Как я, спустя 4 года фриланса, устраивался в найм

Фриланс это… Пока я писал эту статью, меня отвлекали сообщения от клиентов 24 раза.
P.S. Писал я её в нерабочее время.

Часть первая. Опыт в найме.

Помню в студенчестве, когда я жил в общаге и готовил дома в мультиварке, я думал: «Получается, что если я устроюсь на работу и буду получать 30 тыс рублей, то я раз в неделю смогу ездить в Европу на выходные. What a life… ».

Спойлер: так ни разу не получилось

Еще студентом 4 курса очного отделения мне посчастливилось устроиться работать в Яндекс. Я совмещал работу и учебу, и, закончив университет с красным дипломом, в моём подростковом сознании ярко фигурировала мысль «Я прошел эту жизнь». Нет, ну а как может сложиться судьба человека, который имеет диплом о высшем образовании «с отличием» и уже опыт работы в крупнейшей IT-компании России к 20 годам?

Мама была довольна.

Следующие 4,5 года я работал в Яндексе с мыслями, что стоит мне только разместить своё резюме где-либо, то мне придется постоянно носить с собой powerbank. Так как мой телефон будет быстро разряжаться от звонков HR разных компаний. Но я жаждал романтики. Мысль о том, что можно работать из любой точки планеты меня очень манила. Тогда в wordstat еще была нулевая статистика по слову «удалёнка». А я не понимал зачем обязательно сидеть в офисе с 10 до 19, если уже в командировках я подключал себе виртуальную телефонию и фактически продолжал работать без потери качества из разных уголков России.

Часть вторая. «Простите, а где деньги?»

И вот в 2018 году я покидаю компанию с небольшой «подушкой» (порядка 200-250 тыс) и начинаю пытаться работать "на себя". Для невнимательного читателя я напомню, что я почему-то был уверен, что слово «Яндекс» в моём резюме будет производить такое же впечатление, как это же слово в резюме Аркадия Воложа.

Я начал искать интернет-магазины и предлагать им свои услуги по ведению на маркетплейсе Яндекс.Маркет. Так как последняя моя позиция в Яндексе была «менеджер по работе с агентствами в Маркете», то я видел как много магазинов пользуются услугами агентств и был уверен, что я нисколько не уступлю в качестве последним. А в стоимости услуг уступлю. И тогда точно клиенты будут слать мне гифки «Заткнись и возьми мои деньги».

Как сейчас помню, нашел базу интернет-магазинов, выбирал из них самые крупные, с которыми мне (!) будет интересно работать (прим. автора: ахахахахаха). Оформил для них предложение и сделал первую рассылку. Закрыл ноутбук с мыслями «ну завтра разгребу заявки».

Ну, ЧБД понятно же, да? И если у вас возник вопрос: «Ахаха, а были мысли, что почтовый сервер «упал» и ты просто не получаешь новые письма?», то отвечу… Были!

Тем временем подушка потихоньку заканчивалась. С каждой оплатой аренды квартиры я шел на более крайние для меня меры. И когда денег оставалось на две аренды, я начал план «холодные звонки». Они-то и принесли мне заказ на аудит магазина на 5000 рублей. Я 8 часов сидел в столовой возле дома (тогда мне хотелось работать по-модному, «из кафе», но денег уже хватало только на столовку) и готовил лучший в своей жизни аудит. Я проанализировал не только магазин на Маркете, я чуть ли не написал концепцию развития инстаграма детей Генерального директора магазина. Я старался изо всех сил. В итоге мне, конечно, заплатили, но моя работа явно пошла в стол (заказ был из серии «нужно отчитаться перед начальством, но самому делать лень»). Так я заработал свои первые деньги на фрилансе.

Часть третья. Принятие и совмещение

Постараюсь покороче, так как этому учат на всех курсах по копирайтингу. А я, в моменты отчаяния, проходил и их.

Те 5 тысяч за аудит были приятны, но их хватило не очень надолго. И тут товарищ предложил мне встретиться со стейкхолдером одного стартапа, которому нужен был маркетолог. На тот момент я не знал слово «стейкхолдер», но хорошо разбирался в слове «маркетолог», и уже как минимум умел без рекламного бюджета найти клиента на 5 тыс рублей :) И хоть я совсем не хотел лишаться чувства свободы и запаха столовки от ноутбука, я все-равно решил сходить на встречу.

Это было самое странное собеседование в моей жизни. Я рассказал про себя, они рассказали про себя. Наш опыт никак не соприкасался, ведь я занимался развитием интернет-магазинов, а они делали платформу по автоматизации процессов сервисного обслуживания оборудования. Но то ли я чем-то понравился инвестору, то ли из-за безысходности, они сказали: «Нам нужны такие люди». Я сам себе придумал «тестовое задание»: предложил им что-то накидать по планам моего видения развития проекта. Не уверен, что мои планы кто-то читал, но через неделю мы встретились с СЕО и мне предложили прикольный для меня график работы: 3,5 дня в неделю. Такой формат мне позволял работать в офисе и продолжать развивать собственное дело, поэтому я согласился.

Я очень доволен, что тогда меня нашла эта работа. За 2 года нашего сотрудничества она многое во мне поменяла:

  1. Я полюбил разработчиков.
    В Яндексе меня окружало много разработчиков, но мы почти не пересекались по работе. И они мне казались странными. На новой работе я плотно с ними сотрудничал и подружился. Теперь странными мне кажутся «не разработчики».
  2. Я разлюбил маркетинг.
    Возможно, мне стало от него тошно, так как я был одним маркетологом в компании. Я отвечал за контент сайта, настраивал контекст, писал рассылки клиентам и статьи, выстраивал SMM, делал презентации, анонсировал новые фитчи рынку, выстраивал аналитику и т.д. Естественно, почти без подрядчиков. Естественно, мне не хватало 3,5 дней в неделю.
  3. Мне стало интересно работать над функциональным развитием продукта.
    Мы тогда как и все перешли на Agile и роль Product owner досталась маркетологу, так как я был один, кто на тот момент хоть как-то соприкасался с клиентами. Так начался мой путь в продакт менеджмент.
  4. Мне удалось применить и развить свои сторонние навыки.
    Я увлекался видеопроизводством и делал event видеоролики разным компаниям. Параллельно я начал делать разные обучающие ролики и для компании, в которой я работал. Конечно же, за это никто не доплачивал, но мне было интересно. Ниже пример одного из.
  5. Параллельно я работал с интернет-магазинами и неплохо развивал свой фриланс.

Часть четвертая. Чтобы стать настоящим фрилансером, нужно перезимовать на Бали.

Это самая яркая часть этого рассказа.

Я ушел из компании и начал жить жизнью, о которой я мечтал с Яндекса. Было всё: и серфинг во время обеда, и работа ночью из-за разницы в часовых поясах с Австралией, и работа из палатки в Исландии, и созвоны среди стада марокканских ослов, и разбор рабочих чатов на подъемнике в горах, работа у кладбища на берегу океана на Филиппинах (только там ловил интернет) и многое другое. Моя ответственность, инструменты отложенных сообщений и мобильный интернет позволяли мне путешествовать и не ронять качество рабочих задач. Примерно в таком режиме я прожил следующие 2,5 года. Если учитывать еще 2 года, когда я совмещал работу в офисе и фриланс, то суммарно я провел во фрилансе 4,5 года.

Этого времени мне хватило, чтобы максимально прочувствовать значение буквы «И» в аббревиатуре ИП, немного устать от электронной коммерции, пожениться, прочувствовать всю важность work-life balance и начать чувствовать желание развиваться в новых отраслях.

Я сразу понимал, что мой «пиявочный» бизнес (прим.: выстроенный вокруг работы другого бизнеса) не навсегда, поэтому не сильно расстроился, когда маркетплейсы окончательно убили модель работы с переходом на сайт магазина. Я видел два возможных сценария развития событий: либо я ищу какие новые услуги я смогу предоставлять в рамках новых реалий маркетплейсов, либо я пойду в найм. И я пошел собирать резюме.

Часть пятая. Рынок труда или «Почём продакты? За 150 отдашь?»

Опыт трудоустройства у меня был небольшой. Я всего два раза устраивался на работу и оба раза успешно. Такая конверсия вселяла уверенность, поэтому я собрал в одно резюме всё то, что я умею и разместил его на hh.ru

Как итог: повторение ситуации «ну, заявки завтра разгребу».

Я понимал, что я на длительное время выпал из внешнего мира. И хоть я лайкал посты об успешной карьере моих друзей на фейсбуке, я даже не знал где сейчас лежит моя трудовая книжка. А то, что они теперь электронные для меня вообще было открытием. Поэтому я совершил единственное правильное решение и попросил моих друзей HR-ов посмотреть на моё резюме.

Фидбэк был однозначным

Во-первых, оказывается, 6 страниц никто не будет вдумчиво читать. Хоть мне казалось, что чем подробнее про себя расскажешь, тем понятнее будет рекрутеру.

Во-вторых, это только для меня важно и понятно как опыт в видеопродакшене может помочь в развитии продукта на позиции Product Manager.

В-третих, опыт работы и в большой компании, и в маленькой и на фрилансе скорее, почему-то, отпугивает, чем даёт понять, что человек всё попробовал и принял для себя решение.

Самое трудное после долгой паузы — определиться чего ты действительно хочешь.

У меня было одно резюме на позицию Product Manager, второе резюме на позицию «Креативный продюсер», а откликаться хотелось только на вакансии «Смотритель за пингвинами в Антарктиде» в канале Алёны Владимирской.

Когда я сделал переиздание своего резюме согласно замечаниям, начались первые приглашения на интервью.

В начале я был очень изборчив к компаниям и вакансиям. Я детально и со всей ответственностью вчитывался в обязанности и ожидания работодателей. Но совсем скоро я понял, что требования к резюме у рекрутеров куда строже, чем требования к описанию вакансии. И я начал делить вакансии на 3 типа:

1. Копировальный центр имени Суперджоба Хедхатеровича

Это вакансии, описание которых отличается только блоком «О компании». Все остальное описано общими словами и большими мазками. В таких случаях, соискателю трудно понять на этапе премодерации какого сотрудника ищет компания и какие конкретные задачи перед ним будут поставлены. Нет ощущения, что сама компания точно понимает пользу, которую она хочет получить, наняв нового сотрудника.

2. Аббревиатурный коллапс

Может во мне говорит моя предвзятость, так как я тот человек, который в 2016 году не понимал зачем говорить «кейс», если есть слово «пример». Я с большим скептицизмом отношусь к людям, которые общаются исключительно терминами. Практика фриланса показывала, что когда к тебе приходит новый клиент с конкретным ТЗ: «Нужно снизить ДРР на 7%, увеличить ROI на 12% и LTV на 33%, готов платить только за достижение поставленных KPI», то почти всегда он недавно закончил курсы какой-нибудь Бизнес-молодости. И при более детальном погружении не знает почему он взял именно такие цифры, и чем LTV отличается от Retention. Вобщем, я точно понимал, что я вряд ли сработаюсь с людьми, которые не хотят выражаться человекопонятным языком, поэтому не тратил время HR на мою кандидатуру.

3. Нужно уметь всё уметь

Первое время я уточнял (например, у рекрутеров SkyEng), а точно ли Project manager команды маркетинга должен заниматься организацией мероприятий по тимбилдингу? Потом понял, что такие вакансии хотя бы точно понимают, что они ждут от кандидата и отфильтровывают таких «лодырей», как я.

Есть и четвертый тип вакансий: «Нормальный».

К нему относятся все те вакансии, которые не относятся к первым трем. К такому типу относилась и вакансия от Авито, на которую я решил откликнуться. Я знал, что для более детального изучения твоего резюме в идеале нужно сделать две вещи: написать сопроводительное письмо и попросить кого-то внутри компании порекомендовать тебя.

Мне посчастливилось выполнить обе, поэтому собеседования дошли до 4 этапа: сначала мы поговорили с рекрутером, потом с рекрутером и потенциальным руководителем, потом тесты на когнитивные способности и большое тестовое задание, затем защита этого задания перед будущими коллегами (на этом этапе ты действительно уже как-то осознанно произносишь слово «коллеги»), и затем очная встреча в офисе. Собственно, после очной встречи мне и отказали. Я уже не помню точную причину отказа, потому как ждал итогового решения я довольно долго, и когда мне позвонили с новостями, то я расстроился и за грустными мыслями слабо помню какие-то слова рекрутера. Точно помню, что они были околошаблонными: «нам нужно серьезно поговорить… ты очень понравился, но сейчас наша компания… дело не в тебе…».

Забегая вперёд скажу, что мне пришлось еще услышать много отказов. И я не понимаю, почему ни один HR не хочет сказать человеку правду: «У тебя не хватает такого-то скилла», или «ты слишком свободолюбивый, мы боимся, что это сможет демотивировать остальных сотрудников нашей компании», или «ты просто некрасивый». Потому как, во-первых, это бы позволило человеку поработать над своими минусами, а во-вторых, уберегло бы его от неправильных выводов.

У меня были случаи, когда я точно понимал, что на все вопросы я ответил правильно (они просто были прям с теста GoPractice), этап нашего общения перевалил за тестовое задание (а это значит, что оно их устроило), но все-равно ты получаешь отказ. И тут уже трудно понять, что мне нужно сменить: парикмахера или образ жизни?

После отказа от Авито мою изобрчивость немного пошатнуло. И поэтому следующих 6-7 приглашений я принимал сразу, без глубокого анализа компании и вакансии.

Мне хотелось посетить больше собеседований, сделать больше тестовых заданий, чтобы явно увидеть какие-то тенденции рынка труда.

Объясню: я с одной стороны читаю исследования о том, что в 2021 году компании испытывают «кадровый голод», с другой стороны получаю отказы.

И тут трудно не получить «синдром самозванца», психологическое расстройство и заниженную самооценку. Примерно 2 недели у меня почти каждый день было по 1-2 собеседованиям, в перерывах между которыми я жадно поглощал любую новую образовательную информацию. Я не давал себе ни минуты «провиса»: если ты куда-то едешь в машине, то включи подкаст, если ты работаешь (у меня еще оставались активные клиенты), то открой в отдельном окне какой-нибудь ролик со Школы менеджеров Яндекса, если ты принимаешь душ, то прокручивай в голове подходы приоритезации backlog и т.д. И параллельно устраивай себе нагоняй мыслями о том, что пока ты фрилансил — твои коллеги «качались», и теперь ты ничего не умеешь и никому не нужен.

Если читая предыдущий абзац вы узнали себя, то по опыту скажу: вам сейчас нужно сконцентрироваться лишь на двух вещах: походы в спортзал и медитации (или дыхательные практики). Я понимаю, что если бы мне тогда дали такой совет, то я бы сказал: «Легко медитировать, когда точно знаешь дату получения аванса», но пожалуйста, расслабьтесь. Не загоняйте себя еще сильнее. Мне это совсем не помогло. Ни в одной из компаний, с которыми я общался — я не хотел работать. Я это понимал. Мне просто важно было почувствовать, что я могу кому-то понравится как специалист.

Затем была еще череда интересных событий. Например, когда мне отказало рекрутинговое агентство, которое собеседовало меня на позицию в yclients, а затем ко мне с приглашением на эту позицию пришел сам yclients. Когда меня изнутри рекомендовали в Ozon, а потом 2 недели разные рекрутеры передавали моё резюме между собой, так и не проведя ни одного собеседования и не вернувшись с обратной связью. За это время мне доводилось встречать как и абсолютно безответственных рекрутеров, так и людей, кто глубоко погружался в тему программирования, чтобы лучше понимать разработчиков на собеседованиях.

По итогам почти 2 месяцев поиска работы я скажу следующее: работа большинства рекрутеров мне показалась схожей с работой агентов по аренде недвижимости. Вроде ты сам нашел объявление, позвонил агенту, договорился о встрече, приехал, посмотрел квартиру, а он просто показал тебя собственнику и получил за это комиссию.

Ощущение такое, что живот еще не урчит от кадрового голода.

Заканчивается эта история тем, что 10 января я выхожу на работу. Выхожу на работу в компанию, на которую не делал никакой ставки. Звонок от HR застал меня в неудобное время и я согласился на собеседование просто чтобы подробнее узнать о компании. И именно это собеседование, деятельность компании и будущие коллеги понравились мне больше всего, а компания больше не стала меня мучать, так как старается перейти на режим "one day offer".

И да, выходить на работу после того, как 2,5 года у тебя не было руководства, коллег, квартальных планов, аванса и ДМС - очень страшно. Но, наверное, одной из целей написания этой статьи было желание перечитать её, спустя время, с мыслями "зря ты тогда переживал".

Пожелайте, пожалуйста, мне удачи на новом месте!

0
445 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Малаховский

Удачи на новом месте!

Но по-моему с фриланса не возвращаются.... ну может немножко успокоиться, стабилизироваться.

Ответить
Развернуть ветку
Ленин-гриб

Есть норм компании с норм условиями, где работая можно хорошо зарабатывать + вести свои проекты (если процессы более менее выстроены). Компания ведь не только работодатель, но еще и интересные и полезные знакомства.

Пришел такой, а через годик к владельцу... Есть у меня одна идея... 😉

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrmal

Навальный Олег тоже так думал...

Ответить
Развернуть ветку
442 комментария
Раскрывать всегда