{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Технический продакт менеджер на примере вакансии Яндекс Go

Я периодически разбираю интересные вакансии, которые, на мой взгляд, сочетают в себе инновационный продукт, серьезную компанию, и при этом не требуют 100500 лет опыта (что редко). Сегодня вместе посмотрим на позицию в платформе для таксопарков в Яндекс Такси.

Почему в больших компаниях

По моему личному мнению, начинать (или продолжать после первой "разминочной" должности) надо пытаться с масштабрых контор. Скорости, задачи и профессионалы там такие, что при правильном подходе и старании можно будет прокачаться очень быстро, и, немаловажно, - иметь весомую строчку в резюме на всю жизнь. Поэтому, кстати, все рабочие соц сети усыпаны "ex Google, ex Facebook, etc" как это ни комично выглядит (а выглядит это и правда забавно), ведь такая "история" влияет на будущие наймы - планке IT-гигантов доверяют.

Еще одно преимущество таких компаний - разнообразность проектов. В том же Booking. com, где я работаю, можно поразвивать и перелеты, и проживание, и всякие музеи, а можно углубиться в платежи, системы маркетинга или залезть в инфраструктуру (что я, кстати, с удовольствием последние 6 лет и делал - и вы можете). И во всех перечисленных департаментах нужны как классические продакты, так и Tech PM, Machine Learning PM и Data Science PM. В сегодняшней вакансии нужен первый из них - технический продакт.

Про продукт

Итак, ребята в Яндекс.Go строят платформу для автоматизации работы таксопарков и, как следствие, интеграции с их приложением. Другими словами таксопарк сможет пользоваться экосистемой Яндекса, например, чтобы менеджить профили водителей и вести учет, строить маршрут или пользоваться платежкой для выплат за поездки. Ну и конечно - он же сможет вызвать API платформы и, например, получить заказ от Яндекса. Не бесплатно, конечно.

Все это значит, что понемногу образуется открытая платформа - вместо того, чтобы растить закрытую систему сервисов, Яндекс открывает свои API, становясь центром всех процессов. Конечно, на это уйдут годы, и начнется все с каких-то одиночных оптимизаций текущих систем таксопарков, но перспективы у проекта завораживающие.

Кстати, студенты нашего ProductDo курса "Tech для продакта" сейчас знающе кивают, у них на домашке как раз огромный кейс-симулятор по платформе такси :)

Про вакансию

Давайте прочитаем вакансию и поймем, что скрывается за короткими строчками. Я вам буду помогать - по должности я сам уже много лет пишу такие строчки. Сначала хорошие новости:

"Работали в роли менеджера продукта более года. Уровень: Младший—Старший"

Ура - не нужно иметь те самые убийственные для большинства новичков 3+ года опыта. Во многом это следствие того, что технических продактов на рынке пока попросту мало. А вот сразу и про это:

"Умеете «смотреть в код»: вам предстоит много общаться с командой разработки и валидировать технические решения. Умеете решать проблемы на стороне фронтенда и бэкенда."

Тут дают понять, что платформа - это не только про кнопочки, а еще и про создание экосистемы API для внешних интеграций, а значит в команде будут, скорее всего, много backend-девелоперов. И с ними надо уметь общаться про продукт.

Продукт в данном случае будет представлять собой набор "видимых" инструментов (frontend) и поддерживающих их сервисов (backend), соединяющих мир Яндекса и мир таксопарков.

Во-первых, это означает, у вас будет куча внутренних стейкхолдеров в виде продуктов/команд Такси, например: карты, платежка, саппорт, поиск автомобиля, личный кабинет водителя и тд. С другой стороны будет толпа внешних стейкхолдеров: таксопарки с разным уровнем автоматизации, требованиями, размером и так далее.

Продакт будет строить слой между двух миров: внутренние сервисы такси будут вызывать его API, чтобы "сказать" что-то таксопаркам, а таксопарки будут вызывать другую часть этого API, что сказать что-то сервисам такси. Платформизация продукта - крайне интересная задача!

Чтобы в ней преуспеть, надо понимать, что такое API, интеграция, архитектура и какие они бывают, как мерить здоровье сервисов с помощью SLI/SLO, как защищаться от аварий (которые в данном случае будут очень больны всем участникам). Технические знания уже стандарт в таких компаниях как Facebook, Google, Booking, Spotify, Uber, Stripe и вот они начинают доходить и до отечественных компаний. О том, что надо (и не надо) знать по теме я рассказываю на своем практическом курсе "ProdoctDo: Tech для продакта". Прокачивайте современные скиллы, это не так сложно, как кажется! Ну а я рад поделиться опытом.

А вот про "смотреть в код" в описании вакансии они, конечно, просто выражаются фигурально - читать и понимать его не придется - это территория девелоперов. Да и с таким количеством стейкхолдеров для этого времени не будет. На это сразу намекает следующая строчка (еще раз напоминая про понимание общей архитектуры-декомпозиции):

"Успешно справляетесь с работой в режиме мультизадачности: можете вести несколько проектов или продуктов одновременно, не теряясь в их декомпозиции. Можете общаться с представителями бизнеса для определения нужных им продуктовых решений и разрабатывать инструменты для их реализации;"

Дальше к техническим знаниям добавляется немного аналитики. На самом деле, если вы способны осилить технические требования выше, то написать запрос в SQL вам будет не страшно:

"Имеете опыт работы с большим объемом данных и умеете не только формулировать задачи для других команд, в том числе для аналитиков, но и не боитесь «работать руками», самостоятельно парсить логи и писать запросы на SQL"

Если по-простому, нужно быть не просто базовым продактом (и задавать правильные вопросы, которые за вас закодят другие), но и уметь задать те же вопросы самим данным с помощью какого-то языка (например, SQL). Этому, кстати, учит мой коллега PM Data Science из Booking в спец-курсе "Принятие продуктовых решений на основе данных". Ну и наконец:

"Cпособны визуализировать свои мысли в виде прототипов пользовательских интерфейсов. Cоздаете понятные презентации."

Тут продакту напоминают, что надо быть не только заумным технарем, а еще двигать продукт в понятном всем направлении и объяснять сложные вещи простым языком презентаций и ясных интерфейсов (будучи при этом заумным технарем "в свободное время").

Итог

Надеюсь, после внимательного разбора стало видно, как же многому на данной позиции можно научиться и сколько же всего построить, если понимать, куда копать. А именно опыт и насмотренность с годами и делают из вас профессионалов.

Если разбор понравился - с коллегами из Booking и Wise мы пишем похожие статьи и даем практические задачки в телеграм-канале "ProductDo: практика продакта" - заходите.

Ссылка на вакансию будет в первом комменте. Надеюсь, было полезно!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Alexey

Если убрать рекламу, статья будет раза в 3 короче.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чуль

Об этом, кстати, рассказывает Максим Ильяхов на своем курсе :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov
Автор

Справедливо, я действительно упоминаю, что это не какие-то волшебные навыки, а вполне себе современная продуктовая "наука", которой можно научиться и смело идти строить платформу хоть такси, хоть перелетов :)

Ответить
Развернуть ветку
Badumirocon

Не уловил в запросах компании поинтов что им нужен продакт.
Почему технический продакт в этом контексте вообще продакт? Если они хотят строить api платформу которая всех удовлетворит, но при этом хотят чтобы этот кандидат в одном лице снимал требование с заказчиков, то это проджект с опытом заказной разработки, и как следствие наличием опыта общения с бизнесом.

Ведь если я хочу развиваться в большой компании имея в приставке своей профессии "продакт", и меня просят писать sql запросики (ну ладно, это еще ок), смотреть сука код, и играть на флейте, но не просят отвечать за метрики, проводить cx и ux с клиентом, и творить все hadi и прочее, то хреновый из меня получиться продакт. Получиться проджект.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Колесников

Интересно, сколько такой специалист может получать)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov
Автор

Да, хочется, чтобы продакты знали, что этим скиллам можно научиться и смело подаваться на вакансию :)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Kalmykov
Автор

Черт, а ссылку-то на вакансию я и забыл: https://yandex.ru/jobs/vacancies/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-go-6984

Они упоминают и про ux, и про требования клиентов, и про "разговор" с данными, и, что делает эту вакансию сложной - еще и хотят, чтобы продакт параллельно построил все это не в виде пары хаков, а платформы.

Но я согласен в том смысле, что тут все зависит от продакта. Если он/она готов взять все в свои руки, то выйдет "инновационный продукт". А если будет ждать пинков таксопарков, то получится "выполнение проектов". Поэтому мне вакансия и понравилась - она таит в себе неочевидную глубину.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кононович

Дичь полная, "ребята" из Яндекс.Go с прокаченными скилами фронт и бэкэнда уже 4 года не могут починить КАЛЬКУЛЯТОР в приложении Яндекс.Про, просто сосчитать баланс они неспособны.
Рейтинг успешно банит водителей за соблюдение ПДД, а "система защиты рейтинга" прилежно удаляет справедливые оценки оставляя несправедливые и не учитывая остальные оценки в истории водителя. Бред короче.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Нежник

Хотел бы работать в международной компании, в том же Booking в качестве UX/UI дизайнера :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда