39 вопросов для успешного найма Скрам-мастера

Привет, я Ира Скрыпник, Скрам-мастер в ManyChat. Я работаю на уровне всей организации, лидирую Agile-подход в масштабе компании.

В ManyChat изменения оргструктуры и бизнес-процессов происходят непрерывно. Скрам-мастера напрямую влияют на изменения в компании: каждый квартал вместе с менеджментом они подбирают структуру продуктовой группы, поддерживающую бизнес-цели, проводят запуски новых систем: эрий, команд.

За год я провела около 40 собеседований, и только один скрам-мастер присоединился к команде. Я знаю, как сложно найти человека, у которого есть и знания, и релевантный опыт, и нужные стратегии мышления для изменений в бизнесе.

В этой статье я расскажу о своем подходе к найму Скрам-мастеров: на какие критерии стоит обратить внимание, какие вопросы помогут проверить соответствие этим критериям. Чтобы они всегда были у вас под рукой, мы собрали их в Notion.

Для кого будет полезна эта статья:

  • Вы HR-специалист или менеджер, который регулярно проводит или собирается проводить собеседования со скрам-мастерами;
  • Вы Скрам-мастер и хотите лучше подготовиться к предстоящему интервью;

Обычно процесс найма в ManyChat состоит из трех этапов: техническое интервью, culture fit, знакомство с командой. В этой статье речь пойдёт о первом из них.

Как я поняла, что мой опыт может быть полезен

Однажды мне в Телеграм пришло сообщение от кандидата, которого мы собеседовали пару месяцев назад.

Стала понятно, что ребята из этих компаний были у меня на собеседовании и позаимствовали вопросы. Значит, в этом есть ценность. А что мы делаем с потенциальной ценностью? Верно — делимся.

Основные критерии при выборе Скрам-мастеров

  • Глубина знаний и опыта;
  • Стратегии мышления;
  • Взрослая позиция, готовность к ответственности.

Скажу честно, убедиться, что кандидат действительно соответствует всем трём критериям за 30-60 минут разговора достаточно сложно, поэтому обычно я провожу интервью в формате блица. Вот несколько правил, которым я следую:

  • Прошу кандидата отвечать коротко. Обычно 2-3 предложений достаточно, чтобы ответить на вопрос. Так мы проверяем умение выделить главное, не вдаваясь в детали;
  • Задаю по 2-3 вопроса для проверки каждого критерия;
  • Смотрю, по каким пунктам больше рисков: пробелов в знаниях, реальном опыте, системности мышления, и задаю вопросы именно к этим пунктам;
  • Сравниваю, насколько реальные знания человека соответствуют его собственной оценке. Я вряд ли позову кандидата на второй этап собеседования, если он говорит, что его уровень системного мышления равен 10, но при этом на вопрос о том, какая системная проблема существует в компании сейчас, начинает рассказывать про недавний конфликт в команде (это не паттерн).
  • После интервью всегда возвращаюсь с обратной связью и рекомендациями вне зависимости от решения.

Вопросы, проверяющие каждый критерий

Глубина знаний и опыта. Начнем с глубины знаний. Первый по очевидности, третий по значимости. Обучиться – легко: тренинги, митапы, книги, менторинг, коммьюнити. Если знаний недостаточно сейчас – это повод для обратной связи, но не для отказа.

Какие знания проверяю:

  • Эмпирический контроль процесса;
  • Понимание, зачем Скрам бизнесу;
  • Понимание, какая связь между элементами Скрама и потребностями бизнеса;
  • Мульти-командный Скрам без привязки к конкретным фреймворкам;
  • Масштабирования, только на основе Скрам гайда;
  • Lean thinking;
  • Теоретические основы самоорганизации.

Вопросы для проверки глубины знаний

Чтобы проверить глубину знаний, я прошу представить кандидата, что он знакомится с предпринимателем на конференции, и предприниматель задает ему следующие вопросы:

1. Зачем нужен Скрам бизнесу?
2. Как нам выстроить оргструктуру, если мы используем Скрам: сколько продуктов, РO, PBL, команд, инкрементов?
3. Как и кто определяет состав команд?
4. Как нам выбрать длину спринта?
5. Зачем вообще нужен спринт?
6. Как связаны спринты и релизы?
7. На Обзоре спринта нет пользователей. Что ты думаешь об этом?
8. За счет чего в Скраме обеспечивается адаптивность, скорость, доставка самого ценного?
9. Если бы Скрам нужно было свести к одному элементу, то что бы это было?

А теперь поговорим про глубину опыта. Этому пункту я уделяю больше внимания. Сколько вы знаете профессионалов вокруг себя, которые много знают, но не могут перейти к действиям? Среди моих коучинговых клиентов одни из самых популярных вопросов – «как начать действовать?».

Часто бывает так, что у Скрам-мастера и тренинги пройдены, и книги прочитаны, но на уровне действий – ничего. Я считаю, что стоимость Скрам-мастера зависит от объема полученного опыта. Смелость, кстати, одна из ценностей Скрама ;)

Вопросы, которые помогут проверить глубину опыта:

10. В чем твоя роль как Скрам-мастера сейчас?
11. На каком уровне тебе удалось поработать: индивидуально, команда, несколько команд, продукт, организация?
12. Какие значимые результаты команды и компании ты присваиваешь себе?
13. Какими своими кейсами ты гордишься?
14. Расскажи про кейс, где ты нарушил правило или ценность Скрам-мастер. Чему тебя это научило?
15. Как выглядит структура компании в которой ты работаешь: сколько РО, сколько PBL, сколько команд? Может ли любая команда брать любой элемент PBL в работу? Кто РО? Что лежит в PBL? Приведи, пожалуйста, пару примеров;
16. К каким изменениям в структуре компании ты причастен?
17. Какой уровень самоорганизации в команде? За счет каких конкретных действий удается его повышать?
18. Назови 3-4 улучшения, которые сделала твоя команда в последние время?
19. Как работаете с техдолгом?
20. Почему ваша компания перешла на Скрам?
21. Какие выгоды получила компания после перехода на Скрам?
22. Расскажи про свой самый большой провал?
23. Какую системную проблему тебе удалось найти и как вы её решили? В чём была твоя роль?

Стратегии мышления. Это ключевой критерий – при подходящих стратегиях мышления человек сможет действовать экологично и результативно практически в любой ситуации. А так как в ManyChat скорость возникновения новых ситуаций и вопросов выше, чем скорость их совместных обсуждений Скрам-мастерами, то системное мышление, критическое мышление и лин-мышление – основа профессиональной Скрам-мастерской работы. Сюда же я отношу саморефлексию, я всегда интересуюсь, где учился кандидат, и как он оценивает свои знания по шкале от 1 до 10: теория Скрама, практика Скрама, фасилитация, коучинг, системное мышление.

Вопросы, которые помогут выявить стратегии мышления:

24. В чём состоит самое большое несоответствие между Скрам Гайдом и имплементацией Скрама на текущем месте работы?
25. Какую системную проблему видишь в компании прямо сейчас?
26. Приведи пример локальной оптимизации в компании, как ты в ней участвовал?
27. Какие ещё компетенции Скрам-мастера у тебя уже сильно развиты? Что планируешь качать в ближайшие полгода и почему?
28. За что ты получаешь зарплату как Скрам-мастер?
29. Вспомни кейс, когда правило Скрама систематически нарушалось в компании, а тебе не удавалось это исправить. Что тебе мешало?
30. Кто для тебя пример идеального Скрам-мастера? Можно использовать пример из кино, литературы, рассказать про человека, которого знаешь лично.

Эмоциональный интеллект, процесс ответственности

События, которые с нами происходят сами по себе не имеют окраски «хорошее» или «плохое». Эти интерпретации мы даем сами, исходя из нашего опыта и актуальных потребностей. В ответ на нашу интерпретацию появляются эмоции, поэтому Cкрам-мастерам важно уметь оценивать события, опираясь на факты, а не на эмоции. Скрам-мастерам, у которых есть навык профессионального коучинга, проще справиться с этой задачей, так как у них есть опыт нахождения в коуч-позиции, которая предполагает беспристрастность.

Вопросы для проявления уровня эмоционального интеллекта и ответственности:

31. Какие способы мотивации команды ты применял?
32. Знаком ли ты с моделью процесса ответственности Кристофера Айвери? Если да, как ты оцениваешь уровень, на котором находятся твои команды, компания и ты сам?
33. Поделись кейсами, когда ты взял и не взял на себя ответственность, почему так произошло?
34. Что может выбить тебя из рабочего состояния?
35. Каким своим решением ты гордишься?
36. Какой у тебя уровень энергии сейчас?
37. Как восполняешь ресурс? Куда сейчас больше всего уходит ресурса?
38. Кто тебя поддерживает: коуч, психотерапевт, ментор, супервизор, бадди, мастермайнд группы, внешние коммьюнити?
39. Что именно ищешь для себя сейчас в позиции Скрам-мастера?

В завершении

Чтобы найти подходящего Скрам-мастера, для начала сформулируйте четкие критерии, которым он должен соответствовать, а затем, уже переходите к поиску вопросов и заданий, которые помогут проверить кандидата на соответствие.

Помните, что сильные вопросы – это только половина успеха, вторая половина – навык активного безоценочного слушания, работа с когнитивными искажениями и умение интерпретировать ответы. Это именно навык, а значит, как и любой навык его можно развить через опыт и обратную связь.

И пусть критерии, вопросы и навыки помогут всем нам найти своих людей.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Илья Дёмин
Коуч, психотерапевт, ментор, супервизор, бадди, мастермайнд группы, внешние коммьюнити, скрам мастер...

О, боже, сколько странных должностей появилось в последнее время. У меня почему-то сразу возникают ассоциации с какими-то "инфоцыганами", которые просто делают работу, которая по факту не приносит пользы и особо никому не нужна. Ну надо же в 2021 году как-то людей занять.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

Появление новых профессий – ответ на потребности рынка. И этот тренд только растет. Вот например, прогноз профессий будущего https://medium.com/swlh/careers-of-the-future-42-new-professions-of-tomorrow-5d3905f8513

К тексту статьи. Здесь перечислены не должности. Это виды помогающих профессий и структур. Давайте разберемся:

Психотерапевт. Психотерапия появилась давно, в XIX веке, но последние 20 лет набирает популярность, особенно в больших городах. Тренд настораживающий. Но если посмотреть на ситуации в мире, становится очевидно, почему именно сейчас возросла потребность в психологическом сопровождении.
Психотерапевт – это профессионал с высшим образованием, сам находящийся в постоянной терапии и обучении.
Терапевт работает с эмоциями, травмами, сложными жизненными ситуациями.

Коуч - человек, работающий по стандартам одной и международных федераций коучинга (Например, ICF, IAC, пр). Коуч работает с целеполаганием, уровнем ресурса, переходом от идей к действиям, достижению результатов.

Ментор – это человек (часто внутри компании или одной индустрии), который имеет большой опыт в конкретном навыке/компетенции. И может передать его "новичку". Например, я провела более 100 разных сессий с фасилитацией, получила опыт, систематизировала его и могу передать тем, кто только начинает.
В отличие от учителя, который дает теорию и отпускает, ментор сопровождает "новичка" во всем цикле обучения (теория-практика-обратная связь-и далее по циклу). Ментор передает "hard skill"

Супервизор - он как и ментор, человек с большим опытом в конкретной компетенции/индустрии. но его фокус "soft skill" и то, как про это думать, он помогает формировать стратегии мышления и осознанавания.
Профессия также не новая, у психотерапевтов обязательным условием практики является регулярная супервизия. Это международный стандарт.

Бадди - это роль, "buddy" - товарищ. Это тот, кто с человеком на равных по опыту, они поддерживают друг друга. Часто это человек, который онбордит новичка, когда тот приходит в компанию. И в новую индустрию. Или начинает остваивать новый навык/компетенцию.
Например, сейчас в ManyChat Скрам-мастера практикуются в системном мышлении. Для этого они выбрали себе бадди, вместе читают "Пятую дисциплину" Питера Сенге, строят causal-loop диаграммы, дают друг другу обратную связь, "подпинывают", когда кто-то забуксовал, завалило другими делами. Это помогает продолжать, когда хочется забить :)

Мастермайнд группы – также структура для поддержки профессионалов в их проектах. У каждого свой проект. Группы помогают не остановиться. Вот здесь можно подробнее узнать https://mastermind-groups.ru/blog

Коммьюнити - это структура, объединяющая людей одной профессии/компетенции из разных компаний для обучения и обмена опытом. "А у вас как? - А у нас в компании по-другому". Она добровольная, саморганизующаяся.
Сейчас у Скрам-мастеров есть сильные коммьюнити в Москве и Санкт-Петербурге. Ребята проводят митапы, участвуют в организации конференций, делают переводы, обмениваются инструментами для работы.

Скрам-мастер – профессионал, обладающий навыками, чтобы помочь бизнесу имплементоривать фреймворк Скрам.
Так как Скрам-мастер ежедневно работает с людьми, командами и чаще всего в направлении поиска и решения проблем, риск выгорания велик. Именно поэтому Скрам-мастеру, как и другим специалистам помогающих профессий, необходима профессиональная поддержка. Чтобы он был здоров и иногда счастлив :)

При этом я разделяю опасения про "инфоциганство" есть предполагать под этим низкий уровень профессионализма. Вижу это так:
потребность в новой профессии – быстрое обучение (курсы, тренинги) – быстрое вхождение в практику – недостаток более опытных профессионалов для поддержки и обучения – практикую как могу.
А, еще и стоимость обучения высокая, так как спрос большой. Значит, возможность учиться – по статьям, видео, коротким курсам.

Я для себя сделала выбор как можно больше передавать опыта и знаний молодым специалистам, чтобы уровень профессионализма рос в индустрии в целом.

Надеюсь, мой ответ помог вам немного разобраться.
Спасибо за комментарий, он открыл важную тему, о которой я продолжаю париться. Пора статью про помогающие профессии писать :)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин

Бред, бред, ещё раз бред.

Коуч работает с целеполаганием, уровнем ресурса, переходом от идей к действиям, достижению результатов.

Что конкретно он делает? Сидит сзади команды и на ушко всем шепчет "у тебя всё получится". Или с утра читает мотивационные цитаты из интернета "ВЫ — МОЩЬ! ВЫ — КОМАНДА! У Вас всё получится!!!!"

Ментор – это человек (часто внутри компании или одной индустрии), который имеет большой опыт в конкретном навыке/компетенции. И может передать его "новичку".

Это просто "Senior Engineer" или "Архитектор". Или Team Lead. Видимо, "ментор" звучит более круто

Супервизор - он как и ментор, человек с большим опытом в конкретной компетенции/индустрии. но его фокус "soft skill" и то, как про это думать, он помогает формировать стратегии мышления и осознанавания.

Очередное "бла-бла-бла". Какая стратегия мышления? Он опять собирает команду по утрам и орёт после Ментора мотивационные цитаты, но уже более близко к предметной области?

Бадди - это роль, "buddy" - товарищ. Это тот, кто с человеком на равных по опыту, они поддерживают друг друга.

Просто коллега, наставник. Кстати, такое было даже в СССР. Просто сейчас это стали называть "бадди", типа модно, ага

Мастермайнд группы – также структура для поддержки профессионалов в их проектах

Очередная ненужная размытая роль

у Скрам-мастеров есть сильные коммьюнити в Москве и Санкт-Петербурге. Ребята проводят митапы, участвуют в организации конференций, делают переводы, обмениваются инструментами для работы.

Ага, людям просто нечего делать. Это как зытычка в бочке. Хочется быть важным, главным, участвовать в конференциях, чтобы подчеркнуть свою значимость. И т.д.

Вообще Аджайл был не про это. Отдельный Скрам-мастер, ещё и без технических компетенций, это бред. Как всегда, отличную идею перевернули наизнанку и испортили...

Печально работать в таких организациях, где один хаос, много ненужных ролей, мешающих активностей. Но зато "модно и молодёжно"...

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

А, я кажется поняла, о чем вы, Илья!

Это не роли внутри организации :) Это внешние специалисты, которые могут быть у Скрам-мастера. Как, например, фитнес-тренер, дантист, личный доктор, пр.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

И хочу добавить про мотивацию вопроса про "кто тебя поддерживает ... (и вот тут все страшные профессии, которые вызвали резонанс)" – Для меня это важно, потому что если у Скрам-мастера есть поддерживающая среда (психотерапевт, коуч, пр), то круто. Если нет – мне нужно будет вдвойне внимательно относится к тому, чтобы это человек не выгорал, ставил перед собой профессиональные цели, достигал их, рос в профессии.
Тут нет логики "нет коуча – не берем" :)))

Я за собеседование хочу понять не только "берем- не берем", но и что для этого человека важно, куда планирует расти, какие уже есть ресурсы для роста, чем я могу ему помочь как старший товарищ, как он заботится о себе. Я строю команду из людей и не готова играть в "взяли-выгорел-ушел-взяли следующего". Мнене все равно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин
ставил перед собой профессиональные цели, достигал их, рос в профессии.

У отдельного скрам-мастера не может быть никакого профессионального роста из-за ограниченности самой профессии. Он может более конкретно погружаться в проблемы конкретной компании или проекта, но профессионального опыта ему это не добавит

Скрам-мастера есть поддерживающая среда (психотерапевт, коуч, пр), то круто. Если нет – мне нужно будет вдвойне внимательно относится к тому, чтобы это человек не выгорал,

Детский сад. Такого сотрудника легко заменить, ибо роль скрам-мастера не уникальна. Если компания будет тратить деньги ещё и на психолога для скрам-мастера, то такая компания долго не протянет на рынке. Поколение снежинок.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

Я верю, что это странно звучит, но я правда не готова "выжигать и заменять". Мы люди, живые.

Мне окей, что у нас разные подходы, разный опыт и разное поколение.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

Про профессиональный рост интересно!

Скрам-мастер заключает в себе 8 направлений (уже скидывала, здесь можно посмотреть https://www.scrum.org/resources/8-stances-scrum-master), при этом некоторые из них – отдельная профессия. То есть реально люди работают фасилитаторами, тренерами, это их единственная профессия, они ей зарабатывают и развиваются в ней из года в год.

Скрам-мастеру нужно освоить несколько, и каждую – на профессиональном уровне. Плюс системное мышление и пр.
Я помогаю как ментор многим начинающим Скрам-мастерм из разных компаний. Паттерн наблюдаю такой: ресурсов (времени, энергии, финансов) меньше, чем зон для роста. Особенно в первые 1-2 года.

Это мои наблюдения, не статистика.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дёмин
учить и развиваться быть фасилитатором

Ммм, а я думал, что этому учат в школе. Если этому надо учиться несколько лет, то человек — просто дебил.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

В системе образования в России нет навыка фасилитации.

Ответить
Развернуть ветку
Иришка Скрыпник

Но как бы было круто, если бы был!

Одна коллега спросила, могу ли я сходить в школу в класс, где учится ее сын, факультативно провести на продленке занятия по фасилитации (правила принятия решений, консенсус, работа в группах, техники фасилитации типа Мирового кафе для проектов учеников). Я согласилась. Она пришла на родительское собрание и предложила. И знаете что? Папы учеников сначала покраснели, а потом начали ржать над словом "фасилитация" :))))

Сказали, детям в 7 классе такое рано.

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Сдобин
я думал, что этому учат в школе.

Подскажите Илья, на каком предмете этому учат? У вас это было в школьной программе?

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда