{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Люди больше не хотят гибкого расписания — они хотят полностью контролировать своё время» Статьи редакции

В 2000-х сеть магазинов электроники Best Buy дала полную свободу офисным сотрудникам: разрешила им работать где и сколько они хотят. Подход улучшил производительность компании на 30%, она смогла сэкономить $2,2 млн за три года. Но в 2013 году эксперимент отменили.

В 2005 году Чап Эйкен курировал онлайн-заказы в сети магазинов бытовой электроники Best Buy. Однажды он выключил компьютер около 14:00 и ушёл домой. Другая сотрудница, мать-одиночка Келли Макдевитт, тоже стала заканчивать рабочий день раньше, чтобы забирать из школы своего 11-летнего сына. А Стив Ханс и вовсе начал отлучаться на охоту по рабочим дням.

В других компаниях такое поведение расценили бы как саботаж, но не в Best Buy. В 2000-х в фирме решили провести эксперимент — оценивать эффективность сотрудников не по часам работы, а по фактическим результатам.

Такой подход к управлению персоналом в 2004 году придумали Кали Ресслер и Джоди Томпсон из отдела кадров сети. Новую систему назвали ROWE: согласно концепции, у работников нет обязательных совещаний с начальством и фиксированного графика. К созвону можно подключиться во время рыбалки, а деловую встречу отложить, чтобы поужинать с семьей. Главное — выполнить задачу вовремя и качественно.

«Гудини бытовой электроники»

Best Buy основал в 1966 году американец из Миннеаполиса Ричард Шульц. Изначально магазин назывался Sound of Music и торговал стереотехникой. Он пользовался популярностью среди местных меломанов, ищущих недорогие кассеты, пишет WSJ.

Чтобы заняться бизнесом, Шульцу пришлось заложить дом, но уже в первый год работы Sound of Music принёс прибыль — около $58 тысяч при выручке $1 млн. В следующие десять лет Шульц открыл ещё девять магазинов.

14 июня 1981 года на пригород Миннеаполиса, где находился самый прибыльный магазин сети, обрушился торнадо. Он практически полностью разрушил помещение, но Шульц решил воспользоваться случаем. Все товары он перенёс в другую точку и объявил крупную распродажу.

На рекламу Tornado Sale он потратил $25 тысяч, но выручил ещё больше денег. Покупателей было много: вокруг магазина собралась толпа, образовавшая на парковке пробку.

Магазин после торнадо

После успешного Tornado Sale сеть поменяла стратегию, переориентировалась на массового покупателя и взяла название Best Buy. В 1983 году компания достигала годового объёма продаж в $10 млн. Тогда же у неё появился первый большой супермаркет в Бернсвилле — в его открытие Шульц вложил всё, что у него было.

В 1987 году Best Buy дебютировала на Нью-Йоркской фондовой бирже, а через год стала второй по величине в США сетью магазинов бытовой электроники с капитализацией в $8 млрд.

В 1992 году годовая выручка Best Buy достигла $1 млрд. Но у компании копились долги, и к 1995 году они достигли 72% акционерного капитала. В 1997 году прибыль сети упала с $48 млн до $1,7 млн. Родные просили Шульца уйти из бизнеса, пока не поздно. Он пообещал жене, что так и сделает, но попросил у поставщиков ещё два года, чтобы привести дела в порядок: отложил планы по открытию новых магазинов, пересмотрел всё — от маркетинга до контроля запасов.

Уже в 2001 году Best Buy занимала примерно 21,1% рынка бытовой электроники — против 16,3% в 2000-м и 13,8% годом ранее. По объёму продаж она опередила своего крупнейшего конкурента Circuit City.

В 2002 году Шульц отошёл от руководства. На посту генерального директора Best Buy его сменил Брэд Андерсон, который работал в компании с первых дней её существования. К этому времени количество магазинов Best Buy в США превысило 600.

Best Buy до ROWE

В начале 2000-х Best Buy славилась довольно токсичной корпоративной средой, пишет Bloomberg. Сотрудники корпорации страдали от назойливого начальства и жесткого рабочего графика, который приводил к стрессу и выгоранию.

Один из управленцев требовал, чтобы подчинённые сообщали адреса ресторанов, в которых обедают — он проверял, насколько далеко заведения находятся от офиса, и считал, сколько времени они тратят на перерыв. Другой настаивал на том, чтобы его команда отчитывалась о проделанной работе каждые 15 минут. А лучшим сотрудником называли того, который последним уходил из офиса. За подобные практики ритейлер расплачивался потерянными кадрами.

Так продолжалось до 2002 года, пока в отдел кадров Best Buy не пришли Кали Ресслер и Джоди Томпсон. Они придумали систему, призванную разрушить устоявшуюся бизнес-догму, которая приравнивает физическое присутствие на работе к высокой производительности.

Кали Ресслер и Джоди Томпсон

Девушки понимали, что их идеи слишком радикальны, и начальники-консерваторы вряд ли их поддержат. К тому же навязывание чего-то сверху, по их мнению, неминуемо привело бы к провалу. Поэтому Кали и Джоди готовили революцию с низов: они терпеливо ждали удобного случая, который подвернулся в 2003 году. Двое менеджеров компании пожаловались на экстремальный уровень стресса в офисе. Тогда девушки рассказали им о своих идеях.

Замысел сотрудниц понравился коллегам, и разговоры о нём постепенно стали распространяться по всему офису Best Buy в Миннеаполисе. С каждым днём их идеями «заражались» всё больше отделов и спустя два года добрались до руководства компании.

В феврале 2006 года новая система, предложенная Ресслер и Томпсон, стала официальной частью рекрутинговой программы сети. К концу 2007-го на ROWE перешли все 4000 офисных сотрудников корпорации.

Манифест удаленной работы

Придуманная Кали Ресслер и Джоди Томпсон система управления персоналом называется ROWE — Results Only Work Environment. По сути, она представляет собой модель сдельной оплаты труда. В рамках ROWE у сотрудника нет фиксированного графика, выходных и отпуска, но есть определённая задача, которую ему необходимо решить.

Он сам определяет, как и где он хочет выполнять эту работу: в кофейне в середине дня или дома поздней ночью. Если задача выполнена качественно, ему платят, если нет — ругают, а потом могут уволить.

Старая модель свободного графика сломалась. Люди больше не хотят гибкого расписания. Они хотят полностью контролировать своё время.

Джоди Томпсон

По мнению идеологов ROWE, такой подход к работе должен вдохновить людей вносить личный вклад в развитие компании, а не просто коротать часы в офисе. Главную идею этой системы Ресслер и Томпсон формулируют так: управленец должен руководить процессом, а не людьми.

У ROWE есть и другие принципы:

  • Совещания с начальством не обязательны.
  • Ответственность за результат — главное в работе.
  • Менеджеры не диктуют сотрудникам часы или графики работы.
  • Сотрудники не должны отчитываться о том, сколько часов они провели за работой.

Концепцию ROWE приняли не все. У многих менеджеров, особенно бумеров, она вызывала скепсис. Их беспокоило, что новая корпоративная культура может вовсе разрушить границы между рабочим и личным. По мнению противников концепции, если сотрудник может работать где угодно, он будет работать всегда. Критики называли Ресслер и Томпсон «те двое» и «подрывники».

Споры вокруг ROWE продолжались до тех пор, пока система не показала первые результаты.

Что изменилось в Best Buy

Сначала ROWE протестировали в нескольких отделах, а потом уже внедрили во всей компании. В 2011 году профессор социологии Миннесотского университета Филлис Моэн провела большое исследование, связанное с пилотным экспериментом Best Buy.

Его результаты показали, что перешедшие на ROWE сотрудники в среднем спали перед работой на 52 минуты больше, чем обычно. Они также с меньшей вероятностью чувствовали себя обязанными выходить на работу во время болезни и чаще обращались к врачу, когда это было необходимо.

  • Текучесть среди сотрудников, перешедших на ROWE, составила всего 6% против 11% в контрольной группе.
  • Участники эксперимента сообщили, что у них повысилась энергия и снизился уровень стресса. Они объяснили это появлением чувства контроля над собственным временем и отсутствием необходимости выбирать между работой и семьёй.

В самой Best Buy заявляли, что благодаря ROWE в некоторых отделах компании увеличилась производительность в среднем на 35%. По данным Калли и Джоди, система помогла фирме сэкономить $2,2 млн за первые три года.

Всё наше представление об оплачиваемой работе строилось на конвейерной культуре. Опыт Best Buy показал, что сидение в офисном кресле больше не работает.

Филлис Моэн

Смена руководства в Best Buy и отказ от ROWE

К 2007 году Калли и Джоди уже покинули компанию, но их девизу «важен только результат» Best Buy следовала ещё более семи лет. В 2013 году фирма отказалась от гибкой рабочей среды. Сотрудникам велели вернуться к традиционному графику — еженедельные 40 часов работы в офисе.

Некоторые из 4000 работников, не занятых в магазинах сети, могли воспользоваться программой работы вне офиса. Однако больше они не могли принимать такие решения без одобрения менеджера.

Как пишет New Yorker, и до этого часть сотрудников компании не следовала правилам ROWE: из-за финансового кризиса в 2008 году организация сократила свой штат, а когда ситуация нормализовалась, наняла новых менеджеров, которые ничего не знали о ROWE и работали так, как привыкли.

Новый гендиректор Best Buy Хьюберт Джоли назвал систему фундаментальной ошибкой прошлого руководства. Принципы ROWE основаны на делегировании полномочий — а это не всегда самый эффективный стиль управления, считает он. «Если вы делегируете мне работу по возведению кирпичной стены, вы будете разочарованы результатом», — добавил глава компании.

Роберт Шульц и Хьюберт Джоли

Создательницы ROWE, в свою очередь, назвали решение топ-менеджмента Best Buy вернуться к патернализму глупым. «ROWE используют в качестве козла отпущения на фоне других проблем компании. Избавиться от гибкой среды — легкий, косметический шаг, который не принесёт никакой пользы», — заявила одна из них.

Harvard Business Review писал, что завершение программы — плохая новость, а руководство пытается так сократить расходы, но это всего лишь краткосрочное решение. К тому же издание отметило, что, видимо, Джоли считает, что стресс заставляет сотрудника работать лучше, а повышение его удовлетворённости делает его ленивым.

Что делали Ресслер и Томпсон после ухода

Но конец программы в Best Buy не означал конец ROWE. Ещё в 2007 году американки принялись наводить порядок в других компаниях: выпустили книгу «Почему работа отстой и как это исправить» и основали собственную компанию CultureRx. Она помогает бизнесу перейти на работу «без часов».

Метод ROWE внедрили также в Dynatronix, Watt Publishing, Suntell и ещё более чем в 40 компаниях. Организации, использующие систему, ищут, как правило, способ выделиться в борьбе за кадры, пишет The Atlantic.

Например, образовательный центр в Айове в 2014 году столкнулся с резким сокращением числа учащихся. Выручка организации снизилась, и она больше не могла предлагать сотрудникам высокую зарплату. «Мы искали что-то, что дало бы нам конкурентное преимущество», — говорит Конни Джонсон, директор по маркетингу и коммуникациям.

Требования профсоюзов не позволили центру полностью отменить рабочие и выходные дни, но у сотрудников появилась возможность работать вне офиса. По словам Джонсон, это позволило снизить на них нагрузку. «Теперь я могу работать из McDonald’s. Там чертовски хороший Wi-Fi», — говорит он.

В 2009 году к культуре ROWE приобщился ритейлер Gap. В компании сообщили, что переход на эту систему позволил ей снизить текучесть кадров и сэкономить сотни тысяч долларов за счёт сокращения расходов на это. А в агентстве Mojo Media заявили, что после перехода на ROWE количество сотрудников, которые добровольно увольняются, снизилось до нуля — на этом компания экономит до $90 тысяч в год.

Людям нужно, чтобы им доверяли, и тогда они смогут полностью контролировать своё время. Тогда и только тогда у них появится мотивация не просто выполнять работу, но и действительно нести ответственность за свои задачи.

Джоди Томпсон
0
152 комментария
Написать комментарий...
Алексей Зиборов

Был опыт работы в продажах, когда минимум отчетности и минимум контроля. Работать можно было хоть из дома, хоть из кальянной. По итогу отдел продаж из нас троих продажников, очень ощутимо перевыполнял планы продаж. Выходили работать и после 18, 19 ,,, да хоть 22 00. Выходные и праздники тоже не были препятствием, так как свои дела мы могли делать когда угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Два вопроса:

1. Сколько вы продержались в таком темпе, сохраняя эффективность? Месяц, год, два?

2. Размазанный рабочий график (когда садишься за работу даже после 22:00) – для вас лично это было хорошо или плохо? ;-) Как считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Некоторые фрилансеры-профессионалы, работают по 6-8 часов в день годами. При этом, при работе на американских заказчиков, без проблем подстраиваются под их часовой пояс и созваниваются после 22 часов. Нет совершенно никаких проблем в этом.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

"Нет проблем" – это про какой период речь? Год, два, десять? Или вообще в целом нет проблем на любом периоде?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Ну лично у меня седьмой год уже. Знаю людей, кто с 2009 года так работает, то есть уже 13 лет. Поэтому я и говорю, что нет проблем.

Главное чтобы выполнение задач было поставленных и пара звонков в неделю согласованных и все. Причём и в командах так же работаем, там немного другие правила, например, если команда из СНГ работает на американца, то правило сдать результат сегодняшний до 8 вечера по Москве. А когда ты его делал, утром, в обед или за 10 минут до дедлайна это никого не волнует. Можно его ночью на завтра сделать и сразу кинуть в Слак

Ответить
Развернуть ветку
Диана Ашумова

офисному планктону не понять, не пытайтесь даже объяснять))

важен результат, а не график, всегда.

Компании, которые этого не понимают в нынешнее время, так или иначе загнутся и останутся более гибкие

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Просто нужно попробовать и без объяснения будет ясно. Мы жили в Черногории пару лет, и там я попал на сходку местных русскоязычных айтишников, так как там 3-4 галеры расположены.

Так вот, они пытались меня убедить, что они работают больше, получают меньше, но это лучше. Потому что у них есть ВНЖ, а у меня нет и я должен кататься 50 километров до границы каждые 30 дней. Ответ, что мне не сложно, зато работаю меньше и денег больше, их не устроил.

Так что, я к тому, что тут бесполезно спорить. Нужно попробовать. И вот сейчас, после семи лет, я не знаю даже, что меня заставит вернуться в офис. Только оффер от какой-то крупной компании с переездом, но обычно в моей нише такого нет, в основном нанимают на Апворке

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Я извиняюсь за личный вопрос, но он нужен исключительно для понимания обсуждаемого предмета. У вас дети есть?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Нет, но сразу скажу, что у коллег есть. Близких, коллег, с которыми работаем уже более двух лет. И с этим тоже нет проблем.

Мама вечером на звонке, папа с ребёнком, если нужно, то наоборот. А днём, ребёнок или в садике или с ним няня. Нормальный фриланс, а не подработка на сигареты ВКонтакте, это про деньги, и часто в 2-3 раза больше офисных денег. За счёт этого, фрилансер может решить проблему ребёнка с помощью няни в соседней комнате.

Ну и кстати, это же даже плюс, потому что гибкий график даёт возможность погулять с ребёнком не только в выходные, но и в будний день с 3 до 5 например. На то он и гибкий, что можно подстроиться в любых условиях

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Спасибо за ответы :-) Надеюсь, у вас и дальше всё будет хорошо.

Кстати, самый впечатляющий образец распределённой команды для меня – GitLab. У них 1300 сотрудников, которые работают в 67 странах мира. Офисов нет.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Классно же. У нас конечно не такие масштабы, но у одного из клиентов в Слаке 108 человек. Иногда даже в реале встречаемся)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Вопрос — очень хороший. Да, дети сильно влияют на качество жизни и гибкость карьерных решений в худшую сторону — об этом стоит говорить вслух.
У меня, как можно догадаться, детей нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барская

У меня 4 по детей, мелкой самой 3 года. Я работаю из дома и начинаю работу по местному времени в 6 вечера и работаю до пол второго. Выбрала такой график потому что и днём я с детьми. Дети трое, на семейном обучении. Они с детства готовятся к фрилансу :D

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Nichik

Лично я на PHP, это в основном WordPress и Laravel. Не обезьянка, которая мышкой картинки двигает, а логика для магазинов, какие-то нестандартные подключения платежек, АПИ кастомные итд. В общем, то, где индус за $15 час или наш за $25, не справится.

Крупные компании обычно не ищут такое, поэтому релокация мне не светит, но на WordPress работает почти 30% всего интернета, так что работы огромное количество. Можно и 60 часов в неделю набрать, если денег хочется и скилла хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Hryhorenko

Везде знакомые люди, ты посмотри :)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Это в случае, когда результат зависит от договорённости, то есть от двух людей. Когда людей становится больше, то согласовать их работу становится сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borisenko

1. Сколько нужно долго.
2. Хорошо. А ты как считаешь? ;) Нужно ли больше глупых вопросов, или больше смайликов? ;)

Ответить
Развернуть ветку
149 комментариев
Раскрывать всегда