большим запасом. На подготовку КП требуется 1,5-2 дня реального времени, а все остальное — срок на закрытие текущих задач и ментальную подготовку.

… Причины

Чтобы детально проанализировать проблему мы разобрали три случая:

1) В первом у клиента был бюджет 2+ миллиона, но три сайта, и, соответственно, три рекламных кабинета. Так как каждый сайт и кабинет – это отдельный аудит, то и времени на его подготовку требуется в 3 раза больше. Получается, что в данном случае виноват продавец, потому что неверно оценил срок необходимых работ. К слову, с этим клиентом мы начали сотрудничать.

2) Во-втором случае специалист, который должен был сделать аудит уже был нагружен проектами с большими бюджетами. Большие бюджеты – это не только большая ответственность, но и много срочных задач. Разумеется, он поставил в приоритет текущих клиентов, а не новых, поэтому приступил к выполнению аудита по факту их закрытия, а именно за день до дедлайна, и не справился.

3) В третьем случае все еще проще. Специалист уже не раз срывал дедлайны, в связи с этим оброс «железной кожей» и угрызения совести его совсем не мучали. Ну, просрочил и просрочил… не впервой.

Ошибка планирования

Если с первым случаем все понятно, то причина второго и третьего не в том, что у нас работают лентяи, а в когнитивном искажении — «ошибка планирования». Этот термин предложен психологами Даниилом Канеманом и Амосом Тверски в лохматом 1979 оду. Искажение связано с излишним оптимизмом и недооценкой времени, требуемого для выполнения задачи. Это именно искажение, потому что человек как бы временно забывает о прошлом опыте и затраченном на его получении времени, и ему кажется, что ща он как возьмется, как возьмется – ух! — и за пару часов все сделает, хотя на точно такую же задачу в прошлом он потратил 2 человеко-дня.

Выводы и решения

Разобравшись, где именно у нас провал и почему, были предложены несколько вариантов решения проблемы:
1. Учитывать загрузку спецов и объем аудита. Например, в начале месяца, когда идет подготовка подробных отчетов за месяц по всем проектам, сроки на аудит/КП явно должны быть больше.

2. Сократить срок выполнения подготовки коммерческого предложения с 5и до 2х дней( для аудитора, а не для клиента), чтобы аудитор не откладывал задачу на потом и не оценивал неверно затрачиваемое на задачу время, а саму задачу разбить на несколько этапов: технический аудит, аналитический аудит, стратегия, оформление КП. И по каждой части ставить внутренние ДДЛ.

3. Разбивать части аудита между свободными спецами.

4. Упростить аудиты, чтобы тратить на них меньше времени

Пункт 3 мы отбросили сразу, так как такая попытка уже была, и она ни к чему хорошему не привела. Начало страдать качество аналитической части в КП, так как без понимания технической начинки сложно прогнозировать рост за счёт оптимизации.

Пункт 4 отбросили после получения обратной связи от клиентов. Мы спросили, какая часть в аудитах их зацепила больше всего перед принятием решения о заключении договора, чтобы понимать, от чего конкретно отказываться. Большинство клиентов сказали, аудит – это наша фишка, и что по сравнению с конкурентами у нас было самое интересное, вдумчивое, аналитически продуманное и ништячное предложение. И именно аудит в большинстве случаев был решающим при выборе подрядчика. Не какая-то его часть, а целиком. Так что этот вариант — в топку.

В итоге остановились на первых 2 пунктах. Первый пункт решается ручным администрированием переданных на аудит проектов, чем мы и занялись, а вот как заставить спецов выполнять работу в укороченные сроки и без просрочек – большой вопрос. Самое очевидное решение – штрафы.

Кнут или штрафы

Сейчас с люди с большим запасом силы воли, которые все же смогли дочитать до этого места, скажут, что штрафы это что-то ужасное, но я на своем опыте отмечу, что не было еще такого сильного стимула, который бы заставил меня делать что-то правильно, как угроза моему доходу. Можно тысячу билбордов на дороге расставить с предупреждением «водитель, тебя ждут дома», но это не принудит большинство сбросить скорость или не выпивать за рулем. А штрафы и вероятность лишения прав стимулируют ого-го! Но я человек другого века. Может быть в этом причина.

И да, мы ввели пробно штрафы за просрочку. Небольшие такие укольчики в кошелек, но все же. Через две недели замерили результат и хоть он оказался несколько лучше, чем был до введения санкций, но точно не стоит того, чтобы показывать его в цифрах. Мы даже отметили некоторый противовес, когда старожилы компании принципиально забивали болт.

Вывод: такая стратегия именно в нашем агентстве не работает. Тем, кому влепили позорный горчичник, были тут же помилованы. Аллилуйя!

Пряник или бонус

Так как один из главных мотиваторов для человека – это похвала, признание и поощрение, было решено провести конкурс за выполнение ДДЛ. За соблюдение ДДЛ каждой части аудита начислять бонусы, за срыв сроков на день — минусовать, за выполнение задачи на 1 день раньше – удваивать бонусы за этот этап.

По итогу первого месяца подвели итоги, подсчитали баллы, и выбрали 2 победителей, которые набрали максимальное количество бонусов.

Встал следующий вопрос: как лучше наградить победителей? Деньгами просто, удобно и универсально, но хотелось как-то и нематериально выделить, например, брендированным подарком, чтобы еще и лояльность к компании увеличить. Провели опрос среди сотрудников и выяснили, что 10 из условных 10человек предпочитают старую, добрую денежную премию, а все эти сертификаты в летуали, на фитнес и брендированные побрякушки нафиг никому не вперлись.

Если я напишу, что это быстро решило все наши проблемы, то это будет обман. Те, кто был менее нагружен, тот больше уделял времени работе с CRM и выполнению задач в срок, и потому получил бонус.

Но уже со второго месяца, когда конкурс был объявлен бессрочным, а призы определены и выданы, все-все как-то очень резко зашевелились и стали очень пунктуальными. В конкурсе нового месяца победили уже другие сотрудники. Всем захотелось пряника.

Ура, работает!

Итоги принуждения через премирование

К чему же привели изменения наших внутренних процессов в подготовке аудитов/КП?

Если в июле-первой половине сентября 30% дедлайнов были похерены, то сейчас их всего 5%

Как это повлияло на конверсию аудитов в договора при среднем цикле сделки в 21 день? А вот так:

Июнь 12 аудитов и 4 договора ( конверсия 33,33%)
Июль 15 аудитов и 3 договоров ( конверсия 20%)
Август 16 аудитов и 3 договора ( конверсия 18,75%)
Сентябрь 15 аудитов и 2 договора (конверсия 13,3%)
Октябрь 14 аудитов и 7 договоров ( конверсия 50%)
На 22 ноября уже 13 аудитов и 7 договоров ( конверсия 53, 85%)

Да, не так-то и много, но точно вам могу сказать, что любой из таких проектов, которые мы берем в работу на дороге абсолютли точно не валяется…

Вывод:

Какой вывод тут можно сделать? А очень простой. Бабло победило Зло.
Мы же для себя решили, что штрафы - это прошлый век, и что больше мы никогда не будем использовать такой метод в работе.

Всем спасибо за внимание! Аригато гозаймасу!

МAKO-кейсы на VC

Статьи

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/aJIN', text: 'Повысим продажи с оплатой за результат', button: 'Начнём', color: '#cbe7f6', img: '1ab2e505-fa96-51cc-be70-c38b07e1ab82', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
27 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Какие требования трудового кодекса? Так-то сотрудников стали поощрять за то, что они и так должны делать.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Штрафы типа запрещены по ТК. Но это неточно.

Ответить
Развернуть ветку
максим подольский

Это точно, но если зарплата = оклад + премия,то премию можно не выдать или уменьшить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Если убрать шелуху, получится что вы внезапно (!) поняли что за плохую работу надо наказывать, а за хорошую поощрять. Обалдеть какое открытие, уффф как неожиданно

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ну мне кажется если учесть что человек это понял всего за 5 лет, то наверное это отличный повод рассказать об этом на вс?

Ну а если это элементы контент-маркетинга, аудитория для него вполне ЦА. Возможно будут заказы.

Правда лично я прям потенциальный клиент, мне очень нужно агентство которое умеет работаь с контекстом. Но после прочитанного это агентство сразу занес в черный список. Для меня это как чувак пришел продать мне майбох, но вместо этого рассказывает как он вчера обоссался.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Саша, спасибо за комментарий. Я некоторое время работал в продажах, и мой опыт поспособствовал формированию мнения, что те, у кого действительно есть деньги и потребность, те без лишнего пафоса и потребительского шантажа начинают сотрудничать, а вот те, кто делает иначе, часто обладают только вторым.

Есть такой интересный поведенческий паттерн, когда полная девушка демонстративно бьет себя по заднице, типа " да хрен тебе такая сладость достанется, симпатичный кобелек!". Вот что то подобное я сейчас прочитал в вашем комменте.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

В вашем комменте я прочитал только странные пространные повествования о полных людях, задницах и кобельках. По моим наблюдениям, хорошие продажники так себя не ведут ))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Бабка в засаде, спасибо за комментарий. Видимо потому я и не продажник)

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

А, тогда ок! )))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Да не за что. Видимо в продажах проработали меньше 5 лет? раз не поняли что встречают все же по одежке....

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Больше 5и лет, и я прекрасно понял, что встречают по уровню экспертизы в вопросе, коммерческому предложению отвечающему на боли клиента и задачи бизнеса, разумной стоимости подразумевающей взаимовыгодное сотрудничество, кредиту доверия бренду/продукту/личности, а провожают - да, по уму.

Тоже самое относится и клиенту. Мне все равно как он видит правильный бизнес, как одет, хорош ли лицом, но если он с порога заявляет, что у него чего-то есть, но это не даст, так как кто-то там обоссался вместо предложения майбаха, то никто в своем уме с таким клиентом работать не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Корчагин

Ну хоть не зря скроллил этот поток сознания. По крайней мере, вменяемый коммент.

Ответить
Развернуть ветку
k4tkov

Сертификаты в Летуаль действительно прошлый век.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Теперь мы это знаем точно. С другой стороны, купив сертификат человек себе точно чего-то подарит, а не потратит эти деньги на бытовые нужды. Мне вот сколько не дарили деньги, и все они куда то расходились не туда. Не на подарок

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Jay Green

сертификаты по законам этой страны можно обналичить по номиналу

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Ушлый человек при любом режиме найдет способ найти деньги, но статья совсем не про это

Ответить
Развернуть ветку
k4tkov

Вполне возможно, что у этого человека первичнее сделать зубы папе, а не подарок себе любимому.

Ответить
Развернуть ветку
Маркет СБКгрупп

я удивляюсь. вроде столько всего уже изжёвано про премии и мотивацию. Достаточно зайти в магаз и посмотреть на цены, чтобы понять, что сейчас бабло или мешок картошки будет актуальнее сертификата в летуаль.

Вы про мешок картошке не саркастируйте) Еще чуть чуть, и за него обычные люди будут пахать до зари.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Сейчас бы после хорошо хорошего вуза пойти работать в Агентство МАКО и читать, что тебя наказывать выгоднее, чем хорошо оплачивать 😂

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Честно говоря было сложно собрать команду самодостаточных людей со здоровым чувством юмора, которым все равно, чего я там пишу, но у нас получилось)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Просто я второй или третий раз вижу ваши статьи с трансляцией взаимоотношений с командой и выглядит со стороны неприятно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Дмитрий, я этого не отрицаю. Каждый воспринимает реальность сквозь личную призму мировозрения. Сейчас вы воспринимаете это так.

Когда-то, мне приходилось ездить по 120км в один конец своим ходом, чтобы приставать к людям к торговых центрах со своим предложением. Я ненавидел эту работу, мне она казалось унизительной, но у меня была беременна жена, мне приходилось терпеть. Повзрослев я понял, что не было в этом ничегошенкьки унизительного. Это была просто работа.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Извините, я не психолог, но мне кажется, что у вас есть подсознательные обиды из-за этого.
Просто мне 23 и я не знаю, конечно, сколько вы платите, но из-за таких бы статей не пошел к вам работать точно :)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Дроздов

Вам кажется. Обычно субъективные оценки других людей - проекции наших комплексов. Т.е вы думаете где-то за контуром осознанного мышления " ага, вот если бы я попал в такую ситуацию, если поставить меня на место этого человека, то у меня бы возникли подсознательные обиды". Отсюда и возникают неверные оценочные суждения. Это во-первых.

Во-вторых, к нам не так то просто попасть и вероятность того, что вы носитель нужных нам навыков крайне невелика. Вы еще даже не познали себя в силу возраста. Пошли бы вы - не пошли, это вообще мало решающий фактор. В России 146 миллионов человек. У кого-то точно с самооценкой все ок и его не будет волновать написанное в статье. И это не домыслы какие-то, а я вижу таких людей каждый рабочий день.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда