Как помочь сотрудникам справиться со стрессом. Опыт компании «АстраЗенека»

Согласно докладу Global Human Capital Trends, подготовленному Deloitte, одним из главных трендов 2021 года среди работодателей стал фокус на благополучии сотрудников. Забота о физическом и психологическом состоянии коллег, защита их здоровья и раньше были в числе приоритетов, однако, в связи с пандемией, они стали критически важными для эффективной организации работы, удержания талантов и успеха компании в будущем. О том, как решает данную задачу компания «АстраЗенека», расскажет ее директор по персоналу и внутренним коммуникациям в России и Евразии, Алина Манцева.

Программа благополучия «Жизнь в стиле «АстраЗенека» была запущена в нашей компании в 2018 году. Она включает в себя поддержку сотрудников в нескольких направлениях. Это здоровье, финансовая стабильность, развитие, социальная жизнь, а также безопасная и экологичная среда. В 2020 году мы серьезно трансформировали эту программу, выделив в ней три области: физическое здоровье, финансовое благополучие и психологическое здоровье. В дополнение к уже существующим мерам поддержки, таким как оплата медицинской страховки, дополнительные дни отпуска и больничного, система гибких льгот, мы ввели обязательное тестирование на COVID-19, обеспечение всех сотрудников средствами индивидуальной защиты, материальную помощь для тех, кто заболел или вынужден уйти на карантин.

Адаптация к новой реальности: онлайн-марафоны и виртуальный кофе

В свою очередь, психологическое здоровье стало совершенно новым направлением программы, которое в кризисный период вышло на первый план. Резкие изменения привычного уклада жизни и работы, вызванные пандемией, стали серьезным стресс-фактором для людей. По данным исследования, ежегодно проводимого компанией Gallup, уровень стресса в 2020 году достиг максимума за 15 лет наблюдений: ежедневно стресс испытывает каждый четвертый работник. Это коснулось и наших сотрудников. После введения пандемийных ограничений многие из них работали намного больше привычного, поскольку массовый переход на удаленную работу привел к нарушению баланса между работой и личной жизнью. На первом этапе программы мы разработали памятки и инструкции о том, как эффективно планировать рабочий день при удалённом режиме, цифровом этикете и работе в виртуальной команде.

Другой проблемой стало отсутствие «живой» коммуникации, из-за чего сотрудники перестали чувствовать себя членами одной команды. При этом личное общение напрямую влияет на продуктивность, быстроту принятия решений и генерацию креативных идей.

Именно поэтому мы решили по-новому взглянуть на инструменты внутренних коммуникаций: нам необходимо было обеспечить для сотрудников возможность оперативно общаться с коллегами и делиться важной информацией в режиме онлайн. Мы стали использовать платформу Workplace в качестве корпоративной социальной сети. В ней сотрудники рассказывают о своих проектах, анонсируют предстоящие события, узнают о новых назначениях в компании, делятся публикациями и комментируют их. Благодаря этому ресурсу все члены команды остаются в курсе последних новостей и достижений своих коллег. Сейчас в группе, в которой публикуются новости региона «Россия и Евразия», состоит более 1400 человек – почти 85% сотрудников из России, Украины, Грузии и Казахстана.

Workplace используется не только для обсуждения рабочих вопросов: в корпоративной соцсети создаются клубы по интересам и проводятся онлайн-марафоны и флешмобы. Например, недавно был проведен флешмоб «Добрый трекер», в ходе которого сотрудники ежедневно вносили в специальную систему количество пройденных шагов. Каждый шаг конвертировался в рубли. Собранные таким образом средства были переданы в благотворительный фонд, который оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Очень успешным стал проект «Виртуальный кофе с HR», который мы запустили в пандемию для того, чтобы делиться инициативами команды HR, рассказывать о важных изменениях и отвечать на вопросы. Такой формат нашел отклик у многих коллег и уже стал привычным. Сейчас многие департаменты нашей компании проводят свои «виртуальные кофе» на разные темы и неизменно привлекают внимание сотрудников компании – такие онлайн-встречи собирают до 400 человек.

Первая психологическая помощь

На втором этапе мы существенно расширили программу психологической поддержки.

Во-первых, мы адаптировали существующие digital-инструменты для борьбы со стрессом. В «АстраЗенека» есть внутренний чат-бот SEVA (service virtual assistant), который представляет собой единое сервисное окно для оказания круглосуточной поддержки по различным вопросам. Среди возможностей чат-бота заказ справок в HR-отделе, ответы на типовые административные и юридические вопросы, а также помощь по работе с IT-системами и принятым в компании политикам и процедурам. Во время пандемии мы вместе с экспертом-психологом «научили» чат-бот проводить тест на уровень стресса и давать рекомендации по его снижению. В целом, SEVA – довольно популярный инструмент. Только за 2020 год чат-бот обработал более 4000 обращений от 593 уникальных пользователей. Однако, по вопросам психологической поддержки он оказался менее востребованным: экспресс-тест на определение уровня стресса прошли всего несколько десятков сотрудников. Это еще раз подчеркнуло потребность в «человеческой» коммуникации.

Во-вторых, мы ввели практику онлайн-сессий с практикующим психологом на специальной внешней площадке. Всего состоялось четыре таких сессии, в каждой из которых приняли участие более 200 сотрудников. После каждой из сессии у участников была возможность сделать упражнения, а также получить обратную связь от специалиста. Помимо этого, в корпоративной социальной сети провели неделю ментального здоровья, где приглашенные эксперты рассказывали об управлении эмоциями и оказании первой психологической помощи себе и коллегам.

Наконец, мы запустили внутреннюю программу психологической поддержки Mental Health First Aiders. Сотрудники HR-отдела прошли обучение в Институте междисциплинарной медицины и получили сертификат по оказанию первой помощи в области психического здоровья. Они могут помочь сотрудникам увидеть у себя симптомы выгорания или состояния, близкого к нему, а также дать совет, где можно получить профессиональную помощь.

Принятые меры позволили сотрудникам быстрее и эффективнее адаптироваться к новой реальности. Это, в свою очередь, благотворно повлияло на атмосферу в коллективе. Каждое полугодие мы проводим опрос Pulse, который помогает оценить работу команды HR и определить фокусы для дальнейшего развития. В первом и втором полугодии 2021 года более 90% участников опроса положительно оценили принимаемые компанией меры поддержки сотрудников, отметив, что считают их достаточными.

0
2 комментария
Dmitry

Официальный представитель AstraZeneca?

Ответить
Развернуть ветку
Алина Манцева
Автор

Здравствуйте, Дмитрий!
Я являюсь директором по персоналу и внутренним коммуникациям «АстраЗенека», Россия и Евразия.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда