{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как собрать команду для стартапа

Привет! Я Сергей Будник, CEO первого онлайн-гипермаркета стоковых товаров Least.Sale. За время моей управленческой карьеры я руководил рядом различных стартапов и не понаслышке знаю о том, как важна команда на старте. Более того, я убежден, что 95% успеха любого стартапа заключается именно в команде. Особенно в самом начале пути, когда проекту необходимо “добежать” до первой прибыли и выйти в плюс. Существует два основных подхода в создании сильной команды в зависимости от объема инвестиций на старте.

Если инвестиции есть в достаточном количестве, будет разумно направить их на людей с большой экспертизой. Для этого руководителю важно понимать структуру компании и базовые позиции, которые необходимо закрыть в первую очередь. Например, стартапу в сегменте b2b, на начальном этапе, очевидно, не нужен маркетолог, однако, жизненно необходим опытный Sales.

Специалисты с большим опытом стоят немало, но за этот бюджет стартап получает не только экспертность, но и уже отработанные ошибки, а значит, высокую вероятность, что компания не потеряет время и деньги на неверные шаги.

Как понять, что опытный специалист вам подходит?

  • он настроен на продукт и его успех на рынке;
  • ему созвучны миссия и цели проекта;
  • специалист охотно делится идеями, предлагает план действий и аргументирует его;
  • имеет гибкое мышление и не зацикливается на том, как он “делал всегда”.

Если на начальном этапе инвестиции ограничены, то наиболее оптимальным решением будет взять молодых специалистов за наименьший бюджет. Этот путь является, пожалуй, самым распространенным методом создания команды в стартапах, однако, он же и более долгий, поскольку мы не платим за специалиста сейчас, но платим за ошибки в процессе, вместе нарабатывая экспертизу. Важно помнить, что данный подход содержит большое количество рисков, поэтому здесь все будет зависеть от гибкости команды, того, как быстро компания учится и меняет ситуацию, а также от роли CEO и его стратегических решений.

Как понять, что молодой специалист вам подходит?

  • он замотивирован продуктом, руководителем и командой;
  • обладает высокой инициативностью.

Нельзя сказать, что один из подходов лучше другого. Вопрос заключается только в наличии у стартапа бюджета на специалиста. Кроме того, всегда можно пойти дальше и выбрать “золотую середину”, собрав амбициозных, заинтересованных в продукте людей, которые уже что-то умеют и обладают базовыми компетенциями в своих процессах, но пока не выросли до серьезных должностей.

Как найти специалистов?

Опять же, в зависимости от объема инвестиций, можно воспользоваться услугами рекрутингового агентства или найти специалиста самим.

  • Мы в Least.Sale находили сотрудников как самостоятельно, так и через агентство, но в самом начале пути я рекомендую принцип человеческих коммуникаций и подбора команды “по знакомству”, когда на основе общения с друзьями, владеющими экспертизой, а также их рекомендаций, можно постепенно собрать сильную и инициативную команду. Друзья с экспертизой зачастую также готовы помочь менторством, отдельными консультациями, могут дать совет, на что обратить внимание при рассмотрении кандидата или же сразу кого-то порекомендовать;
  • Если у стартапа достаточно инвестиций и компании сразу необходимы опытные специалисты с максимально быстрым эффектом в самом начале пути, то, конечно, лучше сразу пойти в рекрутинговое агентство для массового набора команды. Поскольку на старте компания имеет пока еще нулевой HR-бренд, то агентство как эксперт, повышает авторитетность компании для соискателя;
  • Есть также третий и, пожалуй, самый сложный вариант – сходу нанять сильного HR инхаус. Однако, в этом случае, есть большой риск потерять много времени на поиски подходящего менеджера по персоналу.
0
13 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Будник
Автор

Обычно, команде даются опционы, которые в России сложно юридически оформить.

Каждый в команде получает свою долю по истечении времени (обычно несколько лет) и при достижении всей командой определенного KPI. Так же оговариваются условия размытия доли при привлечении инвестиций.
Для основателя это более рациональный подход, потому что нет понимания, какие взаимоотношения с тем или иным членом команды будут через год, и какую ценность в итоге он принесет.

Добравшись до раунда, инвесторов информируют, что есть вот такой то пул процентов компании в опционах сотрудников.

Такой пример достаточен для понимания вектора?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
zx80

Как только дошел до перла ",,на начальном этапе, очевидно, не нужен маркетолог.." то понял, что дальше нет смысла тратить время на остальный "полезные" рекомендации ))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Будник
Автор

Это банальный пример приоритизации выбора сотрудников на старте. В ряде проектов можно обойтись без маркетолога на старте, работу которого закроет основатель. Зачастую первые продажи важнее, чтобы получить фитбэк по продукту и первый результат.

Ответить
Развернуть ветку
zx80

простите, ржунимагу..
"...нанять сильного HR инхаус. Однако, в этом случае, есть большой риск потерять много времени на поиски подходящего менеджера по персоналу."

Тоесть искать сильных и подходящих 10 чел (например) в команду - это раз плюнуть, а вот искать 1 нормального менеджера ( который и займется подбором нужного стаффа) - это только зря времяя терять??)))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Будник
Автор

У меня нет опыта или успешного кейса, который я бы знал лично, такого успешного привлечения сильного HR в проект с нуля. Это безусловно возможно, но это очень редкая стратегия на старте.

Ответить
Развернуть ветку
zx80

Сергей, ничего личного,вы такой не один, каждый имеет полное право писАть что хочет и как умеет, но реально, такие вот "дельные" советы от людей, которые слабо разбираются в теме - могут попасть в уши несведущим новичкам, которые примут их за чистую монету , и пойдут наступать на все грабли, и только набив шишек узнАют, что оказывается, можно было сделать правильно

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Будник
Автор

Не пытаюсь давать «дельные» советы или учить кого-то. Я делюсь собственным опытом.

Ответить
Развернуть ветку
zx80

ай-яй-яй!
афтар, это же не Пикабу,
удалять неугодные комментарии - это моветон )

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Будник
Автор

Вроде как никто не удалял никаких комментариев.
Если это вдруг произошло и я ошибаюсь, напишите пожалуйста здесь этот комментарий ещё раз, я обязательно отвечу на него.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда