{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ваше идеальное резюме: 9 рекомендаций от HRD

Привет! Меня зовут Антонина, я – HRD группы компаний Digital Hub. За 20 лет работы в HR я видела тысячи резюме и составила свод рекомендаций, которые помогут соискателям не быть «забракованными» при первом же взгляде на их CV.

В июле 2014 года я уже писала об этих рекомендациях в LinkedIn. Глобально ничего не изменилось, но пару пунктов я все же добавила и сделала список более конкретным.

Важно: цель этой статьи – помочь соискателям находить работу мечты. Я знаю специфику работы эйчаров, знаю внутреннюю кухню, а потому могу дать советы «не с потолка».

Нет никакой формы идеального резюме, как нет двух одинаковых людей, которые его составляют. У каждого свои конкурентные преимущества, на которые надо акцентировать внимание: кому-то для желаемой должности важны профессиональные навыки, кому-то – образование, кому-то – soft skills. При его составлении нужно отталкиваться от своих преимуществ и оценивать, что даст вам больше очков и позволит эйчару оценить их с первого взгляда.

Как HRD группы компаний в IT-сфере (сегодня в нашу группу компаний входят четыре агентства – Кодеры, Резалтика, Qualitica и Селлеры) и человек с опытом, позволю себе выделить ряд ключевых моментов. Надеюсь, кому-то из вас они однажды помогут.

1. Используйте форму резюме с HH

Многие соискатели хотят проявить креативность и верстают свои шаблоны резюме. Не тратьте время и не изобретайте велосипед – пользуйтесь шаблоном резюме HH, который хорошо читается. Рекрутеры привыкают к самым популярным шаблонам: у них заточен глаз, и они быстро и без раздражения могут оценить соискателя. Поверьте – если вы не занимаетесь этим профессионально, то принципиально лучше не сделаете.

2. Уберите лишнюю информацию

Зачем рекрутеру ваш адрес с индексом? Городской номер телефона? Информация о наличии водительского удостоверения или хобби, если вакансия этого не требует?

Если у вас небольшой опыт или его нет совсем, не пытайтесь придать резюме солидности за счет его объема. Убирайте лишнюю информацию, которая не даст вам никаких преимуществ и никак не относится к желаемой позиции.

И, напротив, вспомните все, что напрямую относится к вакантной должности. Например, если вы продажник, указывайте любое повышение квалификации, семинары, конференции – вы осваиваете сферы деятельности компаний, и это отлично. Но если вы – экономист, не пишите про курсы цирковых артистов или школу директоров по персоналу.

Это не шутки :)

3. Соотнесите масштабы опыта и желаемой должности

Когда финансовый директор указывает, что «выполнял приказы генерального» или «работал с документами», его не возьмут на эту позицию. Такой опыт – уровень офис-менеджера, но не человека, который должен инициировать, контролировать, организовывать и разрабатывать. Претендуете на руководящую должность? Позаботьтесь, чтобы стиль изложения ей соответствовал.

Когда я искала человека на руководящую позицию, то получала отклики, где в резюме люди указывали что-то вроде «ответственность, самообразование, исполнительность»... Камон, руководящая должность и так это подразумевает!

В общем, не указывайте низкоуровневые вещи. Будет гораздо лучше, если вы укажите специфический опыт – например, сопровождение M&A-сделок или организацию открытия нового филиала компании.

И да, формулируйте должность четче. Нормально хотеть быть либо генеральным, либо исполнительным – это ок, один уровень, можно быть и тем, и другим. Ненормально хотеть быть одновременно секретарем, менеджером по продажам, бухгалтером, спортсменкой, комсомолкой и просто красавицей. Это разные вещи, и рекрутер в поисках кандидата на конкретную (!) позицию ответит отказом.

4. Адаптируйте шаблонные фразы под себя лично

Когда я писала пост в 2014-м, то это было такой болью, что текст был таким:

Ребята, вы все инициативные, обучаемые, ответственные и пр. Ну не надо этого. Это вам в откровенный минус, правда.

Эйчар

Так оно и есть. Попробуйте описывать шаблонную «исполнительность» иначе – так, чтобы рекрутер понял, как это качество раскрывается в работе лично у вас. Например:

Не весельчак и не душа компании, но слежу за сроками, а еще после меня ни одного бага.

Соискатель

Только не уйдите в крайность и постарайтесь не оригинальничать. Просто меняйте шаблонные описания на те, которые раскрывают вас как личность и профессионала.

Так-то!

5. Не скрывайте свой возраст

Эйчары – не дураки. Сюрприз, но в резюме есть год окончания ВУЗа, годы работы и пр. Да, к сожалению, после 45 лет устроиться на работу объективно сложнее – дискриминация по возрасту в нашей стране все еще есть. Но скрывать возраст– тоже не вариант.

Если вы профессионал, уважайте себя и не доказывайте «прямым текстом», что ваш возраст – не помеха этому профессионализму. Грустно, когда достойные кадры в возрасте пишут про свою энергию и молодость души. Возраст специалиста – это преимущество и опыт.

6. Не оправдывайтесь

Когда половину текста в резюме составляют объяснения причин увольнения, это неадекватно. Если считаете нужным прокомментировать расставание с компанией, делайте это кратко и сдержано.

Вас могут даже не спросить, уволили вас или вы уволились сами. Вас могут не спросить, почему так произошло. Не обвиняйте бывшее начальство и не пытайтесь восстановить справедливость в резюме. Его цель в другом.

7. Указывайте измеримые результаты

«Работал, делал, выполнял указания» – не надо так. Надо вот так: «Стабильно перевыполнял план на 17% / Все проекты были рентабельными / Оборот увеличился на 30% / Выпустил 5 новых продуктов».

Даже если вы – секретарь, то все равно найдете способ выразить вашу полезность, а не просто указать факт нахождения в офисе.

8. Не бойтесь кадровых агентств

Кандидаты, которые тратят время на «просьба кадровые агентства и агентов Кирби не беспокоить» никому не нужны. Если на вас реагирует только Кирби – это ваши проблемы, не выливайте их в резюме.

А вообще, кадровые агентства и внешние рекрутеры – далеко не всегда зло. Зачастую крупные компании нанимают их для закрытия части позиций. Законтачившись с таким рекрутером, можно регулярно получать интересные офферы напрямую, даже если на первую позицию вы не подошли. Кроме того, грубость в ответах внешним рекрутерам может сыграть злую шутку, особенно на узких рынках, где все всех знают.

9. Пишите индивидуальные сопроводительные

Часто люди один раз пишут сопроводительное письмо, а потом откликаются на десятки вакансий и всюду его отправляют. Это ошибка. Сопроводительное письмо нужно составлять, исходя из особенностей компании и акцентов, которые рекрутер указал в описании вакансии. Он, рекрутер, буквально ищет принца на белом коне, который осуществит все мечты компании. Эта метафора действительно наиболее точная.

И тут снова совет не оригинальничать. Компания ищет профессионала, а не странную личность с глубоким внутренним миром, с которым придется оставшуюся жизнь выстраивать отношения.

Рекрутер – это своеобразный фильтр между вами и компанией. Да, с резюме будут работать разные люди, но эйчар – первый из них. Ваша задача – чтобы он увидел соответствие вашего опыта и вакансии, не прилагая усилий. Он ваш партнер, который проведет вас в компанию.

Вакансию нужно «видеть», понимать 3-4 ключевых момента, требования, на которых и нужно строить текст сопроводительного письма.

Что можно:

  • дублировать резюме на почту кадров: откликов на работных сайтах много, и до вашего резюме могут просто не дойти руки
  • звонить и уточнять, получилось ли у эйчаров просмотреть ваше резюме

Что лучше не стоит:

  • прыгать через голову: не пытайтесь избежать общения с рекрутером и сразу начать с генерального, даже если вы очень крут. Генеральный нанял рекрутера, чтобы не заниматься этим самому - такими прыжками вы обесцениваете его профессиональную позицию
  • писать в соцсети и мессенджеры: да, многие рекрутеры по-прежнему оставляют их для личного пользования и не хотят получать там сообщения от кандидатов. Это нормально. В идеале, откликайтесь тем способом, который указан в вакансии, и обращайте на это внимание.

Эйчары – не дьяволы во плоти, а такие же люди со своими задачами. Можете не дружить с ними и не ходить по барам, но постарайтесь помочь им эти задачи решить. Им доверяют, и именно они на 90% участвуют в дальнейшей судьбе кандидатов в компании. Просто поверьте, даже если думаете, что все решает генеральный директор. В конце концов, именно руководители компаний принимают решение о найме эйчаров и отдают им рекрутинг.

Друзья, пишите комментарии, постараюсь ответить на каждый :)

Надеюсь, вам пригодится. Буду рада любой обратной связи, :) Ну и никогда не против дружбы, поэтому всегда welcome.

Спасибо!

0
146 комментариев
Написать комментарий...
AntoN

Методом A/B тестирования выяснил, что многие HR откликаются даже на «пустые» резюме с указанием только инфы о прошлых должностях, сфере деятельности компаний.

Т.е. нет смысла тратить время и что-то расписывать, пустые резюме могут привлечь даже больше откликов, чем подробные резюме при одинаковых должностях и прошлых местах работы.

Даже если в резюме есть больше инфы, всё-равно девочка по телефону будет всё переспрашивать, иногда даже слышен звук клавиатуры — куда-то вбивает ответы.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шинкарев

Поделитесь пожалуйста на какой уровень позиций это распространяется.

Пример: я ищу закупщика полимеров, в резюме в профильной компании указано "закупки", при разговоре я уточняю этот момент и оказывается , что человек работал с канцелярией, а если бы указал это сразу в резюме, то я бы не позвонил и все сэкономили бы время.

Так что если должность подразумевает много вариантов профессиональных навыков и специфик, то лучше это указывать для экономии общего времени.

Ответить
Развернуть ветку
AntoN

Нет информации по уровням позиций, исключительно наблюдения на личном опыте за последние 7 лет.

Как правило, если работа подразумевает специфику, то это указывается в описании вакансии и кандидат уже сам смотрит насколько ему это релевантно.

Рекрутёры чаще всего оценивать релевантность не умеют и не хотят этому учиться, просто отправляют вакансии чтобы кандидат сам себя оценил на сколько он мог бы подойти.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

уже специально капсом выделил пункт "НЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ!"
сразу же прилетают отклики на программиста 1с.
либо алгоритмы хх так работют, либо глаза и мозг рекрутёрок.

Ответить
Развернуть ветку
AntoN

Алгоритм называется «мы вам всё подряд скидывать будем, а вы за нас нашу работу сделайте и напишите если вдруг подходите под требования, а то у меня таких как вы много и не успеваю».

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

вот сейчас пришло письмо, общего в должности только за компом сидеть.
и приписка - если ок, то выполните тестовое задание.
ну я думаю, онлайн-квиз какой-нибудь, тестирование натуральное, ещё какая-нибудь шляпа на 20-30 минут.
а в архиве пдф на 12 листов и приписка сверху, по-англицки, мол, давай-ка за 3 дня сделай!
вот такие неадекваты на водном стадионе страну от вирусов камплюктерных защищают. и набирают таких же, видимо.
название конторы я говорить, конечно, не буду из-за этических соображений.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шинкарев

К вопросу "Кандидат уже сам смотрит насколько ему это релевантно", вы не представляете сколько на позиции с требованием свободного английского откликается людей, которые о его существовании не подозревает. Постоянно на позицию с требованием ОБЯЗАТЕЛЕН опыт международных морских перевозок опасных грузов, откликаются люди, при разговоре с которыми выясняется, что возили они только по РФ, автомобилями и арматуру, а в резюме конечно же об этом ни слова и в итоге это потраченное время и мое и их.

Всегда и везде есть люди непрофессиональные, от этого никуда не деться и мы сами этому не рады, но повлиять на это не можем.
Эта же статья написана профессионалом, чтобы такие спецы могли найти Вас в том числе и повысить Ваши шансы на получение лучшей работы.

Ответить
Развернуть ветку
AntoN

Правило работает в обе стороны. Можно написать много чего и в резюме и в вакансии, но ни кандидаты ни рекрутёры не будут сидеть и вдумчиво читать каждое резюме и каждую вакансию. Пробегутся по диагонали, сверятся с наличием/отсутствием ключевых слов, а всё остальное уже в переписке или на созвоне. Т.е. чем больше инфы в вакансии и резюме, тем меньше вероятности, что оно будет вдумчиво и до конца прочитано.

Если есть что-то важное и критичное, то это логичнее отобразить прямо в названии вакансии. Название обычно все и всегда читают до конца.

Нужен свободный английский? Велкам — название вакансии на английском языке. А описание вакансии на английском сразу отсеет «людей, которые о его существовании не подозревает».

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

вызовут компьютерного мастера, потому что "камплюктер сломался")))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шинкарев

Если бы все было так просто, то и этого диалога бы не было)
Уже только в обсуждении данной статьи одни говорят, что мы в вакансиях ничего не пишем и непонятно на что откликаться, у вас же противоположное мнение.

Все нюансы невозможно отразить в названии, так как у провайдеров есть жёсткие требования к ним.

Ответить
Развернуть ветку
143 комментария
Раскрывать всегда