7 навыков успешного лидера в кризис

Кризис – это время неопределенности и отсутствия финансовых и социальных гарантий. В этот период как никогда актуальными становятся так называемые soft skills или гибкие навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

В отличие от hard skills – совокупности профессиональных знаний и навыков, которые мы получаем во время учебы в школе и университете, гибкие навыки закладываются еще в детстве, а работать над их развитием необходимо всю жизнь.

По данным исследований, проведенных учеными Гарварда и Стэнфорда, 85% успеха человека в профессии составляют именно гибкие навыки, в то время как жесткие – только 15%.

Вы можете быть первоклассным специалистом, но, если в кризис вы потеряли работу, а гибкие навыки – не ваша сильная сторона, вам будет гораздо сложнее найти другую должность или освоить новую специальность.

Разберем подробнее, какие навыки особенно важны в нестабильные времена, и как их можно развивать.

1. Комплексное решение проблем. Сталкиваясь с проблемой, вы можете начать паниковать или спокойно обдумать варианты решения, а в идеале, - обернуть сложившуюся ситуацию вам на пользу. Умение видеть суть проблем и устранять причину вместо того чтобы бороться со следствиями, – это то, что всегда будет цениться в бизнесе.

Как развить?

Воспринимайте проблемы как задачи, которые необходимо решать, и разбивайте решения на небольшие и простые шаги. Любая, самая большая проблема, покажется вам посильной, когда у вас будет готов план действий на каждый день.

Развивайте внимание. В условиях переизбытка информации мы часто действуем на автопилоте, постоянно переключаясь с одной задачи на другую и по-настоящему не фокусируясь ни на чем. Из-за этого мы можем упустить из вида важные вещи и не найти лучшее решение.

Засекайте время (20-25 минут), когда вы будете осознанно и не отвлекаясь на другие дела и гаджеты работать над одной задачей. Затем делайте перерыв 5-10 минут и приступайте к другой. Этот подход значительно эффективней, чем попытка решить 10 вопросов одновременно, параллельно отвечая в нескольких чатах.

Практикуйте медитацию. Согласно исследованиям, чем больше часов человек проводит в медитации в течение жизни, тем более продолжительными являются его результаты в укреплении самосознания, внимания, эмпатии и эмоционального баланса.

2. Внимание к деталям и ценностям. В условиях кризиса формат ведения бизнеса и взаимодействия людей стремительно меняется. Отлаженные процессы больше не работают, приходится импровизировать и изобретать велосипед уже в процессе езды. Важно помнить о ключевых ценностях вашей компании и принимать решения, руководствуясь ими. Именно эта стратегия, а не извлечение прибыли любой ценой, делает компанию успешной и устойчивой для кризиса.

Если ваша продукция или услуги помогают клиенту стать счастливее, а не просто стоят ему денег, то он останется лояльным и в трудные времена.

Как развить?

Составьте для себя список ценностей компании и подумайте, как вы можете реализовать их в новых условиях. Какие детали для вас по-настоящему важны, а какими можно пожертвовать до лучших времен? Например, если вы владеете рестораном и вашей сильной стороной всегда были сервис и высокое качество продуктов, подумайте, как вы можете проявить заботу о своих клиентах, доставляя еду на дом.

Транслируйте ценности компании своим сотрудникам. Это то, что поможет вам оставаться сплоченной командой во время кризиса.

3. Критическое мышление и анализ. Поток информации, который на нас обрушивается сегодня, бесконечен. Без способности критически ее оценивать, вы можете легко потеряться или стать жертвой манипуляции. Это особенно важно в нестабильные период, когда появляется множество «нечистоплотных» предпринимателей, которые пытаются нажиться на других.

Критическое мышление помогает фильтровать информацию, перепроверять факты, искать между ними взаимосвязь и на основе этого принимать собственные решения, а не слепо следовать чьим-то указаниям.

Критически мыслящий человек не поддаётся внушению и воздействию извне. Его сложно обмануть и обхитрить, ему несвойственно принимать опрометчивые решения.

Как развить?

Возьмите за правило не принимать на веру никакую информацию, не проанализировав ее. Даже рекомендации друзей – не тот критерий, которому можно доверять на 100%: то, что хорошо для одного человека, совсем не подходит другому.

Получив новую информацию, оцените ее. Что в ней важно, а что вторично?

Ответьте на несколько вопросов: Понятна ли тема обсуждения? Насколько она раскрыта? Не подменяет ли автор понятия? На какие источники ссылается и можно ли проверить их достоверность? Кажется ли логичной система доводов и доказательств и нет ли между ними противоречия?

Чем более комплексная информация, тем больше вопросов вы должны задать, чтобы считать ее достоверной.

Применяйте полученные результаты критического анализа на практике. Когда вы в состоянии отделить фэйковые новости и мнения диванных экспертов от фактов, вы обладаете преимуществом перед другими: видите ситуацию на несколько шагов вперед, не поддаетесь панике, а значит, не совершаете необдуманные действия.

4. Креативное мышление. Креативность – один из ключевых навыков, который помогает пережить кризис и сделать это время периодом роста. Способность мыслить за рамками шаблонов и находить нестандартные решения – это то, без чего успех сейчас невозможен.

Как развить?

Пример выдающихся ученых и творческих людей показывает, что большинство озарений происходит в состоянии «блуждающего ума» - во время отдыха, когда вы думаете о чем-то другом, или даже во сне. Гиперсфокусированность на проблеме в данном случае вредит, т.к. не дает заметить те самые нестандартные пути решения.

Следуйте этому алгоритму:

- погружение в информацию, постановка цели

- избирательное внимание, направленное на решение задачи, поиск вариантов

- открытое осознание, при котором мы отпускаем поводья, чтобы позволить решению явиться на свет, а потом фокусируемся на нем.

Не отметайте сразу варианты, которые кажутся не слишком удачными на первый взгляд, используйте критическое мышление для их оценки.

Развитию креативного мышления способствует создание новых нейронных связей: старые проторенные тропы в вашем мозгу отвечают за автоматизм, но никак не помогают увидеть то, что выходит за рамки привычного.

Пишите и чистите зубы левой рукой, если вы правша, меняйте маршрут, которым добираетесь на работу, пробуйте разные виды тренировок, играйте в ассоциации, придумывайте нестандартные способы использовать обычные вещи – все эти простые способы заставляют серое вещество мозга генерировать нестандартные решения.

5. Эффективная Коммуникация - Сотрудничество имеет решающее значение в любом бизнесе, а в период нестабильности помогает максимально эффективно использовать ваше время и добиваться своих целей.

Это способность вести переговоры на всех этапах работы, слушать собеседника, проговаривать сложные моменты до того, как они повлияют на работу, находить оптимальное решение для всех сторон. Коммуникация помогает обсуждать рабочие вопросы открыто, вместе корректировать процессы и выстраивать партнерские отношения, чтобы вовремя принять меры, если что-то идет не так. Навык коммуникации — это часть эмоционального интеллекта.

Как развить?

Помните, что ваша задача – не отстоять собственную точку зрения любой ценой, а найти оптимальное решение или добиться поставленной цели.

Говорите по делу, опускайте лишнюю информацию.

Подстраивайтесь под собеседника. Меняйте жанр, стиль, лексический состав своего сообщения в зависимости от образования, возраста, социального статуса тех, с кем вы общаетесь.

Говорите правду. Большинство людей считывает невербальные сигналы, которые подает неискренний человек, поэтому не рискуйте доверием.

Излагайте мысли просто и доходчиво. Заумные слова и сложные конструкции затрудняют коммуникацию. Говорить просто о сложном – это важный и навык, который необходимо освоить, чтобы донести до собеседника свою мысль.

Используйте технику активного слушания (пересказ сказанного собеседником, уточнение, сообщение о своем восприятии). Это покажет собеседнику, что вы слышите и понимаете его.

6. Способность к мотивации. Человек, который умеет мотивировать себя на адаптацию к любым условиям, непременно будет успешным. Такой человек быстро обучается, мгновенно растет в выбранной им сфере, а также самостоятельно развивается - в таких условиях любой бизнес будет процветать. Мотивированный человек всегда ищет новые возможности развития, нередко он не только учится, но и сам становится наставником.

Как развить?

Ищите то, что вас мотивирует в работе, кроме денежного вознаграждения.

Признание коллег, возможность передавать свой опыт, сложные задачи, требующие нестандартных решений, общение с единомышленниками – составьте свой список.

Избегайте рутины, которая ведет к выгоранию. Применяйте креативное мышление для поиска новых, более эффективных способов решения привычных задач, будьте проактивны.

Вдохновляйтесь примером успешных в вашей области людей. Анализируйте их стратегию, обменивайтесь опытом, участвуйте или организовывайте конференции. Увлеченность заразительна и очень мощно повышает мотивацию расти и развиваться.

7. Эмоциональный интеллект. Это один из главных навыков успешных людей будущего. Без него невозможно построить эффективную коммуникацию, развить креативное мышление, видеть новые возможности и управлять ими, извлекая прибыль из ситуации.

Будучи экспертом в области ЭИ, я вижу, как этот навык работает в бизнесе уже сегодня: увеличивая прибыль, расширяя зону влияния, позволяя человеку перейти на новый качественный уровень жизни. Собственники бизнеса понимают, что расслабленное состояние и отсутствия стресса ведут компанию к эффективным нестандартным решениям, позволяющим быть на несколько шагов впереди конкурентов, зарабатывая больше денег, не просто оставаясь на плаву во время кризиса, но и используя это время для роста.

Как развить?

Осознавайте свои эмоции. Для начала поможет ведение дневника, где вы фиксируете свои эмоции каждые 30-60 минут и учитесь отслеживать, что их вызвало. В каких случаях вы реагируете слишком бурно, из-за чего переживаете неоправданно долго. Что, напротив, вызывает у вас радость и приятные эмоции?

Ставьте себя на место других. Понимание причин поведения других людей убережет вас от импульсивных реакций, а значит, сделает общение более эффективным.

Не принимайте никаких решений под действием эмоций, ставьте ситуацию на паузу, чтобы проанализировать свои чувства, увидеть все произошедшее в новом свете и только потом принять взвешенное решение.

Лучший способ прокачать свой ЭИ – это пройти обучение, в котором теория сбалансирована с практическими заданиями, а обратная связь помогает еще лучше разобраться в себе.

Именно такой мой новый курс «Эмоциональный интеллект – без страха в будущее». За 3 недели вы выработаете привычки, которые станут основой для вашей новой жизни – осознанной, успешной и счастливой!

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда