«Лучше два дня вдумчивой работы, чем пять дней в забытьи»: опыт финтеха Bolt, который перешёл на четырёхдневный график Статьи редакции
Стартап из Сан-Франциско — первый «единорог» на техрынке, окончательно сокративший рабочую неделю. О том, что у него получилось, а что пока требует доработок.
Пандемия заставила корпоративную Америку пересмотреть свои взгляды на то, как устроен рынок труда и организована работа. Чтобы привлечь новых и удержать старых сотрудников, компании стали чаще предлагать гибкий график и удалёнку и меньше требовать от кандидатов.
У последних благодаря этому появилось больше шансов найти хорошую работу, пишет Forbes. А деньги постепенно перестали быть единственным стимулом для сотрудников: специалистам хочется уважения и свободного от задач времени, которого хватило бы на личную жизнь.
Один из способов высвободить дни — сократить рабочую неделю с пяти дней до четырёх. Инициативу временно опробовали корпорация Microsoft, краудфандинговая платформа Kickstarter, разработчик Buffer и сервис для оплаты онлайн-заказов в один клик Bolt.
Последний запустил трёхмесячный эксперимент с укороченной неделей осенью 2021 года — чтобы справиться со всеобщим выгоранием. Основная часть сотрудников компании отдыхала по пятницам, а отделы техподдержки и управления рисками получали дополнительный выходной в зависимости от смены.
Всех работников заранее попросили отменить все те совещания, без которых можно обойтись, а также порекомендовали следить за приоритетами по задачам. «Если бы мы этого не сделали, то наверняка не уместились бы в новый график», — рассуждает вице-президент продуктового отдела Bolt Ниша Виктор.
А по окончании эксперимента гендиректор и основатель Bolt Райан Бреслоу провёл среди персонала серию опросов и объявил, что с 1 января 2022 года фирма официально перейдёт на четырёхдневную рабочую неделю. Стартап стал первым «единорогом» на технологическом рынке и одной из немногих компаний в США, которая решилась на шаг, пишет Fast Company.
Сокращённый график не обязывает сотрудников забыть о компьютерах и работе на выходных, говорит Бреслоу. По его словам, четыре дня нужны прежде всего для того, чтобы решить все вопросы с коллегами. В остальные тоже можно посетить отраслевые конференции или закрыть «хвосты» или сходить в поход, помедитировать и провести время с семьёй.
К каким выводам пришла компания
В декабре 2021 года эксперимент Bolt подошёл к концу. Чтобы оценить успехи и выявить проблемы, с которыми компания могла столкнуться, руководство провело два опроса: в ноябре среди всех сотрудников, а в конце декабря — отдельно среди начальников.
Всего в исследовании поучаствовало 80% штата, или около 440 работников:
- 84% отметили, что смогли наконец найти относительный баланс между работой и личной жизнью.
- 86% заметили, что за четыре дня умудрялись выполнять больше задач, чем за пять, и делали это качественнее, чем раньше.
- Около 10% сообщили, что, выходя по собственному желанию на работу в пятый день, они лучше концентрировались и быстрее справлялись с делами.
- 94% высказались за то, чтобы сохранить укороченный график в 2022 году.
Менеджеры, в свою очередь, должны были внимательно следить не только за тем, как справляются их подопечные, но и за тем, удаётся ли им самим уделять командам достаточно внимания и вовремя закрывать всю отчётность:
71% рассказал, что сотрудники успевают завершить все важные задания за четыре дня.
87% сообщили, что командам удавалось поддерживать продуктивность и качество обслуживания на прежнем и должном уровне.
85% отметили: короткой недели оказалось достаточно, чтобы выполнить все командные и индивидуальные приоритетные цели.
- 91% не испытывал трудностей с тем, чтобы находить и правильно распределять время на личные встречи с сотрудниками.
- 91% высказался за то, чтобы навсегда перейти на новый график.
Менеджерам также удалось сократить во время эксперимента количество звонков и совещаний и добиться большей автономности сотрудников во время удалёнки.
«Несмотря на результаты нам ещё есть куда стремиться», — пишет компания. Около 13% сотрудников сказали, что число встреч можно ещё сильнее сократить, и почти 40% признались: теперь они сильнее переживают в рабочие часы, чем во время пятидневной недели.
Начальники, в свою очередь, поделились с руководством мыслями и идеями на будущее:
- Если государственные праздники выпадали на понедельник, вторник, среду или четверг, Bolt объявляла пятницу рабочей. 20% менеджеров предложили сделать пятый день выходным по умолчанию — независимо от обстоятельств, а пропадающие рабочие дни перераспределять в индивидуальном порядке.
- 17% попросили проводить дополнительные тренинги для команд, чтобы помочь им повысить собственную эффективность. Рассказывать им об инструментах для совместной работы вроде Asana и обучать тайм-менеджменту.
- 12% подчеркнули: умение находить баланс между работой и личной жизнью должны демонстрировать прежде всего сами руководители, подавая подчинённым пример.
Общую удовлетворённость работой в новом режиме Bolt измерила с помощью eNPS-метода, задав работникам простой вопрос: какова вероятность, что они порекомендуют фирму другим. Обычно итоговый eNPS-индекс помогает понять, насколько лоялен и вовлечён персонал. Варьироваться показатель может от -100 до +100. Bolt получила +67 — «отличную», по её словам, оценку.
«Перед экспериментом мы выдвинули несколько ключевых гипотез: в условиях четырёхдневной недели у работников появится больше времени на себя, команды будут эффективнее работать с понедельника по четверг и что все станут счастливее. Получается, опрос во многом подтвердил наши предположения», — пишут руководители Bolt.
Молодцы, чё. Интереснее было бы, если результат работы можно было оценить как-то объективно (по бизнес показателям), а не "да, мне так норм, хочу оставить 4 дня"
соглашусь :) гендир, конечно, честно пишет, что пока компания опиралась на общие настроения сотрудников и мнение начальников (работают они с OKR-методом, если интересно), но вопросы к ним уже есть. в твиттере, например, интересуются: сотрудники раньше реально РАБОТАЛИ по 40 часов в неделю и теперь умудряются эффективно выполнять те же задачи, а то и больше, за 32 часа, или же эти восемь часов на самом деле уходили на совещания и прочие прелести, а не на работу. последим за ними в будущем — может чем интересным поделятся
2022 год, люди в твиттере до сих пор думают что 8-часовой рабочий день на 100% состоит из продуктивной работы
Т.е если работать 6 часов то в туалет и на обед уже нельзя?
можно, но если работать 4 часа например, не будет желания каждые 20 минут ходить курить / пить кофе.
В одном случае нужно растянуть работу на 8 часов, в другом успеть сделать работу за 4 часа.
Из 8 часов рабочего времени, офисные сотрудники в среднем работают продуктивно около 3 часов
ссылка на исследование
https://www.vouchercloud.com/resources/office-worker-productivity
Ну или не уложиться в 4 часа, и в итоге полноценно отработать 8 под конкретные задачи. По своему опыту, на полставки примерно так и получалось, за что доплату по часам получал, на что мотивации было куда больше чем при нормированном 8-и часом где только и думаешь когда бы покурить сходить )
Скорее эти люди из разряда 'вот на заводе работают..."
Если тебе нужно отсидеть 40 часов, то и выполнение задач приходится растягивать на 40 часов, а то если быстро все сделать, то будет скучно и нечем заняться
Комментарий недоступен
На практике это редко происходит
В консалтинге, по хорошему, если нет задач, то надо ходить по коллегам искать чем заняться, делать рассылку что ты свободен. Но на практике, это действительно редко происходит, не пойман — не вор, как говорится.
Приход задач в конечном счёте зависит от наличия клиентов, которых не бесконечное количество
Поэтому бурно развивается направление софтверных решений по "учету рабочего времени". И как правило пилоты таких решений даже "из коробки" подсвечивают как минимум ИБД-шников со стажем )))
Ну вот, например, есть 3 заказчика, специалист разослал всем документы на согласование и ждёт ответ. По учету рабочего времени выйдет, что специалист 50% времени ничего не делал. Надо сокращать?
Насчет сокращать - как минимум задуматься сколько таких "ждунов" есть в компании. Если это окончательно приняло системный характер - то очевидно что ресурсы избыточны для таких задач. Если имеет хаотичную закономерность - то как раз именно учет действий и поможет понять "действительно ли нужно 3 или 5 таких ждунов", а может обойдемся одним на полставки.
Нередко работодатели становятся заложниками старых неоптимальных орг.структур и не в состоянии охватить своим пониманием "кто чем занят", собственно автоматизация контроля это помогает сделать.
Теперь про ожидание ответа. У ответа есть сроки. Они вполне нормально рапортуются руководству в формате: "Обещали дать ответ до X числа или Y часов, могу ли я быть чем то еще полезен".
Если вам действительно нечем заняться до момента получения ответов от заказчика и иных задач нет, то это - проблема работодателя либо ваша от того что именно вы подписывали в своих ДИ и ТД.
Если у вас написана муть про "работу работать, быть менеджером по возникающим вопросам с 9 до 18" - то кроме вас в этом никто не виноват" и да, будут иметь за безделье всегда когда захотят.
Не надо ходить в компании которые сами не знают чем вас занять либо на берегу договариваться о "свободном графике" когда есть работа - я в офисе, нет работы - я на связи. В 2022 году к этому уже привыкли и адекватные люди стараются не мариновать "планктон" в офисе.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен