{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

"Тестировщик" – это просто

Не буду повторяться про большую разницу "тестировщик" и QA. Да, нельзя путать эти понятия. В этой статье мы будем использовать народное слово "тестировщик", а думать про QA.

Недавно я очередной раз услышала, что "тестировщик – это слишком просто". Отнесем в этот скоуп все подобные фразы "тестировщики просто нажимают кнопочки", "легко войти в айти через тестирование", "разработка – это для умных, а в тестировании много ума не надо" и т.д.

Из-за этих заблуждений на рынке очень мало хороших QA
Люди, которые так считают, возможно, априори не смогут “легко войти в айти”. Да и стать крутыми специалистами. Сейчас объясню почему. В этих фразах четко прослеживается: обесценивание чужого труда, незнание особенностей профессии QA, кодоцентричность и отсутствие тактичности. Для QA важно критическое мышление, чего мы не наблюдаем в этих фразах.

Обесценивание чужого труда – это прямой путь к оправданию своей лени.
Лень разобраться, почитать десяток статей и одну книгу. Лень понимать компетентных людей, лень думать.Когда меня спрашивают “Чего ты не хотела бы видеть в команде/компании?”, первое, что я отвечаю, это “Чтобы никто не обесценивал чужой труд”. Такое может встречаться относительно любой профессии. Люди от незнания считают, что тестирование – это просто кликанье на кнопочки, что фронтенд – это изи, что дизайнер – это не серьезно и TypeScript – язык для лохов и т.д. Стоит лишь поработать полгода с тем, что кажется простым, и придет понимание, что у этого есть свое предназначение и без этой составляющей не построить успешный бизнес.

Так что же “сложного” в QA

Выучить список техник тест-дизайна – просто. Понять и научиться их применять – не просто. Это приходит с продолжительным трудом, работой и умением системно мыслить.

Увидеть, что кнопка не работает – просто. Продумать заранее неочевидные сценарии, в которых кнопка может не работать – сложно. Кликнуть на готовую кнопку – просто. Кликнуть на несуществующую кнопку – сложно. Сложно проверить несуществующее. И сложно предотвратить несуществующее. А еще сложнее, когда работа кнопки зависит от других компонентов системы, от нагрузки на сервер и от много чего другого одновременно.

Сказать, что эта кнопка не работает – просто. А понять в каких сценариях она ломается и почему – сложно. Предвидеть аналогичные ошибки в будущем, тоже непросто.

А какие главные и основополагающие качества QA?

  • Внимательность
  • Критическое мышление
  • Честность. Если QA что-то не учел при тестировании, он должен уметь честно и без страха в этом признаться. Важно вовремя и честно говорить о проблемах. Это важно для продукта, для бизнеса, для пользователя. Нормально – что-то упускать, забывать, не нормально – скрывать, забивать.
  • Умение давать честный фидбэк и принимать критику в свою сторону
  • Умение грамотно и четко документировать
  • QA – это адвокат пользователя

Мы говорили сейчас о ручных QA. Но не забываем про ветку QA Automation, где недостаточно всего вышеописанного. При автоматизации вы заставляете тачку воспроизводить код разработчика так, как вам нужно. И предварительно, используя все знания о тестировании и свой опыт, вам нужно определить – как вам нужно.

Каждая профессия несет свою ценность, как и любой труд.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Daniil Gladchenko

Основываясь на своём субъективном опыте, обычно есть 2 вида ручных тестировщиков - те, кто учился на мехматах, профильных вузах и специальностях, но программирование было для них слишком сложным, они не вывозили, а работать в айти хотелось. И вторые - люди со стороны, которые работали в других сферах, но услышали что в айти много платят и ломанулись сюда. Анастасия, вы к какому относитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

И ещё кстати 95% ручных тестировщиков это женщины, по крайней мере в моём опыте. Буквально двух знаю мужчин.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богданов

Процентов 20-25 женщин в QA. В некоторых исследованиях и ниже показатель.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Ну это такой же субъективизм, там исследование одной рекрутинговой компании на основе своих анкет. Если вы сами работаете в айти, то не заметить количественное превосходство женщин над мужчинами в ручном тестировании довольно сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Богданов

Какая у вас выборка? Какая у рекрутеров? Кажется, у последних поболее.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Если брать только последнее место работы, компания 1000+ человек с офисами в нескольких странах. 9/10 ручных тестировщиков женщины, причем не обязательно молодые, есть и 40+ пришедшие из совершенно других профессий. Это же главная точка входа для людей со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда